Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году" (с изменениями на 11 марта 2011 года)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 11.11.2009 № 30/397 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства области
от 30.03.2010 № 45/115, от 20.05.2010 № 52/233,
от 17.08.2010 № 64/397, от 21.10.2010 № 74/527,
от 13.12.2010 № 81/616)

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Реализация дополнительных мероприятий, направленных
на снижение напряженности на рынке труда Кировской
области, в 2010 году"



ПАСПОРТ
областной целевой программы "Реализация дополнительных
мероприятий, направленных на снижение напряженности на
рынке труда Кировской области, в 2010 году"


Наименование Программы

"Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году"

Основания принятия решения о разработке Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 367-ФЗ);

распоряжение Председателя Правительства области от 07.10.2009 № 123-пр "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году";

постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 459 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Кировской области"

Государственный заказчик Программы

управление государственной службы занятости населения Кировской области

Разработчик Программы

управление государственной службы занятости населения Кировской области

Цель Программы

снижение напряженности на региональном рынке труда, сдерживание темпов роста безработицы

Задачи Программы

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

обеспечение занятости работников открытого акционерного общества "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" (далее - ОАО "Молот") и его дочерних обществ

Основные мероприятия Программы

опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;

организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

содействие трудоустройству инвалидов;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

реализация иных дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в целях обеспечения занятости работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ

Показатели эффективности Программы

количество сохраненных и созданных рабочих мест;

обеспечение занятости:

граждан после прохождения опережающего профессионального обучения,

граждан на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства,

выпускников образовательных учреждений, трудоустроенных на рабочие места для стажировки в целях приобретения ими опыта работы,

инвалидов на созданных для их трудоустройства рабочих местах,

в сфере малого предпринимательства и самозанятости, в том числе на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, открывшими собственное дело,

граждан в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера;

уменьшение объемов привлечения иностранной рабочей силы в Кировскую область;

уровень регистрируемой безработицы на конец года;

напряженность на рынке труда;

снижение напряженности на рынке труда Кировской области путем обеспечения занятости работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ

Срок реализации Программы

2010 год

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы -

 921658,5 тыс. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 871857,9 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 45888,0 тыс. рублей, средства бюджетов муниципальных образований Кировской области (по согласованию) - 3912,6 тыс. рублей;     

в рамках общего объема финансирования реализации мероприятий по обеспечению занятости работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ предусмотрено 180899,6 тыс. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 171854,6 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 9045,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

количество сохраненных рабочих мест, намеченных к ликвидации, - не менее 10,0 тыс. единиц;

количество созданных в рамках Программы рабочих мест - не менее 20,0 тыс. единиц;

количество участников мероприятий по опережающему профессиональному обучению из числа работников, находящихся под угрозой увольнения, -  3370 человека;

количество граждан, трудоустроенных на временные и общественные работы, из числа работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу,- 30525 человек;

количество выпускников образовательных учреждений, трудоустроенных на рабочие места для стажировки в целях приобретения ими опыта работы, - 1020 человек;

количество созданных рабочих мест для инвалидов - 150 единиц;

численность безработных граждан, занятых малым предпринимательством и самозанятостью, - 1556 человек, количество созданных ими рабочих мест для трудоустройства безработных граждан- 267 единиц;

оказание адресной поддержки 30 гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

обеспечение занятости работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ в количестве не более 1760 человек, в том числе:

обеспечение занятости 1300 работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ,

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 782 работников ОАО "Молот" и его дочерних обществ,

количество созданных рабочих мест в сфере малого бизнеса работниками ОАО "Молот" и его дочерних обществ - 150 единиц

материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых на 1000 рабочих мест, созданных в ОАО "Молот" и его дочерних обществах;

сокращение численности привлекаемой иностранной рабочей силы на 335 человек;

уровень регистрируемой безработицы на конец года - не более 2,8% от экономически активного населения

коэффициент напряженности на рынке труда - не более 3 безработных на 1 вакансию


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Активная фаза развития экономического кризиса, пришедшаяся на 2009 год, оказала негативное влияние на состояние занятости населения Кировской области. По сравнению с докризисным периодом (2006-2008 годы) в текущем году резко возросли объемы увольнения работников с предприятий и из организаций как по причине ликвидации рабочих мест и сокращения штатов, так и по собственному желанию, соглашению сторон. Увеличились объемы неполной занятости рабочей силы, выросла численность граждан, находящихся под риском увольнения. В целом это привело к росту обращаемости граждан в службу занятости и росту безработицы.

Если в докризисные годы в поиске работы в службу занятости обращалось в среднем 82,8 тыс. человек в год, из них 7,5 тыс. человек из числа уволенных по сокращению, 26,4 тыс. человек - по собственному желанию, 3,5 тыс. человек - по соглашению сторон, то за 9 месяцев 2009 года эти величины составили 115,2 тыс. человек, 10,6 тыс. человек, 31,9 тыс. человек, 5,1 тыс. человек соответственно. До конца года они могут возрасти до 155,0 тыс. человек, 14,4 тыс. человек, 40,5 тыс. человек, 7,4 тыс. человек соответственно. Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, в докризисный период составляла 10,9 - 14,6 тыс. человек на начало каждого года, уровень регистрируемой безработицы - 1,4-1,8% от экономически активного населения, уровень общей безработицы - 5,9-7,9% от экономически активного населения. С начала текущего года численность безработных увеличилась на 13,2 тыс. человек и на 01.10.2009 составила 24,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы поднялся с 1,4% до 3,1% от экономически активного населения. За этот же период общая численность безработных выросла на 33,8 тыс. человек и составила 90,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы поднялся с 7,3% до 11,8% от экономически активного населения.

Объемы обращений граждан в службу занятости и признания их безработными в текущем году могли быть значительно больше, поскольку количество рабочих мест, которые могли быть ликвидированы, составляет 52,5 тыс. единиц, из них рабочих мест, заявленных работодателями к ликвидации при сокращении персонала, - 18,9 тыс. единиц (на 01.10.2009 ликвидировано 7,9 тыс. рабочих мест), и рабочих мест, используемых в режиме неполной занятости и находящихся под угрозой ликвидации, - 33,6 тыс. единиц.

При выходе на рынок труда 51,8 тыс. работников (без уволенных пенсионеров), занимающих эти рабочие места, численность граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, на конец года могла составить 62,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 7,9% от экономически активного населения.

Сдержать такой рост безработицы мероприятиями Программы содействия занятости населения Кировской области на 2008-2010 годы, утвержденной приказом управления государственной службы занятости населения Кировской области от 28.09.2007 № 68, в рамках которой в 2009 году предусматривалось создать 11,0 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства на них ищущих работу и безработных граждан, было бы невозможно, несмотря на имеющиеся в службе занятости 9,6 тыс. вакансий (в ежемесячном исчислении) и вновь создаваемые 0,6 тыс. рабочих мест в рамках инвестиционных проектов федеральных и областных целевых программ и 1,9 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса. Поэтому Правительством области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" была разработана и утверждена постановлением Правительства области от 11.01.2009 № 158/565 областная целевая программа "О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году". В ее рамках с учетом корректировок дополнительно к мерам, предусмотренным в Программе содействия занятости населения Кировской области на 2008-2010 годы, для граждан, находящихся под риском увольнения, ищущих работу, и безработных граждан было намечено организовать опережающее обучение для 4,1 тыс. человек для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, создать 32,0 тыс. временных рабочих мест для организации общественных, временных работ и стажировки и 1,1 тыс. рабочих мест, организуемых безработными гражданами в сфере малого предпринимательства и самозанятости. Дополнительно к этому для трудоустройства граждан в службе занятости постоянно имелось 9,6 тыс. вакансий (в среднемесячном исчислении), заявленных работодателями. Кроме того, для трудоустройства местной рабочей силы могла быть использована 1,1 тыс. рабочих мест, "сэкономленных" на уменьшении квоты по привлечению иностранной рабочей силы.

В целом для трудоустройства 54,3 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения, в рамках названных мероприятий в 2009 году удалось сформировать 50,6 тыс. рабочих мест.

Это предотвратило значительный рост регистрируемой безработицы. Вместо возможных на конец года 62,7 тыс. безработных ожидается 27,0 тысяч (в среднегодовом исчислении 22,2 тыс. человек). Соответственно, уровень регистрируемой безработицы вместо возможных 7,9% экономически активного населения может составить 3,4% (в среднегодовом исчислении 2,8%). В результате реализации мероприятий Программы будет повышена конкурентоспособность 2,2 тыс. работников, прошедших опережающее обучение, поддержаны занятость и доходы 40,0 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения, сохранены около 15,0 тыс. рабочих мест, на 1,1 тыс. человек уменьшатся объемы привлечения иностранной рабочей силы.

Особое значение реализация мероприятий областной целевой программы "О реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году", утвержденной постановлением Правительства области от 11.01.2009 № 158/565 "Об утверждении областной целевой программы "О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году", имела для системо- и градообразующих предприятий, населенных пунктов с моноструктурной экономикой. Например, в открытом акционерном обществе "Белохолуницкий машиностроительный завод" сохранено 325 рабочих мест, намеченных к ликвидации; 426 работников, для которых была организована временная занятость, получили поддержку своим доходам, не покинули свои постоянные места работы; 37 работников прошли опережающее обучение, позволившее им сохранить занятость. В городе Белая Холуница, где расположено данное предприятие, уровень регистрируемой безработицы вместо возможных 11,3% от экономически активного населения составил 5,1%. Подобная информация имеется по открытому акционерному обществу "Омутнинский металлургический завод" и городу Омутнинску, ОАО "Молот" и городу Вятские Поляны, другим градообразующим предприятиям и населенным пунктам.

В 2010 году негативное влияние экономического кризиса на занятость населения, несмотря на ожидаемое оживление экономики, будет продолжаться. Особую остроту проблема занятости населения приобретет в городе Вятские Поляны в связи со сложным финансово-экономическим положением градообразующего предприятия ОАО "Молот".

В целях снижения социальной напряженности, снижения зависимости от градообразующего предприятия, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики города и создания условий для устойчивого развития города Вятские Поляны Правительством Кировской области, администрацией муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области разрабатывается областная целевая программа "Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вятские Поляны", одной из задач которой является реорганизация градообразующего предприятия и создание на освободившейся базе промышленного парка под реализацию инвестиционных проектов.

Результаты проведенной во всех муниципальных образованиях области работы по выявлению потребности населения и работодателей в поддержке, оказываемой государством в период кризиса, а также результаты анкетного опроса представителей органов местного самоуправления, работодателей и работников предприятий показывают, что многие предприятия и организации, в том числе градообразующие (системообразующие), продолжат сокращение рабочих мест и персонала, использование режима неполной занятости работников. К 10,0 тыс. человек, намеченным к высвобождению, но не высвобожденным в течение 2009 года, в 2010 году может добавиться еще 15,0 тыс. человек, в том числе 1,8 тыс. человек в ОАО "Молот". Режим неполной занятости намерены использовать около 600 работодателей для 30 тысяч своих работников, не востребованных при осуществлении основной производственной деятельности.

В рамках запланированных ранее мероприятий может быть сформировано только 13,0 тыс. рабочих мест, в том числе 11,0 тыс. временных рабочих мест для организации общественных, временных работ в рамках мероприятий Программы содействия занятости населения Кировской области на 2008-2010 годы, 0,3 тыс. новых рабочих мест за счет ввода объектов, строящихся в рамках инвестиционных проектов федеральных и областных целевых программ, 1,7 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса, 0,3 тыс. рабочих мест за счет уменьшения привлечения иностранной рабочей силы, 9,5 тыс. рабочих мест (в среднемесячном исчислении), постоянно имеющихся в банке вакансий службы занятости. Дефицит рабочих мест может составить более 30,0 тыс. единиц.

Проблемы дефицита рабочих мест и организации занятости населения взаимосвязаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Они требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованности по времени и объемам, привлекаемым для их решения ресурсам, то есть разработки областной целевой программы как комплекса обоснованных социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение напряженности на рынке труда. Данный документ является именно такой Программой, которая разработана исходя из прогнозной оценки ситуации с занятостью населения, выявленной потребности населения и работодателей в поддержке, предоставляемой государством в период кризиса.

Мероприятия Программы предусматривают в 2010 году организацию опережающего обучения для 3,4 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, сохранение не менее 10,0 тыс. рабочих мест, намеченных к ликвидации, и создание не менее 20,0 тысяч временных рабочих мест, в том числе 17,1 тыс. рабочих мест для организации общественных и временных работ, 1,0 тыс. рабочих мест для организации стажировки выпускников, а также содействие организации безработными гражданами 1,8 тыс. рабочих мест в сфере малого предпринимательства и самозанятости. Кроме того, 0,3 тыс. рабочих мест может быть использовано для трудоустройства местной рабочей силы за счет уменьшения квоты на привлечение иностранной рабочей силы.

В рамках мероприятий по опережающему обучению предусматривается вести профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников по профессиям для инновационных видов экономической деятельности, определенных Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Законодательного Собрания области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года".

Общественные и временные работы в приоритетном порядке будут организовываться в дорожном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском и лесном хозяйстве.

Стажировка выпускников будет организована по полученным ими в учебных заведениях профессионального образования профессиям, смежным профессиям, на предприятиях и в организациях перспективных отраслей экономики.

Поддержка безработных по развитию самозанятости и предпринимательства будет оказываться прежде всего в сфере производства, в том числе производства продукции сельского хозяйства, оказания услуг населению.

Особое значение придается реализации мероприятий на градообразующих предприятиях и в населенных пунктах с моноэкономической структурой производства. На 14 предприятиях области, являющихся градообразующими, опережающее обучение будет организовано для 0,6 тыс. работников, общественные, временные работы - для 4,3 тыс. человек, стажировка - для 55 человек, оказано содействие развитию предпринимательства 256 безработных граждан из числа бывших работников этих предприятий. Кроме того, по отношению к градообразующим предприятиям и в населенных пунктах с моноэкономической структурой производства при реализации намеченных мероприятий будут вноситься коррективы с целью их увязки с мероприятиями программы по поддержке градообразующих предприятий, разрабатываемой под эгидой Министерства регионального развития Российской Федерации.

Баланс рабочих мест по Кировской области по целевому сценарию приведен в приложении № 1.