Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О выборах в представительные органы
местного самоуправления Брянской области

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Брянской области от 15.02.1999 N 8-З
____________________________________________________________________


Принят
Брянской областной Думой
3 октября 1995 года

Настоящим Законом определяются основные гарантии реализации гражданами Брянской области их конституционного права избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Всеобщее избирательное право

Настоящим Законом определяется порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских представительных органов местного самоуправления (муниципальных образований).

Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Право избирать в представительные органы местного самоуправления принадлежит каждому постоянно проживающему на соответствующей территории Брянской области гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18-летнего возраста и не достигшему 18-летнего возраста, но обладающему полной гражданской дееспособностью в соответствии с Федеральным законодательством.

Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и постоянно проживающий на территории Брянской области.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Депутат представительного органа местного самоуправления, работающий на постоянной основе в этом органе, не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, деятельности.

Депутат представительного органа местного самоуправления, не работающий на постоянной основе в этом органе, не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, не может находиться на государственной службе, в том числе занимать руководящие должности в исполнительных и судебных органах государственной власти, действующих на территории Брянской области, и исполнительных органах местного самоуправления.

Срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления Брянской области - 4 года.

Статья 2. Назначение выборов

Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления до принятия Устава муниципального образования назначает Брянская областная Дума не позднее чем за 60 дней до выборов. После принятия Устава муниципального образования дата проведения выборов в представительные органы местного самоуправления согласуется с органами государственной власти Брянской области.

Статья 3. Равное избирательное право

Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления основаны на равном избирательном праве:

избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос;

избиратели участвуют в выборах на равных основаниях;

военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.

Статья 4. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в представительные органы местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно.

Статья 5. Тайное голосование

Голосование на выборах в представительные органы местного самоуправления является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Статья 6. Численный состав представительных органов местного самоуправления

До принятия Устава муниципального образования в представительные органы местного самоуправления избирается в зависимости от числа избирателей в городе, районе, поселке следующее число депутатов:

до 1 тыс. избирателей - 7 депутатов,

от 1 до 5 тыс. избирателей - 9 депутатов,

от 5 до 25 тыс. избирателей - 20 депутатов,

от 25 до 50 тыс. избирателей - 25 депутатов,

от 50 до 75 тыс. избирателей - 30 депутатов,

свыше 75 тыс. избирателей - 35 депутатов,

город Брянск - 50 депутатов.

В районах, округах количество депутатов может быть изменено в целях обеспечения полного представительства населенных пунктов, их объединений в соответствующих выборных органах. Эти изменения не могут превысить 15 процентов от установленного Законом числа депутатов. Решение об изменении числа избираемых депутатов принимает соответствующая территориальная избирательная комиссия.

ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 7. Составление списков избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом и постоянно проживающие на соответствующей территории Брянской области.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. Списки составляются по каждому избирательному участку и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 8. Образование избирательных округов

Для проведения выборов соответствующая территориальная избирательная комиссия образует избирательные округа на основании, данных, представляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей территориальной избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 6О дней до дня выборов, а если представительный орган отсутствует, то избирательной комиссией Брянской области.

При проведении выборов в представительные органы местного самоуправления избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов;

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами областной Думы.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Схема избирательных округов с описанием их границ публикуется в местной печати соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее 55 дней до выборов.

В течение 5 дней после публикации общего списка избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба подается соответствующим главой администрации затрагиваемой территории в областную избирательную комиссию, которая в течение 5 дней проверяет жалобу и либо исправляет границы соответствующего избирательного округа с дубликацией исправленной схемы, либо выдает заявителю справку с мотивированным отклонением заявления.

Статья 9. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В отдельных случаях в воинских частях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии, при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Статья 10. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии по выборам представительных органов местного самоуправления обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют:

избирательная комиссия Брянской области;

территориальные (районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские) избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

В случае совпадений территорий избирательного округа и избирательного участка по решению территориальной комиссии полномочия окружной и участковой комиссии выполняет участковая комиссия.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

Избирательная комиссия Брянской области и территориальные избирательные комиссии являются юридическими лицами.

Государственные органы Брянской области, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы.

Статья 11. Статус и порядок формирования избирательной комиссии Брянской области

Избирательная комиссия Брянской области осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, а также иных органов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Брянской области.
Срок полномочий избирательной комиссии Брянской области - четыре года.

Избирательная комиссия Брянской области состоит из 13 членов. Председатель избирательной комиссии Брянской области должен иметь высшее юридическое образование.

Избирательная комиссия Брянской области формируется не позднее чем за 80 дней до выборов.

Статья 12. Полномочия избирательной комиссии Брянской области

Избирательная комиссия Брянской области:

дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;

руководит работой избирательных комиссий;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и принимает по ним решения;

в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата в депутаты;

осуществляет контроль за законностью проведения выборов;

утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения и образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;

распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

организует проведение повторного голосования, повторных или новых выборов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и положением о комиссии, утвержденным постановлением Думы N 121 от 25.05.95 г.

Статья 13. Формирование избирательных комиссий

Формирование избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом количество работников исполнительных органов местного самоуправления и их подразделений не может превышать 50 процентов от общего количества членов соответствующей комиссии.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

Члены соответствующих комиссий имеет право решающего голоса при принятии решения избирательной комиссии, обязаны присутствовать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии.

Члены комиссии заблаговременно извещаются о времени заседаний соответствующей избирательной комиссии, имеют право выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования, вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы, имеют право знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистраций кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Статья 14. Образование территориальных (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) избирательных комиссий

Территориальные комиссии по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления образуются представительным органом местного самоуправления соответствующей территории, а если он отсутствует, то избирательной комиссией Брянской области не позднее чем за 60 дней до выборов в составе 5-9 членов комиссии.
Срок полномочий территориальных избирательных комиссий - 4 года.

Статья 15. Полномочия территориальных (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) избирательных комиссий

Районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская избирательная комиссия по выборам депутатов районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского представительного органа местного самоуправления:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;

2) образует избирательные округа;

3) направляет деятельность участковых избирательных комиссий;

4) распоряжается и распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

5) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов местного самоуправления в соответствии с формой, установленной избирательной комиссией Брянской области;

6) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий, исполнительных органов власти соответствующей территории, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

7) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;

8) организует выдвижение кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа местного самоуправления;

9) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;

10) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа местного самоуправления;

11) обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о кандидатах в депутаты;

12) организует совместно с трудовыми коллективами и общественными организациями встречи кандидатов в депутаты с избирателями как в трудовых коллективах, так и по месту жительства;

13) утверждает текст избирательных бюллетеней и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии;

14) получает от соответствующих участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках;

15) устанавливает и публикует в печати результаты выборов депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления;

16) регистрирует избранных депутатов, выдает депутатам удостоверения об избрании;

17) передает соответствующему представительному органу местного самоуправления документацию, необходимую для проверки полномочий народных депутатов;

18) решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;

19) назначает выборы депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
20) обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных документов;

21) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 16. Образование и полномочия окружных избирательных комиссий

Окружные избирательные комиссии образуются соответствующими территориальными комиссиями не позднее чем за 50 дней до выборов в составе 8-14 членов.

Окружная избирательная комиссия:

1) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в соответствующие территориальные избирательные комиссии;

2) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами областной Думы.

Окружные избирательные комиссии прекращают свои полномочия с момента передачи ими избирательной документации в соответствующие территориальные комиссии, если иное не установлено в решении соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Статья 17. Образование и полномочия участковых избирательных комиссий

Участковые избирательные комиссии образуются районными и городскими территориальными комиссиями не позднее чем за 40 дней до выборов в составе 5-10 членов.

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет список избирателей по участку, организует проверку и дополнение списка избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него, соответствующих изменений;

3) оповещает население о места нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

4) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;

5) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

6) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке, определяет результаты голосования;

7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом в депутаты. Удостоверение действительно при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего.

Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих итогов выборов по соответствующему избирательному округу, если иное не установлено в решении соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Состав избирательных комиссий публикуется в печати.

На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются иными средствами массовой информации в течение 7 дней.

В день голосования, с момента начала роботы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными законами.

Избирательные комиссии в установленные сроки информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе, об образовании избирательных округов и участков, о списках избирателей, итогах регистрации кандидатов в депутаты, их биографических сведениях, о результатах голосования по каждому кандидату и итогах выборов.

Статья 19. Организация деятельности избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Заседания избирательной комиссий являются правомочными, если в них приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам областной Думы, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.

Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем комиссии или по требованию не менее 1/3 членов комиссии.

Статья 20. Обжалование нарушений избирательных прав граждан

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной области, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Статья 21. Право выдвижения кандидатов

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 22. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями

Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения.

Решение о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей территориальной избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов.

Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей, количество которых для регистрации кандидатов должно составлять не менее 2 процентов от числа, установленного при составлении списков избирателей соответствующего избирательного округа.

Статья 23. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства.

Соответствующие муниципальные образования, администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, по которому осуществляется выдвижение кандидата.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.

Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной избирательной комиссией Брянской области. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место жительства кандидата.

Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, год рождения, адрес, серию и номер паспорта или иного документа его заменяющего. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса и номера его паспорта или иного документа, его заменяющего, и лицом, за выдвижение которого собраны подписи. На подписном листе обязательно указывается наименование избирательного округа в котором выдвигается кандидат. Подписной лист может заполнять сборщик подписей.

Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявления кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в территориальную избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов. Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, публикует данные о нем в печати, выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.

Статья 24. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Кандидаты регистрируются соответствующей территориальной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее 2 процентов подписей избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку кандидата.

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий на срок не более одного месяца.

В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю избирательного объединения, имеющему соответствующее удостоверение, копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов областной Думы.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру, кандидат, снявший свою кандидатуру при отсутствии обоснованных причин, обязан возместить расходы территориальной избирательной комиссии, связанные с его участием в избирательной кампании.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени.

ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 25. Равенство кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 26. Гарантии деятельности кандидатов

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются (федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Статья 27. Доверенные лица кандидатов

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в избирательном округе по выборам в районный представительный орган, может назначить до 5 доверенных лиц, кандидаты в депутаты, зарегистрированные в избирательном округе по выборам в иные представительные органы местного самоуправления до 3-х доверенных лиц, которые регистрируются соответствующей избирательной комиссией.

Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.

На заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата в депутаты.

ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 28. Право на предвыборную агитацию

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами.

Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия использования средств массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Статья 29. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Инструкции о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственной телерадиокомпании "Брянск" издаются избирательной комиссией Брянской области.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (Федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

Статья 30. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

При проведении предвыборной агитации не допускается использование средств массовой информации для агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, для призывов к захвату власти и насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, пропаганды войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Статья 31. Сроки проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.

В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, а также по обеспечению деятельности избирательной комиссии в течение срока их полномочий производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета и местных бюджетов.

Эти расходы предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете. Средства на проведение выборов органов местного самоуправления соответствующих уровней поступают из областного бюджета в распоряжение избирательной комиссии Брянской области в десятидневный срок со дня назначения выборов и распределяются ею между территориальными избирательными комиссиями, которые в свою очередь распределяют их среди избирательных комиссий соответствующей территории. Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям устанавливается избирательной комиссией Брянской области совместно с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Брянской области и администрацией области.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.

Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Статья 33. Избирательные фонды и порядок их создания

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией;

собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случае, когда указанные средства имеют иностранные источники;

средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Сумма средств, перечисленных в избирательный фонд кандидата районного уровня, не может превышать минимальный размер оплаты труда на день выборов более чем в 50 раз, а нижестоящего уровня (сельского, поселкового) - более чем в 10 раз.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений органов местного самоуправления и религиозных объединений.

Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом и нормативными актами Брянской областной Думы.

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Статья 34. Порядок расходования средств избирательных фондов

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливает избирательная комиссия Брянской области по согласованию с Брянским банком Сберегательного банка Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Статья 35. Помещение для голосования

Помещения для голосования предоставляются распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе, сельской, поселковой администрацией.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с информацией обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах.

Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этой цели карандашей не допускается.

Статья 36. Избирательные бюллетени

Каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные: фамилия, имя, отчество, место работы и должность, кем выдвинут. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальных избирательных комиссий.

Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, внесенных в список по избирательному участку, более чем на 2 процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов и кандидатов от региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по решению территориальной избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени.

ГЛАВА 8. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ

Статья 37. Порядок голосования

Голосование на выборах в представительные органы местного самоуправления проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены Федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы.

О времени и месте голосования территориальные избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий территориальные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией области изменить время голосования при сохранении его продолжительности.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов".

В день выборов в 8 часов утра председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирателями бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего.

При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта избирателя или документа, его заменяющего, а избиратель расписывается.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, число которых определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабинете или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Статья 38. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем - стационарного.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных явках. Их число не должно превышать число письменных заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:

число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;

число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;


число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительных;

число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов".

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием.

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины, по которым он признан недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана представить им заверенную копию протокола об итогах голосования.

Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Статья 39. Установление результатов выборов

На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично и принимают одно из следующих решений:

признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если по избирательному округу баллотировался один кандидат в депутаты, он считается избранным, если получил в свою поддержку больше голосов избирателей, чем против своей кандидатуры;

при равном числе полученных голосов избранным признается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если при их проведении допущены нарушения настоящего закона, не позволяющие с достоверностью установить результаты выборов;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает общие итоги выборов не позднее 7 дней после дня выборов.

О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Соответствующая избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Установление результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.

В день выборов каждый кандидат вправе направить на соответствующий избирательный участок не более двух своих представителей.

Полномочия указанных лиц должны быть удостоверены соответствующим документом - удостоверением личности или заменяющим его документом, а полномочия представителей инициативных групп граждан, общественных объединений - выпиской из решения руководящего органа соответствующего объединения либо выпиской из протокола собрания (заседания) соответственно общественного объединения или инициативной группы об их направлении для наблюдения за ходом избирательного процесса. Полномочия представителя кандидата в депутаты, не являющегося доверенным лицом, должны быть подтверждены поручением кандидата, удостоверенным печатью территориальной избирательной комиссии.

При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Статья 40. Опубликование итогов голосования и результатов выборов

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

Территориальные избирательные комиссии, проводившие регистрацию избранных депутатов, направляют общие, данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.

Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня, о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.

Статья 41. Повторное голосование

Если по одномандатному избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты местного самоуправления и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов.

Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании в одномандатном избирательном округе наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату.

При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 42. Повторные выборы

Повторные выборы проводятся в сроки, установленные территориальной избирательной комиссией, исходя из местных условий, но не позднее чем через три месяца после проведенных, но не давших результата выборов. В случае, если число неизбранных депутатов составляет более одной трети от числа депутатов установленного для данного представительного органа, повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в народные депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

ГЛАВА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Статья 43. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА 11. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45.

1. До принятия Устава соответствующего муниципального образования или решения представительного органа соответствующего муниципального образования о своем наименовании именовать представительные органы местного самоуправления представительным собранием.

2. Финансирование первых выборов органов местного самоуправления осуществляется из областного бюджета.

3. Денежная компенсация кандидату в депутаты за неоплачиваемый отпуск выплачивается соответствующей избирательной комиссией в размере средней заработной платы кандидата, но не более средней заработной платы по области за календарный месяц, предшествующий выборам.

4. Статья 5 Закона действует до избрания представительных органов местного самоуправления. Далее численный состав представительного органа регулируется Уставом соответствующего муниципального образования.

5. Статья 1 в части невозможности депутату представительного органа местного самоуправления быть депутатом, иных представительных органов не действует в отношении тех депутатов, которые были избраны депутатами иных представительных органов до вступления в силу настоящего Закона.

Председатель
областной Думы               С.Н.Понасов

Глава администрации
Брянской области             В.А.Барабанов


г. Брянск
9 ноября 1995 г.
N 6-з



Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

О выборах в представительные органы местного самоуправления Брянской области

Название документа: О выборах в представительные органы местного самоуправления Брянской области

Номер документа: 6-З

Вид документа: Закон Брянской области

Принявший орган: Брянская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: "Брянский рабочий", N 29, 14.02.1996, "Брянские известия", N 44, 06.03.1996.
Дата принятия: 09 ноября 1995

Дата начала действия: 14 февраля 1996
Дата окончания действия: 15 февраля 1999