Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2012 года № 189/838


Об утверждении государственной программы
Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным
жильем и коммунальными услугами жителей Кировской
области" на 2013 - 2021 годы

(с изменениями на 4 июля 2019 года)
_____________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2019 № 753-П
_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 29.04.2013 № 207/243
постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2013 № 230/643
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/961
постановлением Правительства Кировской области от 27.05.2015 № 40/281
постановлением Правительства Кировской области от 03.08.2015 № 52/423
постановлением Правительства Кировской области от 11.02.2016 № 84/55
постановлением Правительства Кировской области от 31.10.2016 № 24/146
постановлением Правительства Кировской области от 10.03.2017 № 52/144
постановлением Правительства Кировской области от 15.03.2017 № 53/148
постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2018 № 151-П
постановлением Правительства Кировской области от 01.06.2018 № 271-П
постановлением Правительства Кировской области от 17.10.2018 № 491-П
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2018 № 597-П
постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2019 № 187-П
постановлением Правительства Кировской области от 04.07.2019 № 368-П

____________________________________________________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.

(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 11.02.2016 № 84/55, от 17.10.2018 № 491-П)

2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы министерство строительства Кировской области.

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 11.02.2016 № 84/55, от 11.04.2018 № 151-П)

3. Министерству финансов Кировской области предусматривать в областном бюджете средства, необходимые для реализации Государственной программы.

(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 11.02.2016 № 84/55)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 28.12.2012 № 189/838 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области
от 07.10.2013 № 230/643, от 11.02.2016 № 84/55)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы


ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Обеспечение доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами жителей Кировской
области" на 2013 - 2021 годы (
с изменениями,
внесенными постановлением Правительства
Кировской области от 31.10.2016 № 24/146,
от 10.03.2017 № 52/144, от 15.03.2017 № 53/148,
от 11.04.2018 № 151-П, от 01.06.2018 № 271-П,
от 17.10.2018 № 491-П, от 24.12.2018 № 597-П,
от 11.04.2019 № 187-П, от 04.07.2019 № 368-П)

Ответственный исполнитель Государственной программы

министерство строительства Кировской области

Соисполнители Государственной программы

министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области;

региональная служба по тарифам Кировской области;

государственная жилищная инспекция Кировской области;

министерство образования Кировской области

Наименование подпрограмм

"Развитие строительства и архитектуры Кировской области" на 2016 - 2021 годы;

"Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области" на 2016 - 2021 годы;

"Развитие жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма" на 2016 - 2017 годы"

Цели Государственной программы

увеличение объемов жилищного строительства;

формирование рынка доступного и комфортного жилья;

повышение качества и надежности поставки коммунальных ресурсов

повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Кировской области (в 2017 году)

Задачи Государственной программы

стимулирование развития жилищного строительства, в том числе строительство жилья, предоставляемого в наем;

обеспечение доступности жилья и иных объектов недвижимости;

совершенствование территориальной системы ценообразования в строительстве;

обеспечение градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации муниципальных образований Кировской области;

переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

увеличение объемов капитального ремонта и (или) реконструкции многоквартирных домов;

обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры;

обеспечение контроля за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений;

реализация на территории Кировской области государственной политики в сфере регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, направленной на сдерживание роста цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) данными организациями

повышение уровня благоустройства и улучшение эстетического облика дворовых территорий муниципальных образований Кировской области (в 2017 году);

повышение уровня благоустройства мест массового отдыха населения в Кировской области (в 2017 году).

Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы

общий объем ввода жилья;

обеспеченность населения жильем;

соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек;

объем выданных ипотечных кредитов;

количество семей, получивших социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" (далее - Закон Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО) (по 2015 год включительно);

доля городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения;

количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;

удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами;

количество ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, получающих субсидию на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами;

количество аварий и инцидентов в год на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения;

доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

выполнение плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен);

количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт и собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области";

доля проверок при осуществлении лицензионного контроля, жилищного надзора, проведенных в установленные сроки, в общем количестве проверок

количество отремонтированных дворовых территорий;

количество обустроенных территорий общего пользования;

количество обустроенных мест массового отдыха населения

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2013 - 2021 годы, выделение этапов не предусмотрено

Объем финансового обеспечения Государственной программы

общий объем финансирования - 71317343,51 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1766341,53 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 6822414,18 тыс. рублей;

средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) - 2730039,26 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 517020,54 тыс. рублей (привлекаются по соглашениям);

внебюджетные средства - 59481528,00 тыс. рублей (привлекаются по соглашениям)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

за период реализации Государственной программы:

общий объем ввода жилья в 2021 году составит 648 тыс. кв. метров;

обеспеченность населения жильем к концу 2021 года повысится до 28 кв. метров на человека;

соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составит 2,8 года к концу 2018 года;

объем выданных ипотечных кредитов в 2018 году увеличится до 19000 млн. рублей;

количество семей, получивших социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО, за 2013 - 2015 годы составит 3104 семьи;

доля городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения к концу 2021 года увеличится до 77%;

количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, в 2013 - 2019 годах составит 10880 человек;

количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда (в рамках проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Кировской области"), составит 1,7 тыс. человек;

удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами в 2021 году составит 71,2%;

количество ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, получающих субсидию на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, составит 689 единиц в 2021 году;

количество аварий и инцидентов в год на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в 2021 году составит не более 0,2 единицы;

доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи в 2021 году составит 9,97%;

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, к концу 2021 года увеличится до 88%;

выполнение плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен) составит 100%;

количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт и собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", за 2016 - 2021 годы составит 5306 единиц;

доля проверок при осуществлении лицензионного контроля, жилищного надзора, проведенных в установленные сроки, в общем количестве проверок в период с 2016 по 2021 год составит не менее 100%;

количество отремонтированных дворовых территорий в 2017 году составит 222 единицы;

количество обустроенных территорий общего пользования в 2017 году составит 26 единиц;

количество обустроенных мест массового отдыха населения в 2017 году составит 8 единиц


1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Кировской области, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.

В Кировской области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и комфортным жильем, а также качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства.

В 2008 - 2012 годах в области удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства. Количественные показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

Ввод жилья в Кировской
области (тыс. кв. метров)

425,8

335,9

378,3

405,3

406,6

Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров)

198,5

173,9

131,2

119,4

130,9

Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками

46,6%

52%

34,7%

29,4%

32,2%


В 2012 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 18 млрд. рублей, что на 11,6% превышает уровень 2011 года в сопоставимой оценке.

В Кировской области в 2012 году введено в эксплуатацию 406,6 тыс. кв. метров жилья, или 100,3 % к уровню 2011 года, в том числе 130,9 тыс. кв. метров индивидуального жилищного строительства, или 109,7% к уровню прошлого года. Установленный показатель Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) на 2012 год в размере 390 тыс. кв. метров выполнен. Ввод жилья экономического класса в Кировской области составляет 39,9% от общего ввода жилья. Коэффициент доступности жилья в Кировской области составляет 3,63 года (средний по ПФО - 3,61 года).

При этом на 1 жителя Кировской области по итогам 2012 года введено 0,31 кв. метра жилья, что не превышает уровень 2011 года.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в жилищном строительстве, существующих темпов строительства жилья в настоящее время недостаточно для улучшения качества жилищного фонда Кировской области. Так, в 2012 году 78,0% площади жилых помещений приходилось на период возведения жилья до 1991 года включительно, износ более 31% имеет 56,7% площади, в том числе на ветхое и аварийное приходилось 4,6%. В области планомерно решается проблема переселения граждан из непригодного жилья: в 2012 году из аварийного жилья переселено 1070 человек, снесено 44 аварийных дома.

Для Кировской области является актуальной проблема развития малоэтажного домостроения. В последнее время малоэтажное жилье строится преимущественно в районах области индивидуальными застройщиками.

В 2012 году доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода составила 41,7%. Для увеличения доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья акцент необходимо сделать на развитии комплексной малоэтажной жилой застройки экономкласса.

Отсутствие проектов комплексной малоэтажной застройки экономкласса обуславливается значительной долей затрат в себестоимости квадратного метра на развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры во вновь строящихся малоэтажных поселках, затрат по приобретению земельного участка под строительство, в результате чего проект выходит из категории экономкласса.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разработка документов территориального планирования в области должна быть завершена до 2013 года. В 2012 году разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 39 муниципальных районов. Разработаны и утверждены генеральные планы 5 городских округов, а также 48 городских поселений. В 2015 году утверждены генеральные планы всех городских округов и городских поселений.

На данном этапе стоит задача обеспечения муниципальных образований Кировской области документами территориального планирования, включая генеральные планы сельских поселений, так как в соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.

В районах, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории с целью резервирования земель для строительства жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.

На сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение.

Кроме того, на развитие жилищного строительства в регионе влияет покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, вопросы, связанные с прозрачностью тарифов на подключение к инженерным сетям.

Все эти проблемы следует решать в комплексе.

В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача развития рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.

На 01.01.2012 стоимость одного квадратного метра жилья в Кировской области, по данным статистики, в среднем составляла 40,4 тыс. рублей. В итоге стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра составляла 2181,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 01.01.2013, по данным статистики, составили 16,7 тыс. рублей. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составляет 3,63 года. Молодые семьи, как правило, не могут приобрести жилье за счет текущих доходов или накоплений.

Учитывая вышеизложенное, решить проблему доступности жилья возможно путем повышения уровня доходов населения либо создания механизмов, позволяющих приобретать жилье при существующих доходах.

Одним из таких механизмов в большинстве стран мира является приобретение жилья в кредит. Этот механизм служит не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Кировской области. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.

Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципалитетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать проблему необходимо программным методом.

Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального а от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.

В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Государственной программы будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Кировской области.

До 2016 года в Кировской области реализуются программа "Служебное жилье", мероприятия которой направлены на строительство и предоставление жилья работникам бюджетной сферы с использованием механизма долгосроч-ной аренды. Заказчиком на формирование такого фонда жилья с привязкой к конкретным муниципальным образованиям является Правительство Кировской области. Программу реализует акционерное общество "Кировская региональная ипотечная корпорация" (далее - АО "КРИК") (до 14.10.2015 - открытое акционерное общество "Кировская региональная ипотечная корпорация" (далее - ОАО "КРИК") за счёт денежных средств, выделенных из бюджета Кировской области в 2012 году, в размере 450 млн. рублей. ОАО "КРИК" формирует специализированный фонд служебного жилья путем строительства новых зданий, реконструкции и капитального ремонта существующих объектов и приобретения готовых жилых помещений на рынке недвижимости. ОАО "КРИК" становится собственником такого жилья и предоставляет его работникам бюджетной сферы на условиях долгосрочной льготной аренды.

В то же время существует необходимость развития арендного жилищного фонда для предоставления в аренду помещений категориям граждан, имеющим невысокий уровень дохода и не имеющим возможность приобрести жилье в собственность, а также для привлечения и сохранения трудовых ресурсов на крупных промышленных предприятиях, расположенных на территории области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»