ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 19.04.2011 № 100/133


Об утверждении областной целевой программы
"Снижение масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактика алкоголизма среди
населения Кировской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 26 ноября 2013 года)

___________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 18.10.2011 № 123/514
постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/210
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2012 № 188/826
постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/597
постановлением Правительства Кировской области от 26.11.2013 № 237/761

___________________________________________________________________________

 

          

В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", распоряжением Правительства Кировской области от 24.01.2011 № 3 "О концепции областной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области" на 2011-2013 годы" Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент здравоохранения Кировской области.

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/597)

3. Департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Матвеева Д.А.

(п. 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/597)

5. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области от 02.12.2010 № 579-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год", предусматривающего соответствующее финансирование Программы.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 19.04.2011 № 100/133

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактика алкоголизма среди
населения Кировской области" на 2011-2013 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Снижение масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика
алкоголизма среди населения Кировской области" на 2011-
2013 годы
(с изменениями,внесенными постановлением
Правительства  Кировской области от 18.10.2011 № 123/514 ,
от 18.04.2012 № 148/210, от 24.12.2012 № 188/826,
от 26.11.2013 № 237/761)

Наименование Программы

"Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Кировской области  от 24.01.2011 № 3 "О концепции областной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области" на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

департамент здравоохранения Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области, департамент образования Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, департамент культуры Кировской области

Основные разработчики Программы

департамент  здравоохранения Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер"

Цель Программы

повышение эффективности профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, предотвращение социальных проблем, вызванных чрезмерным потреблением населением алкоголя

Задачи Программы

снижение общего уровня потребления алкогольной продукции;

формирование здорового образа жизни у населения области;

совершенствование системы наркологической медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость;

снижение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения

Важнейшие показатели эффективности Программы

продажа алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в расчете на душу населения;

количество острых отравлений спиртосодержащей продукцией на 100 тыс. населения;

заболеваемость алкогольными психозами на 100 тыс. населения;

смертность от отравлений алкоголем и его суррогатами на 100 тыс. населения;

количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования мероприятий Программы составит 9710,2 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 8260,2 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 1450,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

продажа алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в расчете на душу населения в 2013 году составит не более 11 литров на душу населения;

сокращение количества острых отравлений спиртосодержащей продукцией на 100 тыс. населения к 2013 году относительно уровня 2009 года не менее чем на 22,9 случаев на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости алкогольными психозами на 100 тыс. населения к 2013 году относительно уровня 2009 года не менее чем на 12,9 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от отравлений алкоголем и его суррогатами на 100 тыс. населения к 2013 году относительно уровня 2009 года не менее чем на 12,4 случая на 100 тыс. населения;

количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения в 2013 году, составит не более 4526 единиц.



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Кировская область входит в число регионов с наиболее высоким уровнем алкоголизации населения. Злоупотребление алкогольной продукцией стало одной из основной причин накопления демографических и социальных проблем в регионе.

Злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности и насилия, увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негативно влияет на состояние здоровья населения, увеличивает число случаев инвалидности среди граждан.

Проблема высокого уровня алкоголизации населения области должна решаться с позиций межотраслевого и межведомственного взаимодействия. Сокращение масштабов употребления алкогольной продукции имеет ключевое значение для сохранения здоровья и трудового потенциала населения области.

В течение целого ряда последних лет показатели заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в Кировской области значительно превышают общероссийские показатели.

В 2009 году в лечебно-профилактических учреждениях области было зарегистрировано 38324 больных с наркологическими расстройствами (или 2791,4 человека на 100 тыс. населения), из них 30080 человек, страдающих алкогольной зависимостью (или 2191 человек на 100 тыс. населения). Эти показатели превышают как среднероссийский уровень, так и уровень по Приволжскому федеральному округу. В среднем по России с наркологическими расстройствами зарегистрировано 2336,32 больного на 100 тыс. населения, по Приволжскому федеральному округу - 2596,6; с диагнозом "Алкоголизм" по России зарегистрировано 1486 больных на 100 тыс. населения, по Приволжскому федеральному округу - 1636,9.

Выше среднероссийского также и показатель по заболеваемости алкогольными психозами: в 2009 году в области было зарегистрировано 1335 больных или 97,2 человека на 100 тыс. населения, по России - 80,32 больного на 100 тыс. населения, по Приволжскому федеральному округу - 81,04 больного на 100 тыс. населения.

В структуре смертности от последствий внешних причин в Кировской области в 2009 году 18,6% приходится на смертность от алкогольных отравлений, 21,2% - на смертность от самоубийств, 10,8% - на смертность в результате дорожно-транспортных происшествий, 7,4% на смертность от убийств, 42,0% - на смертность от прочих несчастных случаев, отравлений и травм. При этом среди смертей в результате дорожно-транспортных происшествий, от самоубийств, от прочих несчастных случаев, отравлений и травм также велика доля смертей, связанных с употреблением алкоголя.

Ежегодно в области регистрируется более 1000 случаев отравления алкоголем и его суррогатами. В 2009 году, по данным токсикологического мониторинга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Кировской области), зарегистрировано 1263 случая отравления алкоголем и его суррогатами. Летальность острых отравлений спиртосодержащей продукцией, по данным 2009 года, составляет 40,2%, при этом 80,4% смертельных исходов связано с отравлениями, обусловленными употреблением большого количества крепких алкогольных напитков.

Высокий уровень потребления алкоголя населением области непосредственно влияет и на уровень преступности - каждое пятое преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.

По итогам работы за 2009 год в состоянии алкогольного опьянения в области совершено 3015 преступлений, что составило 20,6% от общего количества преступлений. В среднем по Российской Федерации доля таких преступлений составила 13%, по Приволжскому федеральному округу - 17,2%. В 2010 году удельный вес "пьяной" преступности увеличился до 23,2%.

Развитие ситуации без использования программно-целевого метода может привести к дальнейшему росту потребления алкоголя населением, в том числе некачественной и фальсифицированной продукции. Не будет возможности комплексно решать социальные проблемы, вызванные чрезмерным потреблением алкогольной продукции. Информационно-пропагандистская работа по профилактике здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя, будет малоэффективной по причинам ситуативного и эпизодического характера, отсутствия грамотного методического сопровождения.

Особое беспокойство вызывает дальнейшее снижение возрастных границ потребления алкоголя, рост пагубного употребления спиртных напитков и алкоголизма среди детей и подростков. Серьезная опасность будет угрожать состоянию здоровья, нравственному воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию подрастающего поколения.

Крайне неблагоприятен прогноз криминогенной обстановки. Количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, возрастет, в том числе в структуре преступности несовершеннолетних.

Обозначенные негативные факторы приведут к росту заболеваемости и смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя и отравлений им, увеличению случаев рождения детей с врожденными или наследственными заболеваниями.

Анализ ситуации показывает, что в случае непринятия адекватных мер в ближайшей перспективе может произойти дальнейшее ухудшение показателей здоровья населения Кировской области и демографической ситуации в целом.

Недостаточный уровень межведомственного взаимодействия, управления и координации в решении проблем алкоголизации населения региона может стать существенным тормозом экономического и социального развития, успешной реализации приоритетных национальных проектов и программ.

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по снижению объемов потребления

алкогольной продукции и формированию среди населения области здорового образа жизни.

Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия), определяет стратегической целью развития Кировской области повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа.

Одним из механизмов реализации целевого сценария является развитие социальной сферы и здравоохранения в частности. Главной целью здравоохранения Кировской области на период до 2020 года является сохранение и укрепление здоровья людей, в том числе и за счет формирования здорового образа жизни.

Стратегия одной из важнейших задач регионального развития в сфере законности и правопорядка определяет повышение общественной и личной безопасности граждан. Достижение данного результата возможно путем повышения качества и эффективности профилактики преступлений и иных правонарушений, в том числе совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.

Основной задачей органов государственной власти области по реализации Стратегии в сфере потребительского рынка должна стать защита прав потребителей от вредных последствий потребления некачественных и фальсифицированных спиртных напитков путем организации информационно-просветительской деятельности, проведения контрольных мероприятий по соблюдению организациями лицензионных требований и условий лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции.

Таким образом, разработка и реализация Программы соответствует приоритетным направлениям развития Кировской области на долгосрочную перспективу.

Кроме того, задачи Программы соответствуют положениям Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р "О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года".

(раздел 1 с изменениями,внесенными постановлением Правительства  Кировской области от 18.10.2011 № 123/514)



2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
и показателей эффективности, характеризующих достижение поставленной
цели и решение задач Программы


Целью Программы является повышение эффективности профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, предотвращение социальных проблем, вызванных чрезмерным потреблением населением алкоголя.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

снижение общего уровня потребления алкогольной продукции;

формирование здорового образа жизни у населения области;

совершенствование системы наркологической медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость;

снижение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2011 по 2013 год.

Поскольку проблемная ситуация требует постоянного анализа и корректировки мер реагирования, предусматриваемые Программой цели и задачи могут быть решены в течение всего периода реализации Программы. По этой причине Программа не имеет разбивки на этапы.

Показатели эффективности, которые будут характеризовать достижение поставленных целей и решение задач Программы, и их количественные значения по годам реализации Программы представлены в  "Оценка социально-экономической эффективности Программы.

3. Перечень программных мероприятий


Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении № 1.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Общий объем финансирования Программы составит 9710,2 тыс. рублей (14663,9 тыс. рублей при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год), в том числе:

средства областного бюджета - 8260,2 тыс. рублей (13 213,9 тыс. рублей при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»