Недействующий

О мерах по реализации программы повышения качества жизни населения Брянской области

5.2.3. Повышение качества образования, его доступности
и соответствия потребностям рынка труда

 


Образование объективно является важнейшей сферой жизни общества. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее, ведь образование не только источник знаний, духовности и культуры, но и основа материального и социального прогресса.

Первоочередной целью системы образования является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

В течение постперестроечного периода сфера дошкольного, среднего и профессионального образования области сохранила основные направления деятельности, а по ряду позиций продолжала содержательно развиваться. На сегодняшний день Брянская область имеет развитую сеть образовательных учреждений всех уровней. Высоким интеллектуальным потенциалом обладают вузы области.

Тем не менее необходима дальнейшая интеграция образования и научной деятельности. Развитие рыночных механизмов и переустройство государственной системы управления, не предполагающей использования государственного заказа на подготовку кадров для предприятий и организаций, объективно предопределило проблему несбалансированности подготовки специалистов с потребностью предприятий и организаций в квалифицированных кадрах. Необходимо усилить практическую направленность образования.

Основные усилия по реализации эффективной политики в сфере образования должны быть направлены на:

обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего (среднего, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного высшего и среднего профессионального образования;

переход на новые государственные стандарты образования;

совершенствование системы аттестации обучающихся на основе новых образовательных технологий контроля качества знаний;

расширение вариативности образовательных программ;

развитие профильного и предпрофильного обучения;

обновление содержания образования на основе ориентации на национальную культуру, активное использование регионального компонента при изучении истории, географии, литературы;

повышение ресурсной обеспеченности образовательной среды посредством развития централизованной системы обеспечения образовательных учреждений, а также в рамках реализации областных целевых программ "Развитие образования Брянской области", "Школьный учебник", "Школьная мебель";

оптимизацию деятельности сети образовательных учреждений с целью повышения эффективности использования финансовых средств системы образования;

реструктуризацию сети образовательных учреждений с учетом необходимости оптимальной организации образовательного пространства сельских районов, включая организацию обучения в более крупных общеобразовательных учреждениях, имеющих современную учебную базу и квалифицированные педагогические кадры, и использование системы "школьных автобусов" в рамках реализации одноименной областной целевой программы;

совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам, в рамках реализации областной целевой программы "Одаренные дети";

продолжение практики создания условий для обучения одаренных детей из малообеспеченных семей из сельской местности;

расширение доступа к образовательным ресурсам для лиц с ограниченными возможностями на основе использования новых технических и образовательных технологий;

формирование инфраструктуры средств для участников образовательного процесса, включая информационно-справочные ресурсы, компьютерное и программное обеспечение, Интернет-центры, - центры методической поддержки в рамках реализации целевых программ "Электронная Россия", "Развитие единой образовательной информационной среды Брянской области", "Развитие дистанционного образования";

усиление кооперации учреждений начального профессионального образования с образовательными учреждениями более высокого уровня в части рационального использования кадрового потенциала, материально-технической базы, преемственности образовательных стандартов в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса;

создание системы перспективного планирования потребностей региона в профессиональных кадрах в целях оптимизации структуры профессионального образования;

активизацию работы в общеобразовательных школах по профессиональной ориентации молодежи на профессии, востребованные на рынке труда;

осуществление мер по поддержке развития высокотехнологичных направлений науки в брянских вузах, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России";

активизацию инновационной деятельности вузов в целях содействия развитию экономики Брянской области;

расширение связей с учебными и научными центрами г. Москвы и Санкт-Петербурга с целью подготовки и направления на учебу талантливой молодежи Брянщины, развитие проектов "Российский лицей" и "Санкт-Петербургские классы", поддержку аспирантов и докторантов из числа научных работников и преподавателей;

участие в федеральной программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

усиление внимания к подготовке и закреплению педагогических кадров, повышению их профессионального мастерства, в том числе в рамках реализации областных целевых программ "Развитие Брянского института повышения квалификации работников образования", "Развитие Брянского государственного университета", "Улучшение жилищных условий медицинских работников и работников образования";

активизацию деятельности попечительских советов в целях обеспечения притока в отрасль образование дополнительных финансовых, материальных и кадровых ресурсов, их эффективного использования и общественного контроля;