• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 1993 года N 73

О комплексной программе повышения
плодородия почв Брянской области

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 11.12.2015 N 598-п
____________________________________________________________________

В целях сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России" от 17 ноября 1992 г. N 879

постановляю:

1. Утвердить комплексную программу повышения плодородия почв Брянской области (прилагается).

2. Рекомендовать администрациям районов на основе этой программы в двухмесячный срок разработать программы повышения плодородия почв по каждому сельскохозяйственному предприятию и обеспечить их выполнение.

Управлению сельского хозяйства, областным комитетам по земельным ресурсам и землеустройству, по экологии и природопользованию, ТОО "Брянскинжсельстрой", центру "Агрохимрадиология", предприятию института "ЦентрНИИгипрозем" оказать помощь в разработке программ.

3. Комитету по экономике, финансовому управлению совместно с областным управлением сельского хозяйства определить источники финансирования работ, намеченных комплексной программой повышения плодородия почв Брянской области.

4. Комплексную программу повышения плодородия почв Брянской области направить областному Совету народных депутатов.

5. Областному управлению статистики совместно с управлением сельского хозяйства, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, по экологии и природопользованию разработать формы отчетности по выполнению основных показателей комплексной программы повышения плодородия почв Брянской области.

6. Управлению сельского хозяйства с участием заинтересованных организаций образовать консультативный совет по контролю за реализацией комплексной программы повышения плодородия почв области.

Глава администрации Брянской области
В.А.Барабанов

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Брянской области
от 23.03.93 N 73

1. Основания к разработке

Комплексная программа повышения плодородия почв Брянской области разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года N879 "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России". В основу разработки положены материалы обследований и изысканий , характеризующие качественное и культурно - техническое состояние почв и сельскохозяйственных угодий области и их динамику, выполненные Брянским центром "Агрохимрадиология", Брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем" и другими научными исследовательскими организациями, данные о проведении мероприятий по защите растений, борьбы с вредителями и сорняками сельскохозяйственных культур, мелиоративных, агрохимических,агролесомелиоратизных и других работ за последние 5 лет.

Программа рассмотрена и одобрена: научно-техническим советом и коллегией областного управления сельского хозяйства с привлечением комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Брянского центра "Агрохимрадиология", Брянского предприятия института "ЦентрНИИгипрозем" ТОО "Брянскинжсельстрой" объединения "Брянск-межлес" и областной станцией зашиты растений.

2. Современное состояние сельскохояйственных угодий

2. Современное состояние сельскохозяйственных угодий

Общая площадь сельскохозяйственных предприятий Брянской области, по данным областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, составляет 2476,6 тыс .га. Сельскохозяйственные угодья занимают 1797,2 тыс. га, или 72,5 процента. В структуре сельскохозяйственных угодий пашня составляет 1252,9 тыс.га - 70,2 процента, 544,3 тыс.га (30,2 проц.) приходится на сенокосы и пастбища.

Основными почвами сельскохозяйственных угодий являются дерново-подзолистые 765,0 тыс.га и серые лесные 365,4 тыс.га, соответственно 42,6 и 20,3 процента. Указанные почвы характеризуются низким естественным плодородием. Так, среднее содержание гумуса по районам области колеблется от 1,55 до 2,93 процента. Наиболее обедненные - это дерново-подзолистые песчаные и супесчаные почвы, где содержание гумуса нередко составляет 0,9-1,4 процента (.

В области имеется 554,1 тыс.га кислых почв, из них: 244,9 сильной и среднекислые, что соответственно составляет 44,2 и 15,5 процента пашни. Пониженное содержание подвижного фосфора и обменного калия наблюдается на площади 256,4 и 610,7 тыс.га, или 20,3 и 48,7 процента (.

Серьезным осложнением ведения сельскохозяйственного производства является радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий на значительных площадях. Свыше 1 Ки/км2 загрязнено 41 проц. всех сельхозугодий, в т.ч. на площади 115 тыс.га загрязнение составило свыше 15 Ки/кг2, а в 24 хозяйствах пяти юго-западных районов по этой причине исключено из оборота 13,8 тыс.гектаров сельскохозяйственных угодий.

На этих землях, в соответствии с разработанными рекомендациями, необходимо проводить специальные агрохимические и агротехнические мероприятия, позволяющие снизить уровень радиоактивного загрязнения проводимой продукции до допустимых величин.

Для Брянской области, как и для всей Нечерноземной зоны, характерна мелиоративная неустроенность сельскохозяйственных угодий. Так, средняя площадь контура пашни в области составляет 21,5 га. Значительная мелкоконтурность сельскохозяйственных угодий, большая расчлененность гидрографической сетью, лесами, кустарниками и болотами особенно отмечаются в северо-западной зоне (Гордеевский, Клинцовский, Красногорский, Клетнянский, Мглинский, Унечский и др. районы. Здесь средняя площадь контура составляет от 7 до 13 га (.

Мелкоконтурность усугубляется наличием среди пахотных земель сенокосов и пастбищ, большого количества заболоченных блюдец и мочажин, куртин поросли леса и кустарника, а также других угодий. Так, в среднем площадь вкрапленных контуров в каждые 100 гектаров пашни составляет более 5 га, а в таких районах, как Мглинский, Жирятинский, Клетнянский и Суражский их площадь составляет от 9 до 20 га.

Более 500 тыс .га, или 40 процентов сельскохозяйственных угодий, переувлажнены и заболочены, 2З тыс.га засорены камнями.

Из общей площади сенокосов и пастбищ только 110,3 тыс.га, или 20,2 процентов, улучшены. Пригодны к механизированной уборке сена 46,8 процентов сенокосов 116 тыс .га (21,3%) кормовых угодий закочкарены и сбиты, 80 тыс. га их закустарены и залесены (.

Неудовлетворительное качественное и культуртехническое состояние их, мелиоративная неустроенность и другие причины приводят к значительным потерям сельскохозяйственных угодий.

По данных инвентаризации земель 1988-1990гг., было выведено из оборота (списано) более 38 тыс.га сельскохозяйственных угодий из них 30,9 тыс. га пашни. Процессы заболачивания, закустаривания, залесения и деградации сельскохозяйственных угодий продолжаются.

В связи с тем, что более 65 процентов сельскохозяйственных угодий области расположены на склонах свыше 1 градуса, значительная их площадь является эрозийно опасной, а 15 процентов, где имеет место водная эрозия, гумусовый горизонт смыт частично или полностью. Наибольшее распространение водная эрозия получила в центральных, южных и юго-восточных районах (Брянский, Брасовский, Выгоничский, Карачевский, Севский, Комаричский, Трубчевский, и др. районы).

На песчаных и супесчаных почвах Климовского, Злынковского, Новозыбковского, Красногорского, Клинцовского, Гордеевского и частично других районов имеет место ветровая эрозия.

Эрозия приводит к истощению пашни, загрязнению и заилению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки.

Загрязнение и эрозия почв, применение тяжелой техники вызывает переуплотнение пахотного и подпахотного слоев, усиливает деградацию почв и отрицательно сказывается на ее биологических свойствах.

За последние годы значительно сократились объемы противоэрозионных мелиоративных и агрохимических мелиораций. Недостаточно восполняется в почве органическое вещество. В 1986-1991 годах внесение удобрений в среднем составляло 70-80% от научно обоснованной потребности. Сокращены посадки лесных защитных насаждении.

Уменьшаются объемы осушительных и оросительных мелиораций, по улучшению, освоению и рекультивации земель. Недостаточно эффективно ведется ремонт осушительных и оросительных систем.

В связи с передачей земель сельским Советам неродных депутатов в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, образованием фермерских хозяйств имеют место случаи нарушения границ полей и систем севооборотов. В полевых севооборотах и особенно юго-западных районов, где резко сокращены посевы бобовых многолетних трав и люпина постоянно складывается отрицательный баланс гумуса. Это усугубляется и тем, что из-за загрязненность торфяников радионуклидами в этой зоне резко сократились объемы заготовки торфа на удобрение.

В области насчитывается 15,6 тыс.га нарушенных земель, которые нуждаются в рекультивации. Однако темпы ее проведения низки.

Слабо внедряются биологические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками сельскохозяйственных культур. В, неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база для приема, хранения и применения минеральных удобрений, что приводит к их потерям, которые составляют 15-20 проц. в год.

Низкое естественное плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, эрозия, большие масштабы загрязненных земель в сочетании с низкою культурой земледелия и неблагоприятными климатическим условиями приводят к недобору ежегодно более 300 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно,поэтому осуществление комплекса мер по предотвращению процессов всеобщей деградации почв позволит повысить их качество и плодородие и на этой основе увеличить общую эффективность сельскохозяйственного производства.

3. Комплекс мер по повышению и сохранению плодородия почв

С целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения плодородия почв в 1993-1995 гг. необходимо осуществлять комплекс мероприятий, включающих осуществление организационно-хозяйственных, агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, защиту почв от эрозии, рекультивацию нарушенных земель, защиту растений от болезней и вредителей и др.

Осуществление комплекса мероприятий позволит в 1995 году обеспечить бездефицитный баланс гумуса в почвах, сократить на 105 тыс.га площадь кислых почв, повысить продуктивность улучшенных и естественных кормовых угодий и мелиорированных земель, уменьшить негативное действие эрозионных процессов и сократить деградацию почв. Расчеты показывают, что выполнение комплекса мероприятий позволит увеличить урожайность зерновых до 23,0 ц/га, картофеля до 145,0 ц/га, многолетних трав на сено 30,0 ц/га. Улучшится экологическая обстановка. Большое значение эти мероприятия будут иметь для развития многоукладности экономики в агропромышленном комплексе области и решения социальных проблем на селе.

Выполнение намеченных мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.

Защита почв от эрозии

Деградации почв, уничтожению почвенного покрова в значительной степени способствует водная и ветровая эрозия почв. По данным Брянского предприятия института "ЦентрНИИгипрозем" на эрозированных землях сельскохозяйственные предприятия области ежегодно недобирают от 30 до 50 тыс.тонн зерна. Ежегодно в овраги и балки, реки и ручьи смывается около 800 тыс.тонн грунта. Общий ущерб, наносимый эрозионными процессами сельскохозяйственному производству, по расчетам и экспериментным оценкам составляет около 500 млн. рублей. Невосполнимый ущерб наносится окружающей среде и народному хозяйству из-за ухудшения экологической обстановки.

В комплексе мер по борьбе с эрозией первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, лесомелиоративным и гидротехническим мероприятиям. В этих целях программой предусматривается:

развитие ландшафтного с элементами контурно-мелиоративного земледелия. Введение в хозяйствах Брасовского, Брянского, Дубровского, Карачевского, Почепского, Погарского, Севского, Трубчевского и других районов почвозащитных севооборотов, выделение рабочих участков, нарезка полей севооборотов, размещение полевой дорожной сети с учетом крутизны склонов. На пахотных землях, где крутизна склонов превышает 2 градуса, которые занимают около 150 тыс.га, необходимо разработать и внедрить комплекс агро-лесо-лугомелиоративных и гидротехнических мероприятий;

на средне и сильно эрозированных землях исключаются посевы пропашных культур, они должны выводиться в отдельно обрабатываемые рабочие участки с размещением озимых зерновых и многолетних трав. На площади около 12 тыс.га с уклонами более 5 градусов произвести залужение многолетними травами;

почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур применяются на площади 870 тыс.га пахотных земель на основе минимализации обработки почв. Безотвальная обработка должна проводиться на площади более 500 тыс.га. На площади 100 тыс.га проводится щелевание многолетних трав. Лункование и прерывистое бороздование применяется на площади 31 тыс.га. На всей площади эрозированных и эрозионно опасных земель намечено выполнить мероприятия по снегозадержанию и регулированию снеготаяния;

освоить технологические приемы, позволяющие снизить отрицательное воздействие технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, проведение полевых работ в оптимальные сроки, исключающие их выполнение при высокой влажности почвы, внесение повышенных (расчетных) доз органических и минеральных удобрений, соломы и сидератов разуплотнения почв глубоким рыхлением.

В комплексе почвозащитных мероприятий важное место занимают лесозащитные насаждения. Программой предусмотрено:

заложить 1000 га защитных лесных насаждений, в том числе 800 га лесонасаждений по склонам оврагов и балок и облесение песков на склонах более 1 градуса защитные лесные полосы будут размешаться поперек склона и контурно, в соответствии с требованиями противоэрозионной организации территории;

осуществить проведение рубок ухода на площади 240 га;

особое внимание необходимо обращать на посадку защитных лесных насаждений в районах, где почвы загрязнены в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая то, что в юго-западных и западных районах почвы песчаного и супесчаного механического состава и имеет место ветровая эрозия, их создание позволит предотвратить аэральное перемещение радионуклидов и повторное загрязнение;

провести в течение 1993-1994 гг. инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятии и организации.

Гидротехнические мероприятия включают строительство 57 плотен и других гидротехнических сооружений, позволяющих в местах их строительства зарегулировать поверхностный сток, прекратить рост оврагов, уменьшить заиление рек и ручьев, что будет способствовать улучшению экологической обстановки.

Объемы противоэрозионных, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий даны в таблицах 5, 6.

Заказчиком на проектирование и создание защитных лесных насаждении и гидротехнических сооружений являются управления сельского хозяйства. Проектно-изыскательские работы выполняются Брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем" и институтом "Мосгипроводхоз". Выполнение работ по посадкам и выращиванию лесных насаждений осуществляется объединением "Брянскмежлес", по гидротехническим сооружениям-ТОО "Брянскинжсельстрой" и его филиалами.

Применение органических удобрений

Применение органических удобрении

По данным агрохимического обследования, в области 192,4 тыс. гектаров пашни имеют критическое содержание гумуса, менее 1,6 процента. В таких условиях работают 52 хозяйства. Почва с низким содержанием гумуса занимает 18 процентов пашни, не которой ведут производство сельскохозяйственной продукции 122 хозяйства. Неблагоприятная обстановка с органическим веществом в почвах складывается на половине площади пашни области, Сельскохозяйственным производством в этих условиях занимаются более 200 сельскохозяйственных предприятий с площадью 870 тыс.гектаров.

Согласно расчетам для поддержания бездефицитного баланса гумуса в почвах области необходимо ежегодно вносить органических удобрений в расчете на гектар пашни по 10,6 тонны, или увеличить объем внесения к 1995 году на 33 процента против достигнутого уровня.

Учитывая, что потребность в органических удобрениях за счет навоза и торфа обеспечивается не полностью и в целях рационального использования ресурсов органики,предусматривается:

1. Довести применение к 1995 году всех видов органических удобрений до 12 млн. тонн, в том числе навоза до 5 млн. тонн, торфа 4,3 млн., соломы - 1,7, сидератов до 0,9 млн. тонн (.

2. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах и птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования. Разработать и внедрить экологически чистые технологии производства органических удобрении.

3. Провести в 1993-1995 гг. комплексное агрохимическое окультуривание полей на площади 126 тыс.гектаров (.

4. Увеличить использование стоков животноводческих комплексов и ферм в качестве удобрения.

5. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота. Увеличить площади многолетних люпинов и других сидеральных культур для запашки на удобрения.

6. Ввести в эксплуатацию прирельсовые склады для хранения минеральных удобрений на 26,8 тыс .тонн единовременного хранения и в сельскохозяйственных предприятиях на 16 тыс.тонн (таблицы 9,.

Применение минеральных удобрений

Сельхозпредприятия Брянской области характеризуются интенсивным применением минеральных удобрении. В последние годы их вносится в среднем на 1 га пашни более 210 кг действующего вещества.

Минеральные удобрения под сельскохозяйственные культуры применяются практически на всей посевной площади в научно обоснованных нормах. На основе почвенной и листовой диагностики ежегодно проводится азотная подкормка озимых зерновых культур. Яровые зерновые культуры высеваются, как правило, с гранулированными фосфоросодержащими удобрениями.

По расчетам, для получения в колхозах и совхозах запланированных урожаев сельскохозяйственных культур на 1993 - 1995 гг. требуется 1097 тыс.тонн минеральных удобрений в действующем веществе по годам и районам согласно таблице 11. Такое количество туков, а также внесение органических удобренний, проведение работ по известкованию и фосфоритованию почв позволяют выполнить задание по воспроизводству плодородия почв (.

С усилением темпов химизации сельского хозяйства особое значение приобретают вопросы дальнейшего совершенствования технологии использования удобрений.

В настоящее время все хозяйства области имеют агрохимические керты и рекомендации по их эффективному использованию. На каждое поле севооборота составляются планы применения удобрений.

В ближайшие годы по-прежнему большое внимание будет уделяться интенсивным технологиям возделывания зерновых и технических культур, картофеля, кукурузы, овощей, а также комплексному использованию всех видов удобрений и химических мелиорантов.

Учитывая высокую результативность, комплексное агрохимическое окультуривание полей станет одним из важнейших направлений реализации программы повышения плодородия почв.

В 1993-1995 гг. его объемы составят 126 тыс.гектаров по годам и районам согласно таблице 8.

Несмотря на систематический недостаток грубых кормов в области на протяжении многих лет не вносятся минеральные удобрения на естественных кормовых угодьях. При минимальной их потребности 115-120 кг/га д.в. ежегодно вносится лишь 20-25 кг и удобряется только пятая часть площади.

Из-за существенных недостатков в технологии использования минеральных удобрений невелика и их окупаемость урожаем. В настоящее время в целом на пашне она составляет 75-80 % от нормативной.

В 1993 - 1995 гг. основное внимание будет направлено на организацию более эффективного использования удобрений, для чего намечается увеличить объемы локального их внесения, организовать пробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов. Для предотвращения полегания зерновых культур планируется шире применять реторданты.

Предметом особой заботы земледельцев на ближайшие годы должно стать повышение калиевой обеспеченности почв, которая складывается крайне неудовлетворительно, тогда как структура посевных площадей и набор культур в колхозах и совхозах области требуют высокой обеспеченности именно калийного питания.

При оптимальном значении калия в почве 20-25 мг/100г, фактически в целом по области по состоянию на 01.01.93 средневзвешенная величина содержания калия составила 13,41 мг/100г, или 64% от оптимального уровня. В Клетнянском, Клинцовском, Рогнединском, Севском, Суземском, Суражском районах этот показатель составляет менее 12 к-г/100г. Всего по области на почвах с пониженным содержанием калия земледелие ведется на площади 610 тыс.га, что составляет 48% от всей пашни в обработке.

Сложившаяся обстановка с обеспеченностью почв зтим элементом питания не дает адекватного роста урожайности и настоятельно требует в течение ближайших трех лет увеличить внесение калийных удобрений на 35-40% что позволит поднять содержание калия в почве до 16-18 мг/100г. Особые значение внесение калийных удобрений приобретает в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, так как калий, являясь по своим физико-химическим свойствам аналогом радиоцезия, препятствует проникновению его в растения.

Известкование кислых почв

Кислотность почв обусловлена особенностью почвообразовательного процесса, в основе которого лежит промывной водный режим, который создается в результате превышения количества осадков над величиной испарения. В итоге этого процесса происходит вымывание из почвы оснований, которое усиливается под воздействием кислых продуктов разложения растительных остатков, физиологически кислыми минеральными удобрениями, а также кислотными дождями. Вместе с урожаем также отчуждается значительное количество кальция и магния. Верхние горизонты почв, обедненные в результате указанных процессов, насыщаются главным образом ионами водорода, вследствие чего почва подкисляется.

При нейтрализации почвенной кислотности создаются условия для перехода в доступное для растений состояние различных питательных веществ: соединений азота, фосфора, калия, магния, молибдена, в результате чего до 36-40% увеличиваются коэффициенты использования растениями элементов питания из минеральных удобрений и сокращаются их потери.

За 1986-1992 гг. объемы известкования кислых почв в целом по области увеличившись на 25% и в среднем за год составили 175 тыс.га. Сложившиеся в настоящее время объемы этой работы позволили области в целом выйти на оптимальный пятилетний цикл известкования. Увеличилась доза внесения известковых материалов и составила в 1988-1992 гг. в среднем 6,5 т/га. Все это позволило за это время уменьшить площади кислых почв пашни на 320 тыс.га, причем главным образом за счет сокращения сильно- и среднекислых почв.

Средневзвешенная величина РН при этом достигла 5,62 ед., или увеличилось на 0,32 ед., что постепенно приближает уровень почвенной кислотности к оптимальному значению,

На 1993-1995 гг. предусматривается ежегодно проводить известкование на площади 170 тыс.га по районам согласно таблице 13. В течение ближайших лет предстоит устранить имеющиеся недостатки в технологи проведения известкования, повысить его эффективность и за счет этого создать необходимые предпосылки для получения высоких устойчивых урожаев.

Фосфоритование

По данным центра "Агрохимрадиология", почвы области характеризуются невысоким содержанием фосфора. Около 20% пахотных земель, 73% сенокосов и пастбищ содержит его менее 10 мг/100г почвы, а средневзвешенное его содержание в целом по области составляет 16,57 мг, в то время как его оптимальное содержание в пахотном слое должно быть 20-25 мг/100г.

Имеющиеся почвенные запасы фосфора не могут обеспечивать нормального питания растений. В природе его количество в доступных для растений формах по сравнению с другими элементами очень ограничено и естественных его источников не существует.

В области постоянно ведется работа по повышению уровня фосфорного обеспечения почв и в первую очередь не за счет использования дорогостоящих фосфорных удобрений, а за счет проведения фосфоритования почв, т.к. внесение труднорастворимой фосфоритной муки именно на подкисленных дерново-подзолистых почвах особенно эффективно. Одна тонна внесенной на гектар фосмуки повышает содержание фосфора в почве на 3 мг. Выгодным фактором здесь является то, что фосмука производится в Брянске и стоимость ее сравнительно невелика. За последнее десятилетие ежегодные объемы этой работы возросли с 75 до 110 тыс.га. В результате фосфоритования в сочетании с применением фосфорсодержащих удобрений в период между первым и последним туром агрохимического обследования произошло снижение площадей с пониженным содержанием фосфора с 73% до 20% от всей площади пашни. Средневзвешенный показатель Р2О5 увеличился с 8,4 до 16,5 мг на 100г почвы, или почти в два раза.

За 1993-1995 гг. предстоит профосфоритовать 360 тыс.га почв с низким содержанием фосфора, по годам и районам согласно таблице 14.

Планируемые объемы позволят содержание подвижного фосфора в почве приблизить к оптимальному уровню и на этой основе получать более высокие урожаи сельскохозяйственных культур.

Защита растений от вредителей, болезней, сорняков

Потери урожая от вредителей, болезней, сорняков составляют от 20 до 30 процентов. По зерновым культурам они равны 3-5 центнерам, по картофелю - от 10 до 30 центнерам с гектара.

Мероприятия по защите растений от вредных объектов позволяют снизить эти потери до неощутимых размеров, повысить урожай всех сельскохозяйственных культур.

Применение химических средств зашиты небезопасно для человека, животных, окружающей природной среды. В связи с этим расход ядохимикатов в сельском хозяйстве области ежегодно снижается, уменьшается пестицидная нагрузка на 1 га пашни. Если в 1990 году она составила 2,8 кг, то в 1992 году - 1,9 кг на гектар.

Предусматривается дальнейшее сокращение применения химических средств защиты за счет увеличены объема биологического метода борьбы с вредителями и болезнями, который к 1995 году достигнет 130 тыс.гектаров (.

Объем химзашитных работ к 1995 году составит 997 тыс.гектаров, что на 332 тыс.га, или на 25% меньше, чем в 1990 году.

На защиту урожая сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней, сорняков химическим методом потребуется 1,055 млрд. рублей ежегодно.

Мелиорация земель

В настоящее время мелиорированные земли в Брянской области занимают 189,1 тыс.га, в том числе 23 тыс.гектаров орошаемые и 166.1 тыс .га осушенные, что составляет 19,7 процента от общей площади сельскохозяйственных угодий области. На них производится около 10 процентов всей продукции растениеводства, в том числе 15 процентов овощей и значительный объем грубых и сочных кормов.

Мелиорированные земли позволили обеспечить в ряде районов области стабильность и устойчивость сельскохозяйственного производства, а также полнить "чистую" продукцию растениеводства в загрязненных районах. На фоне осушения и коренного улучшения земель, не требующих осушения более эффективны органические и минеральные удобрения, а также известкование и другие мероприятия.

Первоочередными мероприятиями являются работы по повышению технического уровня мелиоративных систем, улучшению мелиоративного состояния осушенных и орошаемых земель, ремонту и эксплуатации сети.

В 1993-1995 годах намечено осуществить:

реконструкцию и восстановление осушительных систем на площади 2,68 тыс .га (;

осушение земель - 18,0 тыс.га, в т.ч. в загрязненной зоне 8,7 т.га, фермерских (крестьянских) хозяйств - 1,4 тыс.га (; осушение торфоместорождений для заготовки торфа на площади 780 гектаров ( ;

комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных системах на прощали 155 тыс.га и др. (.

Проектно-изыскательские работы по реконструкции и ремонту осушительных систем, осушению и орошению земель, строительству гидротехнических сооружений выполняются институтом "Брянскгипроводхоз".

Строительство, реконструкцию и ремонт оросительных и осушительных систем, культуртехнические работы выполняют ТОО "Брянскинжсельстрой", его филиалы и дочерние предприятия.

Заказчиками выступают управления сельского хозяйства, а в отдельных случаях землепользователи, землевладельцы и собственники земли.

Коренное улучшение сельскохозяйсвенных угодий

Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий

Повышение продуктивности естественных кормовых угодий намечается за счет их коренного улучшения. Это позволит высвободить часть пашни, занятой кормовыми культурами, улучшить качество грубых и зеленых кормов, а в хозяйствах западных и юго-западных районов, где кормовые угодия загрязнены радионуклидами Ц-137, коренное улучшение будет способствовать получению "чистой" продукции животноводства, и в первую очередь молока.

На 1993-1995 гг.намечается проведение работ на площади - 78,0 тыс.га (, в том числе по крестьянском (фермерским) хозяйствам - 1,4 тыс .га. В загрязненной зоне площади подлежащие улучшению составляют 37,9 тыс.га, или 48,6 процентов от общего объема работ.

Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовоэрастных выродившихся травостоев.

Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем работ по всеву в дернину злаковых травостоев семян бобовых трав.

При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов в луговых травомассах.

Проектно-изыскательские работы по улучшению сельскохозяйственных угодий на землях, не требующих осушения, выполняются Брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем" и институтом "Брянскгипроводхоз". Культуртехнические и другие работы выполняются ТОО "Брянскинжсельстрой" и его филиалами, а также АП "Клинцыинжсельстрой".

Заказчиком выступают управления сельского хозяйства, а в отдельных случаях землепользователи, землевладельцы и собственники земли.

4. Меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель

Рекультивация нарушенных земель

Рекультивация нарушенных земель намечается на площади 2,54 тыс.га. При этом 1,4 тыс.га, или 55 процентов намечается рекультивировать под сельскохозяйственные угодия. Из общей площади подлежащих рекультивации 1,27 тыс.га, или 50 процентов предусматривается выполнить на землях, пользование которыми прекращено. В основном это карьеры для добычи местных полезных ископаемых (песок и глина), а также торфоразработки, где добыча торфа выполнялась хозяйственным способом.

Планируется работы по рекультивации выполнять в 2 этапа: технический и биологический. После проведения первого этапа, вкючающего проведение земляных и планировочных работ, выполняется биологический этап, где намечается проведение первичного окультуривания, посевов бобовых многолетних трав и сидератов с последующим включением земель в полевые севообороты и улучшенные кормовые угодия. На участках, где предусматривается посадка леса, она будет выполняться после проведения биологического этапа.

На площади 208 га будут проведены работы по землеванию. В основном это участки эродированных земель, песков и других крайне непродуктивных угодий. Плодородный слой намечено использовать после проведения работ по его снятию с участков, отведенных для строительства дорог, крупных промышленных объектов и др.

Проектные и изыскательские работы по рекультивации земель выполняются брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем". Технический этап рекультивации на земли, пользование которыми прекращено, выполняется подразделениями ТОО "Брянскинжсельстрой" и его филиалами, на земли, по которым добыча полезных ископаемых, торфа и др. производится предприятиями,- самими предприятиями. Биологический этап выполняется землепользователями, землевладельцами и собственниками земель, в пользование которых передаются рекультивированные земли.

Заказчиками на рекультивацию земель, пользование которыми прекращено, выступают управления сельского хозяйства, на остальные предприятия, нарушившие эти земли.

Восстановление земель, згрязненных радиоактивными веществами

Восстановление земель, загрязненных
радиоактивными веществами

В целях восстановления почв, загрязненных радиоактивными веществами, и обеспечения производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции предусматривается осуществить мелиоративные мероприятия по снижению уровня содержания радионуклидов в почве в соответствии с программой по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Так, в 1993-1995 годах необходимо выполнить следующий объем мелиоративных работ:

     осушение загрязненных земель - всего - 9491 га;
     орошение                             - 174 га ;
     коренное улучшение кормовых угодий,
     не требующих осушения                - 27229 га;
     всего                                - 36894 га;
     в том числе по годам освоения
     1993г.                               - 12094 га;
     1994г.                               - 11528 га;
     1995г.                               - 11172 га.


Провести крупномасштабное радиологическое картирование земель сельскохозяйственных угодий области:

     1993г.                                  350 тыс.га;
     1994г.                                  300 тыс.га;
     1995г.                                  300 тыс.га.


Провести почвенно- агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий области по годам:

     1993г.                                  270 тыс.га;
     1994г.                                  270 тыс.га;
     1995г.                                  270 тыс.га.


Для изучения проблемы снижения до допустимых уровней поступления радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию внедрить систему опытных полей и участков в хозяйствах "Красная Ипуть" и "Комсомолец" Новозыбковского района.

Проектные и изыскательские работы выполняются институтом "Брянскгипроводхоз", Брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем" и Брянским центром "Агрохимрадиология" Работы по проектам осуществляются ТОО "Брянскинжсельстрой" и его филиалами по заказам управлений сельского хозяйства и Госкомчернобыля.

5. Реализация программы повышения плодородия почв

Настоящая программа направлена на создание глубоко окультуренного пахотного слоя, достижение бездефицитного баланса гумуса, снижение кислотности и переуплотнения почв, защиту их от водной и ветровой эрозии, реабилитацию загрязненных радионуклидами, пестицидами и другими вредными веществами земель.

В программе даются основные показатели, которые должны быть достигнуты к 1995 году в разрезе административных районов области. При этом учитывается выполнение работ по повышению плодородия почв всеми землепользователями, собственниками земли и землепользователями, занятых сельскохозяйственными предприятиями независимо от форм собственности.

Работы по рекультивации земель, охране почв и экологическому оздоровлению территории, меры по ликвидации загрязнения почв и др. предусматриваются к выполнению не только сельскохозяйственными производителями, но и предприятиями и организациями, выполняющими добычу полезных ископаемых, заготовку торфа, строительство производственных и других объектов.

В районах области должны быть составлены и утверждены комплексные программы повышения плодородия почв в разрезе землепользователей собственников и владельцев земли. При этом наиболее действенными рычагами в повышении плодородия почв является ликвидация государственной монополии на землевладение, формирование предприятий нового типа, установление экономической ответственности и заинтересованности землевладельцев, землепользователей и собственников земли в ее рациональном использовании.

Реализация программы осуществляется через соответствующие районные программы, в которых должны предусматриваться комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий и производственных заданий с указанием ресурсов, исполнителей и сроков их выполнения. Эти программы не должны противоречить научно обоснованным системам земледелия. Они должны осуществляться через внутрихозяйственное землеустройство.

Система земледелия

Эффективное применение средств повышения плодородия почв и интенсификации производства возможно только при наличии в каждом сельскохозяйственном предприятии научно обоснованных систем земледелия, представляющих комплекс взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное и рациональнее использование угодий, повышение их плодородия, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

Такие научно обоснованные системы земледелия были разработаны в 1985-1986 гг. для какого хозяйства области на период до 1990 года в соответствии с зональными системами земледелия, разрасстанными научными и научно-исследовательскими и проектными организациями и учреждениями, исходя из обеспеченности сельскохозяйственных предприятий материально-техническими ресурсами, капиталовложениями на мелиорацию и улучшение земель, защиту почв от эрозии и др., имеющиеся на тот период времени.

В настоящее время с учетом результатов проводимой в области земельной реформы, накопленных научных и практических знаний, необходимо осуществить:

уточнение или разработку областной и зональных систем земледелия;

корректировку ранее разработанных систем земледелия в сельскохозяйственных предприятиях;

разработку систем земледелия во вновь организованных сельскохозяйственных предприятиях, независимо от форм собственности на землю;

разработку систем земледелия в сельскохозяйственных предприятиях западной и юго-западной зоны области, земли которых загрязнены в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

На современном этапе в целях сохранения и повышения плодородия почв, ресурсосбережения и охраны окружаю среды при любых формах собственности на землю и ведения хозяйства разрабатываются ландшафтные системы земледелия.

Главное внимание в этих системах отводится: рациональному сочетанию сельскохозяйственных и других угодий в зависимости от зоны расположения хозяйства и его производственного направления;

в районах проявления водной эрозии почв разрабатываются системы с элементах контурно-мелиоративного земледелия;

на дефляционно опасных землях применяются системы земледелия с применением безотвальных обработок почвы с сохранением стерни и других пожнивных остатков. В районах, где почвы загрязнены радионуклидами, разрабатываются специальные системы земледелия, базирующиеся на миниматизации обработки почвы, применении специально разрабатываемых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, позволяющих получать продукцию растениеводства в пределах ВДУ.

В связи с проведением земельной реформы изменяется методология разработки систем земледелия. На основе рационального использования почвенно-климатических ресурсов и средств интенсификации земледелия обеспечивается диференцированный, нормативный, экономический и экологический подходы, учитывающие интересы каждого землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Разработка систем земледелия по природно-экономическим зонам области выполняется научными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями области по заказам областного управления сельского хозяйства.

Проектно-изыскательские работы по разработке систем земледелия землевладельцам, землепользователях и собственникам земли выполняются Брянским предприятием института "ЦентрНИИгипрозем" по заказам управлений сельского хозяйства, предприятий и граждан.

Внутрихозяйственное землеустройство

Реализация мероприятий по повышению плодородия почв землевладельцами, землепользователями и собственниками земли будет осуществляться посредством разработки и выполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, где предусматриваются следующие мероприятия по рациональному использованию и охране земель:

защита почв от водной эрозии и ветровой эрозии, заболачивания, переувлажнения и других неблагоприятных процессов;

предотвращение зарастания кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий;

предотвращение загрязнения почв стоками животноводческих ферм, ядохимикатами и другими вредными веществами;

обоснованное размещение объектов соцкультбыта, жилищного и производственного строительства с учетом минимального занятия плодородных сельскохозяйственных угодий;

размещение и установление границ территорий с особыми режимами использования земли (природоохранными, оздоровительными, рекреационными и др.).

Проектами внутрихозяйственного землеустройства намечаются разработка систем севооборотов, пастбище- и сенокосооборотов и организация территории сельскохозяйственных угодий. Это позволит в каждом сельскохозяйственном предприятии запроектировать и выделить экологически однородные рабочие участки, на которых в зависимости от качества почв, их плодородия и других природных и хозяйственных факторов разрабатываются индивидуальные мероприятия, позволяющие повысить их плодородие. На сенокосах и пастбищах, помимо их улучшения, проектируются мероприятия по правильной их эксплуатации, регулированию нагрузки скота, уходу за их состоянием, что в свою очередь влияет на улучшение качества кормов.

В настоящее время в области образовано 1355 крестьянских (фермерских) хозяйств. Средняя площадь одного крестьянского хозяйства составляет 21 га. Всего они занимают площадь 28,5 тыс.га. в том числе 25,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Выделение крестьянских хозяйств, образование в районах области фонда перераспределения (111,7 тыс.га) в основном происходит за счет земель колхозов и совхозов. Поэтому внутрихозяйственное землеустройство необходимо проводить как в колхозах и совхозах, так и фермерских /крестьянских/ хозяйствах.

Путем финансирования разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства с определением мер по рациональному использованию и охране земель и повышению плодородия почв государство оказывает экономическую поддержу и стимулирует землепользователей, землевладельцев и собственников земель в выполнении почвоулучшающих мероприятий. Областным и районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству определяется степень их участия в реализации разработанных проектов и осуществляется контроль за рациональным и эффективным использованием земель.

При подтверждении комитета по земельных ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий по охране земель и повышения плодородия почв государством производится полная или частичная компенсация производимых ими затрат.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства выполняются Брянским предприятием института. "ЦентрНИИгипрозем" по заказам управления сельского хозяйства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, предприятий и граждан, являющихся землепользователями, землевладельцами и собственниками земли.

Государственный контроль за осуществлением программы

Контроль за выполнением комплексной программы повышения плодородия почв Брянской области осуществляется управлениями сельского хозяйства, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, агрохимической службой, станцией зашиты растений, центрами санитарно-эпидемиологического надзора, комитетами по экологии и природопользованию, органами исполнительной власти в соответствии с земельным законодательством и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 594.

Основные направления научно-исследовательских работ по проблемам повышения плодородия почв

В целях повышения плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных угодий областному управлению сельского хозяйства, областному комитету по земельным ресурсам и землеустройству, областному комитету по экологии и природопользованию, управлению Госкомчернобыля обеспечить выдачу заданий и финансирование научно-исследовательских работ по следующим важнейшим проблемам:

технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющие на снижение поступления радионуклидов, тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других токсических веществ в продукцию растениеводства (исполнитель - центр "Агрохимрадиология");

систем управления почвообразованием и формирования плодородия почв в условиях роста антропогенной нагрузки, интенсификации земледелия, загрязнения почв радионуклидами (исполнители "ЦентрНИИгипрозем", центр "Агрохимрадиология");

разработка генеральной схемы противоэрозионных мероприятий Брянской области с учетом эрозионного районирования и проведения земельной реформы (исполнитель - Брянское предприятие института "ЦентрНИНгипрозем");

разработка данных, отражающих качественное состояние земельных угодий, их плодородия, экологические условия и т.д., позволяющие отслеживать динамику их изменения (исполнители - Брянское предприятие института "ЦентрНИИгипрозем", Брянский центр "Агрохимрадиология");

система мониторинга экологического состояния загрязненных радионуклидами, мелиорированных, эродированных и других: земель (исполнитель - Брянский центр "Агрохимрадиология");

модели оптимальных агролесомелиоративных комплексов для различных зон области, позволяющих осуществить защиту почв от эрозии и улучшить экологическую обстановку ( исполнитель - Брянский технологический институт);

технология воспроизводства почвенного плодородия с помощью применения сидеральных культур на легких почвах области (исполнитель ВИУА);

изучение экологического состояния почв области в отношении тяжелых металлов и их картирование (Брянский центр "Агрохимрадиология");

разработка методических руководств и рекомендаций по применению пестицидов в различных природно-экологических зонах области с учетом экологической обстановки и загрязнения почв (исполнитель - ВНИИХРАЭ);

разработка научных основ экологически сбалансированных агроландшафтов и систем земледелия, методов их осуществления в условиях проведения земельной реформы, внедрения экологически безопасных, энергосберегающих технологий воспроизводства плодородия почв и комплексы машин для их осуществления (исполнители - брянские сельскохозяйственный и педагогический институты).

Проводимые научно-исследовательские работы должны носить комплексный характер и объединять для решения поставленных задач ученых и практиков различных специальностей.

Примерная стоимость научно-исследовательских работ составляет 25,0 млн.рублей.

Результаты исследований будут использованы для проектирования и освоения систем земледелия нового поколения, стабильного повышения продуктивности пахотных и других сельскохозяйственных угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережения, охраны природной среды в условиях многоукладной экономики.

Организационно-правовое обеспечение

В целях реализации программы предусмотрено выполнить следующий комплекс организационно-правовых мер:

1.На основе областной программы повышения плодородия почв разработать районные программы с установлением объемов работ и их ежегодного финансирования.

2.Создать при областном управлении сельского хозяйства координационную группу по контролю за реализацией областной и районных программ.

З.Поручить финансовому управлению администрации области совместно с областным управлением сельского хозяйства разработать порядок финансирования работ по выполнению программ и обеспечить целевое использование выделяемых средств согластно таблице 25.

При этом предусмотреть финансирование за счет федерального и местного бюджетов;

100 процентов стоимости работ по строительству межхозяйственных мелиоративных систем, природоохранных и гидротехнических сооружений, мелиорацию земель, содержание мелиоративных систем;

60 процентов стоимости работ по известкованию, фосфоритованию земель, включая обследование и подготовку проектносметной документаций;

в полном объеме за счет земельного налога содержание и ремонт мелиоративных систем, а также проектно-изыскательские работы по землеустройству и 80 процентов стоимости работ по использованию торфа на удобрение.

4.Областному управлению сельского хозяйства, областным комитетам по земельным ресурсам и землеустройству, экологии и природопользованию и другим организациям руководствоваться разработанными нормативно-правовыми документами по изучению и картированию продуктивности сельскохозяйственных угодий, их плодородия и загрязнения, применению экологически безопасных методов и технологий восстановления их плодородия.

5.Областному комитету по статистике включить в отчетность основные показатели выполнения программ повышения плодородия почв области на основе форм государственной отчетности.

Таблица 1. Агрохимическая характеристика почв пашни колхозов и совхозов Брянской области по состоянию на 01.01.93

Таблица 1

Агрохимическая характеристика почв пашни колхозов и совхозов
Брянской области по состоянию на 01.01.93

-------------------------------------------------------------------
 N !Районы        ! Средневзвеш.!Средневзвеш.!Средневзвешенное
   !              ! содержание  !величина    !содержание
   !              ! гумуса %    !PH          !фосфора  калия
-------------------------------------------------------------------
 1. Брасовский      2.33         5.55         18.11    13.22
 2. Брянский        2.68         5.74         21.14    16.28
 3. Выгоничский     1.81         5.23         11.83    13.80
 4. Гордеевский     2.06         5.89         14.93    13.40
 5. Дубровский      1.76         5.85         17.64    14.57
 6. Дятьковский     1.69         5.91         20.05    15.01
 7. Жирятинский     2.52         5.44         16.17    12.43
 8. Жуковский       2.08         5.91         18.85    15.76
 9. Злынковский     1.56         6.10         18.14    16.49
10. Карачевский     3.09         5.93         19.86    13.64
11. Клетнянский     1.55         5.91         11.66    11.24
12. Климовский      1.55         5.72         14.74    13.79
13. Клинцовский     2.06         5.68         17.33    11.80
14. Комаричский     2.93         5.27         18.72    14.91
15. Красногорский   1.96         5.69         13.94    15.10
16. Мглинский       1.92         5.83         16.92    14.74
17. Навлинский      1.80         5.69         18.43    14.70
18. Новозыбковский  1.91         5.86         18.27    13.99
19. Погарский       2.11         5.45         14.84    12.78
20. Почепский       1.93         5.52         17.29    13.30
21. Рогнединский    1.65         4.96         14.00    11.63
22. Севский         2.63         5.44         16.34    11.30
23. Стародубский    2.29         5.61         17.61    13.46
24. Суземский       2.32         5.87         18.15    11.25
25. Суражский       1.73         5.54         14.45    10.69
26. Трубчевский     2.40         5.59         18.93    14.75
27. Унечский        2.01         5.84         18.60    15.03

    По области      2.12         5.52         16.57    13.41

Таблица 2. Степень кислотности почв пашни колхозов и совхозов Брянской области по состоянию на 01.01.92

Таблица 2

       Степень кислотности почв пашни колхозов и
    совхозов Брянской области по состоянию на 01.01.92
----------------------------------------------------------------------
 N  Районы         Обслед. Степень кислотности                   Всего
                   площадь сильн. средне  слабо   близкие нейтр. кисл.
                   тыс.га  кисл.  кислые  кислые  к нейтр        почв
                          4.1-4.5 4.6-5.0 5.1-5.5 5.6-6.0 6.0   до 5.5
----------------------------------------------------------------------
 1. Брасовский     54.7    2.1    8.0     18.5    15.5    10.6   28.6
 2. Брянский       36.1    -      2.4      7.5    11.8    14.4    9.9
 3. Выгоничский    37.9    5.6   10.3     10.1     8.0     3.9   26.0
 4. Гордеевский    33.1    0.3    1.8      5.3     9.7    16.0    7.4
 5. Дубровский     49.6    1.9    6.0      7.9    11.3    22.5   15.8
 6. Дятьковский    18.2    0.5    0.8      2.3     4.7     9.9    3.6
 7. Жирятинский    38.9    1.2    9.0     13.5     8.4     6.8   23.7
 8. Жуковский      31.3    0.4    1.3      5.2     8.7    15.7    6.9
 9. Злынковский    26.1    0.2    0.8      1.8     3.7    19.6    2.8
10. Карачевский    50.2    0.8    2.9     11.0    12.4    23.1   14.7
11. Клетнянский    31.6    0.9    2.8      5.5     8.5    13.9    9.2
12. Климовский     76.7    1.9    9.2     16.0    21.8    27.8   27.1
13. Клинцовский    44.9    1.8    5.0      9.9    13.7    14.6   16.7
14. Комаричский    61.7    3.1   20.6     20.9    11.4     5.7   44.6
15. Красногорский  39.1    1.0    4.6      9.0    11.5    13.0   14.6
16. Мглинский      40.8    1.5    3.5      6.8    11.5    17.5   11.8
17. Навлинский     44.6    1.4    6.9      8.8    10.6    16.9   17.1
18. Новозыбковский 37.4    0.3    2.4      6.5    11.5    16.7    9.2
19. Погарский      62.9    2.7   13.0     20.3    16.1    10.8   36.0
20. Почепский      87.5    4.4   16.7     21.9    24.4    20.1   43.0
21. Рогнединский   48.2   16.3   13.1      9.6     5.2     4.0   39.0
22. Севский        67.9    1.0   15.7     24.2    17.1     9.9   40.9
23. Стародубский   97.7    3.0   13.5     26.5    28.6    26.1   43.0
24. Суземский      31.9    0.6    1.7      6.9    10.3    12.4    9.2
25. Суражский      40.1    2.3    6.5     10.6    11.0     9.7   19.4
26. Трубчевский    53.0    1.0    6.6     16.8    17.4    11.2   24.4
27. Унечский       37.4    1.1    2.5      6.0    10.4    17.4    9.6

    По области   1279.5   57.3  187.6    309.3   333.2   390.1  554.1

Продолжение таблицы 2. Содержание подвижного фосфора в почвах пашни колхозов и совхозов Брянской области по состоянию на 01.01.93

Продолжение таблицы 2

Продолжение таблицы 2. Содержание обменного калия в почвах пашни колхозов и совхозов Брянской области по состоянию на 01.01.93

Продолжение таблицы 2

Таблица 3. Характеристика культуртехнического состояния пахотных земель

Таблица 3

Таблица 4. Характеристика культуртехнического состояния сенокосов и пастбищ

Таблица 4

Таблица 5. Объем работ по лесомелиорации

Таблица 5

Таблица 6. Строительство водозадерживающих плотин (в ценах 1991 года)

Таблица 6

Таблица 7. Объем внесения органических удобрений

Таблица 7

Продолжение таблицы 7. Объем заготовки и вывозки торфа на удобрение

Продолжение таблицы 7

Продолжение таблицы 7. Площади посева сидеральных культур в 1993-1995 годах

Продолжение таблицы 7

Продолжение таблицы 7. Объем внесения в почву измельченной соломы в 1993-1995 годах

Продолжение таблицы 7

Таблица 8. Комплексное агрохимическое окультуривание полей

Таблица 8

Таблица 9. Строительство складов минеральных удобрений в объединениях "Агропромхимия" на 1993-1995 гг.

Таблица 9

Таблица 10. Строительство складов минеральных удобрений в сельскохозяйственных предприятиях области за 1993-1995 годы

Таблица 10

Таблица 11. Объемы применения минеральных удобрений в 1993-1995 гг.

Таблица 11

Таблица 12. Задание по воспроизводству плодородия почв пашни колхозов и совхозов на 1995г.

Таблица 12

Таблица 13. Известкование кислых почв

Таблица 13

Таблица 14. Фосфоритование почв

Таблица 14

Таблица 15.Биологический метод борьбы

Таблица 15

Таблица 16.Объемы работ по мелиорации земель в Брянской области на период 1993-1995 годов

Таблица 16

Таблица 17.Объемы работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий и освоению новых земель в Брянской области на период 1993-1995 гг.

Таблица 17

Таблица 18.Объемы работ по замене вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети в Брянской области на 1993-1995 годы

Таблица 18

Продолжение таблицы 18.Объемы по реконструкции и восстановлению осушительных систем в Брянской области на период 1993-1995 гг.

Продолжение таблицы 18

Таблица 19.Объемы работ по осушению сельскохозяйственных земель в Брянской области на 1993-1995 годы.

Таблица 19

Таблица 20. Сводная ведомость расчета капвложений по видам мелиорации в Брянской области на период 1993-1995 гг. (в ценах 1991г.) в тыс. руб.

Таблица 20

Таблица 21. Подготовка торфяников в Брянской области в 1993-1995 гг.

Таблица 21

Таблица 22. Объемы работ по коренному улучшению угодий и освоению новых земель по Брянской области с 1993 по 1995 годы

Таблица 22

Таблица 23. Объемы работ по строительству площадок для приготовления торфоминеральных компостов и их хранению по Брянской области на 1993-1995 годы

Таблица 23

Таблица 24.Развитие базы водохозяйственных организаций ТОО "Брянскинжсельсьрой" на период 1993-1995 гг.

Таблица 24

Развитие базы водохозяйственных организаций ТОО
"Брянскинжсельсьрой" на период 1993-1995 гг.
...

Таблица 25.Объемы финансирования работ по повышению плодородия почв на 1993-1995 гг.

Таблица 25

Объемы финансирования работ по повышению плодородия
почв на 1993-1995 гг.
...

Таблица 26. Объемы работ по улучшению и рекультивации нарушенных земель

Таблица 26

Объемы работ по улучшению и рекультивации нарушенных земель
...

О комплексной программе повышения плодородия почв Брянской области

Название документа: О комплексной программе повышения плодородия почв Брянской области

Номер документа: 73

Вид документа: Постановление Правительства Брянской области

Принявший орган: Правительство Брянской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 23 марта 1993

Дата начала действия: 23 марта 1993
Дата окончания действия: 11 декабря 2015