ЗАКОН

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 июня 2001 года N 258

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"

Принят Сахалинской областной Думой 15 мая 2001 года

{Изменения:
Закон Сахалинской области от 06.07.2004 N 518;
Закон Сахалинской области от 13.08.2004 N 527;

Закон Сахалинской области от 13.06.2007 N 51-ЗО;

Закон Сахалинской области от 11.07.2008 N 68-ЗО;

Закон Сахалинской области от 15.05.2009 N 37-ЗО;

Закон Сахалинской области от 29.12.2009 N 125-ЗО;

Закон Сахалинской области от 10.06.2010 N 43-ЗО;

Закон Сахалинской области от 26.10.2010 N 91-ЗО}

Статья 1


Утвердить региональную программу "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой" на 2000-2005 годы и до 2010 года (прилагается).

Статья 2


Администрации Сахалинской области предусматривать средства для реализации программы "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой" при разработке проектов законов Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Сахалинской области И.П.Фархутдинов

г. Южно-Сахалинск

"13" июня 2001 года

N 258

Региональная программа "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой " (извлечения)

1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

{в ред. Закона Сахалинской области от 11.07.2008 N 68-ЗО}


"Обеспечение  населения Сахалинской области  питьевой водой ".

"Трудового  Красного Знамени " проектно-изыскательский институт по водоснабжению,  "Союзводоканалпроект ",

Цели и задачи программы,
 важнейшие целевые индикаторы
 и показатели

Соответствие питьевой воды требованиям СаНПиН и нормативам водопотребления, сокращения потерь воды в системах водоснабжения, сокращения затрат энергоресурсов.
 Уровень износа объектов водоснабжения в %:
 2008 год - 53;

 2009 год - 52;

 2010 году - 50.
 Установка приборов учета в системах водоснабжения в % от потребности:
 2008 год - 31;

 2009 год - 42;

 2010 год - 54.";

2.   Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения.

2. ВВЕДЕНИЕ


Региональная программа "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой " разработана на основании:

- постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 242 "О концепции Федеральной программы "Обеспечение населения России питьевой водой ";

- постановления губернатора Сахалинской области от 25 июня 1998 г. " О первоочередных мероприятиях по улучшению водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Сахалинской области ";

- постановления губернатора Сахалинской области от 15 июля 1998г N 296 "О подготовке основных систем жизнеобеспечения области ";

- постановления губернатора Сахалинской области от 7 декабря 1998г " О социально-экономическом положении Сахалинской области и первоочередных мерах по преодолению кризисной ситуации ";

- технического задания на разработку областной целевой программы, утвержденного вице-губернатором Сахалинской области 26 мая 1999 г.;

- государственного контракта N 2111/8 от 11 мая 1999 г., заключенного с Управлением ЖКХ администрации Сахалинской области.

В данной программе анализируется современное состояние обеспечения городского и сельского населения Сахалинской области питьевой водой, качество этих вод и его соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 и ГОСТ 2874-82, выявляются проблемы обеспечения области и определяются возможности обеспеченности населения питьевой водой надлежащего качества на перспективу до 2010 года.

Анализ выполняется в целом по области, в разрезе административных районов, отдельных городов, с выделением зон с неблагоприятной ситуацией.

В программе приводятся сводные данные по численности населения, объем и удельные показатели водопотребления, объем по отбору поверхностных и подземных вод. Рассматриваются источники хозпитьевого водоснабжения и водные ресурсы (поверхностные и подземные).

Дается перечень поверхностных и подземных водных объектов, анализируется качество этих вод и причины неудовлетворительного качества.

Для месторождений подземных вод приводится перечень месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами, в том числе разведанные для освоения, современный водоотбор, качество воды.

Значительное внимание уделено гидрогеологическим условиям области, выполнено районирование территории по условиям водоснабжения населения подземными водами с качеством воды соответствующим требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 и ГОСТ 2874-82.

На основе анализа существующего положения и с учетом возможного развития по источникам в данной программе обоснована необходимость осуществления работ по повышению водообеспеченности населения, улучшения качества воды и сформированы задачи программных мероприятий.

Приведен состав конкретных мероприятий по направлениям и видам работ с указанием местоположения каждого объекта, стоимости, срокам выполнения по этапам и источникам финансирования.

В выполнении программы приняли участие региональные организации:

-Центр государственного санитарно-эпидемилогического надзора в Сахалинской области;

-Комитет природных ресурсов по Сахалинской области совместно с Гидрогеологической научно-производственной и проектной фирмой "ГИДЭК ";

-Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Сахалинской области (оказало огромное содействие в сборе материалов по существующему положению в обеспечении населения области питьевой водой).

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Сахалинская область входит в состав Российской Федерации.

Население области на 01.01.99 г. - 607,9 тыс. человек.

Сахалинская область - единственная область, расположенная на 59 островах, омываемых водами Охотского и Японского морей; в области сложные, в том числе экстремальные, климатические условия, частые природные катаклизмы, за последние 40 лет произошло более 100 крупных землетрясений и цунами.

Отдаленность от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, резко дифференцированные условия хозяйствования создают определенные трудности в обеспечении населения Сахалинской области питьевой водой.

Сахалинская область на протяжении всей истории развивалась на основе государственной поддержки. С одной стороны, это определялось природно-географическими особенностями условий освоения территории, с другой - интересами государства, которые в зависимости от исторического периода отличались по целям, задачам и способам их достижения.

Всего в области 19 административно-территориальных образований. За последние годы число населенных пунктов в области уменьшилось, произошел существенный спад экономики, снижение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу обострило ситуацию в этом направлении.

Важнейшими промышленными отраслями являются: рыбная, лесная, деревообрабатывающая, добыча нефти и газа, угольная. Несмотря на кризисные явления, ряд отраслей промышленности в настоящее время имеют перспективу в своем развитии. Начаты широкомасштабные работы по освоению Сахалинского шельфа, в июле 1999 г. добыта первая нефть.

Спад в экономике области, реструктуризация ведущих отраслей промышленности (угольной, лесной, рыбной, нефтегазовой и др.) привели к внутриобластной миграции и к отъезду населения на материк, общему снижению водопотребления.

Складывается неоднозначная демографическая ситуация. По сравнению с предыдущими годами отмечается некоторое снижение негативных тенденций, незначительно повысилась рождаемость, снизилась смертность, но естественный прирост населения по-прежнему имеет отрицательное значение - 2,7.

Непредсказуемость масштабов и темпов изменений данной ситуации в области затрудняет оценку текущей и перспективной потребности промышленности и населения в водоснабжении и водоотведении.

Инструментальный учет забранной и отпущенной воды в основном не ведется из-за отсутствия приборов учета или необходимости их ремонта, расчет ведется по нормам водопотребления и другим показателям (например, по работе насосов).

Из всех (173-х) источников хозяйственно-питьевого водоснабжения 31,7 % не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе 19 % - из-за отсутствия зон санитарной охраны. В источниках централизованного водоснабжения не соответствовало нормативам по микробиологическим показателям 5,8 % проб воды, по санитарно-химическим 32,2 %.

Из 312-х источников нецентрализованного водоснабжения (общественные колодцы, каптажи и др.) не отвечают требованиям санправил 71,4%. Значительное превышение среднеобластного "показателя" отмечается в Александровск-Сахалинском (100 %), Охинском (100 %), Тымовском (100 %), Поронайском (85,7 %), Смирныховском (83 %), Макаровском (81,8%) районах.

Централизованное водоснабжение


В целом по области из водных объектов в 1999 году было взято более 400 млн. куб. м воды, в том числе около 11% на хозяйственно-питьевые нужды.

В муниципальной собственности находится 820 км магистральных водоводов; 970 км уличной водопроводной сети (из которых 434 км или 45% ветхих и нуждается в срочной замене); 534 км внутриквартальной и дворовой сети. Установленная производственная мощность водопровода - 374 тыс.м3/сутки, установленная производственная мощность очистных сооружений водопровода - 247 тыс.м3/ сутки (через ОСВ проходит 48% подаваемой потребителям воды).

За год отпускается всем потребителям - 55 млн.м3, из которых 13 млн.м3 или 24% составляет утечка. В настоящее время основной проблемой является изношенность сетей водопровода.

Вследствие низких темпов развития и неудовлетворительного технического состояния водопроводно-канализационной системы сложилось чрезвычайно напряженное положение с обеспечением населения и других потребителей водой, а также с охраной водных источников от загрязнения. На многих водозаборах не соблюдаются нормативы, установленные для зон санитарной охраны, на территории которых находятся жилищно-коммунальные, промышленные объекты, возделываемые сельскохозяйственные угодья и другие потенциальные загрязнители.

Почти все подземные водозаборы построены без проведения поисково-оценочных работ, а также эксплуатируются без организации и соблюдения водоохранного регламента второго и третьего поясов зоны санитарной охраны.

На протяжении последних лет в Корсакове, Холмске, Александровск-Сахалинском, Ногликах, Томари, Невельске, Аниве и районах г. Южно-Сахалинска продолжает осуществляться сеансовая подача воды населению.

В городах Томари, Макарове, Красногорске, Поронайске в паводковые периоды вода не соответствует ГОСТу "Вода питьевая" по органо-лептическим показателям, что отрицательно влияет на ее обеззараживание.

В городе Аниве жители в течение последних лет получают воду с невероятно большим содержанием железа (до 60 норм).

Основной причиной низкого качества воды является крайне неудовлетворительное состояние водопроводных сооружений. Помимо изношенности сетей, имеет место недостаточная мощность фильтров, а чаще их отсутствие на водоочистных сооружениях, перебои с обеззараживанием воды, несвоевременность устранения аварий в водопроводных сетях.

Из 70-ти ведомственных водопроводов санправилам не соответствует 58,5%.

Высокие показатели несоответствия качества воды в сетях коммунальных и ведомственных водопроводов по микробиологическим показателям регистрируются в Холмском (23,1 %), Невельском (28 %), Александровск-Сахалинском (25,1 %), Макаровском (20,6 %), Южно-Курильском (15,4 %) районах.

Наиболее неблагополучная ситуация с качеством воды в сетях по санитарно-химическим показателям отмечается в Ногликском (77,8 % неудовлетворительных проб), Александровск-Сахалинском (74,1 %), Холмском (64,5 %), Охинском (35,6 %) районах и

г. Южно-Сахалинске (48,8 %). В целом по области количество нестандартных проб на объектах с централизованным водоснабжением по микробиологическим показателям составило 14,28 %, по санитарно-химическим показателям 34,42 %.

В ряде районов износ водопроводных сетей составляет более 50 %. Например, в Корсаковском районе 70-80 %, в Южно-Сахалинске 52,6 %. Изношенность сетей приводит к их частым авариям. Аварии, ветхость сетей и постоянные отключения электроэнергии приводят к подсосам загрязнений из затрубного пространства.

Качество воды при прохождении по сетям от источника к потребителю значительно ухудшается.

Дефицит воды, как и ее низкое качество, создают неблагополучную санитарно-эпидемическую ситуацию в городах и поселках.

Из-за отсутствия финансирования отмечается значительное сокращение сроков разработки проектно-сметной документации на строительство водозаборных и водопроводных сооружений. Остановлено строительство объектов в Томаринском, Тымовском, Невельском, Охинском, Александровск-Сахалинском районах и в Южно-Сахалинске.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»