ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 10.12.2012 № 185/738
О Cтратегии действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы в Кировской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Кировской области от 23.06.2023 N 336-П, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru - 23.06.2023).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 марта 2013 года)
_____________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2013 № 201/143
_____________________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить Cтратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Кировской области. Прилагается.
2. Создать рабочую группу по разработке плана мероприятий по реализации Cтратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Кировской области (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.
3. Рабочей группе разработать и в срок до 01 апреля 2013 года представить на утверждение Правительству Кировской области план мероприятий по реализации Cтратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Кировской области до 2014 года.
4. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 10.12.2012 № 185/738
СТРАТЕГИЯ
действий в интересах детей на 2012 ? 2017 годы в Кировской области
1. Введение
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 ? 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках ее реализации актуальным является принятие Стратегии действий в интересах детей на 2012 ? 2017 годы в Кировской области (далее ? Стратегия).
В Кировской области для решения вопросов в сфере детства реализуются областные целевые программы либо полностью направленные на обеспечение и защиту прав детей, либо включающие отдельные мероприятия, касающиеся данного вопроса: «Развитие образования Кировской области» на 2012 - 2015 годы, «Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области» 2012 - 2014 годы, «Развитие системы здравоохранения Кировской области» на 2012 - 2014 годы, «Развитие культуры Кировской области» на 2010 - 2014 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Кировской области» на 2011 - 2013 годы, «Развитие жилищного строительства в Кировской области» на 2012 - 2015 годы, «Повышение безопасности дорожного движения в Кировской области в 2011 - 2012 годах», «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области» на 2010 ? 2014 годы, «Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма населения Кировской области» на 2011 ? 2013 годы, «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2012 ? 2014 годы, «Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области» на 2012 ? 2015 годы, «Дом для молодой семьи» на 2012 год, «Дом для молодой семьи» на 2011 ? 2013 годы, «Развитие системы подготовки граждан, проживающих в Кировской области, к военной службе» на 2012 ? 2015 годы и другие.
В результате принятых мер в области наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, повышения доступности образования для детей, уменьшения числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, указанные в Национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и на территории Кировской области.
По результатам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Кировской области, проведенного федеральной службой государст-венной статистики, за 2010 год семьи с детьми в возрасте до 16 лет составили 34,5% от общей численности обследуемых домохозяйств, в том числе семьи, имеющие одного-двух детей, - 32,2%, семьи с тремя и более детьми - 2,3%.
Доля домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет, с уровнем среднедушевых денежных доходов ниже величины прожиточного минимума составила 34,3% от общей численности таких домохозяйств, а имеющих доходы в два и более раза ниже величины прожиточного минимума составила 6,4%. При этом в семьях с большим количеством детей возрастает доля домохозяйств с уровнем среднедушевых денежных доходов ниже величины прожиточного минимума.
Среди домохозяйств с тремя и более детьми более половины семей (58,6%) имели уровень среднедушевых денежных доходов ниже величины прожиточного минимума, семьи, имеющие доходы в два и более раза ниже величины прожиточного минимума, составили 11,8%.
Материальное положение семей с детьми характеризуется более низкими среднедушевыми доходами, чем у населения в целом.
Основными факторами, усиливающими бедность населения, по-прежнему являются рост цен, низкий размер заработной платы, прежде всего работников бюджетной сферы, занятость населения, высокая стоимость жилищно-коммунальных и медицинских услуг.
Повышение уровня жизни семей с детьми требует проведения комплексной государственной политики, направленной на рост доходов родителей, прежде всего от трудовой деятельности, а также изменения отношения к семейным ценностям.
В Кировской области продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. За период с 2009 по 2011 год общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 17 лет в регионе имеет тенденцию к снижению. Однако наблюдается рост заболеваемости по классам болезней органов дыхания, в частности по пневмониям, на 18,7%, психических расстройств - на 5,4%, травм, отравлений и несчастных случаев - на 6,2%. Отмечается рост гинекологической заболеваемости у детей и подростков на фо-не увеличения общей соматической патологии. Это создает неблагоприятный фон для реализации в дальнейшем репродуктивной функции. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма и токсикомании. В 2011 году на 8,5% выросло число несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав за употребление спиртных напитков, на 26,7% увеличилось количество детей и подростков, находящихся в поле зрения комиссий за употребление токсических и других одурманивающих веществ.
В области не снижается количество выявленных нарушений прав детей в разных сферах жизнедеятельности. В 2011 году 499 детей стали жертвами побоев, 21 ребенок пострадал от истязаний. В 2011 году 653 ребенка уходили из дома и находились в региональном и федеральном розыске. Растет количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
На территории области в 2011 году произошло 227 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, 11 детей погибли.
Развитие информационных технологий привело к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В частности, значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. В 2011 году прокурорами районов Кировской области выявлено более 90 нарушений закона о защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Существующие проблемы в сфере детства требуют от органов государственной власти Кировской области, органов местного самоуправления, гра-жданского общества принятия мер для улучшения положения детей и их защиты.
1.1. Основные проблемы в сфере детства, характерные для Кировской области
1.1.1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и законных интересов детей.
1.1.2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
1.1.3. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
1.1.4. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
1.1.5. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении).
1.1.6. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
1.1.7. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредст-венно.
1.2. Ключевые принципы Стратегии
1.2.1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В Кировской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
1.2.2. Защита прав каждого ребенка.
В Кировской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
1.2.3. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
В Кировской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
1.2.4. Сбережение здоровья каждого ребенка.
В Кировской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровье сберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
1.2.5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства.
В Кировской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
1.2.6. Особое внимание уязвимым категориям детей.
В Кировской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
1.2.7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей.
В Кировской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений нау-ки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
1.2.8. Партнерство во имя ребенка.
В Кировской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнёрства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
1.3. Основные направления Стратегии
Стратегия разработана на основании Национальной стратегии на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Кировской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
«Семейная политика детствосбережения»;
«Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»;
«Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни»;
«Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»;
«Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»;
«Дети - участники реализации Стратегии».
2. Семейная политика детствосбережения
2.1. Краткий анализ ситуации
Численность детского населения в Кировской области по состоянию на 01.01.2011 составила 229726 человек. По данным департамента здравоохранения Кировской области, в области в 2011 году родилось 15824 ребенка.
Для многодетных и неполных семей, размер доходов в которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в области, характерны риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. По информации департамента образования Кировской области, за 2011 год органами опеки и попечительства поставлено на учет 808 детей, оставшихся без попечения родителей. 574 родителя в 2011 году были лишены родительских прав в отношении 652 детей. При этом у 469 детей родительских прав были лишены оба родителя или единственный родитель. 58 родителей за указанный период времени были ограничены в родительских правах.
В 2011 году увеличилось с 448 (2010 год) до 653 число детей, самовольно уходивших из дома и находившихся в розыске. Причиной уходов в большинстве случаев является нарушение детско-родительских отношений. На территории области не уменьшается количество родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей. В течение 2011 года за бытовое дебоширство к административной ответственности были привлечены 6087 семейных скандалистов. В 2011 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вынесены постановления о назначении административного наказания за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей 5514 родителям. Распространено жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. В области остается напряженной ситуация, связанная с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, в 2011 году совершено 125 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы детей, что на 46% больше, чем в 2010 году. Всего в 2011 году совершено 1826 преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе 877 преступлений насильственного характера. 1009 преступлений из их общего числа совершены родителями. На 01 января 2012 года на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 3018 семей, находящихся в социально опасном положении. В этих семьях воспитывается 5028 детей.
2.2. Основные задачи
2.2.1. Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
2.2.2. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.