Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2003 года N 365


Об утверждении региональной целевой программы
 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения Брянской области на 2003 - 2006 гг."

(с изменениями на 16 декабря 2003 года)

___________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 16.12.2003 N 576.

____________________________________________________________               

  

   В соответствии со ст. 18 Закона Брянской области от 11 апреля 2003 г. N 20-З "О Разработке и реализации областных целевых программ и региональных программ развития местного самоуправления" и Распоряжением администрации области от 20 мая 2003 г. N 324-р "О краткосрочных и среднесрочных областных целевых программах"

постановляю:

1. Утвердить региональную целевую программу "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Брянской области на 2003 - 2006 гг." (прилагается).

2. Постановление администрации области от 7 октября 2002 г. N 398 с контроля снять.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя губернатора области Артюхова С.И.

Временно исполняющий
обязанности губернатора
В.Ф.Родоманов






Утверждена
Постановлением администрации
Брянской области
от 8 августа 2003 г. N 365

Региональная целевая программа
"Санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения Брянской области на 2003 - 2006 гг."

Паспорт программы

Наименование программы


Региональная целевая программа "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Брянской области на 2003 - 2006 гг.".

Основания для разработки программы


Федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 2, 4, 5, 6, 16, 24, 29, 30, 44), от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (статьи 6, 8, 15), Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", Закон Брянской области от 05.10.2000 N 56-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Брянской области" (статьи 2, 4, 28, 29)

Государственный заказчик программы


Администрация Брянской области

Основные разработчики программы

Департамент здравоохранения администрации области, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Брянской области"

Цель и задачи программы


Снижение инфекционной, паразитарной заболеваемости, вспышек инфекционных заболеваний, снижение уровня массовых неинфекционных заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых, дыхательной системы и др.), связанных с неудовлетворительным состоянием внешней среды, предотвращение завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, а также токсических веществ на территорию Брянской области и дальше на территорию Российской Федерации

Основные исполнители программы

Департамент здравоохранения администрации области, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Брянской области" (по согласованию)

Сроки реализации программы


2003 - 2006 годы

Перечень основных мероприятий программы


Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, в т.ч. управляемыми средствами специфической профилактики;

обеспечение контроля органами Госсанэпиднадзора за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекционных заболеваний; обеспечение плановой вакцинации "контингентов риска";

создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;

проведение сверхплановых обследований объектов, имеющих неудовлетворительное санитарно-техническое состояние с привлечением лабораторных исследований, проведение микробиологических и санитарно-химических анализов объектов окружающей среды;

проведение противоэпидемических мероприятий в очагах с проведением лабораторных исследований;

проведение медицинских осмотров на кишечную группу (для г. Брянска по полной схеме) персонала детских-санаторных и оздоровительных учреждений всех типов;

приобретение приборов для проведения анализов питьевой воды, атмосферного воздуха;

приобретение телекоммуникационной и электронно-вычислительной техники для оперативного управлении базами данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии объектов и инфекционной заболеваемости

Объем и источники финансирования


Общие затраты на реализацию программы составляют 34272,0 тыс. руб., в том числе за счет средств:

областного бюджета - 17772,0 тыс. руб.,

федерального бюджета - 16500,0 тыс. руб. при условии включения средств в бюджет на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации программы


Снижение количества инфекционных заболеваний;

своевременная информация служб, ведомств, органов местного самоуправления об угрозе возникновения неблагополучной эпидемиологической ситуации;

увеличение количества анализов воды и атмосферного воздуха по полной схеме на 30 процентов;

увеличение количества анализов объектов внешней среды на период паводка на 440 проб;

недопущение завоза и распространения случаев заболеваний особо опасными инфекциями, предупреждение отравлений токсическими веществами как результат жесткого пограничного санитарно-эпидемиологического контроля

Система организации контроля за исполнением программы


Администрация Брянской области, финансовое управление области, управление федерального казначейства Минфина России по Брянской области (по согласованию), комитет по экономической политике администрации области, департамент здравоохранения администрации Брянской области, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Брянской области" (по согласованию)

I. Введение

Региональная целевая программа является продолжением ранее принятых программ "Вакцинопрофилактика в Брянской области", "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Брянской области", "Охрана территорий Брянской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, а также токсических веществ" и содержит мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Брянской области, в части стабилизации эпидемиологической ситуации, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (атмосферный воздух, почва, вода, пищевые продукты), и предотвращения завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний и токсических веществ на территорию Брянской области.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Брянской области проводится надзор за инфекционными заболеваниями, достигнуты положительные результаты по стабилизации эпидемиологической ситуации. За 2001 г. снижена заболеваемость сальмонеллезом, коклюшем, скарлатиной, иерсиниозами, однако ряд показателей инфекционной заболеваемости остается неудовлетворительным: по пяти нозологическим формам показатели заболеваемости превышают среднереспубликанский уровень (гепатит А, менингококковая инфекция, туберкулез, эпидемический паротит, дизентерия). Практически ежегодно регистрируются вспышки гриппа и ОРЗ, приносящие огромный материальный и моральный ущерб населению Брянской области. Обостряется эпизоотическая обстановка по природно-очаговым заболеваниям: туляремии, бешенству, лептоспирозу и геморрагической лихорадке с почечным синдромом.

Регистрация повышенной инфекционной заболеваемости требует дополнительных обследований центрами Госсанэпиднадзора организованных коллективов: школ, детских дошкольных учреждений, оздоровительных учреждений, интернатных учреждений, объектов водоснабжения.

Ухудшение санитарно-технического состояния родильных, хирургических, детских и других лечебных стационаров, их неудовлетворительное обеспечение дезинфицирующими, стерилизационными средствами, мединструментарием и др. требует более частого контроля за работой лечебно-профилактических учреждений центрами Госсанэпиднадзора по недопущению внутрибольничных заболеваний.

По настоящее время остается нерешенной проблема соблюдения "холодовой цепи" при транспортировке и хранении вакцин, что ухудшает их антигенные свойства (способность вырабатывать иммунитет). В целом по области 65 лечебно-профилактических учреждений не имеют холодильного оборудования для хранения иммунобиологических препаратов и только 82 лечебно-профилактических учреждения обеспечены термоконтейнерами для транспортировки вакцин. Остальные вынуждены использовать емкости со льдом. Недостаточно эффективно действует система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики управляемых инфекций. Большего внимания требует обеспечение лечпрофучреждений наглядной литературой и лекционным материалом для санитарно-просветительной работы среди населения о необходимости профилактических прививок.

Ежегодно в мире регистрируется свыше 250 тыс. заболеваний холерой, 1500 чумой, 500 тыс. случаев желтой лихорадки. На Украине и в Белоруссии регистрируются вспышки ВИЧ-инфекции, брюшного тифа, геморрагической лихорадки, лептоспироза, сибирской язвы.

К настоящему времени в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 16.01.1995 N 18 па территории области открыто 7 пунктов пропуска через границы с Белоруссией и Украиной, на базе которых действуют 7 санитарно-карантинных пунктов. Их бесперебойная работа требует постоянного обеспечения транспортом, необходимыми медикаментами и дезинфицирующими средствами, мягким и твердым инвентарем. Средств, выделяемых федеральным бюджетом, недостаточно. В результате мягкий инвентарь, отслужив два положенных срока, пришел в негодность, износ автотранспорта достиг своего предела, необходимое оборудование приобретено не было, приборное оснащение лабораторий, работающих на нужды санитарно-карантинных пунктов (СКП), не проводилось. Не решен вопрос выделения необходимых помещений для размещения СКП, особенно на границе с Белоруссией.

Несмотря на то, что промышленные предприятия резко сократили производство, остается проблема загрязнения почвы солями тяжелых металлов, накапливающимися годами. Так, в 2001 году 11,3 проц. проб почвы в зоне влияния промышленных предприятий содержали повышенное количество тяжелых металлов. Особенно тревожной остается ситуация в г. Дятьково, где концентрация свинца в почве порой превышает уровень предельно допустимой концентрации (ПДК). Неблагоприятная обстановка складывается вокруг полигонов по захоронению твердых бытовых отходов, негативное влияние которых на экологическую ситуацию постоянно возрастает. Так, например, по данным ЦГСЭН в Брянской области, на свалке в Большом Полпино концентрации меди, цинка, никеля в почве в настоящее время превышают нормативные уровни в несколько раз. Отсутствует ведомственный контроль за содержанием яиц гельминтов в активном иле. иловых осадках, стоках и почве, что наряду с повсеместно распространенным вариантом канализования жилой застройки на выгреба уже привело к массированному загрязнению почвы яйцами гельминтов (аскаридоз, трихоцефаллез), по пораженности населения которыми Брянская область входит в первую пятерку регионов России. В 2001 году 3,9 проц. исследованных проб почвы не соответствовало гигиеническим нормативам.

В связи с изложенным остается актуальным дальнейшее развитие лабораторной базы учреждений Госсанэпиднадзора Брянской области, на которой проводятся лабораторные исследования по определению загрязнения почвы тяжелыми металлами и яйцами гельминтов.

В связи с сокращением выбросов в атмосферу промышленными предприятиями области особую актуальность приобретают исследования атмосферного воздуха на автомагистралях, в зоне влияния предприятий пищевой промышленности, птицефабрик, животноводческих комплексов. Несмотря на то, что госсанэпидслужбой проводится анализ атмосферного воздуха по более чем 40 ингредиентам, необходимо освоение новых методик на биогенные амины, хлорированные бифенилы.

В целях повышения эффективности Госсанэпиднадзора за хозяйственно-питьевым водоснабжением и обеспечения контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению, в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (СанПиН 2.1.4.1074-01) требуются значительные средства для подготовки и оснащения (переоснащения) лабораторий центров Госсанэпиднадзора, расширения сети лабораторного контроля.

В настоящее время при фактическом отсутствии системы производственного контроля за качеством питьевой воды, особенно на селе, учреждениями госсанэпидслужбы в условиях ограниченного и нестабильного финансирования выполняется менее 30 проц. санитарно-химических и микробиологических исследований от их минимально необходимого объема, что недостаточно.

Отсутствует стабильное улучшение качества водопроводной воды по химическим показателям. В Дятьковском районе выявлено повышенное содержание в водопроводной воде стронция, в Рогнединском - бора. Указанные и другие примеры требуют дополнительных лабораторных исследований проб питьевой воды центрами Госсанэпиднадзора.

В результате несвоевременной оплаты лечебно-профилактическими учреждениями за проведенные диагностические исследования в лабораториях центров Госсанэпиднадзора городов и районов области в 2001 году обследовано в 1,5 раза меньше, чем необходимо, больных на дифтерию. На отдельных территориях обследуется всего 60 - 80 проц. больных острыми кишечными заболеваниями (ОКЗ), лишь 58 проц. температурящих обследованы на брюшной, сыпной тифы. паратиф. Не обследуются на дифтерию, тифопаратифозпые заболевания, ОКЗ даже больные и обеспечиваемые в больницах и интернатах психиатрического профиля.

В Брянской области создана и успешно функционирует сеть оздоровительных и санаторных учреждений для детей. Функционируют круглогодично 10 здравниц, 32 здравницы функционируют в летний период. Кроме того, ежегодно в период летних каникул функционирует около тысячи лагерей труда и отдыха, летних оздоровительных площадок. Для предотвращения заноса в эти детские учреждения инфекционных заболеваний персонал должен проходить профилактические медосмотры в соответствии с требованием приказа Минздрава СССР от 30.09.89 N 555 с целью выявления источников инфекций. Ежегодные постановления администрации области обязывают лечебные учреждения и центры Госсанэпиднадзора проводить эти медосмотры бесплатно.

Соответственно затраты на среды и диагностикумы, медикаменты и инструментарий погашаются за счет собственных средств учреждений, что, в свою очередь, приводит к недофинансированию, сокращению объема исследований в рамках текущего надзора за объектами.

Значительное сокращение лабораторных обследований больных с целью диагностики инфекционных заболеваний, а также контактных в очагах с целью выявления источников, приводит к обострению эпидемиологической ситуации, так как большое число невыявленных источников приводит к росту числа инфекционных заболеваний и вспышек, что и отмечалось в области в 2000 - 2001 годах.

III. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации программы

Основными направлениями деятельности центров Госсанэпиднадзора по совершенствованию предупреждения инфекционных и паразитарных заболеваний являются:

повышение контроля за эффективностью вакцинопрофилактики, соблюдение "холодовой цепи" при транспортировке и хранении вакцин;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»