• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2004 года N 528


О мерах по реализации программы повышения качества
 жизни населения Брянской области      

В целях формирования организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Брянской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе,

постановляю:

1. Принять программу повышения качества жизни населения Брянской области, одобренную Решением президиума коллегии при Губернаторе Брянской области от 14 сентября 2004 г. N 6/1, (прилагается).

2. Пункт утратил силу в соответствии с Постановление администрации Брянской области от 07.04.2005 N 161

3. Утвердить Положение о совете по контролю за реализацией программы повышения качества жизни населения Брянской области (прилагается).

4. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться направлениями действий, определенными программой повышения качества жизни населения Брянской области.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Губернатор
Ю.Е.Лодкин

Приложение к Постановлению администрации Брянской области от 28.10.2004 г. N 528 Состав совета по контролю за реализацией программы повышения качества жизни населения Брянской области



Приложение
к Постановлению
администрации Брянской области
от 28.10.2004 г. N 528



Родоманоа В.Ф.

- первый заместитель Губернатора председатель области, совета

Изотенков А.А.

- председатель комитета по экономической политике области, заместитель председателя совета

Белясник Т.Б.

- начальник отдела комитета по экономической политике области, секретарь совета


члены совета:


Андриевский О.М.

- председатель комитета по физической культуре и спорту области

Балабко М.М.

- председатель федерации профсоюзов Брянской области (по cогласованию)

Барабанов В.А.

- начальник управления труда области

Беленкова Н.Н.

- начальник управления образования области

Гончарова Л.А.

- начальник управления социального прогнозирования администрации области

Дербушева И.А.

- начальник отдела социальной политики администрации области

Еремин А.В.

- председатель комитета по делам молодежи администрации области

Ершов А.В.

- начальник отдела по работе с административными органами администрации области

Жмакина Л.Л.

- начальник управления тарифно-ценовой политики и потребительского рынка области

Каманин А.С.

- первый заместитель директора департамента по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса области

Капустин А.Я.

- генеральный директор исполнительной дирекции Брянской областной ассоциации промышленных и коммерческих предприятий (работодателей) (по согласованию)

Кукишев В.П.

- первый заместитель директора департамента здравоохранения области

Линок А.В.

- заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию области

Макаров В.А.

- начальник управления культуры области

Муратова Н.А.

- заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (по согласованию)

Селиванова Л.В.

- заместитель начальника финансового управления области

Сорокин А.И.

- председатель комитета по промышленности и транспорту администрации области

Старченко Т.А.

- начальник управления социальной защиты населения области

Троянов С.И.

- руководитель департамента федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области (по согласованию)

Шило С.Н.

- начальник управления по работе с территориями и муниципальными образованиями администрации области


ПОЛОЖЕНИЕ о совете по контролю за реализацией программы повышения качества жизни населения Брянской области


1. Совет по контролю за реализацией программы повышения качества жизни населения Брянской области (далее - совет) создается для осуществления контроля за реализацией программы повышения качества жизни населения Брянской области (далее - программа), проведения анализа социально-экономического положения области и выработки рекомендаций по принятию оперативных управленческих решений, способствующих улучшению показателей, характеризующих качество жизни населения.

2. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, федерацией профсоюзов области и общественными объединениями.

3. В своей деятельности совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Брянской области, а также постановлениями и распоряжениями администрации Брянской области.

4. Основными задачами совета являются:

координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, федерации профсоюзов области и общественных объединений, направленной на реализацию программы;

контроль за ходом реализации программы;

анализ показателей социально-экономического развития области согласно предложенным в программе критериям оценки качества жизни населения;

оценка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на решение означенных в программе проблем и проведение предусмотренных программных мероприятий;

подготовка рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, касающихся принимаемых управленческих решений, связанных с реализацией программы.

5. Для осуществления возложенных на него задач совет имеет право:

заслушивать представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, а также запрашивать у них информацию по вопросам, отнесенным к компетенции совета;

давать поручения членам совета по подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях совета;

принимать решения рекомендательного характера по вопросам, связанным с ходом реализации программы.

6. Председателем совета является первый заместитель Губернатора области.

Персональный состав совета утверждается постановлением администрации области.

7. Организационное обеспечение деятельности совета осуществляется комитетом по экономической политике области.

8. Для осуществления анализа всей совокупности индикаторов, позволяющих оценить процесс улучшения качества жизни населенна, в структуре совета образуется экспертная группа

Персональный состав экспертной группы утверждается решением совета.

9. Совет инициирует проведение социологических обследований по различным направлениям в целях определения социального самочувствия населения.

10. Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который принимается на заседании совета и утверждается его председателем.

Заседания совета проводятся два раза в год.

Заседания совета считаются правомочными, если на них присутствует больше половины его членов.

Решения совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета путем открытого голосования и оформляются протоколами. При равенстве голосов решающим голосом является голос председательствующего на заседании.

11. Рекомендации совета при необходимости проводятся в жизнь распоряжениями и постановлениями администрации области.

Принята Постановлением администрации Брянской области от 28.10.2004 N 528 Программа повышения качества жизни населения Брянской области Брянск, 2004 г. 1. Повышение качества жизни населения - основная цель социально-экономических преобразований


Принята
Постановлением
администрации Брянской области
от 28.10.2004 N 528


Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Реализация конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие достигается путем проведения социально-экономической политики, направленной на обеспечение роста уровня жизни населения.

Именно поэтому одной из важнейших целей программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области стало обеспечение условий для материального благополучия, духовного развития и социальной самореализации человека.

В условиях непрекращающегося спада промышленного производства, социальной напряженности в обществе, вызванной многомесячной задолженностью по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий, ростом безработицы, восемь лет назад были обнародованы главные цели программы устойчивого социально-экономического развития области. Было много сомнений в реальности их достижения в сложной социально-экономической ситуации.

На первом этапе, в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, было необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

И уже в 1997 году удалось преодолеть отдельные негативные моменты. Однако ситуация в социальной сфере области резко обострилась во второй половине 1998 года в связи с разразившимся в стране финансовым кризисом, отразившимся в первую очередь на уровне жизни населения.

И тем не менее последовательная работа органов государственной власти области и местного самоуправления, конструктивное сотрудничество с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными министерствами и ведомствами, профсоюзами, большинством партий и общественных организации, ассоциациями промышленников и предпринимателей области позволили уже в 1999 году решить наиболее острые проблемные вопросы, а в дальнейшем обеспечить позитивную динамику развития большинства отраслей экономики и решение ряда социальных проблем. Среди них:

рост валового регионального продукта;

рост промышленного производства темпами, опережающими среднероссийские;

позитивные изменения в инвестиционной сфере;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

рост внешнеторгового оборота при значительном увеличении темпов роста экспорта товаров и снижении темпов импорта;

восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы работающих;

сокращение масштабов бедности;

стабилизация ситуации на рынке труда;

динамичное развитие потребительского рынка области.

Валовой региональный продукт за прошедшие годы, начиная с 1998 года, вырос на 30,8 процента, объем в промышленности - на 57,5 процента, в сельском хозяйстве - на 3,5 процента, объем инвестиций в основной капитал - в 2,1 раза, грузооборот предприятий транспорта - на 32,7 процента, оборот розничной торговли - на 52,9 процента.

На этом устойчивом экономическом фундаменте произошли позитивные изменения в социальной сфере.

Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 4,6 до 2 процентов. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в 5,4 раза, среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения - в 5 раз. За прошедшие годы мы ввели более 1,5 миллиона квадратных метров общей площади жилья, 5,3 тыс. километров газопроводов и газифицировали более 63 тыс. квартир.

Стабилизация социально-экономической ситуации сопровождалась ростом доходов населения при одновременном осуществлении контроля со стороны администрации области за ценами на социально значимые товары и услуги, обуславливающим величину прожиточного минимума в Брянской области ниже, чем в Российской Федерации и в близлежащих регионах Центрального федерального округа.

Уровень жизни населения определяется фактическим потреблением материальных благ и услуг в сравнении с потреблением, принятым за норму, то есть представляет собой покупательную способность среднедушевых денежных доходов населения по отношению к стоимости жизни (прожиточному минимуму).

Исчисленная по единой методологии покупательная способность денежных доходов населения возросла с 0,95 ПМ в посткризисном 1999 году до 1,73 ПМ в 2003 году, то есть почти в 2 раза. Рост денежных доходов населения сопровождается снижением удельного веса лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения области с 45 процентов в 1999 году до 27 процентов по итогам 2003 года.

Позитивные социально-экономические изменения благоприятно отражаются и на социально-политической и политико-управленческой ситуации в области, важнейшими характеристиками которой являются:

стабильность;

конструктивное взаимодействие государственной власти с формирующимися институтами гражданского общества;

отсутствие глубоких социально-политических конфликтов, затяжных трудовых споров и социальной напряженности.

Тем не менее более четверти населения области еще живет за чертой бедности. Остается достаточно высокой дифференциация населения по уровню доходов. Структура питания все еще далека от медицинских стандартов.

Серьезное негативное влияние на здоровье людей и экономику продолжает оказывать чернобыльская катастрофа, в результате которой оказались загрязненными значительные территории на юго-западе области. Высок уровень заболеваемости, особенно среди детского населения.

Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения, не говоря уже о массовом вовлечении граждан в занятия физической культурой и спортом, развитии туристско-экскурсионных услуг, санаторно-оздоровительном лечении.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что понятие "уровень жизни" носит слишком узкий характер.

На сегодняшний день общество озабочено не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития. Человеческий ресурс в условиях активно идущих процессов старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.

Более широким понятием, представляющим собой степень удовлетворения потребностей и реализации интересов социального субъекта, является "качество жизни".

Качество жизни определяется социальным самочувствием населения, формируемым соответствием условий жизнедеятельности индивидуума его потребностям, интересам и ценностям.

Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удастся сохранить свою физическую и психическую целостность, личную свободу, возможность для самореализации и творчества.

Качество жизни определяет жизнеспособность общества в материальной и духовно-культурной сферах, включающих физическое и моральное здоровье общества, гуманизацию условий труда, охрану окружающей среды, улучшение качества товаров и услуг, размер доходов, гарантии занятости, степень защищенности от насилия, возможность участвовать в управлении обществом и реализовать жизненные планы.

В настоящий момент в Брянской области сформирован и планомерно наращивается потенциал социально-экономического развития, дающий органам управления основания для определения в качестве непосредственно решаемой задачи переход от борьбы за выживание к стратегии развития.

Сегодня задачи, поставленные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному собранию Российской Федерации по удвоению валового внутреннего продукта и преодолению бедности и конкретизированные нами в стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2010 года, обязывают каждого из нас самокритично взглянуть на результаты своего труда более настойчиво добиваться достижения поставленных целей.

Наша задача состоит в том, чтобы достичь главной цели стратегии социально-экономического развития области - улучшения качества жизни населения.

На достижение этой цели должны быть направлены наши действия как в материальной, так и в социальной и духовной сферах.

Деятельность по улучшению качества жизни включает в себя:

создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

формирование установки на социальную активность и мобильность;

управление формированием разумных человеческих потребностей.

Эффективное решение проблемы улучшения качества жизни возможно только на программно-целевой основе.

Разработка программы улучшения качества жизни населения Брянской области обусловлена необходимостью создания механизма постоянного партнерства между властью, обществом, наукой и бизнесом в решении задач, которые позволят создать условия повышения качества жизни жителей области.

Качество жизни населения определяется не грандиозными проектами демонстративного характера, а долгосрочной постоянной работой во всех звеньях социально-экономической системы и в первую очередь в связанных с интеллектом, здоровьем и деловой активностью граждан.

Программа призвана стать региональной объединяющей идеей, своего рода компасом, определяющим направление социально-экономических преобразований.

2. Цели и задачи программы


Цель программы - формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Брянской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Достижение этой цели зависит от эффективности солидарных усилий органов власти, бизнеса, граждан и институтов гражданского общества.

Программа исходит из существующих реалий, которые выступают в качестве естественных ограничителей для определения программных задач.

Задачи программы:

обеспечение устойчивых темпов экономического роста в реальном секторе экономики;

реформирование отраслей социальной сферы, синхронизированное с ростом уровня жизни населения;

создание условий для самореализации и всестороннего развития личности.

3. Критерии оценки качества жизни


Качество жизни есть степень удовлетворения потребностей и реализации интересов социального субъекта.

Бесконечное многообразие потребностей человека предопределяет и многообразие показателей оценки качества жизни, и существование различных систем этих показателей.

При формировании стандарта качества жизни населения Брянской области на данном этапе представляется целесообразным использовать следующие критерии оценки:

объем валового регионального продукта на душу населения;

соотношение рождаемости и смертности населения;

уровень заболеваемости населения;

уровень инфляции;

уровень безработицы;

покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы и среднемесячного размера пенсий по отношению к прожиточному минимуму соответствующих категорий населения;

доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;

уровень преступности;

уровень образования населения.

В качестве целевых ориентиров принимается достижение среднероссийских параметров к 2010 году.

4. Сроки, этапы реализации программы и целевые ориентиры


I этап (2005 - 2006 гг.) - обеспечение позитивной динамики показателей, характеризующих качество жизни населения области.

II этап (2007 - 2010 гг.) -достижение среднероссийских параметров, оценка результатов и корректировка программных мероприятий.

III этап (2011 и последующие годы) - создание устойчивой макроэкономической конъюнктуры, позволяющей придать процессу улучшения качества жизни характер устойчивости и необратимости.

5. Комплекс мероприятий по реализации программных задач 5.1. Эффективная экономика - достойная жизнь


Повышение качества жизни населения может быть обеспечено только на основе эффективной реализации региональной экономической политики. При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Речь идет не просто о высоких темпах роста и не о производстве ради производства. Темпы роста должны быть результатом успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации экономики Брянской области.

Опыт реализации семилетней программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области в полной мере подтвердил правильность наших взглядов и действий. Только повышение темпов роста экономики, приток инвестиций, обновление производственных фондов и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции является базой для улучшения качества жизни населения.

Экономика нашего региона не имеет сырьевой направленности, и достигнутый с 1998 года прирост валового регионального продукта на 30 процентов сложился за счет успехов в обрабатывающих отраслях, в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, в общепите и в строительстве.

Исходя из достигнутых результатов, с учетом специфики экономики области в предстоящий десятилетний период мы будем решать основную задачу: обеспечение роста валового регионального продукта на уровне среднероссийского темпа, а в отдельные годы и выше его.

Главными направлениями действий администрации области в решении основной Задачи в экономической сфере будут следующие:

в промышленности:

содействие увеличению производства в обрабатывающих отраслях, в том числе: в машиностроении, пищевой, легкой и в промышленности строительных материалов;

поддержка экспортеров, производящих машины, оборудование и любую другую продукцию с высокой степенью обработки;

в аграрном секторе:

обеспечение внутриобластного спроса на основные виды продовольствия за счет собственного производства;

минимизация ввоза в область недоброкачественного сырья для пищевой промышленности, а также сельхозпродукции, не отвечающей требованиям стандарта;

осуществление необходимых госзакупок сельскохозяйственной продукции местного производства;

в сфере естественных и локальных монополий

участие в рамках действующего законодательства в регулировании цен в транспортной, энергетической и коммунальной сфере с целью сдерживания их необоснованного роста;

в частном предпринимательстве

в содействие сокращению надзорной деятельности в рамках действующего законодательства;

с инвестиционной сфере

содействие процессу привлечения в регион инвестиций, в том числе и иностранных;

в вопросах собственности:

поддержка интересов добросовестных собственников предприятий с одновременной защитой интересов работающих на них;

содействие принципу здоровой конкуренции среди товаропроизводителей.

Исходя из сложившегося потенциала роста в каждой из отраслей сферы материального производства предстоит определить и решить наиболее приоритетные задачи.

5.1.1. Промышленная политика


Политика по обеспечению промышленного развития должна учитывать:

отсутствие в области значительного объема собственных генерирующих мощностей (предприятия электроэнергетической отрасли обеспечивают потребность области в электроэнергии на 7 - 9 процентов), что делает промышленное производство области зависимым не только от уровня тарифов на энергоносители, но и от объемов отпускаемой области электроэнергии;

высокий уровень морального и физического износа производственного оборудования, средняя величина амортизации которого в ряде отраслей превысила 70 процентов;

необходимость восстановления уникальных технологий производства военной продукции, обучения и переподготовки инженерно-технического персонала ВПК области под гарантированное финансовое обеспечение оборонного заказа;

падение объемов производства в легкой промышленности, ситуация в которой значительно осложнена экспансией низкокачественной, но дешевой импортной продукции.

В рамках реализации промышленной политики предполагается:

разработать программу развития научно-технического потенциала Брянской области, в рамках реализации которой будет осуществляться:

разработка инновационных прогнозов с учетом перспектив научно-технической деятельности;

формирование правовых, организационных и экономических условий для развития научно-технического потенциала;

выбор приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в регионе, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, укрепление связей между наукой и производством;

осуществить меры по выходу предприятий области на рынки инновационной продукции и высоких технологий, в том числе:

стимулирование изобретательской деятельности;

приобретение предприятиями лицензий на право использования запатентованных в России прогрессивных технологий, изделий и материалов;

обеспечение активной поддержки предприятий области, внедряющих и использующих в производстве научные разработки местных ученых, в том числе с возможностью предоставления налоговых льгот и кредитов для перспективного развития;

осуществить комплекс мер по развитию сети образовательных, исследовательских и консалтинговых учреждений;

создать региональный научно-технический инновационный совет и технологический инновационный центр;

осуществлять меры по подготовке промышленности области к вступлению России во Всемирную торговую организацию, в том числе:

выработке и реализации защитных мер по отраслям;

подготовке и направлению рекомендаций в переговорную комиссию, участию в разработке информационных, контрольных и антидемпинговых процедур;

внедрению на промышленных предприятиях области систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов;

разработке комплекса мер по существенному повышению роли и участию банковской системы региона в экономике области и социально-экономических процессах;

разработать комплекс мер по развитию конкуренции среди производителей с целью улучшения качества продукции и более полного удовлетворения потребителей;

продолжить практику льготного кредитования (субсидирования) предприятий, реализующих инвестиционные проекты, наращивающих объемы производства, увеличивающих число рабочих мест;

осуществлять финансовое оздоровление предприятий путем их реформирования и реструктуризации;

создать благоприятный инвестиционный климат для предприятий - участников экспортных операций и предприятий, производящих импортозамещающую продукцию, а также для предприятий смежных отраслей;

законодательно определить предоставление налоговых льгот предприятиям, принимающим на работу молодых специалистов;

обеспечить повышение эффективности и безопасности функционирования транспортной системы в рамках реализации региональной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области";

провести мониторинг транспортных магистралей области с целью разработки схемы размещения вдоль них объектов транспортной инфраструктуры;

в целях улучшения позиций товаропроизводителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках:

разработать и реализовать областные целевые программы: "Развитие предприятии лесопромышленного комплекса области", "Развитие предприятий легкой и текстильной промышленности области";

пролонгировать с изменениями и дополнениями реализацию программы "Конверсия (реструктуризация) предприятий ВПК области".

5.1.2. Агропродовольственная политика


Основными проблемами регионального сельскохозяйственного производства остаются:

недостаточный уровень государственной поддержки и регулирования цен на сельскохозяйственное сырье;

значительные объемы кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий;

большая степень износа машинно-тракторного парка;

низкая обеспеченность квалифицированными кадрами;

низкие темпы процесса интеграции и кооперации;

снижение уровня плодородия почв;

загрязненность больших площадей сельхозугодий в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие негативного имиджа Брянской области, сложившегося после аварии на Чернобыльской АЭС;

диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

низкий уровень доходов сельского населения;

слабое развитие сельской социальной инфраструктуры.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития аграрной сферы региона будет осуществляться по следующим направлениям:

повышение уровня интенсификации сельскохозяйственного производства области, позволяющей снизить материало-, энерго- и трудоемкость производства, повысить конкурентоспособность отрасли и вернуть утраченную часть рынка сельскохозяйственной продукции посредством реализации областных целевых программ:

"Повышение плодородия почв в Брянской области";

"Животноводство";

"Поддержка семеноводства сельскохозяйственных растений";

"Развитие элитно-семеноводческих хозяйств по картофелю в Брянской области";

"Развитие свекловодства";

продолжение институциональных преобразований на селе посредством:

развития кооперации и интеграции агропромышленного производства;

финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий;

привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного комплекса;

дальнейшее развитие системы регулирования земельных отношений, формирование реальных собственников земельных участков с мотивацией их эффективного использования на основе реализации мероприятий областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Брянской области";

осуществление комплекса защитных мероприятий для производства продукции на загрязненных в пределах допустимых уровней территориях: проведение специальных агромелиоративных и агрохимических работ; применение препаратов, снижающих содержание радиоактивных веществ в продуктах животноводства; создание безопасных условий труда и быта сельских тружеников;

содействие развитию производственного потенциала агропродовольственного комплекса, в том числе:

реализация областной целевой программы "Инженерно-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства АПК";

дальнейшее развитие лизинга сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота с использованием средств областного бюджета;

перестройка системы финансирования аграрной научной деятельности с целью концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, рационального использования бюджетных средств, обеспечения адресного стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных производителей посредством предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки за пользование кредитными ресурсами и части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур;

обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности фермерского сектора в соответствии с областной целевой программой "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов";

развитие кадрового потенциала сельскохозяйственного производства в рамках реализации мероприятий территориальной губернаторской программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области".

5.1.3 Инвестиционная политика


Реструктуризация экономики направлена на повышение товарного потенциала региона и конкурентоспособности ведущих предприятий. Для достижения этой цели администрация области должна выработать и осуществить меры по увязке инвестиционно-структурной и инновационной региональной политики, по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Брянская область является одним из перспективных регионов для инвестирования. Этому способствует выгодное геоэкономическое положение - на границе трех государств, богатое традициями промышленное производство, значительные лесные ресурсы, высокая трудообеспеченность территории.

Масштабное привлечение инвестиций в производственную и социальную сферу - важнейшая задача, от решения которой зависит социально-экономическое развитие области в целом.

Администрация области настойчиво работает над созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе. Разрабатывая инвестиционное законодательство и проводя инвестиционную политику, она исходит прежде всего из необходимости смены статуса Брянщины как инвестиционной провинции на статус региона развитого инвестиционного сотрудничества.

Социально-экономический смысл проводимой в области инвестиционной политики заключается в том, чтобы сделать Обновляемое производство высокоокупаемым, надежным и конкурентоспособным, чтобы каждый рентабельный в обычных условиях инвестиционный проект приносил доход в бюджет даже при условии освобождения от региональных налогов, одновременно внося вклад в оживление экономики региона.

Однако инвестиционная привлекательность региона зависит не только от факторов, способных оказывать положительное влияние на инвестиционный климат, но и от того, насколько эти факторы дополняются конкретными практическими шагами.

На Брянщине налажено взаимопонимание между инвестором, товаропроизводителем и всеми уровнями власти, которое базируется на областном инвестиционном законодательстве. Государственная поддержка инвесторов является одним из основных направлений, обеспечивающих формирование благоприятного инвестиционного климата.

В области действует пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность. Областное законодательство обеспечивает равенство прав инвесторов при получении государственных преференций. Оно позволяет администрации области предоставлять субсидии на возмещение процентных платежей по банковским кредитам, осуществлять льготное кредитование и льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности. Объемы государственной помощи инвестору ежегодно растут.

В течение 1997 - 2003 гг. существенно возросла инвестиционная активность предприятий и организаций области, объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,6 раза.

Социальная направленность инвестиций определяется ростом объемов капитальных вложений в здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение.

Основным источником инвестиционной деятельности на территории области остаются собственные средства предприятий и организаций всех форм собственности, занимающие свыше половины всего объема инвестиций в основной капитал. Однако доля средств, направленных на обновление производства, невелика, хотя основная проблема как раз и заключается в обновлении активной части производственных фондов.

Доля централизованных бюджетных средств уменьшается и составляет примерно одну пятую часть от общего объема инвестиций. Бюджетные средства всех уровней направляются на реализацию мероприятий целевых федеральных и региональных программ, в том числе мероприятий по снижению негативных медицинских, социально-экономических и психологических последствий воздействия чернобыльской катастрофы на население области.

Реальным источником пополнения инвестиционных ресурсов в предстоящие годы должны стать сбережения населения. Их участие в инвестиционном процессе во многом будет зависеть от привлекательности (ликвидности, доходности и надежности) вложения средств граждан в финансовые и инвестиционные институты, а также наличия эффективных механизмов трансформации вкладов физических лиц в инвестиции.

В целях увеличения объема привлекаемых в область инвестиций предполагается продолжить и расширить политику помощи инвестору в виде:

льготного налогообложения субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории области;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности на территории области субсидий из областного бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на возмещение части затрат при уплате процентов по банковским кредитам;

совершенствования областного инвестиционного законодательства с целью привлечения средств для обновления основных производственных фондов;

создания муниципального инвестиционного законодательства; развития инвестиционной инфраструктуры, в том числе создания информационных центров для инвесторов;

регулярного обновления каталога паспортов инвестиционных проектов Брянской области с размещением его на сервере администрации области сети Интернет;

совершенствования специализированной телекоммуникационной автоматизированной системы, позволяющей анализировать инвестиционные потребности области;

более широкого использования программно-целевого метода привлечения инвестиций посредством:

получения государственной поддержки из федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы;

получения государственной поддержки из Фонда регионального развития в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации";

привлечения внебюджетных источников на реализацию федеральных и областных целевых программ;

осуществления дополнительной системы мер по привлечению средств населения и по обеспечению гарантий инвесторам, снижающих инвестиционные риски;

более настойчивого использования механизма заключения с собственниками крупных предприятий и потенциальными инвесторами соглашений, предусматривающих инвестиции не только в производство, но и в социальную сферу.

5.1.4. Региональные приоритеты внешнеэкономической деятельности



На сегодняшний день Брянская область поддерживает внешнеторговые контакты более чем с 70 странами мира. Внешнеторговый оборот возрастает, при этом основную часть экспорта составляет продукция машиностроения.

Областные предприятия экспортируют судовые дизели и запасные части к ним, вагоны-лесовозы, автогрейдеры, асфальтоукладчики и специализированные автомобили, газовое оборудование, велосипеды, древесину и продукты ее переработки, кожевенное сырье, полупроводники, отходы и лом металлов.

Тем не менее сохраняется проблема значительного импортного перекоса внешнеторгового оборота.

В целях оздоровления внешнеторгового баланса, расширения рынков сбыта областной экспортной продукции, обеспечения притока в область валютной выручки и препятствия к вывозу за рубеж отечественного капитала, укрепления региональных внешнеэкономических связей осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает:

совершенствовать систему отношений с регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья в целях обеспечения условий получения взаимной экономической выгоды, диверсификации экономики области;

значительно активизировать работу по формированию и пересмотру основ и принципов областной промышленной политики в направлении поддержания развития экспортно перспективных и импортозамещающих производств;

привлекать в промышленную сферу современные конкурентоспособные технологии и дополнительные финансовые ресурсы;

наладить работу и взаимодействие с каждым из ведущих и потенциальных областных экспортеров;

продолжить и активизировать работу по представлению области в европейских структурах, в том числе в составе приграничного сообщества "Еврорегион "Днепр";

активнее наполнять достигнутые международные договоренности

принципиального характера конкретным практическим содержанием

на уровне контактов отдельных экспортеров, производителей и потребителей;

содействовать развитию современных таможенных пунктов и международных транспортных пограничных переходов, системы складского хозяйства;

усилить взаимодействие с Брянской таможней по контролю за возвращением из-за рубежа валютной выручки, недопущению незаконного внешнеторгового товарооборота (контрабанды), улучшению организации таможенного оформления и качества услуг информационно-консультативного характера,

совершенствовать инвестиционное законодательство, активнее пропагандировать и использовать такие формы взаимодействия с иностранными партнерами, как лизинг и франчайзинг.

5.1.5. Развитие малого бизнеса


Малое предпринимательство - неотъемлемая часть рыночной системы хозяйствования, одна из основ устойчивого развития экономики. Проведение экономических реформ, создание многоукладной экономики невозможно без массового развития малого бизнеса. Этот сектор экономики при соответствующей государственной поддержке, регулировании и организации может существенно пополнить бюджет, создать новые рабочие места и способствовать социально-экономическому развитию региона.

Сегодня малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики Брянщины, в нем занято 19 процентов от общего числа работающих.

Обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области".

На помощь малому бизнесу нацелены Законы Брянской области "О государственной поддержке малых предприятий в Брянской области", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Постановление администрации области "Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства".

Задачами государственной политики на региональном уровне в сфере развития малого предпринимательства являются:

сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

совершенствование нормативно-правовой базы;

разработка действенных кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства;

развитие и повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

совершенствование механизмов использования областного государственного и муниципального имущества;

научно-методическое и кадровое обеспечение;

совершенствование информационной поддержки.

5.1.6. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей


Рост реальных доходов населения обеспечивает повышение доли потребления в валовом региональном продукте. Потребительский рынок области динамично развивается, отличаясь высокой товарной насыщенностью и широким спектром предоставляемых населению услуг. Это - следствие общего экономического подъема области.

Тем не менее администрации области предстоит решить ряд приоритетных задач, направленных помимо обеспечения роста уровня жизни населения в целях повышения доступности товаров и услуг на расширение торговли конкурентоспособными товарами брянских производителей, наращивание объемов торговых и бытовых услуг, расширение перечня предоставляемых платных услуг населению, защиту прав потребителей.

Основными путями решения этих задач станут:

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие крупных розничных торговых сетей и центров оптовой торговли с отлаженной системой управления и закупок товаров;

развитие общедоступной сети предприятий общественного питания для различных категорий населения;

насыщение потребительского рынка товарами и прежде всего конкурентоспособными товарами местных производителей, создание условий региональным производителям по открытию фирменной торговой сети;

содействие развитию потребительского кредитования;

обеспечение стабильной работы организаций потребительской кооперации, улучшение обеспечения сельского населения товарами и услугами особенно в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах по доступным ценам,

оптимальное размещение на территории сельских административных районов домов быта, комплексных приемных пунктов, возобновление выездной формы бытового обслуживания населения;

расширение рынка платных услуг, развитие конкуренции за счет расширения номенклатуры услуг, повышения их качества и снижения издержек;

расширение разнообразия и объема социальных услуг населению (медицинские, образовательные), предоставляемых на платной основе как дополнительного источника финансирования направлений деятельности социальной сферы;

развитие сервисного обслуживания населения, организация новых видов деятельности, в том числе народных промыслов;

минимизация ввоза в область недоброкачественных потребительских товаров,

повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов и изготовителей, координация осуществления государственного контроля и надзора;

организация системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

5.1.7. Бюджетная политика


Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого общества.

Бюджетная политика в сочетании с денежно-кредитной политикой играет важнейшую роль в процессе экономического и социального развития области. Бюджет позволяет мобилизовать ресурсы и осуществлять финансовое обеспечение выполнения органами государственной власти своих задач и функций, поддерживать финансовую стабильность в регионе, воздействовать на экономику и стимулировать развитие ее приоритетных направлений, обеспечивать поддержку наименее социально защищенных слоев населения.

Бюджетная система области представлена областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, каждый из них выполняет обязательства, закрепленные за соответствующими органами общественного управления, на уровне региона и на уровне территорий.

Вместе с тем сложившаяся бюджетная политика региона, как и бюджетная политика государства в целом, нуждается в совершенствовании. Среди приоритетных направлений реализации бюджетной политики области на среднесрочную перспективу необходимо выделить следующие:

внедрение новых механизмов бюджетного планирования и организации исполнения бюджетов;

сохранение социальной ориентации бюджета, приоритетное финансирование социально значимых расходов;

переход к новой системе межбюджетных отношений и распределения финансовой помощи муниципальным образованиям;

упорядочение бюджетного процесса на региональном уровне и в муниципальных образованиях, внедрение современных информационных технологий сопровождения бюджетной работы;

строгое соблюдение действующего законодательства Российской Федерации при формировании и исполнении бюджета, недопущение случаев нарушения бюджетного и налогового законодательства;

расширение действующей налогооблагаемой базы региона, мобилизация имеющихся ресурсов в бюджеты всех уровней, снижение задолженности и недоимки по налогам и сборам;

регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы региона, обеспечение своевременной выплаты заработной платы;

проведение мониторинга бюджетного сектора, инвентаризация и оптимизация сети учреждений, бюджетных расходов;

обеспечение своевременности расчетов с поставщиками энергоресурсов;

организация и проведение среднесрочного бюджетного планирования, реализация принципа "скользящей трехлетки";

формирование бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;

распределение бюджетных ресурсов только на конкурентной основе и на основе торгов;

разработка и внедрение системы финансовых и административных стимулов эффективного использования средств;

инвентаризация и упорядочение количества областных целевых программ, введение ведомственных и бюджетных целевых программ;

реализация бюджетирования, ориентированного на результат, проведение мониторинга результативности бюджетных расходов;

введение в практику докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности, проведение реформы бюджетной классификации и учета,

недопущение нецелевого расходования средств;

финансовое обеспечение реализации на территории региона Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", своевременное финансирование предусмотренных данным законом расходных обязательств;

реализация финансовых аспектов Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация на территории области формирования и исполнения бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений.

Осуществление указанных мероприятий в области бюджетной политики позволит обеспечить привлечение необходимых ресурсов в бюджетную систему области, оптимизировать и повысить результативность бюджетных расходов.

5.2. Приоритеты социальной политики


Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего жилья, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Улучшение благосостояния населения тесно связано с темпами экономического развития региона.

С одной стороны, достижение выше сформулированных целей в сфере материального производства будет служить основой повышения уровня занятости и жизни населения с одновременным сокращением уровня бедности и позволит нам обеспечить решение программных задач улучшения качества жизни населения области в социальной и духовной сферах.

С другой стороны, обеспечение конкурентоспособности и высоких темпов развития экономики области требует значительного повышения эффективности социальной политики, способствующей формированию развитого рынка социальных услуг, улучшению демографической ситуации, поддержанию малоимущих слоев населения и наиболее полному вовлечению в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан.

Кардинальных изменений в социальной сфере можно ожидать только в том случае, если социальные приоритеты будут составлять основу экономической политики - бюджетной, налоговой, инвестиционной.

Забота органов власти о жителях области, попавших в трудную жизненную ситуацию, их защита от нищеты и бедности будет оставаться главной составляющей социальной политики. Вместе с тем деятельность по достижению более высокого качества жизни уже не может и не должна направляться только на социальную защиту нуждающихся. Недостаточность условий для экономического самоопределения и самовыражения каждого трудоспособного человека, для предпринимательской свободы и творческой деятельности приводит к нерациональному использованию человеческого потенциала.

Социальное развитие только тогда имеет положительную динамику, когда основой социальной политики является максимальное сближение интересов государства и его граждан. Нельзя достичь высоких производственных показателей, экономя на заработной плате, социальных программах, образовании, здравоохранении.

Мы ставим в качестве приоритетов:

дальнейшее повышение уровня благосостояния и уровня оплаты труда работающих;

стабилизацию демографической ситуации в области;

увеличение продолжительности жизни;

продолжение работы по снижению доли малоимущих слоев населения;

увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов способен обеспечить достойное человека существование;

сохранение социальной стабильности;

обеспечение устойчивого роста экономического потенциала не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора;

повышение уровня общественно-политического единства общества;

преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры;

обеспечение общественного порядка и защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; развитие образования и национальной культуры.

5.2.1. Стабилизация демографической ситуации


Негативные тенденции в развитии демографической ситуации в Брянской области, как и в целом в Российской Федерации, преобладают с начала 90-х годов. Это низкая рождаемость, высокая смертность, сокращение продолжительности жизни, нестабильность брачно-семейных отношений. В репродуктивных ориентирах молодежи однодетная модель семьи превалирует над многодетной. Как результат - основной тенденцией эволюции возрастной структуры является старение населения.

Целью демографического развития области на данном этапе является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Возможны три направления выхода из демографического кризиса:

укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития области.

политика администрации области в плане демографического развития предусматривает комплексную реализацию всех трех направлений, в основе которых лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций.

Все позитивное, что делается в области в части экономической стабилизации, обеспечения устойчивого роста доходов населения, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан, обеспечения доступности и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, направлено в конечном счете на решение демографических проблем.

О том, что мы на правильном пути, свидетельствует тот факт, что в 2000 году спад рождаемости был приостановлен и в течение последних трех лет наблюдается рост числа новорожденных.

Для того чтобы закрепить эти позитивные тенденции, разработан и реализуется ряд комплексных планов, взаимоувязанных и сбалансированных по срокам, исполнителям и решаемым задачам. Это:

региональный план действий по улучшению демографической ситуации в Брянской области, разработанный с учетом Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года;

региональный межведомственный план действий по улучшению здоровья детей в Брянской области;

региональный план действий по улучшению положения женщин в Брянской области;

региональный межведомственный план мероприятий по социальной поддержке молодых семей в Брянской области.

В этих документах предусмотрены меры, направленные на:

формирование общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью и детей, повышение воспитательного потенциала семьи, обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

усиление приоритетности интересов многодетных семей при формировании и реализации социальной политики;

осуществление практических действий по комплексной социальной поддержке семей с детьми, выработке социальных технологий, направленных на переход семей из состояния выживания в состояние развития и благополучия;

охрану окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, контроль за реализацией мероприятий по улучшений условий труда, работающих;

развитие новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию населения, прежде всего молодежи;

охрану репродуктивного здоровья населения;

утверждение принципов здорового образа жизни, создание условий для обеспечения полноценной образовательной, культурно-досуговой, спортивной занятости детей и подростков;

совершенствование системы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи;

развитие физической культуры и спорта как эффективного средства оздоровления;

улучшение положения женщин на рынке труда, повышение их социальной защищенности, охрану женского здоровья и укрепление семейных отношений;

оказание помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи населению;

борьбу с курением, пьянством и алкоголизмом и немедицинским употреблением наркотических средств;

улучшение психического здоровья населения, профилактику самоубийств, включая развитие "телефонов доверия", кабинетов анонимного приема и психологической разгрузки;

улучшение положения лиц пожилого возраста и инвалидов, включая внедрение новых реабилитационных технологий;

решение жилищной проблемы молодежи в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей";

содействие профессионально-трудовой занятости молодежи;

расширение объема социально-психологических услуг, оказываемых молодым семьям;

оказание социальной поддержки молодым семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, проживающим в сельской местности;

продолжение практики проведения благотворительных марафонов "Семья - семье", "Добро без границ";

проведение миграционной политики, направленной на привлечение в область на постоянное место жительства граждан трудоспособного возраста из стран ближнего и дальнего зарубежья в целях частичной компенсации естественной убыли населения.

5.2.2. Реализация механизмов по созданию рынка доступного жилья


Одной из самых актуальных задач в сфере социальной политики государства является создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище.

На сегодняшний день новое жилье могут позволить себе купить лишь граждане с высокими доходами. Отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья не способствует стабильности брачно-семейных отношении, снижает рождаемость и трудовую мобильность населения.

Необходимо обеспечить для основной части населения возможность приобретения жилья на рынке (за счет собственных накоплений и жилищных кредитов), гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.

Ключевыми направлениями реализации жилищной политики являются:

создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствие с платежеспособным спросом населения;

развитие рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере;

создание правовых принципов регулирования землепользования и жилищной застройки;

содействие развитию инфраструктуры рынка жилья;

наведение четкого порядка в сфере предоставления социального жилья и обеспечение им малоимущих граждан.

Механизмов улучшения жилищных условий может быть множество, они направлены на разные категории граждан с разным уровнем доходов.

Хорошо зарекомендовал себя программно-целевой метод решения жилищной проблемы:

создание условий для приобретения жилья гражданами с доходами на уровне средних и выше будет осуществляться с использованием механизма долгосрочного ипотечного кредитования в рамках реализации областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования Брянской области;

в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" будет осуществляться обеспечение жильем лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку;

ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда и обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных не годными для проживания, будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Переселение граждан Брянской области из ветхого и аварийного жилого фонда" с увеличением ресурсного обеспечения программных мероприятий;

решение жилищной проблемы граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС будет продолжено в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище";

создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в области будет осуществляться в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей";

оказание финансовой поддержки и создание условий для обеспечения жильем медицинских работников и работников образования Брянской области с использованием системы ипотечного кредитования за счет собственных средств граждан, субсидий, выдаваемых гражданам за счет средств областного и местных бюджетов, будет осуществляться в рамках реализации областной целевой программы "Улучшение жилищных условий медицинских работников и работников образования".

Развитие отрасли жилищного строительства будет способствовать повышению экономической эффективности деятельности строительного комплекса: с одной стороны - это сокращение финансовых и временных затрат при строительстве жилья, с другой - строительство жилья повышенной комфортности для высокодоходных слоев населения.

Для реализации этих задач необходимо обеспечить:

разработку и применение новых серий крупнопанельного домостроения с применением эффективных материалов, в том числе высокопрочных легких бетонов на пористых заполнителях, клееной древесины, высокопустотных керамических камней, легких металлических конструкций, полимерных изделий, негорючих местных утеплителей, а также материалов на базе рационального использования техногенных отходов промышленного производства;

освоение подземного пространства зданий с применением материалов и конструкций с заданными заранее свойствами, применение в производственном строительстве специальной технологии монолитного поробетона;

развитие малоэтажного строительства за счет высокоплотной застройки переменной этажности и одноквартирных жилых домов в отдельных микрорайонах и секторах городов;

применение индивидуальных проектов жилых домов повышенной комфортности с установкой эксклюзивного современного оборудования для высокодоходных слоев населения.

5.2.3. Повышение качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда


Образование объективно является важнейшей сферой жизни общества. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее, ведь образование не только источник знаний, духовности и культуры, но и основа материального и социального прогресса.

Первоочередной целью системы образования является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

В течение постперестроечного периода сфера дошкольного, среднего и профессионального образования области сохранила основные направления деятельности, а по ряду позиций продолжала содержательно развиваться. На сегодняшний день Брянская область имеет развитую сеть образовательных учреждений всех уровней. Высоким интеллектуальным потенциалом обладают вузы области.

Тем не менее необходима дальнейшая интеграция образования и научной деятельности. Развитие рыночных механизмов и переустройство государственной системы управления, не предполагающей использования государственного заказа на подготовку кадров для предприятий и организаций, объективно предопределило проблему несбалансированности подготовки специалистов с потребностью предприятий и организаций в квалифицированных кадрах. Необходимо усилить практическую направленность образования.

Основные усилия по реализации эффективной политики в сфере образования должны быть направлены на:

обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего (среднего, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного высшего и среднего профессионального образования;

переход на новые государственные стандарты образования;

совершенствование системы аттестации обучающихся на основе новых образовательных технологий контроля качества знаний;

расширение вариативности образовательных программ;

развитие профильного и предпрофильного обучения;

обновление содержания образования на основе ориентации на национальную культуру, активное использование регионального компонента при изучении истории, географии, литературы;

повышение ресурсной обеспеченности образовательной среды посредством развития централизованной системы обеспечения образовательных учреждений, а также в рамках реализации областных целевых программ "Развитие образования Брянской области", "Школьный учебник", "Школьная мебель";

оптимизацию деятельности сети образовательных учреждений с целью повышения эффективности использования финансовых средств системы образования;

реструктуризацию сети образовательных учреждений с учетом необходимости оптимальной организации образовательного пространства сельских районов, включая организацию обучения в более крупных общеобразовательных учреждениях, имеющих современную учебную базу и квалифицированные педагогические кадры, и использование системы "школьных автобусов" в рамках реализации одноименной областной целевой программы;

совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам, в рамках реализации областной целевой программы "Одаренные дети";

продолжение практики создания условий для обучения одаренных детей из малообеспеченных семей из сельской местности;

расширение доступа к образовательным ресурсам для лиц с ограниченными возможностями на основе использования новых технических и образовательных технологий;

формирование инфраструктуры средств для участников образовательного процесса, включая информационно-справочные ресурсы, компьютерное и программное обеспечение, Интернет-центры, - центры методической поддержки в рамках реализации целевых программ "Электронная Россия", "Развитие единой образовательной информационной среды Брянской области", "Развитие дистанционного образования";

усиление кооперации учреждений начального профессионального образования с образовательными учреждениями более высокого уровня в части рационального использования кадрового потенциала, материально-технической базы, преемственности образовательных стандартов в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса;

создание системы перспективного планирования потребностей региона в профессиональных кадрах в целях оптимизации структуры профессионального образования;

активизацию работы в общеобразовательных школах по профессиональной ориентации молодежи на профессии, востребованные на рынке труда;

осуществление мер по поддержке развития высокотехнологичных направлений науки в брянских вузах, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России";

активизацию инновационной деятельности вузов в целях содействия развитию экономики Брянской области;

расширение связей с учебными и научными центрами г. Москвы и Санкт-Петербурга с целью подготовки и направления на учебу талантливой молодежи Брянщины, развитие проектов "Российский лицей" и "Санкт-Петербургские классы", поддержку аспирантов и докторантов из числа научных работников и преподавателей;

участие в федеральной программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

усиление внимания к подготовке и закреплению педагогических кадров, повышению их профессионального мастерства, в том числе в рамках реализации областных целевых программ "Развитие Брянского института повышения квалификации работников образования", "Развитие Брянского государственного университета", "Улучшение жилищных условий медицинских работников и работников образования";

активизацию деятельности попечительских советов в целях обеспечения притока в отрасль образование дополнительных финансовых, материальных и кадровых ресурсов, их эффективного использования и общественного контроля;

расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования.

5.2.4. Здоровье и качество медицины


Забота о состоянии здоровья жителей области была и остается приоритетной задачей органов государственной власти.

На решение этой задачи направлены меры по утверждению принципов здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта, созданию благоприятной среды обитания, усилению охраны труда, профилактике заболеваемости, улучшению качества и повышению доступности медицинской помощи.

Однако существующая на сегодняшний день система финансирования здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена, что порождает множество проблем. В ближайшие годы предстоит реформирование системы обязательного медицинского страхования в масштабах Российской Федерации, при этом параметры этого реформирования законодательно еще не определены.

Реформирование здравоохранения осуществляется в течение всего постперестроечного периода, однако показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состоянии здоровья граждан как в Брянской области, так и в целом по Российской Федерации. Особенно настораживает тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

Сегодня нужен переход от реформирования к планомерному развитию всей системы медицинской помощи с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы.

В качестве приоритетных направлений можно выделить:

охрану материнства и детства;

профилактику заболеваемости;

борьбу с социально обусловленными болезнями;

снижение смертности трудоспособного населения;

обеспечение доступности и высокого качества медицинских услуг.

Необходимо строить работу учреждений здравоохранения на принципах профилактической медицины, основными из которых являются просветительские и обучающие программы для пациентов, пропаганда здорового образа жизни, вовлечение граждан в систематические занятия физкультурой и спортом, профилактические мероприятия и ранняя диагностика заболеваний.

В целях решения ключевых проблем отрасли здравоохранение предполагается:

разработать систему перспективного комплексного планирования структурных преобразований отрасли, включая организационные преобразования, подготовку кадров, материально-техническое переоснащение медицинских организаций, выявление "зон неэффективности" в системе оказания медицинской помощи;

обеспечить все слои населения бесплатной медицинской помощью в гарантированном объеме в рамках реализации ежегодно разрабатываемой территориальной программы оказания жителям Брянской области бесплатной медицинской помощи, введя в действие механизмы финансово обеспеченных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;

разработать перечень медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения на платной основе, дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;

дифференцировать систему платежей за медицинские услуги с учетом различий в уровне доходов граждан;

содействовать развитию негосударственного сектора здравоохранения, включая создание частных диагностических центров, в целях расширения спектра предоставляемых медицинских услуг, в том числе лицам с высоким уровнем доходов;

осуществить программу реструктуризации медицинской помощи населению в целях повышения доступности и качества медицинских услуг в рамках:

реформирования системы обязательного медицинского страхования;

развития добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий и организаций всех форм собственности;

обеспечения соответствия амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи реальным потребностям населения и современным требованиям эффективной организации здравоохранения;

перевода сверхнормативных объемов стационарной помощи на стационарозамещающие технологии;

реорганизации амбулаторно-поликлинического звена с внедрением форм работы по типу "семейного врача" или "врача общей практики";

внедрения (по мере утверждения Министерством здравоохранения и социального развития) протоколов ведения больных (стандартов лечения по видам заболеваний);

сформировать единую систему мер, направленную на оздоровление детей и молодежи, в том числе:

развивать систему медикогенетического консультирования в целях предотвращения рождения детей с глубокими патологиями в развитии;

реализовать областную целевую программу "Здоровый ребенок", включающую в себя комплекс мер по решению медицинских и социальных проблем материнства и детства;

обеспечить выпуск продукции для детского питания на территории Брянской области и гарантированное бесплатное обеспечение молочными продуктами детей первого и второго года жизни в соответствии с действующим законодательством;

разработать и осуществить сбалансированную программу детского питания в школах и дошкольных учреждениях, отвечающую всем нормативным требованиям по калорийности и витаминизации.



Текст документа сверен по:
Официаоьная рассылка


О мерах по реализации программы повышения качества жизни населения Брянской области

Название документа: О мерах по реализации программы повышения качества жизни населения Брянской области

Номер документа: 528

Вид документа: Постановление Правительства Брянской области

Принявший орган: Правительство Брянской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 28 октября 2004

Дата начала действия: 28 октября 2004
Дата окончания действия: 05 сентября 2008