АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.07.2001 № 223

Об утверждении Программы содействия
занятости населения Кировской области
 на 2001-2003 годы

В целях усиления государственного регулирования ситуации на рынке труда, повышения эффективности активной политики занятости и обеспечения социальной защиты населения Кировской области, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1 (в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ) ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить Программу содействия занятости населения Кировской области на 2001-2003 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Департаментам, комитетам и управлениям администрации области осуществлять свою деятельность с учетом данной Программы. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин A.M.) в соответствии с Соглашениями о намерениях между Минтрудом России и администрацией Кировской области от 11.09.2000 и 26.04.2001 о реализации федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации ежегодно предусматривать в областном бюджете средства, необходимые для реализации активной политики занятости на территории Кировской области, исходя из прогнозируемого объема бюджета по установленным коэффициентам.

3. Рекомендовать администрациям районов и городов области принять дополнительные меры по уменьшению безработицы и содействию занятости населения на своих территориях с учетом их специфики и наличия градообразующих предприятий, по принципу софинансирования принять участие в финансировании активных мер на рынке труда, в первую очередь организации социально значимых видов общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан.

     4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Покручину А.А.

Губернатор Кировской
 области В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Губернатора
Кировской области
от 04.07.2001 № 223


ПРОГРАММА
содействия занятости населения Кировской области на 2001 - 2003 годы


ПАСПОРТ
Программы содействия занятости населения Кировской области на 2001 - 2003 годы

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения Кировской области
на 2001 - 2003 годы

Основание для разработки Программы

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.91 № 1032-1 (в редакции Федерального закона от 07.08.2000 №122-ФЗ) (ст. 14,15), письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.07.2000 № 5016-ММ "О подготовке федеральной целевой и территориальных программ содействия занятости населения", приказ руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области от 27.07.2000 № 81 "О разработке территориальных программ содействия занятости населения на 2001-2003 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, администрация Кировской области

Разработчики и исполнители Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области, департаменты, управления и комитеты администрации области с участием других органов исполнительной власти

Цели и задачи Программы

реализация государственной политики занятости с учетом региональной специфики путем: повышения уровня занятости населения на основе подъема экономики, создания новых рабочих мест в перспективных отраслях, поддержки и развития предпринимательства, развития общественных и временных работ; повышения качества рабочей силы на основе совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров, приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы; сокращения длительной, застойной безработицы; преимущественной поддержки безработных, испытывающих серьезные трудности при самостоятельном поиске работы; обеспечения вариантности поиска работы при сохранении приоритетной роли государственной службы занятости населения; расширения информационного обеспечения реализации политики занятости; финансовой поддержки мероприятий по реализации Программы

Ожидаемые результаты Программы

реализация Программы позволит сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 3 %, ежегодно оказывать содействие в трудоустройстве 70 тыс. человек, в том числе трудоустраивать 33-36 тыс. человек; обеспечивать общественными работами 16-17 тыс. человек; организовывать временную занятость для 18-19 тыс. подростков; направлять на работу вахтовым методом 0,9 тыс. человек; направлять на профобучение 4 тыс. человек; проводить профориентационную работу и работу по психологической поддержке для 76-80 тыс. человек; ежемесячно поддерживать доходы 25 тыс. безработных граждан

Сроки реализации Программы

2001-2003 годы

Объемы и источники финансирования Программы

финансовые затраты на реализацию Программы могут составить: в 2001 году -136,1 млн. рублей, в т.ч. 135,1 млн. рублей из федерального бюджета; в 2002 году соответственно -250,0 и 245,0 млн. рублей; в 2003 году соответственно - 439,2 и 394,3 млн. рублей и бюджета субъекта РФ - 44,9 млн. рублей

Контроль за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство труда и социального развития Российской Федерации, рабочая группа, утвержденная постановлениями Губернатора области от 30.03.99 № 118 и 20.06.2000 № 243, другие органы исполнительной власти Кировской области


     ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.91 № 1032-1, рекомендациями Минтруда России, данными в письмах от 14.06.2000 № 21-21 и от 14.07.2000 № 5016 - MM, а также в соответствии с приказом руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области от 27.07.2000 № 81 "О разработке территориальных программ содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы".

Мероприятия Программы корреспондируют с основными направлениями политики занятости в России, отраженными в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, прогнозом социально-экономического развития Кировской области на 2001 год и на период до 2003 года, с разработанными администрацией области региональными целевыми программами: развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса; развития легкой, текстильной и местной промышленности; поддержки и развития малого предпринимательства; реструктуризации предприятий оборонных отраслей промышленности; развития бытового обслуживания населения; сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов; социальной защиты населения; миграционной программой, а также с Законом Кировской области "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" от 03.11.98 № 64-30 (в редакции Закона Кировской области от 18.02.2000 № 166-30). При разработке Программы учтены предложения, сделанные на заседаниях рабочей группы по контролю за реализацией Программы содействия занятости населения под руководством заместителя Губернатора области Покручиной А.А.

     Программа ориентирована на:
     расширение занятости населения на основе подъема экономики, создания новых рабочих мест в перспективных отраслях, поддержки и развития предпринимательства, развития общественных и временных работ;

оказание содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу; работодателям - в подборе кадров, заполнении вакансий;

повышение качества рабочей силы путем улучшения профориентационной работы среди населения, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров и на этой основе - уменьшение профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;

     сокращение длительной, застойной безработицы;

преимущественную поддержку безработных, испытывающих серьезные трудности при самостоятельном поиске работы.

Программа на 2001 - 2003 годы обеспечивает связь с Программой содействия занятости населения Кировской области на 1999 - 2000 годы, отражает основные направления региональной политики занятости как составной части социально-экономической политики в целом, показывает пути и формы ее реализации.

Реализация Программы осуществляется также через выполнение аналогичных программ, разработанных во всех районах области и в г. Кирове с учетом имеющихся территориально-отраслевых особенностей и финансовых возможностей.

     

     1. Занятость населения и рынок труда в регионе


1.1. Основные факторы, влияющие на занятость населения, изменения в сфере занятости

По оценке специалистов Кировского областного комитета государственной статистики и департамента экономики администрации области, экономика региона постепенно выходит из кризиса. Об этом свидетельствуют отмеченный в течение 1999 года и девяти месяцев 2000 года рост производства в большинстве отраслей промышленности, улучшение финансового состояния предприятий и перераспределение доходов в пользу реального сектора экономики, тенденция к нормализации денежных расчетов между предприятиями, укрепление их инвестиционного потенциала, значительное увеличение поступлений в областной и местные бюджеты.

Действие этих факторов оказало положительное влияние на сферу занятости населения:

1.1.1. Растет экономическая активность населения (если на начало 1999 года численность экономически активного населения, по данным органов статистики, составляла 771,0 тыс. человек, а на начало 2000 года - 800,5 тыс. человек, то на начало 2001 года- 859,0 тыс. человек).

1.1.2. Уменьшились объемы высвобождения работников в связи с сокращением штатов и ликвидацией предприятий, организаций и учреждений (если в 1998 году было сокращено 8,9 тыс. человек, то в 1999 году - 6,1 тыс. человек, в 2000 году - 5,0 тыс. человек).

1.1.3. Снизилась численность работников, работающих в режиме неполной занятости (если в 1998 году в отпусках по инициативе администрации побывало 70,8 тыс. человек, то в 1999 году - 45,0 тыс. человек, в 2000 году - 34,4 тыс. человек; если в режиме неполного рабочего времени на 01.01.98 работало 41,7 тыс. человек, на 01.01.99 - 53,9 тыс. человек, на 01.01.2000 - 32,7 тыс. человек, то на 01.01.2001 - 18,6 тыс. человек).

1.1.4. Увеличилось количество вакансий (если на 01.01.98 в службе занятости насчитывалось 3,3 тыс. вакансий, то на 01.01.99 -2,6 тыс., на 01.01.2000 - 4,7 тыс., на 01.01.2001-6,3тыс.).

1.1.5. Нарастают объемы трудоустройства на предприятиях области (если на крупных и средних предприятиях области в течение 1998 года было принято на работу 116,9 тыс. человек, то в 1999 году - 126,5 тыс. человек, в 2000 году - 134,3 тыс. человек).

1.1.6. В 1999 году впервые с 1996 года отмечен рост численности занятых в экономике области. Их численность с учетом лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, составила в 1999 году 748,9 тыс. среднегодовых работников (в 1998 году - 682,4 тыс. человек без учета занятых в личном подсобном хозяйстве). В 1 полугодии 2000 года численность занятых в экономике продолжает увеличиваться в основном на предприятиях промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, но несколько уменьшается на предприятиях торговли, кредитования и финансов.

1.1.7. Продолжается перераспределение работающих по формам собственности в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики (если в 1999 году в государственном секторе экономики было занято 37% всей численности работающих, то в 2000 году оценочно - 37,3 %). В результате институциональных изменений государство перестало быть не только единственным, но и преобладающим работодателем.

1.1.8. Значительно сократилась численность безработных, зарегистрированных органами службы занятости населения (в течение 1998 года их численность уменьшилась на 8,6 тыс. человек, или на 17%, в 1999 году - на 13,1 тыс. человек, или на 32%, в 2000 году - еще на 1,8 тыс. человек, или на 6%): если на 01.01.98 на учете в службе занятости находилось 49,8 тыс. человек (6,4% экономически активного населения), то на 01.01.99 соответственно 41,2 тыс. человек (5,3%), на 01.01.2000 - 28,1 тыс. человек (3,6%), на 01.01.2001 - 26,3 тыс. человек (3,1%).

Вместе с тем проблема безработицы в регионе стоит достаточно остро. Ее официальный уровень (3,1%) превышает среднероссийский (1,3%) более чем в 2 раза и является самым высоким в Приволжском федеральном округе.

Остается высоким коэффициент напряженности (на 1 вакансию, заявленную в службу занятости населения, на 01.01.2001 претендовало 6 человек из числа незанятых, ищущих работу граждан, тогда как в среднем по России - 1,3 человека).

Предложение рабочей силы не соответствует спросу (на 1 вакансию, заявленную для рабочих, претендует 6 рабочих, стоящих на учете в службе занятости, на 1 вакансию для служащих - 3 безработных служащих), при этом соотношение предложения и спроса по отдельным профессиям составляет: социальный работник 1:23, продавец 1:23, секретарь-машинистка 1:19, бухгалтер 1:13, воспитатель 1:7,5, экономист 1:7. Несоответствие между спросом и предложением, касающееся и управленческих кадров, продолжает углубляться, поскольку многие учебные заведения Кировской области продолжают обучать молодежь именно по тем профессиям и специальностям, которые являются невостребованными на рынке труда.

Продолжает увеличиваться доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой в результате изношенности основных производственных фондов в основных отраслях экономики.

Сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров.

Отмечается рост безработицы в сельской местности, основной причиной которого является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформ резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве малопривлекателен, особенно для молодежи, поэтому в составе сельских безработных молодежь составляет около 42%.

1.2. Состав безработных, зарегистрированных в службе занятости населения. Распределение безработицы по территориям

Как показывают данные службы занятости, в составе безработных остается высокой доля женщин (64,0%), молодежи (37,4%), инвалидов (5,0%), граждан, длительное время не работающих (15,2%), выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений (6,8%), граждан, не имеющих профессии (8,3%), безработных, состоящих на учете год и более года (13,2%), продолжительность безработицы составляет 6,5 месяцев.

Ухудшение качественного состава безработных и в связи с этим снижение уровня конкурентоспособности граждан обострили проблему заполнения вакансий, поступающих в службу занятости, углубили несоответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением в профессионально - квалификационном разрезе.

По этой причине (несоответствие претендующих на свободные рабочие места требованиям, предъявляемым к претендентам по уровню квалификации) около 20% вакансий, поступающих в службу занятости, не заполняются длительное (год и более года) время.

Особенно остро все аспекты проблемы безработицы проявились в тех районах области, экономика которых представлена в основном монопроизводством или предприятиями "кризисных" отраслей (сельское хозяйство, легкая, топливная и местная промышленность, промышленность строительных материалов). К ним относятся Шабалинский. Афанасьевский, Кильмезский, Нагорский, Свечинский, Мурашинский, Тужинский, Верхошижемский, Малмыжский, Нолинский, Санчурский, Яранский, Верхнекамский, Лебяжский районы, где уровень официальной безработицы превышает среднеобластной в 2 и более раз. 24 населенных пункта Кировской области, имеющих высокий уровень безработицы, включены в общероссийский перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой производства и напряженной ситуацией на рынке труда. По отношению к ним министерствам и ведомствам, имеющим предприятия на данных территориях, рекомендовано разрабатывать и осуществлять специальные меры по повышению занятости населения, включая и развитие внутриотраслевой кооперации. Самый низкий уровень безработицы зафиксирован на 01.10.2000 в г. Кирове (1,0%), Фаленском (1,9%), Подосиновском и Слободском (2,6%), Зуевском, Сунском и Уржумском (2,8%) районах.

2. Перспективы развития экономики региона. Прогноз рынка труда

     
     2.1. Прогноз развития экономики и занятости населения


Как показывают прогнозные расчеты департамента экономики администрации области, положительная динамика, сложившаяся в предыдущем периоде, сохранится и в 2001-2003 годах.

Объемы промышленного производства в 2003 году по отношению к 1999 году должны возрасти на 35%. Наиболее высокие темпы роста прогнозируются в топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности, металлургии. Остальные отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт будут наращивать объемы производства невысокими темпами.

Производство услуг, объемы торгового оборота, вероятнее всего, сохранят достигнутый уровень из-за невысокой покупательной способности населения. Дополнительный импульс в развитии получит малое предпринимательство. В этой сфере объемы производства увеличатся на 23-25%, численность занятых может составить более 50 тыс. человек против 34 тыс. в 1999 году.

Намечаемый на 2001-2003 годы рост производства в основных отраслях экономики области должен привести к дальнейшему увеличению занятости населения.

По прогнозу департамента экономики администрации области и комитета по труду администрации области, численность занятых в экономике к 2003 году может составить 752-760 тыс. человек в среднегодовом исчислении против 748,9 тыс. человек в 1999 году.

Особенно заметно численность занятых увеличится в промышленности (за счет работающих по договорам гражданско-правового характера).

Заметное увеличение численности занятых произойдет на предприятиях лесопромышленного комплекса благодаря мерам, предпринятым администрацией области, по развитию производства: на открытом акционерном обществе "Нововятский ЛПК", где дополнительно будет создано 240 рабочих мест с численностью занятых на них 356 человек, на открытом акционерном обществе "Полеко" - 106 рабочих мест для 146 человек, на открытом акционерном обществе "Фанерный комбинат "Красный якорь" -200 рабочих мест для 400 человек.

Кроме того, к числу занятых в экономике в 2001 году будет отнесено 58,2 тыс. человек, работающих в личном подсобном хозяйстве, в 2002 и 2003 году соответственно 60,2 и 61,0 тыс. человек.

В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике.

Эти и другие факторы заметно изменят ситуацию с занятостью населения, но еще не решат в рассматриваемом периоде проблему безработицы.

Общая численность безработных (зарегистрированных и незарегистрированных в службе занятости) в соответствии с приложением 1 может составить в 2001 году 70,0 тыс. человек в среднегодовом исчислении (8,3% экономически активного населения), в т.ч. 26,0 тыс. человек (3,1%), зарегистрированных в органах службы занятости, в 2002 году соответственно 69,0 тыс. человек (8,1%) и 26,0 тыс. человек (3,1%), в 2003 году - 68,0 тыс. человек (8,0%) и 26,0 тыс. человек (3,1%).

2.2. Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда

Как и в предыдущие годы, предложение рабочей силы на рынке труда и спрос на нее не будут соответствовать друг другу ни по величине, ни по структуре.

Предложение превысит спрос в 2001 году на 34,9 тыс. человек, в 2002 году - на 29,3 тыс. человек, в 2003 году - на 22,2 тыс. человек.

На величину предложения оказывают и будут продолжать оказывать влияние:

демографические факторы (численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, по-прежнему будет превышать численность граждан, выходящих за его пределы, что приведет, несмотря на естественную убыль населения, к росту численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, к росту численности трудовых ресурсов); усилившееся в последние годы движение рабочей силы (численность лиц, уволившихся с прежнего места работы по собственному желанию, в 2003 году может составить 90 тыс. человек против 83,9 тыс. в 1999 году); возросшее количество выпускников учебных заведений (их численность может увеличиться с 14,0 тыс. в 1999 году до 32,6 тыс. в 2003 году); значительное количество безработных, в составе которых много женщин, молодежи, инвалидов.

Соответственно, в структуре предложения возрастет доля названных выше категорий граждан, причем в составе увольняющихся по собственному желанию возрастет удельный вес имеющих низкую заработную плату работников отраслей, находящихся в кризисном состоянии (сельское хозяйство, социальная сфера), а в составе безработных, представляющих регистрируемую службой занятости часть предложения рабочей силы, возрастет доля низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан.

Величина спроса на рабочую силу, как уже отмечалось выше, будет увеличиваться благодаря оживлению в экономике, прежде всего в тех отраслях и на тех территориях, где разработаны и реализуются целевые комплексные программы их развития (лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, предприятия оборонного комплекса, сфера бытового обслуживания, малый бизнес, легкая и топливная промышленность), а также в отраслях торговли, транспорта, связи, в отраслях производственной инфраструктуры и инфраструктуры рынка.

Эти тенденции в формировании спроса соответствующим образом повлияют на его структуру. Причем, как показало обследование предприятий области, проведенное комитетом по труду администрации области совместно с Департаментом ФГСЗН по Кировской области, по выявлению перспективной потребности в кадрах, в общем объеме спроса будет преобладать спрос на квалифицированных рабочих (в промышленности - на станочников широкого профиля (24% потребности), слесарей-ремонтников (10% потребности); в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности - на станочников деревообрабатывающих станков (77% потребности); в сельском хозяйстве - на трактористов-машинистов (35% потребности), водителей (8% потребности); в лесном хозяйстве - на стропальщиков (29% потребности), трактористов (12% потребности), машинистов трелевочной машины (8% потребности); в оборонной промышленности - на шлифовщиков, токарей (20% потребности), фрезеровщиков и литейщиков (19% потребности). В структуре спроса на специалистов с высшим и средним образованием в промышленности будут преобладать специалисты, имеющие инженерные специальности (68% спроса), в том числе: инженеры-механики, инженеры-химики (11% спроса), инженеры-энергетики (10% спроса), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - инженеры по лесовосстановлению (18% спроса), технологи по деревообработке (17% спроса). При этом значительная часть перспективной потребности в кадрах связана с потребностью предприятий осуществлять замену специалистов, выбывающих с предприятий по возрасту (большинство предприятий "старых" отраслей в составе инженерно-технических работников имеют до 60% лиц предпенсионного и пенсионного возраста).

В связи с этим перед областью остро встает проблема подготовки кадров, включая восстановление соответствующей системы на предприятиях, а также регулирования образовательных услуг в соответствии с выявленным спросом на рабочую силу и проблема закрепления молодых специалистов - выпускников учебных заведений на предприятиях, испытывающих острую потребность в соответствующих кадрах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»