Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 года N 267


Об утверждении долгосрочной целевой программы "Охрана
 и сохранение историко-культурного наследия
Брянской области" (2011 – 2015 годы)

(с изменениями на 1 февраля 2012 года)


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 21.01.2011 N 24,

Постановлением администрации Брянской области от 18.05.2011 N 447,

Постановлением администрации Брянской области от 05.08.2011 N 713,

Постановлением администрации Брянской области от 18.11.2011 N 1042,

Постановлением администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77.

________________________________

В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации", в целях охраны и сохранения историко-культурного наследия Брянской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 – 2015 годы).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.

Временно исполняющий
 обязанности Губернатора
 А.Н.Теребунов


                                                           Утверждена
                                        постановлением
 администрации Брянской области
                                        от 24 марта 2009 г. N 267

Долгосрочная целевая программа
"Охрана и сохранение историко-культурного наследия
Брянской области" (2011 - 2015 годы)


Паспорт
долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение
историко-культурного наследия Брянской области"
(2011 - 2015 годы)


Наименование программы

"Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 - 2015 годы)

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации"

Государственный заказчик

администрация Брянской области

Заказчик

комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области

Основные разработчики программы

комитет по охране и сохранению историко- культурного наследия Брянской области, органы местного самоуправления Брянской области
(по согласованию)

Цель и задачи программы

цель:

обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области и создание условий для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области;

задачи:

развитие системы эффективной государственной охраны, сохранения и популяризации недвижимых памятников истории и культуры;

развитие юридических, научных, технических, административных и финансовых мер по охране, сохранению, популяризации и восстановлению культурного наследия Брянской области;

формирование эффективного государственного контроля за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Брянской области;

поддержка системы государственного учета и государственного реестра памятников истории и культуры Брянской области;

организация и проведение мероприятий по исследованию, проектированию, ремонту, реставрации, воссозданию и консервации объектов культурного наследия;

информационное сопровождение, издание научно-исследовательских, историко-культурных, краеведческих материалов, проведение научно- практических конференций, семинаров, выставок в целях популяризации культурного наследия Брянской области;

ресурсное обеспечение системы охраны, сохранения и популяризации памятников истории и культуры

Сроки и этапы реализации программы

2011 - 2015 годы

Основные мероприятия

программы

охрана, сохранение, популяризация и ресурсное обеспечение сферы историко-культурного наследия

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области; органы исполнительной власти Брянской области;

государственные организации и учреждения, работающие в сфере охраны, сохранения и популяризации культурного наследия;

общественные, творческие и религиозные объединения;

органы местного самоуправления;

проектные, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке

Объемы и источники финансирования (в ред. постановления администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77)

общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета - 190012,8 тыс. рублей, в том числе:

2011 год - 58470,4 тыс. рублей;

2012 год - 32991,6 тыс. рублей;

2013 год - 32856,8 тыс. рублей;

2014 год - 32847,0 тыс. рублей;

2015 год - 32847,0 тыс. рублей;

объемы средств по программе подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета

  

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (в ред. постановления администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77)

- количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу, - 346;

количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны предметы охраны, установлены границы и разработаны ограничения по пользованию, - 149;

количество исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по разработке, корректировке зон охраны, установлены необходимые ограничения и обременения в отношении хозяйственной деятельности, - 8;

количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны проекты предстоящих ремонтно-реставрационных работ, - 31;

количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния, - 87;

количество изданных научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия - 4

 

Система организации контроля за исполнением программы

контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом

Введение


Брянщина с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом культурного наследия России как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Значительные исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах, искусстве, литературе, музыке, фольклоре и являются хранилищем культурного наследия.

Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.

Памятники истории и культуры Брянской области составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.

Брянская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и, выполняя Закон Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", стремится к обеспечению более эффективной охраны и сохранения, и активной популяризации культурного наследия, расположенного на ее территории, для чего, исполняя данную программу, берет на себя обязательства:

a) проводить общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в областные целевые социальные программы;

б) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие памятникам;

в) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;

г) содействовать развитию системы переподготовки, подготовки и повышения квалификации кадров.

Каждый объект культурного наследия:

1) представляет собой уникальную ценность для Брянщины и является неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации;

2) обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;

3) является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

4) представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

5) ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

6) влияет на решение вопросов в отношении инфраструктуры, непосредственно связанной с объектами культурного наследия, в том числе в части отношений, регулируемых гражданским, градостроительным, земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Согласно требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации. Вместе с этим объекты наследия могут и должны рационально использоваться, приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в процесс социально-экономического развития населения с использованием самых разнообразных экономических, правовых, и нравственных регуляторов.

При реализации государственной политики по вовлечению объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития нашей области скоординированная работа региональных органов государственной власти должна проводиться при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления и широкой общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений, различных обществ любителей старины, локальных культурных обществ и иных организаций гражданского общества.

Проблема рационального использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших. Однако ее решение играет ключевую роль в осознании населением области реальной ценности культурного наследия Брянщины, обеспечит необходимые условия для развития современной идеи возрождения Брянской области и в результате позволит создать современную систему сохранности объектов культурного наследия.

В этом контексте разработана долгосрочная целевая программа "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 - 2015 годы).

1. Недвижимое культурное наследие Брянской области


На территории нашей области сконцентрировано большое количество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на конец 2008 года в списке памятников истории и культуры насчитывается 3262 объекта культурного наследия, из них 63 имеют статус объектов федерального значения (включая комплексы и ансамбли) и дополнительно 490 объектов археологического наследия отнесены к категории федерального значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", 1941 - регионального значения.

2. Территории историко-культурного назначения


2.1. Исторические поселения

Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 году постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В Брянской области к историческим относятся 13 поселений. В исторических поселениях должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Статус исторического поселения должен явиться отражением и закреплением специфики социально-культурного и хозяйственного развития исторического города или села и обеспечить содержание двух основных составляющих.

Первая из них связана с признанием ценности историко-культурного наследия в данном поселении и, соответственно, созданием условий для функционирования системы конкретных мер по его охране (выявление, постановка на учет, зонирование территории и режимы использования земель, осуществление охранных и реставрационных работ, контроль и т.д.). Вторая составляющая предполагает создание экономических условий сохранения и использования наследия, обеспечивающих по мере необходимости замещение бюджетного финансирования работ по сохранению и восстановлению объектов наследия негосударственными инвестициями в реализацию государственной программы развития каждого исторического поселения.

2.2. Музеи-заповедники и достопримечательные места

В Брянской области должны быть поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (достопримечательные места). В настоящее время в области существует лишь один музей-заповедник. Он организован на базе музея-усадьбы выдающегося поэта и дипломата Ф.И. Тютчева.

Благодаря статусу музея-заповедника удалось воссоздать и в перспективе обеспечить сохранность объекта культурного наследия как целостного историко-культурного комплекса.

Новые музеи-заповедники должны быть сформированы на базе исторических поселений, связанных с освоением нынешней территории Брянской области, - территории с уникальными археологическими памятниками, объектами военного наследия, производственного наследия и др. Именно через музеи-заповедники может происходить культурное и туристское освоение регионов.

Дворянские усадьбы в свое время сформировали удивительный пласт культуры, который получил яркое отражение в национальном наследии. На базе Овстуга и Красного Рога были созданы музеи-усадьбы Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Однако подавляющая часть старинных усадеб либо уже погибла, либо находится в катастрофическом состоянии из-за недостаточного внимания к этим архитектурным и ландшафтным памятникам. Сохранить оставшиеся крупицы усадебной культуры от полного уничтожения - задача, поставленная в данной программе.

Основные проблемы оптимизации режима охраны на особо охраняемых территориях и в музеях-заповедниках локализуются в сферах землепользования и градостроительства. Приватизация и оборот земель, проводимые зачастую без должного учета их специфики, как входящих в состав земель историко-культурных или граничащих с такими землями, весьма негативно отразились на состоянии многих культурных ландшафтов. В результате в очень опасном положении оказываются многие археологические памятники, угрозу которым представляют как непродуманные земельные работы, так и прямое разрушение в результате нового незаконного строительства. К этой проблеме следует отнести освоение земель памятника археологии Вщиж.

3. Современное состояние объектов культурного наследия


К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников истории и культуры Брянского края находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разруши-тельных воздействий природных процессов.

Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие ХХ века объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация, консервация и т.д.), а также заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере. Несмотря на то, что с реализацией областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2010 годы" ситуация в сфере охраны и сохранения культурного наследия области несколько улучшилась, техническое состояние памятников истории и культуры почти на 75 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 60 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов. К ним относятся такие широко известные в России архитектурные комплексы, как усадьбы графа Завадовского в селе Ляличи Суражского района, Безбородко в селе Гринево Погарского района, Гулевича в селе Мирковы Уты Выгоничского района, Миклашевского в селе Понуровка Стародубского района и многие другие. Необходимо выполнить вторую очередь реставрационных и восстановительных работ музея-усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге Почепского района.

Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Их осталось единицы. Среди них объекты культурного наследия в селах Елионка и Понуровка Стародубского района, Красный Рог Почепского района, Душатино Суражского района и храмовые объекты в ряде других районов.

Состояние исторических поселений близкое к критическому. Ведется необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях. Примером может служить интенсивное освоение исторической среды в последние десятилетия в Брянске, Стародубе, Трубчевске и других городах области.

Резко снизилась культура исполнения реставрационных работ. Часто это не реставрация, а непрофессиональный ремонт. Требования Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Необходимо поставить запрет такой реставрации. Нельзя подменять подлинные памятники истории и культуры путём замены их на копии из современных строительных материалов.

Современное положение в сфере сохранения объектов наследия характеризуется полномасштабным проявлением сформировавшихся в предшествующие годы тенденций негативного воздействия техногенных и экологических факторов на памятники истории и культуры. Все более явно дают знать о себе последствия накопления многолетнего груза экологических воздействий и их кумулятивного эффекта для памятников, демонстрируя, таким образом, переход количественных изменений в качественные. Особое внимание обращают ученые на то обстоятельство, что большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»