Недействующий

О мерах по реализации программы повышения качества жизни населения Брянской области



Принята
Постановлением
администрации Брянской области
от 28.10.2004 N 528

Программа
повышения качества жизни населения Брянской
области Брянск, 2004 г.

1. Повышение качества жизни населения - основная
цель социально-экономических преобразований


Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Реализация конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие достигается путем проведения социально-экономической политики, направленной на обеспечение роста уровня жизни населения.

Именно поэтому одной из важнейших целей программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области стало обеспечение условий для материального благополучия, духовного развития и социальной самореализации человека.

В условиях непрекращающегося спада промышленного производства, социальной напряженности в обществе, вызванной многомесячной задолженностью по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий, ростом безработицы, восемь лет назад были обнародованы главные цели программы устойчивого социально-экономического развития области. Было много сомнений в реальности их достижения в сложной социально-экономической ситуации.

На первом этапе, в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, было необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

И уже в 1997 году удалось преодолеть отдельные негативные моменты. Однако ситуация в социальной сфере области резко обострилась во второй половине 1998 года в связи с разразившимся в стране финансовым кризисом, отразившимся в первую очередь на уровне жизни населения.

И тем не менее последовательная работа органов государственной власти области и местного самоуправления, конструктивное сотрудничество с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными министерствами и ведомствами, профсоюзами, большинством партий и общественных организации, ассоциациями промышленников и предпринимателей области позволили уже в 1999 году решить наиболее острые проблемные вопросы, а в дальнейшем обеспечить позитивную динамику развития большинства отраслей экономики и решение ряда социальных проблем. Среди них:

рост валового регионального продукта;

рост промышленного производства темпами, опережающими среднероссийские;

позитивные изменения в инвестиционной сфере;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

рост внешнеторгового оборота при значительном увеличении темпов роста экспорта товаров и снижении темпов импорта;

восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы работающих;

сокращение масштабов бедности;

стабилизация ситуации на рынке труда;

динамичное развитие потребительского рынка области.

Валовой региональный продукт за прошедшие годы, начиная с 1998 года, вырос на 30,8 процента, объем в промышленности - на 57,5 процента, в сельском хозяйстве - на 3,5 процента, объем инвестиций в основной капитал - в 2,1 раза, грузооборот предприятий транспорта - на 32,7 процента, оборот розничной торговли - на 52,9 процента.

На этом устойчивом экономическом фундаменте произошли позитивные изменения в социальной сфере.

Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 4,6 до 2 процентов. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в 5,4 раза, среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения - в 5 раз. За прошедшие годы мы ввели более 1,5 миллиона квадратных метров общей площади жилья, 5,3 тыс. километров газопроводов и газифицировали более 63 тыс. квартир.

Стабилизация социально-экономической ситуации сопровождалась ростом доходов населения при одновременном осуществлении контроля со стороны администрации области за ценами на социально значимые товары и услуги, обуславливающим величину прожиточного минимума в Брянской области ниже, чем в Российской Федерации и в близлежащих регионах Центрального федерального округа.

Уровень жизни населения определяется фактическим потреблением материальных благ и услуг в сравнении с потреблением, принятым за норму, то есть представляет собой покупательную способность среднедушевых денежных доходов населения по отношению к стоимости жизни (прожиточному минимуму).

Исчисленная по единой методологии покупательная способность денежных доходов населения возросла с 0,95 ПМ в посткризисном 1999 году до 1,73 ПМ в 2003 году, то есть почти в 2 раза. Рост денежных доходов населения сопровождается снижением удельного веса лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения области с 45 процентов в 1999 году до 27 процентов по итогам 2003 года.

Позитивные социально-экономические изменения благоприятно отражаются и на социально-политической и политико-управленческой ситуации в области, важнейшими характеристиками которой являются:

стабильность;