Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 28.12.2012 № 189/836


Об утверждении государственной программы
Кировской области "Развитие образования"
на 2013 - 2015 годы

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 10.09.2013 № 226/595
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 29.04.2013 № 207/247
постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2013 № 214/375
постановлением Правительства Кировской области от 13.08.2013 № 222/486
постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 № 229/619
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/970

____________________________________________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными  Правительства Кировской области от 03.09.2012 № 266) Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие образования" на 2013 - 2015 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.

2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы департамент образования Кировской области.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 28.12.2012 № 189/836



Государственная программа
Кировской области "Развитие образования"
на 2013 - 2015 годы


ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Развитие образования" на 2013 - 2015 годы
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области
от 29.04.2013 № 207/247, от 25.06.2013 № 214/375,
от 13.08.2013 № 222/486, от 02.10.2013 № 229/619,
от 30.12.2013 № 242/970)

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент образования Кировской области

Соисполнители Государственной программы

управление по делам молодежи Кировской области;

департамент строительства и архитектуры Кировской области;

департамент финансов Кировской области;

департамент социального развития Кировской области;

департамент здравоохранения Кировской области;

управление по физической культуре и спорту Кировской области

Наименование подпрограмм

отсутствуют

Программно-целевые инструменты Государственной программы

областная целевая программа "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы;

областная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области" на 2012 - 2014 годы

Цели Государственной программы

обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития области;

создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;

обеспечение эффективного и безопасного отдыха и оздоровления детей и подростков

Задачи Государственной программы

развитие системы дошкольного образования;

развитие системы общего образования;

развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками;

развитие системы профессионального образования;

создание условий для социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья;

проведение детской оздоровительной кампании;

сохранение и развитие материально-технической базы детских загородных организаций отдыха и оздоровления детей, создание в них условий, отвечающих современным требованиям комплексной безопасности детского отдыха в местах организации отдыха и оздоровления детей;

развитие кадрового потенциала системы образования области

Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы

охват дошкольным образованием детей в возрасте от трех до семи лет;

удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по обязательным предметам (русскому языку и математике);

доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста;

доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования соответствующего года;

доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста;

доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);

охват детей школьного возраста, получивших ус-лугу отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области;

доля педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;

доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2013 - 2015 годы

Объемы ассигнований Государственной программы

общий объем ассигнований -29320081,93тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1509432,53 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 27560946,7 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 173279,2 тыс. рублей (по соглашениям),

средства внебюджетных источников - 76423,5 тыс. рублей (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

в количественном выражении:

к концу 2015 года 100% детей в возрасте от трех до семи лет будут охвачены дошкольным образованием;

ежегодно на уровне 99% сохранится удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по обязательным предметам (русскому языку и математике);

к концу 2015 года 50 % школьников получат возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями к образовательному процессу;

ежегодно 94,5% детей в возрасте от 5 до 18 лет смогут обучаться по дополнительным образовательным программам;

в 2015 году 87% выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования смогут трудоустроиться не позднее завершения первого года после выпуска;

к концу 2015 года для 70% детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов будут созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий);

к концу 2015 года 62,3% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);

ежегодно не менее 80,5% детей школьного возраста смогут получать услугу отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области;

к концу 2015 года до 22% увеличится доля педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

к концу 2015 года до 15% увеличится удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;

к концу 2015 года до 80% увеличится доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно - коммуникационные) в профессиональной деятельности;

в качественном выражении:

повысится качество дошкольного, общего, дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования;

будет усовершенствована система воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

повысится эффективность взаимодействия образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями по вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для экономики области;

будет усовершенствована система работы с талантливыми детьми и подростками;

будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;

повысится эффективность деятельности образовательных учреждений в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

будут обеспечены безопасные условия для отдыха детей;

повысится социальный статус и престиж педагогических профессий

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Система образования Кировской области насчитывает свыше 1,3 тыс. образовательных учреждений всех типов и видов.

Начиная с 2005 года в отрасли активно внедряются новые организационно-экономические механизмы, направленные на оптимизацию соотношения затрат и качества в сфере образования.

Наиболее результативными направлениями модернизации областной системы образования являются нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, новая система оплаты труда педагогических работников, ориентированная на результат, внедрение новой системы аттестации руководящих и педагогических кадров, изменения в структуре сетей образовательных учреждений, развитие областной системы оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием, а также управление образованием области на основе создания образовательных округов.

К числу достигнутых результатов можно отнести сохранение способности системы образования повышать качество образования.

На протяжении ряда лет Кировская область занимает в стране лиди-рующие позиции по качеству среднего образования. О высоком уровне подготовки учащихся свидетельствуют высокие результаты единого государст-венного экзамена, успешные выступления школьников области на олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня.

Начиная с 2005 года удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных государственных (муниципальных) учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, составляет свыше 99%.

По количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников область входит в "золотую дюжину" субъектов Российской Федерации. По данным исследования, проведенного компанией Begin Group по итогам всероссийских олимпиад за период с 2003 по 2010 год, при расчете количества олимпиадников на 100 тыс. человек населения каждого региона Кировская область стала лидером по числу победителей всероссийских олимпиад.

Начиная с 2006 года количество лиц, получающих премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта "Образование", составляет свыше 400% от квоты для области.

Уровень удовлетворенности жителей области качеством предоставления образовательных услуг на протяжении ряда лет остается высоким. По данным социологических исследований, проведенных в 2011 году Кировским региональным центром Института социологии Российской Академии наук, удовлетворенность населения качеством дошкольного образования составила 86,7%, общего - 85,7%, дополнительного - 90,5%.

В сфере дошкольного образования создана многофункциональная сеть образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, позволяющая предоставлять разнообразные образовательные услуги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, потребностей родителей (законных представителей).

В области в 2012 году функционируют 723 образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Из них 721 государственное (муниципальное) образовательное учреждение (479 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 3 образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 239 общеобразовательных учреждений, имеющих дошкольные группы) и 2 негосударственных дошкольных учреждения. Данные организации посещают 59,5 тыс. детей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья работают 173 группы компенсирующей направленности. Численность детей, посещающих данные группы, составляет 2162 ребенка. Услуги дошкольного образования получают 417 детей-инвалидов. Детям из малообеспеченных семей образовательные услуги предоставляются в социальных группах. В них воспитываются более 50 детей.

Для родителей, в том числе воспитывающих детей дома, в 19 районных центрах открыты консультационные пункты. В них можно получить консультации специалистов по вопросам развития, воспитания детей дошкольного возраста. В 2011 году услугами консультационных пунктов воспользовались более 2 тыс. родителей.

С целью развития системы дошкольного образования области ежегодно вводятся дополнительные места за счет реконструкции и возврата в действующую сеть зданий детских садов, ранее переданных в аренду; открытия на базе школ, детских садов и учреждений дополнительного образования дополнительных и корпоративных групп; расширения негосударственного сектора; использования малозатратных форм по оказанию образовательных услуг (группы кратковременного пребывания, семейные группы).

Инновационным подходом в создании дополнительных мест в детских садах области в 2011 году стало выделение дотации из областного бюджета в размере 500 млн. рублей. За счет данных дотаций в 34 муниципальных образованиях предусмотрено создание 3,3 тыс. дополнительных мест.

С 2010 года в области проводится эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - эксперимент). В 2010 - 2011 годах в эксперименте участвовали 7,5 тыс. семей из 13 муниципальных образований области. Доля детей, охваченных экспериментом, от общего количества детей, стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения данных муниципальных образований, составила 19,2%. Эксперимент позволил снизить социальную напряженность, предоставить возможность родителям развивать ребенка через различные формы дополнительного образования, создать ус-ловия для развития рынка образовательных услуг, предоставляемых негосударственными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В 2012 году в эксперименте участвуют 12 муниципальных образований.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, показатель охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в 2011 году увеличился в сравнении с 2010 годом на 1,6% и составил 71,9%. Показатель доли детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), охваченных услугами предшкольного образования, - 92,4%, что выше общероссийских показателей (59,8% и 78,5% соответственно).

Тенденция увеличения рождаемости детей обостряет проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в городской местности. В 2012 году численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, составляет более 20 тысяч - дети от 0 до 3 лет.

Согласно областной целевой программе "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2011 № 121/440 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы" (далее - ОЦП "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы), охват детей дошкольными образовательными учреждениями в 2015 году должен составить 72,5%.

Для достижения запланированных показателей необходимо с учетом состояния муниципальных систем дошкольного образования и демографических перспектив осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию зданий имеющихся детских садов, а также строить новые современные здания.

Наряду с затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе действующих детских садов и свободных площадей общеобразовательных школ.

Особое внимание нужно уделить предоставлению дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Требуется открытие дополнительных компенсирующих групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.

Необходимо создать условия для развития альтернативных форм дошкольного образования (семейных детских садов, корпоративных групп, центров игровой поддержки и др.).

Приоритетным остается решение вопроса повышения качества дошкольного образования. Для проведения независимой оценки результатов дошкольного образования требуется разработать областную модель оценки его качества.

В сфере общего образования в 2011/2012 учебном году на территории области функционируют как юридические лица 624 образовательных учреждения, в которых обучается 123,3 тыс. детей.

Среди 607 государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений 3 начальных школы - детских сада, 47 начальных, 222 основных, 221 средняя общеобразовательная школа, 57 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 11 гимназий, 10 лицеев, 35 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 1 оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении. В числе данных образовательных учреждений работают 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также Центр дистанционного образования детей.

Всего в дневных государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях обучаются 120,1 тыс. школьников.

Еще 3 тыс. человек обучаются в 12 вечерних (сменных) школах и 246 школьников получают образование в 5 негосударственных общеобразовательных учреждениях.

Кировская область является одним из лидеров в стране по качеству среднего образования.

По всем предметам, сдаваемым выпускниками школ области в форме единого государственного экзамена, результаты выше среднероссийских. Наблюдается тенденция увеличения стобалльных результатов. В 2009 году наивысших баллов было 27, в 2010 году - 42, в 2011 год - 44, в 2012 - 54.

С 01 сентября 2011 года в школах начат организованный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В настоящее время по ФГОС НОО обучаются 12,8 тыс. учащихся 1-х классов общеобразовательных учреждений и 833 ученика 2-х классов кировских областных государственных общеобразовательных учреждений, что составляет 11,93% от общего количества обучающихся и 28,55% от количества обучающихся на первой ступени обучения в общеобразовательных учреждениях.

В области создана система независимой оценки качества общего образования. С 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников 11 (12) классов, с 2006 года - экзамен с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий для выпускников 9 классов. Область активно участвует в международных исследованиях качества образования TIMSS, PISA, PIRLS.

В 2011 году с целью развития процедур контроля и оценки соответствия качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам разработан инструментарий (контрольно - измерительные материалы) реализации модели региональной системы оценки качества образования по 19 общеобразовательным предметам в 3, 4, 8 - 11 классах, а также проведена его апробация в 281 общеобразовательном учреждении Кировской области.

Ежегодно Правительством области в рамках областных и ведомственных целевых программ и проектов в сфере образования реализуется комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы учреждений общего образования с целью обеспечения всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья.

За последние два года в эксплуатацию введены здания трех школ, проведен капитальный ремонт и реконструкция 20 зданий и объектов общеобразовательных учреждений, поставлено учебное оборудование для учебных кабинетов в 55 школ из 31 муниципального образования. Для 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений закуплено медицинское оборудование и инвентарь, а также технические и реабилитационные средства обучения.

В образовательный процесс активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Для этого общеобразовательным учреждениям за счет средств областного бюджета обеспечивается доступ к образовательным ресурсам информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), в школы поставляются компьютерное оборудование, электронные учебники, программное обеспечение. Школы используют в управлении учреждениями автоматизированные информационно-аналитические системы "Директор", "Завуч", "Библиотека", "Бухгалтерия", расширяется внедрение программного продукта "Электронный школьный журнал". Педагогам школ обеспечен доступ к цифровым ресурсам по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни в рамках общероссийского проекта "Школа цифрового века", реализуемого Издательским домом "Первое сентября".

Развиваются дистанционные формы обучения. Второй учебный год работает Центр дистанционного образования детей, в котором в 2011/2012 учебном году обучается 120 детей-инвалидов из 36 муниципальных образований области. В 2012/2013 учебном году контингент будет увеличен до 180 детей. Для содержательной поддержки образовательного процесса создана и действует система дистанционного обучения "Виртуальный класс". В 2012 году в "Виртуальном классе" зарегистрировано и открыто 75 предметных курсов и дистанционные курсы по методической поддержке педагогов.

С 2010 года на территории города Кирова реализуется пилотный проект по предоставлению услуги зачисления учащихся в школы в электронном виде.

Для обеспечения доступности качественного образования детям из отдаленных сельских населенных пунктов осуществляется их подвоз в крупные школы. Сегодня парк школьных автобусов составляет 212 единиц, которые позволяют обеспечивать подвоз свыше 5 тыс. учащихся.

Забота о здоровье школьников является приоритетным направлением государственной политики области.

Для увеличения двигательной активности учащихся, формирования навыков здорового образа жизни с 2011 года в школах области введен третий час учебного предмета "Физическая культура", организованы занятия для учащихся подготовительной и специальной групп здоровья, разработаны комплексы упражнений, направленные на исправление различных отклонений в состоянии здоровья детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»