Действующий

Об утверждении областной целевой программы «Молодежь Брянщины на 2006 - 2008 годы» (с изменениями на 23 января 2008 года)

Основные положении программы

                     

Заказчик программы - администрация Брянской области.

Настоящая программа разработана во исполнение Законов Брянской области «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области», «О разработке и реализации областных целевых программ».

Основной разработчик программы - комитет по делам молодежи администрации области.

Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Молодёжь является стратегическим и трудовым ресурсом развития общества, который необходимо учитывать, сберегать и разумно использовать.

Основной задачей является создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества в Брянской области.

В результате анализа проблем молодежи и молодежной политики на территории Брянской области была выявлена проблема неполной включенности молодежи в жизнь общества.

Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи, росте ее социальной апатии, криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации.

В настоящее время особенно остро стоит проблема нормативно-правового обеспечения государственной молодёжной политики.

Ряд федеральных законов содержит отдельные нормы по вопросам молодёжной политики и в большинстве субъектов Российской Федерации приняты соответствующие законы, однако в связи с проведением бюджетной реформы и разграничением полномочий между различными уровнями власти складывается ситуация, при которой в муниципальных образованиях ликвидируются органы по делам молодежи, прекращается финансирование программ молодежной политики и, как следствие, исчезает сама система работы с молодежью.

Но наряду с негативными тенденциями немаловажным является гот факт, что с органов местного самоуправления, как и с исполнительных органов субъектов Российской Федерации, не снимается задача по реализации многих направлений государственной молодежной политики. Исходя из этого, органам местного самоуправления придется решать данные задачи.

Немаловажная роль в организации системы молодежной полигики в Брянской области будет отведена областным органам исполнительной власти.

Программа «Молодежь Брянщины» является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной полигики на территории Брянской области, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений.

В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", федеральная целевая программа «Молодежь России на "2006 - 2010 гг.», федеральная целевая программа «Военно-патриотическое воспитание на 2006 - 2010 годы», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, законы Брянской области «Об образовании», «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области», концепция патриотического воспитания молодежи.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны' и ее трудовая деятельность в большей степени чем ее родителей станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть и развитие политической ситуации в стране. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55, - 45%. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Брянской области. Даже после принятия нового Жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации.

Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, который выгодно отличает ее от других групп населения и в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения.

Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4%).

Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год.

За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек, 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

Ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в области лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти, сохраняется высокий уровень' преступности в молодежной среде, распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70% лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.

В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.

Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.

Сроки реализации и прогнозируемые результаты программы

Программа будет реализована в период 2006 - 2008 годов, последовательно в течение каждого финансового года в три этапа. В начале каждого этапа происходит уточнение и изменение как финансовых показателей, так и программных мероприятий.

Реализация программы позволяет осуществить:

воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;