Недействующий

БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  30 ноября 2005 года N 223-п


Об утверждении программы реформирования финансов
 муниципального образования - город Брянск на 2006 - 2007 годы


С целью совершенствования принципов, механизмов и технологий функционирования органов исполнительной власти и приведения их в соответствие с происходящими изменениями в экономике, финансах и социальной сфере, а также для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и результативности деятельности органов исполнительной власти, улучшения качества жизни населения, Брянский городской Совет народных депутатов

постановил:

1. Утвердить Программу реформирования финансов муниципального образования - город Брянск на 2006 - 2007 годы согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

3. Постановление опубликовать в муниципальной газете "Брянск".

Глава городского самоуправления -
Глава города Брянска
И.Н.Тарусов



Приложение
к Постановлению
Брянского городского
Совета народных депутатов
от 30 ноября 2005 г. N 223-п

Программа
реформирования финансов муниципального
 образования - город Брянск на 2006 - 2007 годы

1. Введение


Настоящая Программа реформирования системы управления финансами муниципального образования - город Брянск (далее - Программа) разработана на основе приоритетов развития финансов города Брянска, исходя из сложившегося их состояния, и направлена на реформирование системы управления финансами города.

Под муниципальными финансами города понимается совокупность денежных и имущественных активов, объединяющая:

- бюджет муниципального образования - город Брянск (далее - бюджет Брянска);

- имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями Брянска;

- активы муниципальных унитарных предприятий, доли и пакеты акций хозяйственных обществ, находящихся в собственности Брянска.

1.1. Цели и задачи реформирования


Основными целями реформирования системы управления финансами Брянска являются:

- повышение эффективности функционирования системы управления финансами для обеспечения дальнейшего социального развития Брянска, повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни жителей Брянска;

- создание благоприятных условий для экономического развития Брянска и привлечения инвестиций;

- получение положительных оценок проводимой органами местного самоуправления Брянска бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения Брянска.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

1. Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета Брянска:

- совершенствование системы бюджетного планирования и внедрение системы средне- и долгосрочного финансового планирования, включающей планирование текущих расходов, инвестиционное планирование, планирование долговой политики;

- формирование бюджетно-финансовой политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию бюджетных услуг;

- проведение реструктуризации бюджетного сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет изменения форм бюджетных учреждений, планирования результатов их деятельности;

- обеспечение реалистичности бюджета, выполнение обязательств перед бюджетополучателями и поставщиками продукции для муниципальных нужд, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы управления муниципальными финансами.

3. Повышение эффективного механизма управления муниципальной собственностью, инвентаризация муниципального имущества и независимая оценка ее рыночной стоимости.

4. Внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, комплексная автоматизация бюджетного процесса, совершенствование казначейского исполнения бюджета, внедрение современных информационных технологий для управления финансовыми ресурсами Брянска и формирования единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.

5. Создание эффективной системы управления долгами Брянска.

6. Обеспечение устойчивости финансовой системы Брянска при возникновении отклонений (управление рисками).

7. Совершенствование механизма координации всех звеньев системы финансового управления между собой и другими системами.

8. Совершенствование функции контроля и проверки финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализа финансовых результатов.

1.2. Исходное состояние


Текущее состояние управления финансами Брянска свидетельствует, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджета города Брянска.

Бюджет города Брянска в последние годы утверждается до начала финансового года. Постановление Брянского городского Совета народных депутатов "О бюджете города Брянска на 2005 год" принято 23 декабря 2004 г. N 890-п.

Бюджет носит открытый, прозрачный характер. Расходы бюджета утверждаются по главным распорядителям бюджетных средств в разрезе разделов функциональной и ведомственной классификации, целевых статей и видов расходов, статей экономической классификации.

В ходе рассмотрения проекта бюджета Брянска проводятся депутатские слушания, проект бюджета рассматривается на всех комитетах Брянского городского Совета народных депутатов. Постановление Брянского городского Совета народных депутатов о бюджете публикуется в средствах массовой информации.

Отчет об исполнении бюджета города Брянска ежеквартально представляется для рассмотрения в Брянский городской Совет народных депутатов. Годовой отчет об исполнении бюджета города Брянска утверждается постановлением Брянского городского Совета народных депутатов и публикуется в печати.

Налоговая и бюджетная политика в городе Брянске ориентирована, прежде всего, на создание благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности организаций, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса, улучшение налогового администрирования и повышения на этой основе собираемости налогов, совершенствование системы эффективного управления муниципальной собственностью.

Место, занимаемое бюджетом в финансовой системе города Брянска, определяет значение бюджетного права в финансовом законодательстве. Общие подходы в его развитии проявляются, прежде всего, в основных принципах. Одним из важных принципов бюджетного права является требование полноты бюджета, в соответствии с которым все прогнозируемые доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Исходя из данного контекста, исполнительная власть города Брянска не должна иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрено бюджетом. Все доходы и расходы без уменьшений, вычетов или смешений в обязательном порядке получили санкцию представительной власти и находятся под контролем Брянского городского Совета народных депутатов.

Важной характеристикой функционирования финансовой системы во времени является принцип ежегодного утверждения бюджета города Брянска. Принцип единства и полноты бюджета не создает привилегированное положение для отдельных статей при определении целесообразности и приоритетности муниципальных расходов. При формировании доходной базы муниципального образования используются прогнозируемые макроэкономические показатели города Брянска. Кроме того, более эффективное использование муниципального имущества, доходы от которого не учитывались при формировании межбюджетных отношений.

Привлечение ресурсов, отражаемых как муниципальный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых постановлением о бюджете города Брянска. Общий объем долга не превышает доходы бюджета без безвозмездных перечислений из других уровней бюджетов. При планировании операций в сфере муниципального долга городская администрация выступает в качестве гаранта по обязательствам третьих лиц лишь в исключительных случаях, принимая во внимание качество обеспечения обязательств заемщиков перед городской администрацией и их платежеспособность.

В городе Брянске с 2003 года разрабатываются городские целевые программы. Нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления закреплен список целевых программ, требование частичной оплаты по ним со стороны местного бюджета и наличие экономически обоснованного проекта. Данные программы направлены на социально-экономическое развитие и представляют увязанные по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям комплекс экономически обоснованных производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение городских проблем.

При этом учитываются приоритеты и цели социально-экономического развития города Брянска и прогнозы развития финансовых ресурсов.

В соответствии с Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 23.12.2004 N 890-п "О бюджете города Брянска на 2005 год" (приложение N 9) приняты к исполнению и подлежат финансированию 24 городские целевые программы с общим объемом финансирования 212596 тыс. руб.

Критериями отбора для финансирования этих программ являются значимость проблемы для социально-экономического развития города Брянска, необходимость поддержки в решении социальных и экономических проблем со стороны городских властей.

Порядок предоставления налоговых льгот в городе Брянске регламентирован Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.03.1998 N 156 "О порядке предоставления налоговых льгот предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам города Брянска по платежам в городской бюджет".

Основанием для предоставления налоговых льгот в 2005 году являются Постановления Брянского городского Совета народных депутатов от 16.11.2004 N 847-п "О льготах по налогу на имущество физических лиц на 2005 год", от 16.11.2004 N 848-п "О плате за землю в городе Брянске в 2005 году".

Прогнозируемая величина налоговых льгот, предоставленных по категориям, Постановлениями Брянского городского Совета народных депутатов составляет 9 540,3 тыс. руб.

Предоставление налоговых льгот способствует стабилизации тарифной политики в сфере муниципальной экономики, носит социальную направленность, поддерживая наименее защищенные слои населения. В целях создания конкурентоспособной среды льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, тем самым не ущемляя прав хозяйствующих субъектов на территории города Брянска.

В городе Брянске проведена большая работа по внедрению казначейского исполнения бюджета. Произведено техническое обеспечение районного и городского отделений Управления федерального казначейства и обучение персонала. Определены этапы перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, порядка его реализации и сроков исполнения. Проведены согласования со всеми участниками бюджетного процесса, которых затрагивает внедрение казначейской системы исполнения бюджета. Отрегулирована нормативная правовая база всех вопросов, связанных с созданием казначейства. Выделены штаты. Комплектуется оборудование. Введены единые схемы документооборота. Проводятся мероприятия по улучшению качества управления муниципальной собственностью.

В Брянске реализуется программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 10.06.1998 N 191 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства города Брянска на 1997-2003 годы" и Постановлением администрации Брянской области от 11.01.2000 N 5 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства области в 1999 - 2008 годах" (с последующими изменениями и дополнениями) с целью реализации реформы введена система дифференцированной оплаты населением жилья и коммунальных услуг в зависимости от социальной нормы площади жилья, а также введена 100% плата за второе и более жилье.

С 1 февраля 2004 года уровень платежей населения Постановлением Брянской городской администрации от 31.01.2004 N 237-п "О применении региональных стандартов" установлен в размере 80% от экономически обоснованных тарифов. С целью социальной поддержки граждан Постановлением администрации Брянской области от 05.08.2005 N 435 "О внесении изменений в постановление администрации области от 18 ноября 2004 года N 555 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год" введены дифференцированные стандарты максимально допустимых долей собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере:

- 16% - при среднемесячном доходе на одного члена семьи ниже 0,5 прожиточного минимума;

- 18% - при среднемесячном доходе на одного члена семьи от 0,5 до 1 прожиточного минимума;

- 20% при среднемесячном доходе на одного члена семьи от 1 до 1,5 прожиточных минимумов;

- 22% - при среднемесячном доходе на одного члена семьи свыше 1,5 прожиточных минимумов.

Параметры бюджета соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета города не превышает 10 процентов от объема собственных доходов без учета финансовой помощи из областного бюджета. Общий объем долга не превышает доходы городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Расходы на обслуживание муниципального долга не превышают 2,5 процента от расходов бюджета.

Выполняя главную задачу по своевременному и рациональному освоению бюджетных средств, городская администрация обращает особое внимание на совершенствование системы муниципального заказа как эффективное средство управления муниципальными финансами.

Организационная структура управления муниципальным заказом функционирует как форма распределения задач и полномочий по принятию решений между ее структурными подразделениями в сфере бюджетных отношений. Задачами организации управления муниципальным заказом являются:

- своевременная и эффективная реализация целевых закупок на конкурсной основе;

- выгодное построение договорных отношений между муниципальным заказчиком и поставщиками;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Информация о проведении конкурсов, а также его результаты публикуются в средствах массовой информации.

Контроль за исполнением бюджета города Брянска осуществляется Финансовым управлением Брянской городской администрации и Контрольно-счетной палатой города Брянска.

Кроме того, контрольные функции за использованием средств бюджета города Брянска в части средств, получаемых в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней (дотаций, субвенций, субсидий), выполняют и другие контролирующие органы (финансовое управление Брянской области, управление федерального казначейства по Брянской области).

В городе Брянске проведена большая работа в сфере информатизации и внедрения новых технологий в управлении финансовой системой. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета города Брянска является на сегодняшний день ведущим в области автоматизации бюджетного процесса.

В течение 2004 - 2005 года в информационной системе Брянска произошли существенные изменения, позволившие сблизить последние достижения компьютерных технологий и управление финансовой системой.

В городе Брянске проводятся электронные платежи, с 2006 года панируется ввести безбумажный документооборот как средство контроля за состоянием финансов в режиме реального времени.

Казначейская система исполнения бюджета дает широкие возможности для дальнейшего развития как финансовых, так и информационных технологий в бюджетном процессе для решения задач, стоящих перед городом.    

1.3. Ожидаемые результаты


В результате реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:

- создание благоприятных условий для социально-экономического развития Брянска;

- развитие собственной доходной базы, и как результат - максимальная мобилизация финансового потенциала города Брянска;

- сглаживание социальных различий, повышение уровня жизни населения;

- отказ от нерациональных бюджетных расходов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях финансирования, повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;

- улучшение жилищной проблемы, рост эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие ипотечного жилищного кредитования;

- повышение эффективности деятельности местного самоуправления, регулирования и стимулирования социально-экономического развития;

- сокращение дефицитности бюджета.

1.4. Оценка рисков осуществления
 реформы муниципальных финансов


Финансово-бюджетная система города Брянска не является обособленным элементом социально-экономического пространства. Она входит составляющей частью в финансово-бюджетную систему Брянской области, Российской Федерации и в своих действиях ограничена этими рамками.

Поэтому реформирование муниципальных финансов напрямую зависит от регионального и федерального законодательства. В ходе реализации Программы реформирования неизбежно появление определенных рисков.

Одним из факторов риска является ужесточение региональной и федеральной бюджетной политики в части поддержки муниципальных образований и сокращения их экономических прав при формировании доходной базы. Доходы местных бюджетов формируются, главным образом, за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, которые ежегодно меняются. В реальности налогово-бюджетные полномочия органов местного самоуправления по-прежнему остаются чрезмерно ограниченными. Федеральное правительство определяет большинство главных источников налоговых доходов, в то время как региональные и местные органы власти наделяются относительно небольшим налоговым инструментарием. Кроме того, периодически происходит сокращение количества местных налогов и сборов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»