Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 10.04.2012 № 147/175


Об утверждении областной целевой программы
"Организация отдыха и оздоровления детей
в Кировской области" на 2012 - 2014 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)
______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 18.02.2014 № 249/110
_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/846
постановлением Правительства Кировской области от 19.03.2013 № 200/135
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/353
постановлением Правительства Кировской области от 02.09.2013 № 225/557
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/933

_________________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 11.01.2009 № 158/558, от 20.07.2010 № 59/330, от 19.04.2011 № 100/137, от 14.07.2011 № 111/314, от 11.08.2011 № 116/373, от 20.12.2011 № 133/689), распоряжением Правительства Кировской области от 20.02.2012 № 37 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области" на 2012 - 2014 годы" в целях обеспечения эффективного и безопасного отдыха и оздоровления детей и подростков в Кировской области Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области" на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы управление по делам молодежи Кировской области.

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/846)

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусматривающего соответствующее финансирование Программы.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 10.04.2012 № 147/175

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области"
на 2012-2014 годы



ПАСПОРТ
областной целевой программы "Организация отдыха
и оздоровления детей в Кировской области" на 2012-2014 годы

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Кировской области от 28.12.2012 № 189/846, от 19.03.2013 № 200/135,
от 18.06.2013 № 213/353, от 02.09.2013 № 225/557,
от 24.12.2013 № 241/933)

Наименование Программы

"Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области" на 2012 -2014 годы

Основание принятия решения о разработке Программы (наименование, дата и регистрационный номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Правительства Кировской области от 20.02.2012 № 37 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области" на 2012 - 2014 годы"

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы

управление по делам молодежи Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент социального развития Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент государственной собственности Кировской области, управление по делам молодёжи Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области

Основной разработчик Программы

управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области

Цель Программы

обеспечение эффективного и безопасного отдыха и оздоровления детей и подростков в Кировской области

Задачи Программы

сохранение и развитие материально-технической базы детских загородных организаций отдыха и оздоровления детей, создание в них условий, отвечающих современным требованиям комплексной безопасности детского отдыха в местах организации отдыха и оздоровления детей;

обеспечение проведения детской оздоровительной кампании;

расширение спектра предоставляемых услуг в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

модернизация системы управления в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков

Важнейшие показатели эффективности Программы

охват детей школьного возраста, получающих услугу отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области, по итогам года;

охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, услугами отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области, по итогам года;

охват детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в загородных лагерях области, по итогам года;

охват детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей, к общему числу детей школьного возраста, по итогам года;

количество объектов, построенных (реконструированных) в детских загородных оздоровительных лагерях области, находящихся в государственной собственности, за весь период;

полнота возмещения юридическим лицам, организующим отдых и оздоровление детей в загородных стационарных организациях, части расчетной стоимости путевки;

Количество участников программ (проектов) в сфере отдыха и оздоровления молодежи получивших услугу отдыха и оздоровления в различных профильных лагерях

Срок реализации Программы

2012 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования на 2012 - 2014 годы - 1 119 368,1 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 235 745,9 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 743 041,4 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 12 412,9 тыс. рублей (по согласованию);

средства из внебюджетных источников - 128 167,9 тыс. рублей (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы

охват детей школьного возраста, получающих услугу отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области, по итогам года составит 81,6 %;

охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, услугами отдыха и оздоровления в оздоровительных лагерях различных типов в области по итогам года составит не менее 54%;

охват детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в загородных лагерях области, по итогам года составит не менее 15%;

охват детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей, к общему числу детей школьного возраста, по итогам года составит не менее 62,2%;

построено (реконструировано) 2 объекта в детских загородных оздоровительных лагерях области, находящихся в государственной собственности, за весь период;

полнота возмещения юридическим лицам, организующим отдых и оздоровление детей в загородных

стационарных организациях, части расчетной стоимости путевки составит 100%;

количество участников программ (проектов) в сфере отдыха и оздоро-вления молодежи, получивших услугу отдыха и оздоровления в различных профильных лагерях, не менее 1000 человек.


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Развитие системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях является одним из основных направлений государственной социальной политики, организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики Кировской области.

Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление.

Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского отдыха и оздоровления. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 № 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей отнесены с 01 января 2010 года к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С целью развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков субъектам Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 03.05.2011 № ПР-1365 по итогам совещания по организации летнего отдыха детей и подростков рекомендовано разработать целевые программы, при реализации которых будут комплексно решаться существующие проблемы в сфере отдыха и оздоровления детей.

Проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления оздоровительной кампании детей обеспечивает детям гарантии соблюдения права на отдых и оздоровление, защита которого закреплена Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.12.2011 № 378-ФЗ). В соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий по реализации основных положений Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденным распоряжением Правительства Кировской области от 21.12.2011 № 413 "О реализации Бюджетного послания Губернатора Кировской области в 2012 - 2014 годах" совершенствование системы отдыха и оздоровления детей является одной из наиболее значимых целей, отвечающей приоритетам развития региона.

Органы государственной власти Кировской области, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Ежегодно до 2010 года в Кировской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционировало более 700 детских оздоровительных лагерей различного типа с охватом около 70000 детей (до 60% от общего числа детей школьного возраста в Кировской области, включая детей с 1 по 11 классы).

Альтернативой загородным лагерям становятся лагеря с дневным пребыванием детей (пришкольные лагеря), в которых невозможно провести полноценное оздоровление детей.

Организация отдыха и оздоровления детей в Кировской области осуществляется круглогодично. Но, учитывая климатическую зону Кировской области, обеспечение отдыха и оздоровления для ребенка оптимально эффективно в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных загородных лагерей с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий.

В связи с этим главными задачами совершенствования системы детского отдыха и оздоровления, в том числе летнего, являются сохранение действующей сети детских загородных лагерей, повышение качества кадрового обеспечения, сохранение числа детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, реализация традиционных и поиск новых форм организации отдыха и оздоровления детей в Кировской области.

Большинство загородных оздоровительных лагерей области построены в 50-е и 60-е годы прошлого столетия, здания и коммуникации требуют капитального ремонта. Жилые корпуса и корпуса бытового назначения во многих лагерях в деревянном исполнении, срок службы которых составляет более 50 лет, в связи с чем многие из них требуют капитального ремонта, сноса и замены на новые корпуса, а, значит, вложения значительных средств.

До 90-х годов большинство загородных лагерей находилось в собственности областных предприятий и организаций.

В 90-х годах начался процесс передачи части лагерей в ведение муниципальных образований, их перепрофилирование и продажа.

В результате этого за предыдущие 15-20 лет количество загородных лагерей в Кировской области сократилось более чем в два раза - на 49,6% (например, в 1992 году в области насчитывалось 47 загородных лагерей, в 2010 году функционировало уже только 20, в 2011 году - 19).

К сожалению, количество загородных лагерей в области продолжает сокращаться, сокращается и количество детей школьного возраста в Кировской области. Например, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области числилось следующее количество детей, обучающихся в дневных государственных и муниципальных, негосударственных общеобразовательных учреждениях: в 2005 году - 142 668 детей, в 2006 году - 133 968 детей, в 2007 году - 126 334 ребенка, в 2008 году - 122 981 ребенок, в 2009 году - 121 437 детей, в 2010 году - 120 624 ребенка, в 2011 году - 120 115 детей). В то же время основная причина закрытия загородных лагерей на сегодняшний день - недостаточность средств для их содержания, в том числе на проведение капитального ремонта (реконструкцию) основных фондов. Ежегодно в загородных детских оздоровительных лагерях ведется лишь выборочный текущий ремонт, на который так же, как на выполнение предписаний надзорных органов, требуются значительные средства. Средств от реализации детских путевок в последние годы хватает в основном лишь на проведение текущего косметического ремонта корпусов, оборудования, приобретение мягкого инвентаря, выполнение предписаний надзорных органов (по пожарной безопасности, санитарному обеспечению, охране лагерей).

Сложившаяся ситуация привела к тому, что среди 14 субъектов Приволжского федерального округа Кировская область по количеству детских загородных лагерей занимает 9 место.

К примеру, при общей численности детей школьного возраста в Кировской области в 120 624 человека в 2010 году на территории Кировской области действовало 20 детских загородных лагерей (в среднем 1 лагерь на 6031 ребенка в год), а в 2011 году на 120 115 детей - 19 лагерей (1 лагерь на 6321 ребенка в год), в то время как в Пензенской области при числе детей школьного возраста в количестве около 112 000 человек функционирует 28 загородных лагерей (на 1 лагерь приходится 4000 детей в год), в Республике Башкортостан при численности детей школьного возраста около 405 000 человек - 97 загородных лагерей (на 1 лагерь - 4171 ребенок в год), в Нижегородской области на почти 317 000 детей школьного возраста приходится 68 загородных лагерей (на 1 лагерь - 4727 детей в год).

Кроме того, из 18 действующих детских загородных лагерей Кировской области (не считая открытого акционерного общества "Санаторий "Митино") только 5 имеют возможность функционировать в холодное время года (Кировская областная организация Общественной организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения "Оздоровительный лагерь "Спутник", общество с ограниченной ответ-ственностью "Детский оздоровительный лагерь "БЕРЁЗКА", муниципальное бюджетное учреждение "Загородный стационарный лагерь отдыха и оздоровления детей "Солнечный" города Вятские Поляны Кировской обла-сти, Кировское областное государственное унитарное предприятие "Детский оздоровительный лагерь "Белочка", детский загородный лагерь на базе дома отдыха "Кстининский" общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект"). На их базе в период весенних, осенних и зимних школьных каникул также организуются оздоровительные смены, профильные лагеря для детей, в том числе и для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Остальные лагеря области для круглогодичного функционирования не приспособлены. Строительство новых загородных детских оздоровительных лагерей не ведется.

Деятельность общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный центр "Ровесник" в 2010 году была прекращена в связи с невозможностью устранения замечаний Госпожнадзора (расстояние между капитальными объектами менее установленных норм).

Загородные детские оздоровительные лагеря в настоящее время нуждаются в существенном обновлении. Сложившийся в последние годы остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился на сфере организации отдыха и оздоровления детей, в связи с этим прослеживаются тенденции, характерные для последнего десятилетия:

отсутствие капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений. Как следствие, катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база учреждений отдыха и оздоровления детей, а также инженерная инфраструктура;

отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;

недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности детских оздоровительных лагерей;

отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных оздоровительных лагерей;

дефицит квалифицированных психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей.

Сокращение числа действующих загородных лагерей в Кировской области повлечет за собой отсутствие возможности удовлетворения растущего у населения области спроса на путевки в загородные детские оздоровительные лагеря.

Для обеспечения потребности населения области в детском загородном отдыхе 9 загородных лагерей в летний период 2011 года организовали не по 3 традиционно проводимых оздоровительных детских смены, а по 4 смены, в то время как в 2010 году загородные лагеря области проводили преимущественно по 3 смены за лето.

Наполняемость загородных лагерей летом 2011 года в Кировской области составила 95,5%, тогда как в 2010 году при меньшем количестве оздоровительных смен наполняемость загородных лагерей составила 91,9%. Увеличения количества детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях в 2011 году по сравнению с 2010 годом, удалось достичь за счет увеличения количества оздоровительных смен. Усиление контроля за организацией качественного детского отдыха со стороны надзорных органов, органов исполнительной власти области сказалось на увеличении востребованности детского загородного отдыха у населения.

При этом при средней пропускной способности одного загородного лагеря Кировской области по 1000 детей в год (преимущественно в летний период при условии 100% наполняемости, в среднем по 350 детей в 1 смену) действующие загородные лагеря области не могут обеспечить полную потребность населения области в местах для отдыха детей в загородных лагерях. В идеале ежегодно эффективным организованным отдыхом и оздоровлением в загородных детских оздоровительных лагерях необходимо охватить 120 115 детей, проживающих в Кировской области.

В 2010 году в 730 детских оздоровительных организациях Кировской области различных типов и во Всероссийском детском центре "Орленок" (Туапсинский район Краснодарского края) отдохнули 101 604 ребенка, при этом в 658 лагерях с дневным пребыванием - 76 853 ребенка, в 20 загородных лагерях области - 16 679 детей, в 47 профильных лагерях - 5 511 детей, в 5 санаторно-курортных учреждениях - 2 496 детей, на побережье Черного моря - 65 детей.

По данным отчетов органов исполнительной власти области, ответственных за организацию отдыха и оздоровления детей, в 2011 году отдых 101 239 детей области был организован в 739 различных оздоровительных организациях области, в том числе:

в 679 лагерях с дневным пребыванием - 77 480 детей;

в 19 загородных лагерях, в том числе в одном санаторном лагере круглогодичного действия - 19 745 детей;

в 37 профильных лагерях (23 лагеря труда и отдыха, 13 палаточных, 1 многодневный поход) - 1 540 детей;

в 4 детских санаториях - 2 140 детей.

За пределы Кировской области и Российской Федерации были направлены на отдых 334 ребенка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»