АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.01.2001 № 23

О Концепции аграрной политики
Кировской области на 2001-2003 годы

В целях определения основных направлений деятельности органов государственной власти области, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по формированию организационно-экономических условий, необходимых для повышения эффективности и  устойчивости  агропромышленного  производства  области, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию аграрной политики Кировской области на 2001-2003 годы. Прилагается.

1.2. Комплексный план организационных мероприятий и подготовки основных нормативных документов по   реализации Концепции аграрной политики Кировской области на 2001-2003 годы. Прилагается.

2. Структурным подразделениям администрации области обеспечить выполнение комплексного плана организационных мероприятий и подготовки основных нормативных документов по реализации Концепции аграрной политики Кировской области на 2001-2003 годы.

3. Рекомендовать главам администраций районов области и г.Кирова разработать на основе настоящей Концепции аграрной политики Кировской области на 2001-2003 годы программы развития предприятий агропромышленного комплекса  соответствующих административно-территориальных образований на среднесрочную перспектив).

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области Логинова А.П.

Губернатора Кировской
 области В.Н. Сергеенков

     
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Губернатора
 Кировской области
от 25.01.2001 № 23


КОНЦЕПЦИЯ
АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ

Введение

Агропромышленный комплекс (АПК) области в настоящее время переживает сложный процесс встраивания в рыночную систему производственных отношений. Происходящие в нем институциональные и структурные преобразования имеют глубинный характер и затрагивают  фундаментальные  основы  общественного  способа производства.

Вызванные этими изменениями новые экономические отношения сложны и порой противоречивы. В этих условиях коренным образом меняется роль органов государственной власти в управлении экономикой и характер взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Создаются новые, присущие рыночной экономике институты общественных отношений.

Однако вследствие крупных просчетов в стратегии и тактике проводимой в стране экономической реформы, поспешности, а зачастую и ошибочности определения приоритетов в проведении аграрных преобразований сложились серьёзные диспропорции в АПК области, произошёл    глубокий    спад    производства,    большинством сельскохозяйственных товаропроизводителей утрачена финансовая устойчивость, ухудшилось качество жизни сельского населения.

В  рамках  концепции  социально-экономического  развития Кировской области на 1997-2000 годы администрацией области осуществлен комплекс мер по стабилизации агропромышленного производства, что позволило в последние три года существенно замедлить среднегодовые темпы сокращения поголовья скота, производства основных видов продукции, а в некоторых отраслях наметилась тенденция к росту производства.

Вместе с тем остаётся большой круг нерешённых проблем, которые не позволяют перейти к экономическому росту. Настоящая Концепция аграрной политики Кировской области на 2001-2003 годы (далее - Концепция) имеет своей целью выработку на среднесрочную перспективу основных направлений деятельности органов государственной власти области, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК по формированию необходимых организационно-экономических условий для повышения эффективности и устойчивости агропромышленного производства и на этой основе насыщения рынка продовольствием, улучшения основных социальных параметров жизни на селе.

1. Оценка современного состояния агропромышленного комплекса области

Состояние  агропромышленного  комплекса  области,  и  в особенности сельскохозяйственного производства, характеризуется как крайне неустойчивое и определяется тем, что:

пахотные   земли   области,   имеющие   слабую   степень окультуренности и низкий уровень естественного плодородия, на протяжении семи и более лет не получают органических и минеральных удобрений в  объёмах, достаточных для роста урожайности сельскохозяйственных культур. В полевых севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ: 73% пашни занимают кислые почвы, 22% - с низким содержанием обменного калия, 37% - с содержанием гумуса ниже 2%. Прекращена мелиорация земель;

продолжается сокращение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства. Износ их активной части превышает 80%. Нагрузка на физический трактор выше нормы в 1,6 раза, на зерноуборочный комбайн - почти в 2 раза. Обеспеченность кормоуборочной техникой находится на критическом уровне. Именно поэтому при значительном снижении поголовья скота обеспеченность его грубыми и сочными кормами остаётся на низком уровне. За год обновляется не более 2 % основных фондов, выбытие их в 6 раз опережает ввод;

снижается генетический потенциал поголовья скота. Остаются нерешенными проблемы устойчивой кормовой базы крупных животноводческих   комплексов   и   птицефабрик.   Изношенное внутрифермское оборудование не позволяет производить качественную продукцию, а во многих хозяйствах не соответствует требованиям физиологии животных и даже представляет угрозу их здоровью;

сокращается численность работающих в сельском хозяйстве, ухудшается  их кадровый  состав,  особенно руководителей  и специалистов. В сельской местности показатели брачности, рождаемости остаются ниже, а смертности и естественной убыли населения соответственно выше, чем в городской местности. Происходит социально опасное увеличение бедности и спад потребления продовольствия. Уровень заработной платы в сельхозпредприятиях в два раза ниже, чем в среднем по области;

несмотря на рост прибыльности сельского хозяйства в 1999 году, финансовое состояние сельхозпредприятий продолжает ухудшаться.

Кредиторская задолженность растет и составляет уже 70% годовой выручки от реализации продукции и услуг. Полученная прибыль, как правило, используется на пополнение оборотных средств, так как цены на потребляемые материальные ресурсы растут в опережающем темпе по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию;

государственная поддержка агропромышленного производства области из федерального центра незначительна. Увеличенный в четыре раза за последние три года размер помощи селу, оказываемой из областного бюджета, также девальвирован ростом цен на топливно-энергетические и материально-технические ресурсы;

за годы реформ не отработан эффективный механизм льготного кредитования села. Объёмы предоставляемых кредитов крайне недостаточны. Долгосрочное кредитование практически отсутствует;

разрушены внутри- и межотраслевые хозяйственные связи, агросервисные услуги не востребованы, не создана эффективная рыночная система продвижения сельхозпродукции к потребителю;

институциональные преобразования и     реформа земельных отношений не привели к ожидавшемуся росту мотивации труда, медленно     идет     интеграция     сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, агросервисных предприятий и торговли, сдерживается развитие кооперации;

снижается уровень социального развития села, который и в доперестроечный период был ниже  общепринятых городских стандартов. С передачей на баланс муниципальных образований объектов социальной сферы сокращается сеть детских дошкольных учреждений, клубов, домов культуры, сельских больниц, предприятий розничной торговли, бытового обслуживания населения.

Все эти и другие негативные процессы привели за период с 1991 года к снижению на 28% посевных площадей, почти вдвое уменьшено поголовье скота. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства сократился во всех категориях хозяйств на 25% ,в том числе в основном товарном секторе - сельхозпредприятиях - на 50%. В личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) населения  также происходит в последние годы сокращение производства.

В силу этих причин имеющийся производственный потенциал предприятий  по  переработке  сельскохозяйственной  продукции используется менее чем на 50%. Технический уровень многих предприятий не отвечает современным требованиям, лишь 14% активной части производственных фондов соответствует мировому уровню, а 80% подлежит модернизации или замене. Более 50% трудоёмких операций на предприятиях,   перерабатывающих   сельскохозяйственное   сырьё, выполняется вручную. Всё это сказывается на объёмах, ассортименте и качестве выпускаемой продукции.

Для преодоления аграрного кризиса органами государственной власти области и местного самоуправления в последние годы предпринят ряд мер. В их числе:

увеличение    государственной    поддержки    сельхозтоваро-производителей;

расширение товарного кредитования сезонных затрат поставками удобрений, горюче-смазочных материалов и других ресурсов;

усиление государственного регулирования продовольственного рынка,  формирование его  инфраструктуры,  совершенствование ценообразования;

упорядочение внутриотраслевых взаимоотношений в АПК, реформирование сферы агросервиса, создание машинно-технологических станций;

ускорение   аграрных   преобразований,   направленных   на совершенствование структуры агропромышленного производства, развитие кооперации и создание интегрированных формирований, включающих весь технологический цикл "от поля до прилавка".

Необходимо отметить, что не все из перечисленных мер до конца реализованы или самодостаточны. Поэтому наметившиеся позитивные изменения в экономике АПК области имеют пока слабовыраженный, по большей части локальный характер.

2. Цели и приоритеты аграрной политики Кировской области на среднесрочный период

Целью концепции развития АПК области на период до 2003 года является   определение   основных   направлений   формирования эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего   насыщение   рынка   области   качественным продовольствием. Необходимым условием и следствием такого развития должно стать выравнивание доходов, других социальных параметров и условий жизни сельского населения с соответствующими показателями в среднем по области.

Исходя из сложившегося положения в АПК области, накопленною опыта аграрных преобразований и применения мер государственного воздействия на происходящие в нем процессы на предстоящий четырехлетний период, можно выделить следующие приоритеты:

отраслевые   -   повышение  устойчивости   и   наращивание производства сельскохозяйственной продукции на основе развития зернового хозяйства, увеличения производства растительного белка для нужд животноводства, опережающего развития свиноводства и птицеводства, восстановления поголовья скота, поддержки личных подсобных хозяйств населения;

экономические - совершенствование системы и увеличение размеров финансовой поддержки агропромышленного производства из областного бюджета, усиление регулирования внутриотраслевых экономических   отношений   в   АПК,   авансирование   закупок сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд через развитие форм товарного кредитования сезонных затрат, меры финансового оздоровления предприятий;

инвестиционные    -    вложения    в    базовые    сферы сельскохозяйственного    производства:    селекционную    работу, семеноводство, племенное дело, зерновое хозяйство, приоритетные научные исследования, техническое переоснащение на основе развития лизинга, организация инфраструктуры продовольственного рынка, поддержание социальной сферы;

институциональные - формирование многоукладной экономики аграрного сектора, основу которой будет составлять среднее и крупное товарное производство преимущественно кооперативного типа, упорядочение системы и функций государственного управления, развитие различных форм хозяйственного управления;

социальные - формирование уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не ниже среднего по экономике области, поддержка   сельскохозяйственных   образовательных   учреждений, усиление социальных гарантий руководителям сельхозпредприятий, расширение жилищного строительства с целью закрепления кадров на селе.

3. Совершенствование структуры агропромышленного производства и основные параметры его развития

Восстановление сельского хозяйства области на начальном этапе будет происходить в крайне сложных экономических условиях и определяться темпами финансового оздоровления,  мерами по техническому    перевооружению,    уровнем    и    структурой платежеспособного  спроса населения, потребностями в  сырье перерабатывающей промышленности.

С другой стороны, наличие и структура сельскохозяйственных угодий, природно-климатические условия, сложившаяся специализация (мясо-молочное животноводство с развитым зерновым хозяйством) с соответствующей структурой основных фондов, кадровый и научный потенциал диктуют необходимость развития тех традиционных направлений, реализация которых может обеспечить в ближайшие четыре  года  подъём  производства  в  целом  и  улучшение продовольственного обеспечения населения области.

В земледелии необходима система организационных мероприятий, направленных на прекращение необоснованного выбытия пашни из сельскохозяйственного   оборота.   Для   упорядочения   вопросов землепользования  следует  провести  новое  внутрихозяйственное землеустройство с элементами адаптивно-ландшафтного земледелия, закрепляющего обоснованное соотношение леса, луга и пашни в соответствующих агроклиматических зонах,  с учётом  степени эрозированности почв и уровня эрозионной опасности. Повышению эффективности использования земель будет служить проведение государственной кадастровой оценки всех категорий земель области.

За основу прогнозируемого на 2003 год роста производства растениеводческой продукции на 47% по сравнению с 1999 годом берется сохранение и незначительное увеличение применения средств химизации и поддержание почвенного плодородия в основном за счёт биологических факторов, и прежде всего многолетних бобовых трав. Для этого необходимо довести их ежегодный подсев на площади не менее 15% имеющейся пашни, в том числе на 3% пашни производить закладку семенников.

В задачу зернового хозяйства входит полное и гарантированное обеспечение потребности в продовольственном зерне ржи, гороха, крупяных культур местного производства, пивоваренного ячменя и наращивание валовых сборов кормового зерна для восстановления животноводства.

Минимальная потребность в зерне на конец прогнозируемого периода составляет 1,1 млн.тонн. В структуре посевных площадей зерновых культур озимая рожь занимает оптимальную долю - 35%. Некоторое ограничение следует предпринять по расширению площадей под яровой пшеницей и существенно (до 10% в южной и 5% в центральной зоне) увеличить площади под зернобобовыми культурами.

В этих целях в предстоящие годы нужно восстановить систему семеноводства зерновых и зернобобовых культур на основе развития специализированных семенных заводов на промышленной основе, с применением технологий, отвечающих современным требованиям мирового уровня.

В производстве картофеля за последнее десятилетие произошёл существенный сдвиг в сторону ЛПХ населения, доля которых возросла до 93%. Существующие объёмы производства (730 тыс.тонн) соответствуют ёмкости рынка. По мере роста доходов населения возможно развитие обратного процесса, т.е. наращивание площадей посадок картофеля в крупнотоварном секторе, но основная задача данного сектора в ближайшие годы - сохранить систему семеноводства и организовать обеспечение ЛПХ населения сортовым картофелем.

Среди важных направлений, пользующихся государственной поддержкой, должны остаться: льноводство, программа развития которого предусматривает увеличение до 10 тыс.га посевных площадей льна и производство 4,0-4,5 тыс.тонн льноволокна; расширение до 10,0 тыс.га посевов рапса масличного как одной из основных составляющих решения проблемы увеличения производства растительного белка.

Рынок овощной продукции находится в равновесном состоянии, главным образом за счёт наращивания объемов производства овощей в ЛПХ населения, на долю которых приходится 92%. Крупные производители   овощей   ЗАО   племзавод   "Красногорский"   и сельхозпредприятие ЗАО "Чепецкое" значительную часть овощей могут поставлять в другие регионы Российской Федерации. Но для повышения эффективности производства овощей закрытого грунта   необходимо провести в этих предприятиях реконструкцию тепличного хозяйства с применением новых прогрессивных   технологий. Соответствующая программа разработана и утверждена Губернатором области.

Приоритетным направлением в производстве растениеводческой продукции должно стать улучшение её потребительских свойств, организация углубленной переработки, применение комплексных безотходных технологий и на этой основе сокращение потерь, повышение товарности и эффективности земледелия в целом.

Главной задачей в кормопроизводстве    на предстоящий четырехлетний период остаётся повышение обеспеченности кормами всех видов скота за счёт совершенствования структуры кормовых культур на пашне, более полного и рационального использования лугопастбищных угодий, уменьшения потерь при заготовке и хранении.

В этих целях необходимо продолжить более интенсивное освоение новых перспективных кормовых культур, таких, как козлятник восточный, лядвенец рогатый и другие. Программным направлением должно стать создание долголетних культурных пастбищ, увеличение производства растительного белка на основе расширения посевов зернобобовых культур, рапса, широкого внедрения зерносенажной технологии с включением зернобобовых компонентов.

Насущной потребностью стало скорейшее пополнение парка кормозаготовительной     техники     новыми     всепогодными кормоуборочными комплексами. Только на основе новейших технологий,   соответствующих   мировому   уровню,   возможно кардинальное снижение потерь, повышение качества и питательной ценности объёмистых кормов.

В животноводстве, отличающемся большей инерционностью и длительностью воспроизводственных циклов, предстоит осуществить сложный переход к стабилизации поголовья скота и увеличению производства животноводческой продукции на основе интенсификации отрасли. Предусматривается рост производства по сравнению с базовым 1999 годом на 7-8%.

Обязательным условием достижения намеченных показателей является оптимизация соотношения размеров животноводства и кормовой базы, с тем чтобы поддерживать уровень и тип кормления всех видов животных, необходимый для более полной реализации созданного генетического потенциала продуктивности.

В условиях, когда дальнейший рост закупочных цен на продукцию животноводства  сдерживается  ограниченным  платежеспособным спросом населения, для повышения эффективности отрасли большое значение имеет наращивание объемов производства за счет роста продуктивности животных в летний пастбищный период. В этих целях необходимо  осуществить  специальную  программу  "Пастбище", предусматривающую организацию культурного пастбищного хозяйства с продуктивностью не менее 50-60 ц.к.ед на площади 45,0 тыс.га.

Требует целенаправленной государственной поддержки укрепление кормовой базы крупных животноводческих комплексов и птицефабрик. Посредством объединения усилий зернопроизводящих хозяйств, предприятий комбикормовой, микробиологической промышленности, научного потенциала нужно создавать в области интегрированные формирования, способные производить высококачественные, доступные по цене комбикорма.

Необходимо восстановить утраченные позиции и продолжить совершенствование племенного дела в следующих направлениях:

более широко использовать искусственное осеменение (маточного поголовья крупного рогатого скота не менее 75%) как основной метод улучшения стад разводимых в области пород сельскохозяйственных животных;

продолжить совершенствование пород и улучшение продуктивных качеств скота за счет увеличения использования быков-улучшателей и хряков, оцененных по качеству потомства. Для этого необходимо расширить проверку производителей по качеству потомства;

обеспечить сохранение находящихся под угрозой исчезновения местных пород крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов;

повысить  эффективность  производственного  использования маточного поголовья (сокращение сервис-периода, увеличение выхода молодняка, снижение продолжительности сухостойного периода и т.д.).

Внедрение в практику работы племенной службы компьютеризации и создание единой областной информационной сети и базы данных должно оказать существенное воздействие на улучшение племенного учета и постановки племенного дела в целом.

В этих же целях ставится задача иметь в каждом хозяйстве с поголовьем коров не менее 300 голов зоотехника-селекционера, а в районах с развитым животноводством - специалиста по племенному делу в штате районных управлений сельского хозяйства.

В молочном скотоводстве будет продолжен процесс концентрации высокопродуктивных стад в зонах молочного пояса областного центра и крупных городов областного подчинения, с тем чтобы минимизировать транспортные  издержки  предприятий  переработки,  обеспечить круглогодовое снабжение населения качественной цельномолочной продукцией.

В отдаленных малонаселенных районах с большими площадями естественных кормовых угодий, низким потенциалом продуктивности коров целесообразно ускоренное развитие мясного скотоводства с учетом необходимости строгого соблюдения требований технологии. Низкоконцентратный тип кормления в сочетании с элементами ресурсо-и энергосберегающих технологий позволит значительно повысить эффективность отрасли.

Приоритетным направлением должна стать организационно-экономическая   и   финансовая   поддержка   развития   крупных свиноводческих комплексов и птицефабрик как основного источника быстрого наращивания мясных ресурсов области, в том числе и через обеспечение молодняком ЛПХ населения.

Одним из способов такой поддержки может быть выделение из областного   бюджета   компенсации   стоимости   комбикормов, стимулирующее также развитие интеграционных  процессов с предприятиями комбикормовой промышленности и зернопроизводящими хозяйствами.

         В овцеводстве и кролиководстве стоит задача сохранения разводимых пород с целью обеспечения племенным молодняком ЛПХ населения, а в более отдаленной перспективе - и восстановление этих отраслей   в   крупнотоварном   секторе   при   соответствующих экономических условиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»