Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 16.02.2010 № 40/60


Об областной целевой программе "Развитие
агропромышленного комплекса Кировской области
на период до 2015 года"

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)
___________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 05.02.2014 № 247/83
____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 20.05.2010 № 52/234
постановлением Правительства Кировской области от 11.08.2010 № 63/386
постановлением Правительства Кировской области от 22.11.2010 № 78/567
постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2010 № 80/590
постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/148
постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 112/338
постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2011 № 127/581
постановлением Правительства Кировской области от 10.04.2012 № 147/176
постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2013 № 209/290
постановлением Правительства Кировской области от 13.08.2013 № 222/494
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/895

___________________________________________________________________________________


В соответствии с  областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 15.05.2007 № 205 «О концепции областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», в целях реализации Государственной  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», Государственной  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», федеральной целевой  «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как на-ционального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года» и государственной программы Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/735 «О государственной программе Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», Правительство Кировской области

постановляет:

(преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2013 № 209/290)

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" (далее - Программа). Прилагается.

2. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (Котлячков А.А.) подготовить проект закона Кировской области о признании утратившим силу Закона Кировской области от 04.12.2007 № 201-ЗО "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" и представить его для внесения в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области.

3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать средства, необходимые для реализации Программы.

4. Департаменту информационной работы Кировской области (Урмат-ская Е.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, главу департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Котлячкова А.А.

(п. 5 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2013 № 209/290)

6. Настоящее постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Кировской области от 04.12.2007 № 201-30 "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года".

Губернатор Кировской
области Н.Ю. Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 16.02.2010 № 40/60

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года"

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие агропромышленного
комплекса Кировской области на период до 2015 года"

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Кировской области от 20.05.2010 № 52/234, от 11.08.2010 № 63/386,
от 22.11.2010 № 78/567, от 07.12.2010 № 80/590, от 15.11.2011 № 127/581,
от 10.04.2012 № 147/176, от 21.05.2013 № 209/290,
от 13.08.2013 № 222/494, от 24.12.2013 № 241/895)

Наименование Программы

"Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 15.05.2007 № 205 "О концепции областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года""

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

"Государственные заказчики Программы

управление ветеринарии Кировской области;  департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области"

Разработчик Программы

департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

Цель Программы

создание условий для эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) области посредством следующих стратегических целей: укрепления экономики аграрного сектора; повышения устойчивости развития сельских территорий; роста занятости сельского населения и повышения уровня его жизни;

закрепления позиций организации АПК Кировской области на межрегиональных продовольственных рынках

Задачи Программы

развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;

создание предпосылок развития малых форм хозяйствования;

техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

обеспечение реализации Программы;

стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Важнейшие показатели эффективности Программы

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах области всех категорий, % к предыдущему году;

индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях области, % к предыдущему году;

производство продукции в хозяйствах всех категорий: зерна, картофеля, овощей, скота и птицы на убой в живом весе, молока (тыс. тонн), яиц (млн. штук); средняя по области урожайность зерновых культур, центнеров с гектара;

средний надои молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях области, кг; количество организаций по племенному животноводству в области, единиц;

поголовье племенных животных в области, тыс. условных голов;

удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций области в их общем числе, %; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве области, рублей;

доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни области,%

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве области (в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства), рублей

Сроки реализации Программы

2010-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 26 477,453 млн. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 8 995,584 млн. рублей;

средства областного бюджета -  6 389,569 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 18 млн. рублей;

внебюджетные источники финансирования - 24377 млн. рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

к концу 2015 года:

достигнуть индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий области 101,4%;

достигнуть индекса производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях области 102,0%;

обеспечить производство продукции в хозяйствах всех категорий: зерна не менее 525 тыс. тонн, картофеля не менее 270 тыс. тонн, овощей не менее 114,5 тыс. тонн, скота и птицы (на убой в живом весе) не менее 79,0 тыс. тонн, молока не менее 520 тыс. тонн, яиц не менее 400 млн. штук;

увеличить среднюю по области урожайность зерновых культур до 17,3 центнера с гектара, или на 11,6% к уровню 2008 года;

повысить средний надой молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях области до 5700 кг, или на 37,4% к уровню 2008 года;

увеличить количество организаций по племенному животноводству, зарегистрированных на территории области, до 73, или на 13 единиц больше, чем в 2008 году;

увеличить удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций области в их общем числе до 89,0%;

увеличить среднемесячную номинальную начисленную заработную плату в сельском хозяйстве области (в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства) до 13700 рублей, или в 2,4 раза к уровню 2008 года;

обеспечить долю обрабатываемой пашни в общей площади пашни области до 43,8%;

обеспечить в 2013 году поступление акцизов в областной и местный бюджеты от реализации подакцизных товаров за пределы Кировской области в соответствии с плановыми назначениями до 21,907 млн. рублей".



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


С 2008 года по 2009 год осуществлялась реализация областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной Законом Кировской области от 04.12.2007 № 201-30 "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года". Принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в сфере АПК, в том числе на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", позволили сформировать тенденцию роста производства в сельскохозяйственных организациях области.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах области всех категорий по прогнозным расчетам в 2009 году составил 100,1% к уровню 2008 года, что выше показателя предыдущей программы на 2,1 процентных пункта, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 102,0%, что соответствует показателю предыдущей программы.

Урожайность зерновых культур в 2009 году составила 19 центнеров с гектара, что на 22,5% больше чем в 2008 году, и превысила показатель предыдущей программы на 22%. Увеличение урожайности произошло за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий, которые применяются на 50% площадей.

Наблюдалось повышение продуктивности дойного стада в сельскохозяйственных организациях. Надой молока в расчете на одну корову в 2009 году составил 4474 кг, увеличился на 7,8% к аналогичному периоду прошлого года, что на 4,6% превышает показатель предыдущей программы. Увеличение продуктивности коров произошло за счет пуска ряда молочных комплексов, внедрения новых технологий, целенаправленной племенной работы, а также использования экономических рычагов стимулирования отрасли животноводства в рамках предыдущей программы.

Молочное стадо области характеризуется высокими качественными показателями. В настоящее время имеется 64 организации по племенному животноводству, что выше показателя предыдущей программы на 8,5%, в которых содержится 26% коров от общего поголовья дойного стада, продуктивность которых более 6 тыс. кг.

Поголовье племенных животных в 2009 году увеличилось по сравнению с прошлым годом на 20% и составило 77,9 тыс. условных голов, что выше показателя предыдущей программы на 14%.

Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе в 2009 году составил 75%, что выше показателя предыдущей программы на 5 процентных пункта.

В течение двух последних лет наблюдались темпы роста заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона. Средняя номинальная заработная плата в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 14% и составляет 6400 рублей, что соответствует показателю предыдущей программы.

Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2009 году снизилась на 3,1 процентных пункта к аналогичному периоду предыдущего года и составляет 45,8%, что соответствует показателю предыдущей программы.

Большинство организаций АПК (сельскохозяйственных организаций, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности) функционирует в режиме острого дефицита инвестиций и оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости средств в сельскохозяйственных организациях составил в 2008 году 1,118. Отсутствие денежных средств, необходимых для расширенного воспроизводства, приводит к возникновению явлений, сдерживающих развитие сельскохозяйственного производства.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) не получили должного развития, не превратились, как предполагалось в начале 90-х годов, в основную категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей в области, и в настоящее время их деятельность характеризуется сокращением объемов производства.

В личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) наметилась тенденция значительного сокращения производства сельскохозяйственной продукции, что связано с ускорением процесса старения сельского населения и миграцией молодежи в города, низкой стоимостью реализации молока и мяса.

Уровень обеспечения населения продуктами питания за счет местного производства - основной показатель эффективности работы АПК, обеспечения продовольственной безопасности. В расчете на душу населения в 2008 году

в области произведено 41 кг мяса, 361 кг молока, 315 штук яиц. В то же время потребление продуктов питания в расчете на душу населения в год составляет 265 кг молока и молочных продуктов, 55 кг мяса и мясопродуктов, 247 штук яиц, или от научно обоснованных норм потребления соответственно 60%, 70% и 81%.

Основными причинами возникновения проблемной ситуации в АПК области являются:

1.1 Недостаток у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК собственных средств для формирования оборотных и обновления основных фондов. В настоящее время у большинства сельскохозяйственных организаций нет залоговой базы для получения кредита, а часть из них имеет просроченную задолженность по кредитам, что исключает получение новых кредитов. Одним из источников увеличения залоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей является оформление права собственности на землю.

1.2. Отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения организаций АПК и членов К(Ф)Х, а также Кировской области как субъекта Российской Федерации, поселений и городских округов сдерживает реализацию механизма ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и не способствует привлечению инвестиций в АПК, в том числе на основе реализации механизма государственно-частного партнерства.

(п.п. 1.2. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 20.05.2010 № 52/234, от 15.11.2011 № 127/581)

Наличие большого числа невостребованных и выморочных земельных долей (около 50% всех земельных долей) и неиспользуемых земель сдерживает рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области и не способствует использованию такой характеристики региона, как высокий уровень землеобеспеченности, в качестве конкурентного преимущества.

1.3. Высокая степень износа материально-технической и технологической базы многих организаций пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, вносящих существенный вклад в развитие сельскохозяйственного производства области посредством создания холдинговых компаний и вложения инвестиций в развитие сельского хозяйства при формировании сырьевых зон. Производственные мощности крупных и средних организаций используются не на полную мощность.

Такие конкурентные преимущества, как высокое качество молочных и мясных продуктов, произведенных из натурального сырья, и близость емких продовольственных рынков (г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, севера, Урала и др.) реализуются не полностью.

1.4. Использование не в полной мере потенциальных возможностей базовых отраслей сельского хозяйства: племенного животноводства и семеноводства сельскохозяйственных растений - по обеспечению синергетического эффекта в АПК области. От дальнейшего развития данных отраслей зависят стратегические перспективы животноводства, растениеводства и земледелия, экономика аграрного сектора области в целом, а также качество сельскохозяйственного сырья, предопределяющее качество пищевых продуктов.


1.5. Отсутствие механизмов и необходимых средств поддержки устойчивого развития сельских территорий. Вследствие этого сельскохозяйственное производство в ряде северных районов (Верхнекамский, Мурашинский, Омут-нинский, Опаринский районы) и периферийных районов (Богородский, Кикнур-ский, Нагорский, Яранский районы) резко сокращается, организации АПК прекращают свое существование, падает уровень занятости и жизни сельского населения, происходит его отток, а также отток городского населения районных центров, в том числе за пределы Кировской области.

1.6. Недостаточно высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по ценовым параметрам. Это, в свою очередь, предопределяет неустойчивость функционирования организаций АПК, низкий уровень рентабельности производства, отсутствие возможностей перехода к расширенному воспроизводству в АПК. Высокий уровень затрат в организациях АПК, предопределяющий низкий уровень конкурентоспособности продукции по ценовым параметрам, связан с отсутствием систем управления издержками, низким уровнем специализации и концентрации производства, что не позволяет получать дополнительный эффект от масштаба производства. В связи с этим сохраняется высокая степень зависимости организаций АПК области от бюджетного субсидирования.

Рост уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также повышение устойчивости функционирования организаций АПК области сдерживается проблемами их кадрового обеспечения, прежде всего отсутствием высококвалифицированных и опытных руководителей и специалистов. Более низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, размер которой растет медленнее, чем в среднем по области, а также худшие условия жизни сельского населения вызывают отток работников из сельской местности.

Недостаточно высокому уровню конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей области способствует ограниченность в специальных знаниях и информации, необходимых для ведения деятельности в условиях рыночной экономики. В АПК не создана разветвленная сеть консультационных центров и пунктов как определяющего элемента инфраструктуры ведения производства в условиях рыночной экономики. Не функционирует единая система информационного обеспечения АПК.

В большинстве сельскохозяйственных организаций разрушены ранее существовавшие элементы внутрихозяйственного расчета, в том числе в части стимулирующей роли заработной платы, учета и контроля затрат, планирования и организации производства. Вследствие этого остаются неиспользованными возможности роста рентабельности производства и конкурентоспособности продукции даже при существующем диспаритете цен, на что указывает опыт передовых сельскохозяйственных организаций.

1.7. Пребывание в сложном положении таких перспективных в долгосрочном периоде отраслей сельского хозяйства Кировской области, как льноводство и мясное скотоводство. Количество сельскохозяйственных организаций, возделывающих лен, сокращается. Уровень убыточности реализации льнотресты в

2008 году в области составил 19%. Отсутствие завершающих стадий в льняном" комплексе, обеспечивающих спрос на льноволокно, сдерживает развитие отрасли. В свою очередь, незначительные объемы производства льнопродукции в сельскохозяйственных организациях не создают предпосылок для использования инвестиций в строительство льнокомбината.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»