ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 19.07.2011 № 180


О концепции областной целевой программы "Развитие
образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы


В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 10 Закона Кировской области от 11.02.2003 № 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 01.06.2011 № 6-ЗО), Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 19.04.2011 № 100/137), решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.07.2011 № 4):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Концепция). Прилагается.

2. Департаменту образования Кировской области (Чурин А.М.) разработать проект областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).

3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 5690340 млн. рублей.

4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент образования Кировской области (Чурин А.М.).

5. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кировской области:

5.1. От 14.07.2009 № 203 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2010 - 2012 годы".

5.2. От 05.08.2010 № 275 "О внесении изменений в распоряжение Правительства области от 14.07.2009 № 203".

6. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета по
инвестиционной политике при Правительстве
Кировской области протокол от 11.07.2011 № 4


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 19.07.2011 № 180

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Развитие

образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы

     

1/ Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально - экономического
развития Кировской области


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия развития области), принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), стратегической целью является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.

При этом отмечается, что система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды. Это позволяет рассматривать ее как потенциальный локомотив развития социальной сферы региона, одну из точек роста в социально-экономическом развитии области.

Главная стратегическая цель, поставленная перед системой образования области, заключается в обеспечении возможности каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики.

В рамках областных и ведомственных целевых программ, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" выработаны подходы к созданию новой модели системы образования, и начаты институциональные изменения, направленные на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона.

Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами и, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития области.

Проблема имеет комплексный характер. В настоящий период перед отраслью стоят следующие вопросы:

неспособность муниципальных систем дошкольного образования удовлетворить потребности населения в получении услуг дошкольного образования;

невозможность во всех школах области обеспечить условия, соответствующие требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов;

несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям местного рынка труда;

невозможность сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, создать условия для развития способностей всех талантливых детей;

недостаточность мер по созданию условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;

невключенность значительной части образовательных учреждений в информационное пространство области;

невозможность обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами;

низкая динамика обновления педагогических коллективов молодыми специалистами, особенно в сельских населенных пунктах.

Дальнейшая модернизация требует масштабных, системных изменений, охватывающих все уровни образования.

Решение указанных проблем приобретает особую актуальность в свете реализации на территории области ключевых направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 04.02.2010 № Пр-271, (далее - национальная инициатива "Наша новая школа"):

переход на новые образовательные стандарты;

развитие системы поддержки талантливых детей;

совершенствование учительского корпуса;

изменение школьной инфраструктуры;

сохранение и укрепление здоровья школьников;

развитие самостоятельности школ.

Решить указанные проблемы необходимо для достижения на территории области целей и задач, а также значений целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" (далее - ФЦПРО).

Согласно ФЦПРО для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, должны быть решены следующие приоритетные задачи:

модернизация общего и дополнительного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Таким образом, проблемы, планируемые к решению в рамках Программы, учитывая срок ее реализации (2012-2015 годы), соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области, а также основным направлениям развития российского образования.

2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно - целевым методом


Опыт реализации областных целевых программ "Развитие образования Кировской области" и "Дети Кировской области" в 2010 году показал, что программно-целевой метод является эффективным механизмом осуществления государственной политики в сфере образования на региональном уровне.

В рамках программ в сфере дошкольного образования наряду с традиционными мерами проведен эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, участниками которого стали город Киров и Советский район Кировской области. Доля детей, охваченных экспериментом, от общего количества детей, стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, в городе Кирове составила 32,3%, в Советском районе - 48,4%. Эксперимент позволил снизить социальную напряженность, предоставить возможность родителям развивать ребенка через различные формы дополнительного образования (школы развития), создать условия для развития рынка частных образовательных услуг.

В сфере общего образования начато формирование новой сети школ. Созданы 16 дневных областных государственных общеобразовательных учреждений (далее - государственные школы), которые призваны сыграть роль своеобразных ресурсных центров для других школ.

В 2010 году реализован комплекс мероприятий по развитию материальной базы учреждений общего образования:

введено в эксплуатацию здание школы-детского дома в с. Великорецком Юрьянского района на 160 мест;

проведены строительные работы по капитальному ремонту и реконструкции 17 зданий и объектов муниципальных общеобразовательных учреждений, из них на 7 объектах работы полностью завершены;

приобретены 16 школьных автобусов для организации подвоза 310 детей из отдаленных сельских населенных пунктов, дооборудованы 36 школьных автобусов, приобретенных в 2004-2006 годах, в соответствии с требованиями ГОСТ Р51160-98;

поставлено учебное оборудование для кабинетов химии, физики, начальных классов, а также спортивное оборудование и аппаратно-программные комплексы в 55 школ 31 муниципального образования;

приобретены компьютеры, многофункциональные устройства и принтеры, ноутбуки, источники бесперебойного питания, а также неисключительное право на использование в 2011 году программного обеспечения продуктов МАЙКРОСОФТ для общеобразовательных учреждений области;

обеспечен доступ общеобразовательным учреждениям к образовательным ресурсам в сети Интернет;

оснащены современным технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, мебелью пищеблоки 50 школ городов Кирова и Слободского, в столовых некоторых из них проведены ремонтные работы;

приобретено медицинское оборудование и инвентарь, а также технические и реабилитационные средства обучения для 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

В Центре дистанционного образования детей-инвалидов созданы условия для дистанционного обучения 45 школьников из г. Кирова, Омутнинского, Слободского, Верхошижемского, Верхнекамского, Даровского, Орловского и Советского районов Кировской области.

В результате реализации программ увеличилась на 5,9% доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.

Улучшение условий обучения способствовало сохранению конкурентоспособности системы общего образования на российском уровне. В Кировской области доля выпускников общеобразовательных государственных (муниципальных) учреждений, сдавших ЕГЭ, от числа в нем участвовавших, составила 99,6%. По всем предметам, сдаваемым выпускниками в форме ЕГЭ, результаты выше среднероссийских.

Создание условий в государственных общеобразовательных учреждениях для перехода 1-х классов в опережающем режиме на новые федеральные государственные образовательные стандарты в 2010-2011 учебном году позволило отработать механизм перехода, который будет использован в следующем учебном году при переходе на новые стандарты всех школ области.

В сфере профессионального образования определены центры профессионального образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, в образовательных округах Кировской области.

Возобновлено строительство здания училища № 39 г. Советска, начатое в 1989 году, которое планируется завершить до конца 2011 года.

Для предотвращения оттока талантливой молодежи в другие регионы России проведены социальные выплаты в виде стипендий Правительства Кировской области 264 студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Кировской области, которые набрали по результатам ЕГЭ 100 баллов хотя бы по одному учебному предмету или 250 баллов по трем предметам, или являются медалистами.

С целью выявления и поддержки одаренных детей и подростков проведены различные конкурсные мероприятия, в том числе областной этап Всероссийской олимпиады школьников. Приобретено оборудование для оснащения здания государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования "Одаренный школьник".

В результате увеличилось количество участников, а также победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. На заключительный этап олимпиады в 2010 году направлены 90 обучающихся (в 2009 году - 75 школьников), из которых победителями и призерами стали 41 человек (в 2008 году - 37 человек), что составило 45,5% от числа участников. Учащиеся подтвердили высокий уровень подготовки по биологии, математике, физике, информатике, экономике, обществознанию, праву, литературе, технологии, русскому языку и английскому языку.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведен ряд спортивных, культурно-массовых и иных мероприятий. Приобретены путевки в загородные оздоровительные лагеря для воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что позволило оздоровить 2040 воспитанников.

С целью пропаганды и развития различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства Кировская область включилась в общероссийскую мультимедийную информационную систему "ВИДЕОПАСПОРТ РЕБЕНКА". Создано 30 видеопаспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, с 3,7% до 3,5%. За год передан на усыновление 151 ребенок.

С целью стимулирования инновационной деятельности педагогов, распространения передового педагогического опыта проведен Форум заслуженных учителей России, открыт зал педагогической славы в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, учрежден нагрудный знак "Педагогическая слава", которым награждены 50 педагогов области. Опыт работы образовательных учреждений области представлен на Международном конгрессе-выставке "Global Education-Образование без границ - 2010".

Произведены социальные выплаты 46 педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и (или) международных предметных олимпиад.

Для формирования позитивного образа педагога подготовлены 2 фильма ГТРК "Вятка" о педагогах области, издана книга "Заслуженные учителя Кировской области", проведен конкурс блогов школьных учителей, педагогических и образовательных Интернет-сообществ и других блогов о школьном образовании.

С целью увеличения в отрасли молодых специалистов предоставлены социальные выплаты 100 молодым специалистам, окончившим государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятым на работу в дошкольные и общеобразовательные учреждения Кировской области.

Для создания условий использования Интернет-технологий учителями общеобразовательных учреждений заключен государственный контракт с ОАО "ВолгаТелеком" на обеспечение им доступа к ресурсам сети Интернет в 2011 году.

Реализация комплекса мер по развитию кадрового потенциала системы образования области позволила увеличить долю преподавателей в учреждениях образования со стажем работы до 5 лет. В 2010 году в отрасль пришло более 200 молодых специалистов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»