АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2006 года N 811


О концепции управления демографическими процессами
 в Брянской области на период до 2015 года


В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года, Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, и постановлением администрации области от 14 ноября 2006 года N 662 "О создании координационного совета по демографической политике в Брянской области", в целях координации деятельности по улучшению демографической ситуации, постепенной стабилизации численности населения и формирования предпосылок последующего демографического роста органов исполнительной власти всех уровней с общественными организациями, средствами массовой информации, активным участием самого населения

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию управления демографическими процессами в Брянской области до 2015 года (далее - концепция).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями концепции:

2.1. До 20 января 2007 года внести свои предложения по решению первоочередных задач областной целевой программы "Демографическое развитие Брянской области на 2008 - 2010 годы".

2.2. Разработать аналогичные программы, направленные на улучшение демографических показателей муниципальных образований.      

2.3. Ввести в практику оценку эффективности работы органов исполнительной власти (демографические показатели рождаемости, смертности, притока и оттока переселенцев).

3. Рекомендовать территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Брянской области обеспечить проведение ежеквартального мониторинга состояния демографической ситуации на территории области с последующим направлением результатов в администрацию области.

4. Комитету по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрация области совместно со структурными подразделениями администрации области, органами исполнительной власти, террито риальными федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления разработать план мероприятий на 2008 - 2010 годы по реализации концепции управления демографическими процессами в Брянской области.

5. Руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления по истечении полугодия до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать координационный совет по демографической политике в Брянской области об исполнении плана мероприятий по реализации концепции управления демографическими процессами в Брянской области.

6. Информационно-аналитическому управлению администрации области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Старченко Т.А

Губернатор
     Н.В. Денин



Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 25 декабря 2006 г. N 811

     

Концепция
управления демографическими процессами
 в Брянской области до 2015 года

Концепция управления демографическими процессами в Брянской области до 2015 года (далее - концепция) разработана на основании Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, в соответствии с постановлением администрации области от 14 ноября 2006 года N 662 "О создании координационного совета по демографической политике в Брянской области" и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов в Брянской области.

В данной концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Брянской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.

Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.

Современная демографическая
 ситуация в Брянской области


Демографическая ситуация, сложившаяся в области, характеризуется сложными процессами в общественно-экономическом развитии и является отражением демографических процессов, происходящих в стране в целом.

Сохраняется отрицательный естественный прирост, который в 2005 году составил 10,8 на 1000 населения, что в 1,8 раза выше соответствующего показателя по Российской Федерации в 2005 году (-5,9). В 1986 году данный показатель составлял 5,0 на 1000 населения.

На 1 января 2006 года численность постоянного населения области составила 1331,4 тыс. человек, сократилась за 2005 год на 15,2 тыс. человек (умерло - 26495).

Основные причины смертности: болезни системы кровообращения (63,3 проц.), несчастные случаи, отравления и травмы (13,5 проц.), новообразования (10,7 проц.).

   Несмотря на то, что последние 10 лет уровень рождаемости увеличился

Серьезные опасения вызывает фактор ухудшения здоровья населения, прежде всего материнского и детского.

Каждые три женщины из четырех имели в прошедшем году осложненное течение беременности.

Наиболее часто встречающимися заболеваниями у беременных женщин являются анемия (40,6 проц. от общего числа заболеваний), болезни мочеполовой системы (28,3 проц.), поздний токсикоз (21,35 проц.), болезни щитовидной железы (15 проц.).

У 70 проц. женщин, родивших в 2005 году, имели место осложнения во время родов и послеродовом периоде.

Рост заболеваемости женщин сказывается на их детородной функции, а в последующем и на состоянии здоровья детей.

В 2005 году пятая часть детей при рождении имела различные группы риска по развитию, из общего числа родившихся 22,2 проц. детей были недоношенными.

В числе умерших детей и подростков от 0 до 15 лет дети, не дожившие до одного года, составили 66 проц., в числе умерших детей до одного года, новорожденные составили 41 процент.

Более 43 проц. случаев приходятся на состояния, возникшие в перинатальном периоде (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка), то есть заболевания, тесно связанные с репродуктивным здоровьем матери.

Почти 25 проц. в структуре младенческой смертности составляют врожденные пороки развития, что требует совершенствования медико-генетической службы. Около 10 проц. детей младенческого возраста погибают от социальных причин (травмы, отравления, несчастные случаи).

В Брянской области остается высоким показатель смертности (19,8 человека на 1000 населения) как по сравнению с общероссийским (16,1), так и со средним по Центральному федеральному округу (17,4).

Особую тревогу вызывает высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. В 2005 году в области в трудоспособном возрасте умерло населения больше (8196), чем в 2004 году, на 10,9 проц., или на 806 человек. Из числа умерших в рабочем возрасте мужчины составили 83,4 проц., смертность трудоспособных мужчин в 5 раз превышает смертность их сверстниц.

В структуре смертности трудоспособного населения в 2005 году ведущее место заняли болезни системы кровообращения - 31,2 проц. от общего числа умерших.

34,2 проц. умерших в рабочем возрасте стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства). Среди них особое внимание заслуживают причины, связанные с отравлением алкоголем и самоубийством, они занимают 25 процентов. Чаще такие случаи наблюдаются в городской местности, что составляет 57,7 проц., в основном страдает мужское население.

Высокий уровень смертности сохраняется во всех классах причин, в том числе от травм, полученных при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Аварийность на автомобильном транспорте в настоящее время превратилась в одну из важнейших социально-экономических и демографических проблем. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности, так как наряду с материальными потерями ежедневно в области погибают один-два человека, около шести получают травмы различной степени тяжести.

Начиная с 2001 года в регионе отмечается значительный рост аварийности на автотранспорте. Всего за последние пять лет количество ДТП возросло на 28,1 проц., число погибших - на 20,6 проц., раненых -на 39,3 процента. Число погибших на 100 тыс. жителей в области, как и по стране в целом, в три раза выше, чем в развитых западных странах. По сравнению с прошлым годом смертность от травматизма возросла на 7,5 процента.

В 2005 году ожидаемая продолжительность жизни населения Брянской области составила 65 лет, в том числе у мужчин - 58, у женщин - 72,9. Ожидаемая продолжительность жизни в Брянской области также ниже общероссийского показателя (65,9) и среднего по Центральному федеральному округу (66,7).

Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в будущем негативно отразится на формировании трудовых ресурсов, вызовет дефицит рабочей силы и снижение экономического потенциала Брянской области.

При сохранении негативных тенденций демографического развития прогнозная численность населения в Брянской области в 2026 году уменьшится на 178,6 тыс. человек и составит 1152,8 тыс. человек.

Сложившаяся демографическая ситуация требует особого подхода и объединения общих усилий всех структур власти для преодоления негативных тенденций, стабилизации численности населения Брянской области и формирования предпосылок к дальнейшему демографическому росту.

Цели и задачи демографического
 развития области

Целью демографического развития Брянской области является комплексная реализация трех направлений: укрепление здоровья и снижение смертности населения, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков.

В основе данных направлений лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения роста доходов населения, доступного и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан.

Задачами демографического развития Брянской области являются:

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья, снижение смертности населения, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

реализация государственных гарантий по обеспечению детей, беременных женщин качественной, бесплатной медицинской помощью, максимально сохранив доступность дорогостоящих видов помощи;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем снижения заболеваемости, профилактики травматизма и отравлений;

снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, оказание доврачебной медицинской помощи при совершении ДТП;

улучшение качества жизни хроническим больным и инвалидам путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан путем увязки программ подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозами потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации, организации информационного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;

обеспечение ежегодного роста реальных денежных доходов семьи, позволяющих реализовать их репродуктивный потенциал путем обеспечения поддержки предпринимательской инициативы граждан, роста заработной платы в тесной увязке с результатами профессиональной деятельности и квалификацией, искоренения теневых схем выплаты заработной платы в целях обеспечения прав граждан на достойную пенсию и установление законодательством социальных гарантий;

дальнейшее совершенствование структуры и содержание работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

проведение мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов, особо уделяя внимание созданию условий, максимально приближенных к домашним, в учреждениях стационарного обслуживания;

регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.     

Приоритеты
демографической политики в области охраны здоровья
 и увеличения продолжительности жизни населения


Приоритетами демографического развития в данной области являются:

укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, формирования в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий и создание условий для этих целей;

приоритетное выделение средств на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка из общего объема средств, выделяемых из областного бюджета на здравоохранение;

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;

разработка и внедрение прогрессивных перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров, разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий, диагностики, проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;

укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, отдыха и оздоровления, а также путем создания таких структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и учебных заведениях;

диспансеризация детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний, путем разработки мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам, детям;

аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда.

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями;

развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов;

формирование здорового образа жизни путем организации и проведения пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи);

обеспечение поддержки благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»