ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 28.02.2013 № 40


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения
в Кировской области"

(с изменениями на 5 мая 2017 года)

__________________________________________________________________________________

До6кумент с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Кировской области от 04.07.2014 № 183
распоряжением Правительства Кировской области от 20.04.2015 № 128
распоряжением Правительства кировской области от 29.12.2016 № 164
распоряжением Правительства Кировской области от 05.05.2017 № 115

__________________________________________________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения":

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Кировской области" (далее - "дорожная карта"). Прилагается.

2. Министерству здравоохранения Кировской области обеспечить общую координацию реализации "дорожной карты".

(п. 2 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства кировской области от 29.12.2016 № 164)

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Курдюмова Д.А.

(п. 3 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства кировской области от 29.12.2016 № 164)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства Кировской области
от 28.02.2013 № 40 (с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Кировской области
от 04.07.2014 № 183)


ПЛАН
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения

в Кировской области"



1. Общее описание "дорожной карты"

1.1. Целью "дорожной карты" является повышение качества медицинской помощи на территории области на основе повышения эффективности деятельности областных государственных медицинских организаций (далее -медицинские организации) и их работников, создание необходимых условий для сохранения здоровья населения области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

1.2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций Кировской области от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг. Повышение качества данных услуг требует обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, а также сохранения кадрового потенциала. При этом одной из составляющих реформирования отрасли здравоохранения является реформирование системы оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению медицинских услуг.

1.1. 1.3. В настоящее время в Кировской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи:

1 уровень - обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;

2 уровень - межрайонный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме.

В Кировской области создана сеть межрайонных центров, где сконцентрированы высококвалифицированные кадровые ресурсы. Данные центры оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием, в том числе экспертного класса;

3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде:

1 уровень - 21 родильное отделение центральных районных больниц (развернуто 308 акушерских коек);

2 уровень - 9 родильных отделений и 1 самостоятельный родильный дом (развернуто 207 акушерских коек);

3 уровень - Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировский областной клинический перинатальный центр" (развернуто 215 акушерских коек).

В рамках областной программы "Модернизация здравоохранения Кировской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.03.2011 № 96/102 "Об утверждении областной программы "Модернизация здравоохранения Кировской области" на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа модернизации), проведена реорганизация районного звена медицинских организаций области: проведено слияние участковых больниц, амбулаторий с центральными районными больницами с формированием единого юридического лица.

Продолжено развитие института общей врачебной (семейной) практики на территории области. На 01.01.2013 в области 135 врачей общей практики и 220 медицинских сестер врача общей практики. Продолжено оснащение отделений (кабинетов) общей врачебной (семейной) практики медицинским оборудованием, в том числе для осуществления скрининговых исследований развития факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний.

Кроме того, в рамках Программы модернизации обеспечено приведение материально-технической базы районного звена здравоохранения в соответствие с существующими санитарно-техническими нормами и правилами и в соответствие со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации: проведены капитальные ремонты объектов здравоохранения, обеспечено приобретение лечебно-диагностического оборудования.

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи на уровне области осуществляется с 2009 года в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Кировская областная клиническая больница" по профилям "Нейрохирургия" и "Сердечно-сосудистая хирургия", с 2010 года - в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Кировская областная клиническая больница № 3" по профилю "Травматология и ортопедия", с 2011 года - в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Кировский областной клинический перинатальный центр" по профилю "Акушерство-гинекология/1 (ЭКО)", с 2013 года - по профилю "Неонатология".

В целях снижения уровня заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний в Кировской области в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, открыты 43 первичных онкологических кабинета, в том числе 5 в г. Кирове, ведут прием 10 сертифицированных врачей-онкологов, кроме того, завершено формирование сети мужских и женских смотровых кабинетов, обеспечивающих скрининговые

исследования на визуальные формы рака половой сферы, прямой кишки, молочных желез, лимфатической системы и кожи.

В области сформирована эффективная система оказания скорой медицинской помощи. С целью повышения эффективности координации работы и обеспечения максимально четкого контроля, сокращения времени доезда до пациента совершенствуется материально-техническая база станций и отделений скорой медицинской помощи. В рамках областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009 - 2011 годы, утвержденной Законом Кировской области от 07.10.2008 № 294-30 "Об областной целевой программе "Развитие системы здравоохранения в Кировской области" на 2009 - 2011 годы", и областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2012 - 2014 годы (далее - ОЦП "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2012 - 2014 годы), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 112/319 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2012 -2014 годы", приобретены в период с 2009 по 2013 годы автомобили скорой медицинской помощи.

Кроме того, в рамках Программы модернизации служба скорой медицинской помощи области в 2012 году оснащена навигационно-информационным оборудованием, а автомобили скорой медицинской помощи - бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП), в 2012 году осуществлялось в соответствии с мероприятиями федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", а также в рамках подпрограммы "Обеспечение оказания своевременной и высо-

кокачественной медицинской помощи пострадавшим при ДТП" ОЦП "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2012 - 2014 годы.

В рамках реализации данных программ создана и функционирует на региональном уровне экспертно-консультативная система госпитального периода на основе использования телемедицинских технологий, предназначенная для оказания специализированной дистанционной помощи больным и пострадавшим, в том числе пострадавшим при ДТП.

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации.

Организация реабилитационной помощи в Кировской области осуществляется по следующим направлениям: реабилитация пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда, инсульт, травмы и заболевания периферической нервной системы, реабилитация детей при нарушениях функций перинатального периода.

С каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи. Чрезвычайно важными являются не только медицинский, но и социальный, духовный и психологический аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

В настоящее время в области данный вид помощи оказывает одно учреждение - Кировское областное государственное казенное учреждение здравоохранения "Кировский областной хоспис", коечная мощность данной медицинской организации - 30 коек. Кроме того, в медицинской организации организовано оказание медицинской помощи пациентам на дому: создана выездная бригада.

С целью формирования потоков пациентов медицинских организаций, находящихся в черте муниципального образования "Город Киров", по единым принципам маршрутизации в 2013 году началась реализация Плана реорганизации сети учреждений здравоохранения, утвержденного решением Коллегии министерства здравоохранения Кировской области от 12.04.2012

№ 1, который подразумевает укрупнение и профильную специализацию медицинских организаций города с целью максимальной концентрации и рационального использования имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов.

Необходимым условием развития системы здравоохранения области является обеспеченность медицинских организаций медицинским персоналом.

Численность медицинских кадров в Кировской области в 2011 году составила 2,8% от всех специалистов, занятых в экономике региона (по Российской Федерации - 4,5%), из которых 5 525 врачей, 13 902 средних медицинских работника. Расчетная обеспеченность населения Кировской области врачами составила 35,5 врача на 10 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 44,0 врача на 10 тыс. человек населения), средним медицинским персоналом - 94,2 среднего медицинского работника на 10 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 92,4 среднего медицинского работника на 10 тыс. человек населения). При этом в обеспеченности населения профильными врачебными кадрами отмечается неравномерность их распределения, проявляющаяся в их концентрации на уровне крупных муниципальных образований.

На территории области в 2012 году реализовывалась подпрограмма "Закрепление врачебных кадров в учреждениях здравоохранения" ОЦП "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2012 - 2014 годы. В целях привлечения квалифицированных кадров в медицинские организации в 2012 году в рамках данной подпрограммы реализованы мероприятия, направленные на предоставление социальной поддержки врачам-специалистам и проведение конкурсов, формирующих положительный имидж медицинских работников.

Постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/910 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории

Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа).

Финансовое обеспечение Территориальной программы осуществлялось в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете области на

2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также в бюджете госу дарственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Киров ский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхо вания на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Стоимость Территориальной программы на 2014 год составила 12 838,21 млн. рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 10 746,34 млн. рублей, на

2015 год - 14 914,18 млн. рублей, в том числе за счет средств ОМС - 12 725,45 млн. рублей, на 2016 год - 15 674,34 млн. рублей, в том числе за счет средств ОМС - 13 456,69 млн. рублей.

Частью комплексной программы модернизации системы здравоохранения Кировской области стал переход на новые способы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

С декабря 2011 года оплата первичной медико-санитарной помощи осуществляется по принципу нормативно-подушевого финансирования. Метод подушевой оплаты является одним из наиболее распространенных в мировой практике.

В настоящее время нормативно-подушевое финансирование в Кировской области - это модель финансирования медицинских организаций на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности, при которой уровень заработной платы медицинских работников зависит от достижения установленных показателей деятельности и ориентирует медицинских работников на повышение ответственности за состояние здоровья населения.

Внедрение метода нормативно-подушевого финансирования создает экономические стимулы для повышения эффективности деятельности, уси-

ления профилактической направленности и качественного оказания медицинской помощи.

1.4. В настоящее время на территории Кировской области созданы определенные условия для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. Реализация таких значимых проектов, как Программа модернизации, приоритетный национальный проект "Здоровье", позволила продолжить совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи матерям и детям, обеспечить повышение доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

В рамках реализации указанных проектов на территории области достигнуты положительные результаты.

В 2012 году показатель рождаемости в Кировской области составил 12,7 человека на 1 тыс. человек населения. По сравнению с уровнем 2009 года данный показатель в регионе вырос на 12,3%, по сравнению с уровнем

2011 года - на 7,6%. Темп роста рождаемости в Кировской области в

2012 году выше, чем в среднем по Российской Федерации, он составил 7,6% {по Российской Федерации - 5,6%).

За 2012 год естественная убыль населения по сравнению с аналогичным показателем 2011 года снизилась на 44,4%.

Показатель общей смертности населения Кировской области имеет тенденцию к снижению: 2011 год - 15,8 человека на 1 тыс. человек населения, 2012 год - 15,5 человека на 1 тыс. человек населения (снижение к уровню 2011 года на 1,9%), но превышает среднероссийский показатель на 16,5% (показатель смертности по Российской Федерации в 2012 году - !3,3 человека на 1 тыс. человек населения). Указанная тенденция сохраняется на протяжении ряда лет и связана с тем, что доля населения старше трудоспособного возраста в Кировской области составляет 28,8%, в то время как в среднем по Российской Федерации - 22,3%. Тем не менее темп снижения уровня смертности в регионе в 2012 году в сравнении с 2011 годом несколько более зна-

чимый, чем в среднем по Российской Федерации, его уровень составил 1,9% (по Российской Федерации - 1,5%).

Смертность от болезней системы кровообращения также имеет тенденцию к снижению. В 2011 году данный показатель составил 944,5 случая на 100 тыс. человек населения, в 2012 году - 930,0 случая на 100 тыс. человек населения (снижение к уровню 2011 года на 1,5%). По предварительным данным, смертность от ишемической болезни сердца в 2012 году составила 442,4 случая на 100 тыс. человек населения, снижение к уровню 2011 года на 0,7% (в 2011 году - 445,4 случая на 100 тыс. человек населения), снижение уровня смертности от инфарктов в 2012 году на 4,9% к уровню 2011 года, от инсультов - на 16,9%. Темп снижения уровня смертности от инсультов в Кировской области в 2012 году превышает среднероссийский показатель более чем в два раза.

В регионе снижается смертность от туберкулеза. В 2012 году данный показатель составил 5,8 случая на 100 тыс. человек населения, что на 27,6% ниже уровня 2011 года.

Смертность от новообразований в 2012 году - 210,2 случая на 100 тыс. человек населения, снижение в сравнении с уровнем 2011 года на 2,1% (2011 год-214,8 случая на 100 тыс. человек населения).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»