ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 22.08.2011 № 117/378


Об утверждении областной целевой программы
"Повышение инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и развитие инновационной
деятельности в Кировской области" на 2012 год

(с изменениями на 28 декабря 2012 года)

______________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/156
постановлением Правительства Кировской области от 16.07.2012 № 162/412
постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/889

______________________________________________________________________________

          
     Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области" на 2012 год (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент экономического развития Кировской области.

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/889)

3. Департаменту информационной работы Кировской области (Веснин Б.Г.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Кузнецова А.Б.

(п. 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/889)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 22.08.2011 № 117/378

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и развитие инновационной
деятельности в Кировской области" на 2012 год


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области"
на 2012 год

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области
от 28.03.2012 № 145/156, от 16.07.2012 № 162/412, от 28.12.2012 № 189/889)

 


Наименование Программы

"Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области

Основание принятия решения о разработке Программы

Закон Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области"

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент экономического развития Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент экономического развития Кировской области, департамент промышленного развития Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент информационных технологий и связи Кировской области.

Основные разработчики Программы

департамент экономического развития при Правительстве Кировской области

Цель Программы

повышение инвестиционной и инновационной привлекательности региона и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Кировской области

Задачи Программы

совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в регионе;

реализация мероприятий, направленных на снижение основных инфраструктурных рисков в Кировской области;

разработка и реализация мер, направленных на стимулирование и поддержку притока инвестиций в экономику области;

разработка и реализация мер организационного характера, направленных на развитие инновационной деятельности;

формирование позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории и информационное обеспечение участников инвестиционной и инновационной деятельности

Важнейшие показатели эффективности Программы

объем инвестиций в основной капитал;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека;

удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организациями промышленного производства

Срок реализации Программы

2012 год

Объемы и источники финан-сирования Программы

всего по Программе (средства областного бюджета) - 22131,4 тыс. рублей

 Ожидаемые конечные резуль-таты реализации Программы

к 2012 году будут достигнуты следующие результаты:

увеличение объема инвестиций в основной капитал до уровня не менее 45155 млн. рублей;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к 2011 году не менее 110%;

увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека до уровня не менее 11733,91 рубля;

увеличение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организациями промышленного производства до уровня не менее 7,5%.



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов в 2009-2010 годах, проводимому рейтинговым агентством "Эксперт РА", Кировская область снизила свои позиции по инвестиционному риску на 15 пунктов, заняв 68 место. По инвестиционному потенциалу область занимает 58 место, снизив позиции на 4 пункта.

В соответствии с анализом, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", в ряду наиболее благоприятных факторов для инвестирования в регионы лидерские позиции занимает трудовой потенциал, на второе место вышел инфраструктурный потенциал и на третье - финансовый потенциал.

Одним из основных ограничений процесса повышения инвестиционной привлекательности в Кировской области является крайне слабая позиция региона по инфраструктурному потенциалу. По данным рейтингового агентства, Кировская область в 2009 - 2010 годах по данному показателю занимала 68 место среди регионов Российской Федерации.

В целях снятия инфраструктурных ограничений и дальнейшего роста инвестиционной активности в Кировской области в 2010 году был принят Закон Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области" (далее - Закон Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО), вступивший в силу с 01.01.2011.

Законом Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО определены прямые формы участия органов государственной власти области в регулировании инвестиционной деятельности на территории Кировской области, в том числе государственно-частное партнерство, создание институтов развития и парковых зон интенсивного развития.

Механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры. Важным шагом в формировании системы государственно-частного партнерства в области стало принятие Закона Кировской области от 04.06.2010 № 529-ЗО "Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства" (далее - Закон Кировской области от 04.06.2010 № 529-ЗО), который направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства в Кировской области, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных, частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы области.

В целях реализации Закона Кировской области от 04.06.2010 № 529-ЗО принято постановление Правительства Кировской области от 25.06.2010 № 56/288 "О мерах по реализации Закона Кировской области "Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства", которое содержит общий порядок подготовки и принятия решения об участии в государственно-частном партнерстве, требования к информации, включаемой в предложение (заявку), а также документы, которые должен представить инициатор для участия в государственно-частном партнерстве.

Имеется положительный опыт применения механизмов государственно-частного партнерства в Кировской области. Так, в 2010 году в области в рамках договора подряда был осуществлен ремонт автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В настоящее время с использованием механизмов государственно-частного партнерства прорабатывается вопрос строительства объектов социальной сферы и ведется работа по организации подготовки проектов государственно-частного партнерства.

В 2012 году планируется дальнейшее проведение работы по вопросу использования механизмов государственно-частного партнерства при строительстве объектов социальной сферы (культуры и образования) и организационно-методическое содействие применению механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.

Также одним из основных подходов по снятию инфраструктурных ограничений является формирование парковых зон интенсивного развития. Порядок создания и функционирования парковых зон на территории Кировской области определен постановлением Правительства Кировской области от 03.11.2010 № 76/539 "О создании и функционировании на территории Кировской области парковых зон".

Мероприятия по созданию парковых зон на территории Кировской области были определены в областной целевой программе "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области" на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.08.2010 № 64/389 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области" на 2011 год".

Однако в связи с низкой активностью инициаторов создания парковых зон, а также отсутствием качественно подготовленных заявок от инициаторов создания парковых зон в 2011 году планируется продолжить работу по созданию парковых зон интенсивного развития в 2012 году.

Одним из инструментов стимулирования инвестиционных процессов и развития инфраструктуры является создание институтов развития. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2010 № 880 "О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение" предусмотрено создание региональных инвестиционных фондов.

Создание в Кировской области регионального инвестиционного фонда позволит обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов, имеющих важное региональное и межрегиональное значение. Для создания и обеспечения деятельности регионального инвестиционного фонда в Кировской области в 2012 году планируется разработать соответствующую нормативную правовую базу.

В 2012 году планируется оказание государственной поддержки частным инвесторам - обладателям Патронажного сертификата Губернатора Кировской области.

     Государственная поддержка частным инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, оказывается в рамках Закона Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО.

В целях дальнейшего развития инвестиционной и инновационной деятельности в Кировской области необходима разработка областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области" на 2013 - 2015 годы. Одним из центральных мест в программе должно быть отведено развитию инновационной деятельности для разработки механизмов реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации, и разрабатываемой Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В рамках исследования предполагается выявить преимущества и недостатки инвестиционного потенциала Кировской области, определить "точки роста" инвестиционной привлекательности и выработать практические предложения для дальнейшего совершенствования инвестиционной и инновационной политики.

Одним из основных приоритетов, определенных Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, в среднесрочной и долгосрочной перспективе должно стать развитие инновационного сектора экономики Кировской области.

Ключевым направлением инновационной политики в регионе является формирование региональной инновационной системы. Для эффективной реализации данного направления у области имеются все необходимые условия.

В Кировской области сосредоточен мощный комплекс крупных научно-исследовательских и проектных институтов, научно-производственных предприятий и объединений, имеются большие запасы воспроизводимого биологического сырья (отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, переработки сельскохозяйственного и пищевого сырья, лекарственные растения в экологически чистых районах области и т.п.), а также залежи торфа, для переработки которых используются биотехнологии.

Целый ряд научных учреждений имеет необходимый потенциал для работы по таким перспективным направлениям биотехнологии, как практическое использование генетических конструкций, созданных в лабораториях животных; создание трансгенных растений с целенаправленными признаками и свойствами; культивирование клеток растений и животных; направленный биосинтез новых биологически активных веществ - аминокислот, ферментов, витаминов, антибиотиков, различных пищевых добавок и продуктов. Серьезный задел область имеет в производстве фармацевтических препаратов для лечения заболеваний крови.

В целях дальнейшего развития биотехнологий на территории Кировской области в рамках областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области" на 2011 год будет проведен первый этап разработки областной целевой программы "Развитие биотехнологий в Кировской области" - разработка концепции указанной областной целевой программы. Завершение реализации данного мероприятия планируется в 2012 году.

Кроме того, предприятия реального сектора экономики Кировской области достаточно активно развивают инновационные направления деятельности, осваивают новые рынки сбыта, выпуская конкурентоспособную инновационную продукцию.

Имеющийся инновационный потенциал области в сфере биотехнологий, фармацевтики и производства медицинских препаратов является приоритетным направлением развития региона, который будет способствовать переориентации экономики области на инновационный путь развития.

Подтверждением инновационного потенциала области является признание проектов предприятий и организаций Кировской области на межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

В 2011 году по результатам участия региона в Российском Форуме "Российским инновациям - российский капитал" и Ярмарке бизнес-ангелов и инноваторов, проходивших в г. Оренбурге, участники от Кировской области получили 2 золотых медали, обеспечив продвижение собственной инновационной продукции на межрегиональные рынки, а также заключение пяти соглашений и договоров о сотрудничестве.

В Кировской области реализуется Закон Кировской области от 04.05.2008 № 243-ЗО "О развитии инновационной деятельности в Кировской области", в котором предусматривается предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.

Однако существующий закон не в полной мере обеспечивает решение задачи по стимулированию инновационной деятельности в Кировской области и требует определенной доработки. Необходимым элементом совершенствования инновационной политики является разработка и принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что дальнейшему совершенствованию и созданию единой системы регионального законодательства в сфере инновационной деятельности препятствует ряд проблем в сфере регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне.

До настоящего времени на федеральном уровне, и это является основным сдерживающим фактором эффективного развития инновационной деятельности как в России в целом, так и в регионах, отсутствует федеральный закон об инновационной деятельности в Российской Федерации, в котором были бы отражены приоритетные направления в сфере инновационной деятельности и определены основные понятия, такие, как "инновации", "инновационная деятельность", "инновационная продукция", "наукоемкая продукция" и т.д. Отсутствие законодательного закрепления данных понятий порождает множество проблем для инновационного бизнеса, в частности при соблюдении налогового законодательства.

Принятие федерального закона о результатах интеллектуальной деятельности, а также нормативных правовых актов, регулирующих деятельность технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и других финансовых и нефинансовых элементов инновационной инфраструктуры, будет способствовать развитию инновационной деятельности в Кировской области.

На федеральном уровне также необходимо принятие федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации, а также Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Совершенствование регионального законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности планируется осуществить после принятия нормативных правовых актов и программных документов на федеральном уровне.

Учитывая ограниченность средств областного бюджета для поддержки инновационных проектов в 2012 году планируется создание в Кировской области системы организационно-методической поддержки субъектов инновационной деятельности с целью привлечения средств федерального бюджета путем включения инновационных проектов области в инвестиционные программы институтов развития инновационной деятельности (Государственная компания "Роснанотех", Инвестиционный фонд Российской Федерации, открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", открытое акционерное общество "Российский банк развития", Инновационный центр "Сколково" и другие).

Для реализации данного мероприятия, а также в целях совершенствования регионального законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности в 2012 году планируется проведение исследования по изучению механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Для проведения данного исследования планируется привлечь специализированную экспертную организацию.

Необходимо отметить, что эффективному формированию инновационной системы в Кировской области препятствуют следующие проблемы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»