Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 21.09.2011 № 121/439

Об областной целевой программе "Комплексная программа
модернизации и реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Кировской области" на 2012 - 2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Кировской области от 30.12.2013 N 242/949.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)

________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2011 № 129/604
постановлением Правительства Кировской области от 10.04.2012 № 147/190
постановлением Правительства Кировской области от 26.06.2012 № 158/373
постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2012 № 172/560
постановлением Правительства Кировской области от 28.11.2012 № 183/727
постановлением Правительства Кировской области от 22.01.2013 № 192/27
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/360
постановлением Правительства Кировской области от 22.10.2013 № 232/712
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/949

________________________________________________________________________

В соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 13.09.2011 № 250), Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.).

3. Утвердить Порядок отбора объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления субсидий на реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (капитальный ремонт или реконструкция, замена и модернизация, строительство, приобретение технологического оборудования, выполнение проектных работ) в рамках областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2012 - 2015 годы. Прилагается.

4. Утвердить Порядок отбора многоквартирных домов для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта и (или) реконструкции многоквартирных домов в рамках областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2012 - 2015 годы. Прилагается.

(п. 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 26.06.2012 № 158/373)

5. Признать утратившими силу с 01.01.2012 постановления Правительства Кировской области:

5.1. От 05.10.2010 № 72/492 "Об областной целевой программе "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011-2012 годы".

5.2. От 21.06.2011 № 109/251 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 05.10.2010 № 72/492".

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.

7. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона Кировской области "Об областном бюджете на 2012 год", предусматривающего соответствующее финансирование Программы.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 21.09.2011 № 121/439

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2012 - 2015 годы

     

ПАСПОРТ  

областной целевой программы "Комплексная программа модернизации
и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2012 - 2015 годы

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской
области от 10.04.2012 № 147/190, от 26.06.2012 № 158/373, от 25.09.2012 № 172/560,
от 28.11.2012 № 183/727, от 22.01.2013 № 192/27, от 18.06.2013 № 213/360,
от 22.10.2013 № 232/712, от 30.12.2013 № 242/949)

"Наименование Программы

"Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Кировской области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Кировской области от 13.09.2011 № 250, от 09.06.2012 № 159)

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

Государственный заказчик Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент финансов Кировской области, департамент энергетики и газификации Кировской области

Разработчик Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

Цель Программы

повышение комфортности проживания, обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры

Задачи Программы

обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

увеличение объемов капитального ремонта и (или) реконструкции многоквартирных домов;

обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг;

содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами

Важнейшие показатели эффективности Программы

доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов;

количество граждан, улучшивших жилищные условия в текущем году в результате капитального ремонта многоквартирных домов на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов;

количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году;

доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;

доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии;

доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;

доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в области;

доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья

Срок реализации Программы

2012 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 3813,3726 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 302,0 млн. рублей;

средства областного бюджета - 3016,0236 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 300,6778 млн. рублей (по соглашениям);

внебюджетные средства - 194,6712 млн. рублей, из них

собственные (инвестиционные) средства организаций - 142,8532 млн. рублей (по соглашениям)".

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

к концу 2015 года планируется:

увеличить долю общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов с нарастающим итогом до 3,2%;

улучшить жилищные условия граждан в результате капитального ремонта многоквартирных домов на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов 63,6 тыс. человек;

не превысить количество аварий и инцидентов в год на 1км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году свыше 48,0%;

не превысить долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, свыше 31,3%;

не превысить долю потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии свыше 17,8%;

не превысить долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи свыше 8,4%;

не превысить долю семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в области свыше 7,5%;

обеспечить долю многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья в размере 10,0%".


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

Настоящая Программа разрабатывается для выполнения стратегической цели и приоритетных задач социально-экономического развития Кировской области в соответствии со "Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), а также в соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2010 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2010 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 13.09.2011 № 250).

Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения (среднедушевой доход - 12738 рублей) и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 22,8 кв. метра.

Общая площадь жилищного фонда области составляет 30,6 млн. кв. метров, 40,8% площади жилищного фонда выполнено в деревянном исполнении, 56,6% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.

В жилых помещениях, не оборудованных водопроводом, проживает 288,4 тыс. человек (21,5%), не оборудованных отоплением, - 549,7 тыс. человек (41,1%).

Свыше 19,5% от общего числа жилых домов и многоквартирных домов имеет износ свыше 65%, и 53,6% домов имеет износ от 31% до 65%.

Анализ структуры жилищного фонда показывает, что более половины жилищного фонда подлежит капитальному ремонту.

Участие Кировской области в реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), начиная с 2008 года, снизило степень остроты проблемы "недоремонта" жилищного фонда. Вместе с тем с 2011 года лимиты финансовой поддержки Фонда снизились, поэтому вопрос дальнейшего капитального ремонта многоквартирных домов вновь актуален.

С 2008 по 2010 годы (включительно) с участием средств Фонда произведён капитальный ремонт 5360 тыс. кв. метров общей площади многоквартирных домов. При среднем нормативном уровне капитального ремонта многоквартирных домов на территории Кировской области в размере до 800 тыс. кв. метров в год участие в программах Фонда позволило более чем в 2 раза превысить данный уровень.

Нормативная потребность в капитальном ремонте подразумевает комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов. При средней оценочной стоимости комплексного капитального ремонта 3100 рублей за 1 кв. метр общей площади многоквартирного дома финансовая потребность в комплексном нормативном ремонте составляет (без учёта инфляции) 2480 млн. рублей в год. До 2008 года финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в Кировской области оценивается в 100 млн. рублей в год, с 2008 по 2010 год с учётом реализации программ Фонда стоимость капитального ремонта возросла до 667 млн. рублей в год (в среднем за 2008 - 2010 годы).

Несмотря на проводимую модернизацию, объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2011 износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 56,8%, в разрезе муниципальных образований составляет от 50% до 91%.

Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.

Услуги по теплоснабжению предоставляются 1428 источниками тепла, эксплуатируется 2118,4 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 40% сетей нуждается в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 12,7%. Фактический расход топлива на единицу тепла превышает нормативный на 2,6% (норма - 191,9 кг/Гкал, фактический расход - 197,0 кг/Гкал). Фактический расход электроэнергии по теплоснабжению превышает нормативный на 4,3% (норма 32,9 кВт.ч/Гкал, фактический расход 34,3 кВт.ч/Гкал).

Водоснабжение населенных пунктов обеспечивает 1279 водопроводов, 2014 насосных станций первого подъема, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей - 7063,4 км, из них 46,5% сетей нуждается в замене. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 30,1%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 8,2% при допустимом значении 0,85 кВт.ч/куб. м, фактический расход - 0,92 кВт.ч/куб. м. В сравнении с 2009 годом расход электроэнергии сократился на 3,2%.

Отведение сточных вод осуществляется 262 канализациями, 232 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2015,9 км, из них 36,5% нуждается в замене. Нормативно очищается 82,7% сточных вод, проходящих через очистные сооружения. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 61,8% при допустимом значении 0,55 кВт.ч/куб. м, фактический расход составляет 0,89 кВт.ч/куб. м. В сравнении с 2009 годом расход электроэнергии сократился на 7,3%. Основной причиной перерасхода энергоресурсов является наличие устаревшего оборудования и неполная загрузка очистных сооружений канализации, которая составляет 52,6% от их пропускной способности.

Представленная характеристика жилищно-коммунального хозяйства Кировской области показывает, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию жилищно-коммунального хозяйства, в условиях которого показатели надежности обслуживания, ресурсной эффективности, условия жизни населения будут ухудшаться.

Реализация на территории области мероприятий областной программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007 - 2010 годы позволила добиться экономии энергоресурсов.

По сравнению с базовым 2006 годом сократился расход топлива на единицу услуги на 1,5%, расход электроэнергии в водопроводно-канализационном хозяйстве - на 17,7%.

Увеличилась надежность коммунальных систем, сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,2 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,1 аварии на 1 км сети в год в 2010 году, на сетях водоснабжения и водоотведения с 0,58 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,48 аварии на 1 км сети в год в 2010 году.

Одновременно за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 19,9% до 30,1% и доля потерь тепловой энергии с 9,2% до 12,7% за счет муниципального образования "Город Киров", которому не выделялись субсидии на модернизацию инженерных сетей коммунальной инфраструктуры.

Незначительные положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи снизилась доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, - с 9,1% до 8,8%, одновременно увеличилась с 8,2% до 9,1% доля платежей населения в совокупном доходе семьи. На данный показатель оказало влияние увеличение уровня платежей населения, сокращение бюджетного финансирования текущей деятельности и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении; не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2010 год 119 теплоснабжающих предприятий допустили перерасход топлива и 96 предприятий допустили перерасход электроэнергии);

высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;

сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей (доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, составляет 30,1%, доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии составляет 12,7%);

низкая доля инвестиционных расходов в структуре себестоимости коммунальных услуг (по водоснабжению - 16,1%, по водоотведению - 13,5 %, по теплоснабжению - 6,6%, при нормативном значении от 20% до 30%);

низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Недостаточные инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры ведут к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге - к снижению качества и комфортности проживания.

Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»