КИРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 30.08.2006 № 57/42

Об утверждении Комплексно-целевой
программы развития системы образования
муниципального образования "Город Киров"
на 2007 год

(с изменениями на 26 декабря 2007 года)

_________________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     решением Кировской городской Думы от 30.05.2007 № 3/34

     решением Кировской городской Думы от 28.11.2007 № 9/3
     решением Кировской городской Думы от 26.12.2007 № 11/5

 _________________________________________________________________________________     

Руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Киров", Кировская городская Дума

 РЕШИЛА:

1.Утвердить Комплексно-целевую программу развития системы образования муниципального образования "Город Киров" на 2007 год. Прилагается.

2.Включить Комплексно-целевую программу развития системы образования муниципального образования "Город Киров" на 2007 год в бюджетное финансирование по отрасли "Образование" в пределах выделенных ассигнований на 2007 год.

3.Опубликовать настоящее решение в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".



Исполняющий полномочия главы
города Кирова, председатель
Кировской городской Думы
Л.Г.Никулин

УТВЕРЖДЕНА
решением Кировской городской Думы
от 30.08.2006 №57/42
(с изменениями, внесенными решениями
Кировской городской Думы
от 30.05.2007 № 3/34,
от 28.11.2007 № 9/3, от 26.12.2007 № 11/5)


Комплексно-целевая программа
развития системы образования муниципального
образования "Город Киров"
на 2007 г.

 

I. Паспорт Комплексно-целевой программы
развития системы образования муниципального образования "Город Киров" на 2007 год


1.     

Наименование программы

Комплексно-целевая программа развития системы образования муниципального образования "Город Киров"

2.     

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Приказ управления образования № 4-928 от 10.10.2005 г. "О создании рабочей группы" для разработки Программы.

3.     

Муниципальный заказчик программы (муниципальный заказчик - координатор)

Управление образования администрации г.Кирова

4.     

Основные разработчики программы

Рабочая группа по разработке Программы:

Горев Леонид Анатольевич - начальник управления образования администрации г.Кирова, председатель рабочей группы;

Ларина Валентина Петровна - проректор Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, сопредседатель рабочей группы, научный руководитель;

Полякова Ольга Геннадьевна - ведущий специалист управления образования, секретарь рабочей группы.

Состав рабочей группы:

Дегтярева Татьяна Андреевна - руководитель группы экономистов управления образования;

Жуковская Вера Петровна - заместитель начальника управления образования;

Клюкина Алла Ивановна - заведующая дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 165 г.Кирова;

Колобова Тамара Васильевна - начальник отдела дошкольного образования управления образования;

Котряхова Светлана Юрьевна - директор Центра повышения квалификации работников образования г. Кирова;

Русских Нина Леонидовна - начальник отдела общего среднего и дополнительного образования управления образования;

Семакин Дмитрий Леонидович - ведущий специалист, юрисконсульт управления образования;

Стародворская Ангелина Николаевна - начальник отдела развития образования, лицензирования и аттестации управления образования;

Харитонова Татьяна Александровна - заместитель начальника управления образования

5.     

Цель программы

Создание организационных и содержательных основ для осуществления принципов федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики в области воспитания, оздоровления, подготовки одаренных детей, компьютеризации системы управления образовательными учреждениями.

6.     

Задачи программы

1. Обеспечить согласованность направлений развития системы образования города в вопросах воспитания детей, сохранения их здоровья, развития творческого потенциала одаренных детей, внедрение информационных технологий управления образованием с Национальной доктриной образования, Федеральной программой развития образования.

2. Повысить роль муниципальной системы образования в жизни города, в воспитании юных кировчан, сохранения их здоровья, в росте личностных достижений в образовательной деятельности.

3. Создать условия для воспитания граждан Отечества, знающих и уважающих своих земляков, историю и культуру родного края, осознающих себя жителями родного города ответственными за его благополучие и красоту, готовых работать для блага его жителей.

4. Создать условия для внедрения информационных технологий в управление системой образования города.

5. Создать условия для развития интеллектуального и творческого потенциала школьников.

7.     

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

- Отсутствие предписаний Территориального управления Роспотребнадзора по Кировской области по санитарно-гигиеническому состоянию и противоэпидемиологическому режиму в образовательном учреждении.

- Наличие проекта (программы) "Здоровье" в образовательном учреждении по данному направлению.

- Снижение общей заболеваемости учащихся в сравнении с 2 предшествующими годами: отсутствует; составляет 1-2% в год.

- Динамика снижения зрения у учащихся на разных ступенях обучения (1-4, 5-9, 10-11 классы) в сравнении с 2 предшествующими годами: имеет положительную тенденцию; имеет стабильные показатели; имеет отрицательную тенденцию.

- Динамика нарушения осанки у учащихся на разных ступенях обучения (1-4, 5-9, 10-11 кл.) в сравнении с 2 предшествующими годами: имеет положительную тенденцию, имеет стабильные показатели, имеет отрицательную тенденцию.

- проведение школьных олимпиад - 100%

- участие образовательных учреждений в городских олимпиадах - 100%

- количество участников городских, областных олимпиад, конкурсов, соревнований не ниже уровня предыдущего учебного года (2005-2006 уч.г.);

- увеличение числа победителей и призеров городских, областных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований по сравнению с 2005-2006 учебным годом;

- количество участников и призеров международных олимпиад, конкурсов, соревнований не ниже уровня прошлого года.

- Наличие проекта или программы в образовательном учреждении "Воспитание юного кировчанина";

- Участие школ или детей в городских, областных, региональных, всероссийских конкурсах не ниже уровня предыдущего года;

- Реализация социально-значимых проектов в образовательном учреждении, микрорайоне, городе (помощь ветеранам, детскому дому, благоустройство памятных мест и др.);

- Снижение случаев правонарушений и преступлений среди учащихся класса в сравнении с предыдущим годом;

- Снижение случаев уклонения от учебы без уважительных причин в сравнении с предыдущим годом.

- Оснащение персональным компьютером рабочего места каждого сотрудника управления образования;

- Оснащение персональным компьютером каждого рабочего места руководителя образовательного учреждения;

- Установка и настройка автоматизированной информационно-аналитической программы "Директор";

8.     

Сроки и этапы реализации программы

Январь 2007 г. - декабрь 2007 г.

9.     

Перечень подпрограмм

Проекты как механизм реализации Программы:

-     "Здоровье"

-     "Одаренные дети"

-     "Воспитание юного кировчанина"

- "Информационно-аналитическая система управления образованием"

10.     

Объемы и источники финансирования программ

Бюджет муниципального образования "Город Киров"

11.     

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Будут созданы условия для развития творческого потенциала одаренных детей, сохранения их здоровья, воспитания юных кировчан, внедрения информационных технологий в управление образованием.


II . Состояние системы образования муниципального образования "Город Киров".
Цели, задачи, ожидаемый результат, форма реализации Комплексно-целевой программы
развития системы образования муниципального образования "Город Киров"


Образовательная система города развивается как единое адаптивное пространство, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей населения. Единство системы обеспечивается координацией действий всех образовательных учреждений, управления образования, его структурных подразделений для достижения целей образования, которые определены и реализуются через перспективную программу развития образования.

          Сеть образовательных учреждений на начало учебного года состоит из 123 дошкольных образовательных учреждений, 77 общеобразовательных школ и 15 учреждений дополнительного образования. В дошкольных учреждениях сохранилась тенденция к увеличению контингента, а в школах - к его сокращению.


С положительными оценками ежегодно завершают учебный год более 93% обучающихся, с повышенными оценками - более 44%, с золотыми и серебряными медалями окончили школу в 2005-2006 уч.году 285 выпускников 11 классов. Растет количество учащихся, заканчивающих основную и среднюю школу без троек. Сокращается отсев детей из школ до получения основн

ого общего образования, идет уменьшение числа учащихся не посещающих школу. Три года выпускники школ успешно проходят итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена.

Продолжает развиваться вариативное образование. В городе третью часть школ составляют инновационные образовательные учреждения, где около 300 классов реализуют программы повышенного уровня обучения. С 2005-2006 учебного года во всех школах введена предпрофильная подготовка школьников, а с 2006-2007 года будет открыто 27 профильных классов в 14 школах. Демографическая ситуация требует дальнейшего реструктуризации школ, направленной на более полное удовлетворение образовательных потребностей населения и обеспечения доступности образования. Однако качество образования по-прежнему остается одним из важнейших приоритетов развития образования в городе, так как оно рассматривается как степень удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и зависит от адекватности условиям среды типа и вида образовательного учреждения, форм и методов обучения, образовательных возможностей учащихся.

В настоящее время многие образовательные учреждения города включились в творческий поиск и осмысление инноваций в образовании и педагогической деятельности. В течение 3-х лет действовали 2 экспериментальные площадки, 13 инновационных проектов на базе образовательных учреждений. Педагогическими коллективами в ходе исследовательской, экспериментальной деятельности наработать материал по здоровьесберегающим технологиям по предупреждению наркомании, токсикомании и алкоголизма среди подростков и разработаны рекомендации для педагогических работников школ города. В настоящее время стоит задача выпустить сборники с рекомендациями, что требует дополнительного финансирования.

Охват детей от 1 до 7 лет бесплатным дошкольным образованием остается постоянным и в течение последних трех лет, составляет 85,5%. Это значительно выше среднего показателя по России (52%).

Городские олимпиады проводятся по 23 предметам, в которых принимают участие более 10 тысяч школьников. Победителями и призерами ежегодно становятся более 400 учащихся. В региональных предметных олимпиадах кировские школьники занимают около 60% всех призовых мест. Около 40 школьников г.Кирова ежегодно уверенно занимают призовые места во Всероссийских олимпиадах по различным предметам. Кировские школьники имеют возможность получить стипендии главы администрации города для одаренных детей, а также стипендии от благотворительного фонда "Содружество", управления соцзащиты, управления культуры администрации города. Наряду с вышеперечисленными достижениями кировских школьников в организации работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей имеются существенные недостатки, которые необходимо преодолеть. Это низкий охват детей олимпиадным движением на уровне школы (первый этап). Школьный этап предполагает массовое участие детей в олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. Отсутствие единых подходов, и требований, к проведению городских предметных олимпиад, единых критериев оценки результатов и отбора детей для участия в олимпиадах регионального уровня.

В 15 учреждениях дополнительного образования занимаются более 25 тысяч детей. Система внешкольного образования удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные запросы и потребности детей с разным уровнем общего развития и состояния здоровья. Все большую популярность среди школьников города приобретает научно-социальная программа "Шаг в будущее". Учреждения дополнительного образования, организуя научно-исследовательскую деятельность учащихся, способствуют формированию интегрированной системы "Школа - ВУЗ". 1653 воспитанника учреждений дополнительного образования являются победителями областных, российских и международных фестивалей, выставок, конкурсов. Учреждениями дополнительного образования подготовлено 80 мастеров и кандидатов в мастера спорта.

Образовательный процесс в учреждениях образования ведут 6368 педагогов, из них более тысячи человек награждены ведомственными и государственными наградами, ежегодно присваивается высшая, первая и вторая квалификационные категории, более чем тысяче педагогическим и руководящим работникам.

В городе решаются проблемы совершенствования воспитательного процесса, педагогические коллективы стремятся к созданию оригинальных воспитательных систем. Особое значение уделяется воспитанию детей на примере исторической деятельности вятчан и культурного наследия города. Во многих образовательных учреждениях ведется интенсивный поиск новых педагогичечских средств, которые позволили бы каждому ребенку усвоить нравственные ценности, социальные нормы, способствовали бы его личностному и индивидуальному развитию. Возрастает интерес к развитию сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Педагогические коллективы стремятся создать условия для оказания педагогической поддержки учащимся и их семьям. С этой целью в ряде учреждений введена должность психолога, социального педагога, освобожденного классного воспитателя.

Однако по-прежнему вызывает тревогу увеличение числа учащихся, приобщающихся к курению, употреблению алкоголя, токсических и наркотических веществ, проявляющих негативные формы поведения . Возникает противоречие между ростом образованности, информированности подрастающего поколения и снижением его духовно-нравственной воспитанности.

Несмотря на то, что в образовательных учреждениях активизировалась работа по оздоровлению школьников, складывается определенная система по сохранению и укреплению здоровья детей, улучшения здоровья детей не наблюдается. Об этом свидетельствуют высокие показатели заболеваемости детей и подростков костно-мышечной, эндокринной системы, органов дыхания, нервной системы. Увеличивается число умственного отсталых детей, детей с задержкой психического развития, с ограниченными возможностями здоровья. Важной проблемой остается создание условий в образовательных учреждениях для сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

Управление образования уделяет большое внимание вопросам компьютеризации школ и внедрению как в образовательный процесс так и в управление образованием информационных технологий. По состоянию на начало 2005-2006 учебного года в школах города имеется 1329 компьютеров, в расчете на 32 учащихся приходится 1 компьютер. Осуществляется работа по оснащению автоматизированных рабочих мест руководителя школы, введению в школы и дошкольные образовательные учреждения информационной программы "Директор", и созданию единой городской информационно-аналитической системы управления образованием.

Несмотря на то, что финансирование системы образования составляет 30% городского бюджета, это не позволяет в полной мере укреплять материально-техническую базу образования, обеспечивать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований. Переход на новую схему формирования городского бюджета исключает бюджетное финансирование целого ряда мероприятий, связанных с воспитанием, развитием творчества детей, оздоровлением, компьютеризацией системы образования, не вошедших в перечень бюджетных услуг. Комплексно-целевая программа развития образования позволяет получить целевое финансирование под эти направления деятельности.

Настоящая Комплексно-целевая программа развития муниципальной системы образования "Город Киров" (далее по тексту Программа) - это нормативный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления мероприятий, объединенных одной целью.

Основополагающими документами программы развития образования в г.Кирове служат : Закон Российской Федерации "Об образовании", Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральная программа развития образования, Закон Кировской области "Об образовании в Кировской области", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Целью комплексно-целевой программы развития муниципальной системы образования г.Кирова является создание организационных и содержательных основ для осуществления принципов федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики в области воспитания, оздоровления, подготовки одаренных детей, компьютеризации системы управления образовательными учреждениями.

Программа призвана решить следующие задачи:

- Обеспечить согласованность направлений развития системы образования города в вопросах воспитания детей, сохранения их здоровья, развития творческих способностей, внедрения информационных технологий управления образованием с Национальной доктриной образования, Федеральной и Региональной программами развития образования.

- Повысить роль муниципальной системы образования в жизни города, в воспитании юных кировчан, укреплении их здоровья, рост личностных достижений в образовательной деятельности.

- Создать условия для воспитания граждан Отечества, знающих и уважающих своих земляков, историю и культуру родного края, осознающих себя жителями родного города, ответственными за благополучие и красоту, готовых работать для блага его жителей.

- Создать условия для внедрения информационных технологий в управление системой образования города.

Программа призвана интегрировать усилия всех тех, от кого зависит создание условий для достижения поставленных задач управления образования, Информационно-методического центра, образовательных учреждений. Основной формой их совместной деятельности по разработке и реализации четырех направлений, отраженных в программе является проект. Их четыре:

- "Здоровье",

- "Одаренные дети",

-  "Воспитание юного кировчанина",

- "Информационно-аналитическая система управления образованием".

Проектный подход, как управляющее воздействие, способное привести социокультурный процесс в некоторое заданное состояние, применяется в перспективном планировании управлением образования с 2003 года. Структурно каждый проект в наиболее развернутом виде включает изложение концептуальных идей, организационной структуры проекта, содержания и способов его реализации, ресурсное обеспечение, характеристику ожидаемых результатов и управленческих действий по осуществлению проекта, целевые индикаторы и показатели эффективности результатов Программы.

Комплексно-целевая программа разработана на 1 год, она не предполагает охватить в полном объеме все направления развития системы образования города, а только 4 направления, требующие особо пристального внимания и решения в 2006 году. Программа требует дополнительного бюджетного финансирования, так как мероприятия, составляющие содержание 4 проектов не вошли в перечень бюджетных услуг по отрасли "Образование" на 2007 г. в связи с изменением схемы бюджетного финансирования в г.Кирове и области.

На Программу требуется бюджетное финансирование в размере 11710,3 тыс.рублей на 2007 год.

Успешное решение задач при благоприятной социально-экономической ситуации в городе предполагает достижение следующих результатов реализации программы:

- Будет создана воспитывающая среда в системе образования города.

- Расширится система адресной поддержки одаренным детям.

- Будет снижено количество правонарушений, бродяжничества, уклонений от учёбы.

- Будет создана информационно-аналитическая система управления образованием в городе.

III. Проекты как механизм реализации Комплексно-целевой программы развития системы
образования муниципального образования "Город Киров" на 2007 г.


3.1. Проект "Здоровье"

Назначение проекта связано с продолжением работы по реализации проекта "Здоровье", закончившего работу в 2006 году.

Проект направлен на усиление внимания к охране и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, обеспечению необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для охраны здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях города Кирова, обеспечению единого подхода при реализации программы всеми службами, имеющими отношение к вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков.

Основная идея проекта заключается в улучшении санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений города, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Ожидаемый результат заключается в стабилизации состояния здоровья учащихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»