Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 17.09.2013 № 227/600


О внесении изменений в постановление
Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/829

___________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 17.12.2019 № 683-П
___________________________________________________________________

Правительство Кировской области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/829 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата" на 2013 - 2015 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 27.05.2013 № 210/300) следующие изменения:

1.1. В наименовании, пункте 1 слова "на 2013 - 2015 годы" заменить словами "на 2013 - 2020 годы".

1.2. Утвердить государственную программу "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата" на 2013 - 2020 годы в новой редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


Приложение


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 17.09.2013 № 227/600


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного
инвестиционного климата" на 2013 - 2020 годы



ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Развитие экономического потенциала и формирование
благоприятного инвестиционного климата" на 2013 - 2020 годы


Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент экономического развития Кировской области

Соисполнители Государственной программы

департамент финансов Кировской области, департамент промышленного развития Кировской области, департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области, иные органы исполнительной власти Кировской области

Наименование
подпрограмм

стратегическое управление экономическим потенциалом Кировской области;

развитие системы прогнозирования и оценка деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований;

повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в экономику Кировской области

Программно-целевые инструменты Государственной программы

ведомственная целевая программа "Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Кировской области"

Цели Государственной программы

обеспечение устойчивого экономического развития;

формирование и развитие системы долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития Кировской области;

формирование благоприятного инвестиционного климата

Задачи Государственной программы

совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области;

совершенствование управления социально-экономическим развитием Кировской области;

повышение инвестиционной привлекательности Кировской области для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику области;

развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Кировской области

Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы

индекс физического объёма валового регионального продукта;

производительность труда;

качество прогнозирования социально-экономического развития Кировской области (отклонение фактических значений показателей социально-экономического развития облас-ти от прогнозных);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека;

количество выставок и ярмарок международного значения;

уровень обеспечения органов исполнительной власти облас-ти экономико-статистической информацией, предусмотренной государственным контрактом

Этапы и сроки реализации Государственной программы

на 2013 - 2020 годы. Выделение этапов не предусматривается

Объем
ассигнований Государственной программы

общий объем финансирования Государственной программы составит 1270526,8 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 1222926,8 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 47600,0 тыс. рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

в количественном выражении:

индекса физического объёма валового регионального продукта составит не менее 102,6% ежегодно;

повышение производительности труда с 308,3 тыс. рублей валового регионального продукта на одного занятого в экономике в 2011 году до 769,9 тыс. рублей в 2020 году;

качество прогнозирования социально-экономического развития Кировской области (отклонение фактических значений показателей социально-экономического развития области от прогнозных не более 10% ежегодно);

прирост индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году на 95,1% к уровню 2011 года;

рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, с 26026,9 рубля в 2011 году до 95182,7 рубля в 2020 году;

увеличение количества выставок и ярмарок международного значения с 11 в 2011 году до 18 в 2020 году;

обеспечение органов исполнительной власти области официальной статистической информацией, предусмотренной государственным контрактом, ежегодно 100%

в качественном выражении:

улучшение качества стратегического планирования;

повышение обоснованности и оперативности принимаемых управленческих решений;

улучшение условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Кировской области;

позиционирование Кировской области как инвестиционно привлекательной территории



1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

     
     Экономика Кировской области, являясь частью экономической системы Российской Федерации, имеет специфику, обусловленную климатическими условиями, наличием на территории региона определенных видов природных ресурсов, сложившимся экономическим потенциалом.

     Экономический потенциал региона определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, развитием транспортной инфраструктуры и отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых.

Обобщающим показателем экономической деятельности региона является валовой региональный продукт, который характеризует процесс производства товаров и услуг и определяется как сумма вновь созданных (добавленных) стоимостей видов экономической деятельности.

В 2011 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Кировской области в текущих основных ценах составил 202,2 млрд. рублей с  ростом на 4,8 % в сопоставимой оценке к уровню 2010 года, при этом его вклад в создание суммового ВРП субъектов Российской Федерации равен 0,4 %. Среди 14 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, по объему произведенного ВРП Кировская область заняла 10 позицию, а его доля в формировании суммового ВРП Приволжского федерального округа составила 2,9 %.

     Объем произведенного ВРП определяется сложившейся структурой экономики. Основная часть ВРП Кировской области в 2011 году создана в следующих видах экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" (25,6%), "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (14,5%), "Транспорт и связь" (10,9%), "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (9,3%). Производительность труда в 2011 году составила 308,3 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике.

     В современных условиях, когда уровень государственного регулирования экономики постепенно снижается, а субъектам хозяйственной деятельности предоставлены самостоятельность и экономическая свобода в принятии решений, основной задачей деятельности органов государственной власти становится формирование необходимых условий для эффективного развития экономического потенциала. В решении данной задачи особое значение имеет стратегическое управление, обеспечивающее построение системы приоритетов, целей, важнейших направлений и соответствующего комплекса мероприятий на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

     Основополагающим документом, определяющим механизмы эффективного использования и развития экономического потенциала Кировской области на долгосрочную перспективу, является Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432) и одобренная постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года).

     В рамках реализации Стратегии приоритетом является изменение структуры экономики, повышение доли высокотехнологичных предприятий, увеличение производительности труда.

     Социально-экономическое развитие региона на среднесрочную перспективу определяется в соответствии с Программой социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной Законом Кировской области от 25.02.2011 № 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа). Основная цель Программы - окончательное преодоление последствий мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов в регионе и подготовка предпосылок для перехода к динамичному инновационному развитию и диверсификации экономики области.

     Развитие муниципальных образований составляет основу социально-экономического развития региона. Система долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области проходит начальный этап формирования. Характерной проблемой данного этапа является несоразмерность целей, задач и мероприятий программ муниципальных образований источникам их финансирования.

     В рамках мониторинга и анализа социально-экономического развития области будет совершенствоваться работа по методическому сопровождению разработки программ (планов) социально-экономического развития муниципальных образований, прежде всего, - в части увязки программ (планов) с действующими инструментами социально-экономического развития, реализуемыми на областном уровне.

     В целях совершенствования государственного стратегического планирования и в рамках расширения практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов государственной власти сформирована нормативная и методическая база для разработки государственных программ Кировской области, являющиеся основой для перехода к "программному" бюджету (бюджетированию, ориентированному на результат) с целью обеспечения четкой взаимосвязи между приоритетами государственной политики, результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение.

Программно-целевой метод управления обеспечивает возможность комплексного подхода к решению приоритетных задач развития экономического потенциала области, позволяет повысить эффективность государственного регулирования, обеспечить межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти, расширить возможности по использованию потенциала государственных учреждений, предприятий с государственным участием, негосударственных организаций в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.

     Государственные программы Кировской области разрабатываются исходя из выполнения государственных функций органами исполнительной власти области с учетом приоритетов социально-экономического развития Кировской области, определенных  и Программой, решений Правительства Кировской области, а также с учетом положений государственных программ Российской Федерации.

     Характерной особенностью Кировской области является значительное число муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики. Моногорода представляют собой точки повышенной чувствительности к колебаниям экономической ситуации, что требует оперативного содействия со стороны органов исполнительной власти области. В целях преодоления в
моногородах Кировской области зависимости экономики и социальной сферы от градообразующих предприятий реализуются комплексные инвестиционные планы (далее - КИП) развития монопрофильных населенных пунктов. Однако, в условиях все еще сохраняющихся высоких рисков снижения уровня производства на градообразующих предприятиях и повышения уровня безработицы, крайне актуальным является обеспечение постоянного мониторинга социально-экономического положения моногородов, хода реализации КИПов, и в случае необходимости, внесение соответствующих изменений в КИПы.

     Развитие региона определяется также управленческими решениями, в связи с чем возрастает значение прогноза социально-экономического развития. Прогноз социально-экономического развития Кировской области разрабатывается как основа для подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и как основа для подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

     Разработка прогноза области осуществляется в соответствии:

     с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Кировской области на долгосрочный и среднесрочный периоды;

     со сценарными условиями для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренными Правительст-вом Российской Федерации;

     с учетом ретроспективного анализа экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации и Кировской области за предшествующие
годы и в текущем финансовом году, мировых тенденций;

     с учетом прогнозов развития муниципальных образований области и
хозяйствующих субъектов.

     Для оценки качества государственного управления ежегодно формируется доклад Губернатора Кировской области о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области и их планируемых значениях на 3-летний период, представляемый Правительству Российской Федерации.

     По итогам 2011 года согласно комплексной оценке Министерства регионального развития Кировская область заняла 34 место среди субъектов Российской Федерации, в том числе по динамике - 13 место, по уровню - 47
место.

     Качество муниципального управления оценивается в рамках Указа
Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления главы муниципальных районов и городских округов, начиная с 2009 года, ежегодно представляют в Правительство Кировской области доклад о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

     В целях повышения качества выполнения государственных функций
органами исполнительной власти области, активизации работы органов местного самоуправления и создания условий для конкурентного развития муниципальных образований реализуются меры стимулирующего характера.

     Основными проблемами механизмов оценки качества государственного и муниципального управления в настоящее время являются:

     несовершенство федеральной нормативной правовой базы по оценке
эффективности деятельности органов исполнительной власти области и
муниципальных образований;

     сложность определения стратегических целей, тактических задач и конкретных конечных результатов своей деятельности при составлении некоторыми органами исполнительной власти области докладов о результатах и
основных направлениях деятельности.

     Эффективное регулирующее воздействие на экономические процессы является обязательным условием формирования экономического потенциала Кировской области. Большинство нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне, затрагивают интересы различных слоев общества, и в процессе их разработки нужно учитывать множество аспектов, связанных с возможными последствиями применения регулирующего решения для той или иной группы лиц.

     Одним из инструментов, повышающих качество регулирования, является оценка регулирующего воздействия, являющаяся комплексным анализом проектов нормативных правовых актов с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек и рисков, с обязательным изучением возможных альтернатив, с учётом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны, с целью установления баланса интересов сопричастных лиц.

Институт оценки регулирующего воздействия на федеральном уровне функционирует с мая 2010 года. В Кировской области работа в данном  направлении ведется с февраля 2011 года в рамках участия в проводимых  Министерством экономического развития Российской Федерации публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В оценке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в регионе принимают участие не только органы исполнительной власти области, но и широкий круг общественных организаций и учреждений области, чьи интересы затрагивает рассматриваемое правовое регулирование.

     Дальнейшее развитие практики публичного обсуждения и оценки нормотворческих инициатив будет являться для потенциальных инвесторов сигналом открытости, прозрачности и ориентации региона на лучшие стандарты управления, демонстрировать заинтересованность органов государственной власти области в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, и, как следствие, способствовать привлечению в регион частных инвестиций.

     Одним из основных факторов развития экономического потенциала и социально-экономического развития региона в целом является привлечение инвестиций. В современных условиях, учитывая ограниченность бюджетных средств и проводимую более жесткую политику в области формирования расходов бюджетов как на федеральном, так и на региональном уровне, объемы вложений инвестиций в основной капитал и, как следствие, социально-экономическое развитие области находятся в зависимости от привлекаемых частных инвестиций. Масштабы привлечения частных инвестиций во многом определяются инвестиционной привлекательностью области, в связи с этим огромное значение имеет формирование эффективной региональной инвестиционной политики.

     В 2011 году в Кировской области направлено 37,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 102,7 % к предыдущему году (108,3% - по Российской Федерации). Одним из объективных обстоятельств отставания темпов роста инвестиций Кировской области от соответствующих темпов роста Российской Федерации является различие в структуре экономик. По объему инвестиций в основной капитал в 2011 году Кировская область заняла 13 место среди регионов Приволжского федерального округа, доля инвестиций в основной капитал составила 2,2 % в общем объеме инвестиций в основной капитал Приволжского федерального округа.

     В 2010 году Правительством Кировской области взят курс на формирование новой региональной политики в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Основанием для смены курса явилась низкая инвестиционная активность в регионе, обусловленная сокращением доли бюджетных инвестиций, высокими финансовыми рисками и незначительным инфраструктурным потенциалом.

     Приоритетным направлением деятельности Правительства области при формировании новой региональной инвестиционной политики стала разработка новых механизмов привлечения частных инвестиций и снижения инфраструктурных ограничений и финансовых рисков.

Основополагающим документом законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности в настоящее время является Закон Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области".

В целях реализации положений вышеуказанного Закона разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления государственной поддержки частным инвесторам, формирование и развитие парковых зон интенсивного развития, использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.

Согласно рейтингу инвестиционного климата, проводимому рейтинговым агентством "Эксперт РА", Кировская область в 2010 - 2011 годах отнесена к группе "Пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1).

     Важнейшим инструментом стимулирования деловой и инвестиционной активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, продвижения позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории, демонстрации экономического и инвестиционного потенциала на внешних рынках является выставочно-ярмарочная деятельность.

     Учитывая, что в Кировской области отсутствуют специализированные площадки для проведения масштабных выставочных мероприятий, отвечающие современным требованиям, особое внимание уделяется активизации участия предприятий и организаций области в межрегиональных и международных выставках и форумах. В целях стимулирования предприятий и организаций региона Правительством Кировской области оказывается информационная, организационная и финансовая поддержка участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Положительным результатом участия в форумах и выставках является увеличение количества заключенных соглашений и договоров, направленных на эффективную реализацию инвестиционных проектов, продвижение конкурентоспособной продукции.

Основными проблемными вопросами, сдерживающими эффективное развитие инвестиционной деятельности в регионе в настоящее время  являются:

незначительный инфраструктурный потенциал, обусловленный исторически сложившимся отставанием в области дорожного строительства и газификации, а также высокие финансовые риски;

ограниченность средств областного бюджета при предоставлении государственной поддержки частным инвесторам;

низкая инвестиционная активность в большинстве муниципальных образований области;

отсутствие заинтересованности у частных инвесторов в привлечении средств федеральных институтов развития для реализации инвестиционных проектов.

Для формирования позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории, содействия развитию экономического потенциала осуществляется развитие выставочно-ярмарочной деятельности региона, направленной на продвижение товаров и услуг региональных производителей на внутренние и внешние рынки, совершенствование организационной системы выставочно-ярмарочной деятельности. Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в Кировской области, а также подготовка к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях за пределами области осуществляются в соответствии с планом выставок, утверждаемым ежегодно распоряжением Правительства Кировской области.

     Формирование плана выставок осуществляется в соответствии с Регламентом выставочно-ярмарочной деятельности органов исполнительной власти Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 17.07.2007 № 100/311 "Об утверждении Регламента выставочно- ярмарочной деятельности органов исполнительной власти Кировской
области"
.

Выставочно-ярмарочная деятельность в Кировской области способствует созданию новых рабочих мест, стимулированию развития отраслей промышленности и сферы обслуживания, науки, малого и среднего предпринимательства, расширению рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей, увеличению объемов инвестиций, а также наполнению областного и местного бюджетов дополнительными доходами от выставочно-ярмарочной и сопутствующих ей видов деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»