АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09.12.2000 № 461

Об утверждении
Программы информатизации образования Кировской области
 на 2001-2005 годы

Для внедрения и использования новых информационных технологий в системе образования области ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить  Программу информатизации образования  Кировской области на 2001-2005 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А.М) и главам администраций районов и городов области предусматривать ежегодное выделение средств на выполнение Программы.

3. Департаменту образования администрации области (Чурин А.М) в целях реализации Программы создать в 2001 году Центр информационных технологий как самостоятельное структурное подразделение в системе образования области.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Покручину А. А.

Губернатор Кировской
 области В.Н. Сергеенков


Утверждена
 Постановлением Губернатора
 Кировской области
 от 09.12.2000 № 461


ПРОГРАММА
информатизации образования Кировской области
на 2001-2005 годы

1. ВВЕДЕНИЕ

Программа информатизации образования Кировской области на 2001 - 2005 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1 (в редакции федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 №144 - ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ), федеральным законом об "Утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 № 51-ФЗ. Разработчик Программы - Совет по информатизации образования области.

Разработчики Программы исходили из того, что администрация области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие информационного пространства Кировской области как части северо-западного региона России. Информатизация при этом рассматривается как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы области, включая духовную и производственную сферу жизни населения.

Под информатизацией образования в Программе понимается "... процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования области "(1).

В организационном плане информатизация образования - это система научно-технических программ, которые состоят из научно-исследовательских, научно-технических и материально-технических проектов.

Программа является результатом научно-практического, социального проектирования развития образовательной системы региона и представляет собой нормативный и управленческий документ. Она включает социально-педагогический анализ состояния информатизации, задачи и направления ее развития на ближайшую перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.

Программа является основанием для принятия администрацией области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития системы информатизации, для реализации государственного стандарта по информатике на всех ступенях непрерывного образования.

Выполнение Программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для полноценного развития и функционирования системы информатизации образования, так и дополнительным целевым финансированием Программы, обеспечивающим реализацию ее мероприятий и проектов.

Государственный заказчик: департамент образования администрации области.

Исполнители: органы местного самоуправления, органы управления образованием, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Сроки реализации Программы: Программа реализуется в 2001 - 2005 годы и предусматривает выход на обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития информационных процессов в области.

При этом в 2001 году намечается осуществить комплекс первоочередных мер и подготовить условия для последующего развития информатизации образования области. Важнейшими направлениями реализации Программы в 2001 году являются создание областного Центра информационных технологий (ЦИТ) и разработка нормативно-правовой документации реализации Программы.

В 2002 - 2005 годы предполагается перейти к устойчивому эволюционному развитию системы информатизации образования, которая обеспечит эффективную информационную поддержку в решении задач повышения качества, увеличения степени доступности образования, повышения экономического потенциала области за счет роста образованности молодых специалистов.

Первый этап реализации Программы (2001 год) предполагает создание областного Центра информационных технологий, на который возлагается осуществление работы по реализации Программы, разработку нормативно-правовой документации реализации Программы.

Второй этап реализации Программы (2001 - 2003 годы) предполагает разработку концепции и моделей развития информатизации образовательных учреждений, создание и апробацию новых информационных моделей управления образовательными учреждениями, научно-методическое обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную работу как средство развития системы информатизации образования области.

Третий этап реализации Программы (2003 - 2005 годы) предполагает внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем и управления учреждениями образования, создание и обеспечение функционирования единого регионального информационного образовательного пространства, ориентированного на интеграцию имеющихся в регионе средств информатизации образования и диагностику результатов.

Контроль над реализацией Программы осуществляет департамент образования администрации области.

2. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие информатизации образования в области происходит в сложнейшей ситуации, которую характеризует ряд объективных факторов:

2.1. Социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, выделяемых на информатизацию.

2.2. Слабая материальная база учреждений образования.

Неудовлетворительное финансирование является главным дестабилизирующим фактором и источником кризисных ситуаций в системе информатизации образования области.

В целом потребность в финансовых средствах для образовательных учреждений из бюджетных источников обеспечивается менее чем наполовину. Отсутствие необходимого экономического обеспечения ведет к декларативности государственного приоритета информатизации системы образования.

Структура образовательной системы Кировской области включает в себя:

образовательные учреждения;

учреждения профессиональной подготовки;

органы управления образованием областного и муниципального уровня.

Основные показатели системы образования Кировской области

Образовательные учреждения Кировской области
( на начало 1999/2000 учебного года)

Количество учреждений

Всего (тыс. человек)

Детские дошкольные учреждения

928

56250

Педагогические училища

5

2207

Учреждения начального профессионального образования

52

18439

Таблица 2


Общеобразовательные учреждения

Наименование

Городские поселения (количество учреждений)

Сельская местность (количество учреждений)

Всего учреждений

Общеобразовательные учреждения

258

744

1002

Начальные школы

23

168

191

Основные школы

14

270

284

Средние (полные) школы

195

301

496

Школы для детей с недостатками умственного или физического развития

26

5

31


Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Таблица 3

Тип общеобразовательного учреждения

Количество обучающихся

Всего

  

в городской местности

в сельской местности

  

Общеобразовательные учреждения

62141

67339

229480

из них:




начальные школы

3547

2181

5728

основные школы

2221

14723

16944

средние (полные) школы

47107

49451

196558

школы для детей с недостатками умственного или физического развития

9266

984

10250


По состоянию на начало 2000 года комплектами современной вычислительной техники оснащены всего 6% средних школ в Омутнинском, Даровском, Оричевском, Орловском, Нагорском, Советском, Уржумском, Зуевском, Яранском районах, городах Вятские Поляны, Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском, п.Юрья-2.

Недостаточность местных бюджетов большинства районов области приводит к невозможности доступа к электронным средствам связи, и в частности к Интернету, как учащихся, так и работников образования.

Продолжается разрушение имеющейся учебно-материальной базы обучения информатике. Большая часть имеющегося в школах парка электронно-вычислительных машин - это морально устаревшая техника, требующая списания вследствие ее полной обветшалости. Практически не удается поставлять вычислительную технику комплектами для обеспечения учебного процесса.

Таблица 4


Количество вычислительной техники в школах области


Район

Количество школ (всего)

Количество средних школ (всего)

Количество средних школ, имеющих современные IBM

Количество IBM

1

Арбажский

14

5

1

3

2

Афанасьевский

33

10

1

2

3

Белохолуницкий

22

14

1

4

4

Богородский

11

5

1

2

5

Верхнекамский

28

14

1

1

6

Верхошижемский

12

8

1

1

7

Вятскополянский

28

15

1

2

8

Даровский

22

7

1

24

9

Зуевский

27

14

1

20

10

Кикнурский

19

10

3

7

11

Кильмезский

33

11

1

2

12

Котельничский

29

16

2

3

13

Куменский

16

8

1

1

14

Кирово-Чепецкий

17

14

2

14

15

Лебяжский

18

7

2

2

16

Лузский

23

8

1

6

17

Малмыжский

52

17

1

1

18

Мурашинский

14

7

1

2

19

Нагорский

25

6

4

14

20

Немский

11

6

3

4

21

Нолинский

22

8



22

Омутнинский

29

16

16

44

23

Опаринский

16

7

1

4

24

Оричевский

20

13

1

10

25

Орловский

14

9

1

20

26

Пижанский

18

9

1

1

27

Подосиновский

22

6

4

13

28

Санчурский

20

5

1

3

29

Свечинский

13

4

1

4

30

Слободской

26

18

3

10

31

Советский

31

11

1

6

32

Сунский

12

9

3

4

33

Тужинский

18

6

2

4

34

Унинский

20

7

3

7

35

Уржумский

44

22

3

13

36

Фаленский

23

11

4

4

37

Шабалинский

23

6

1

1

38

Юрьянский

22

14

4

4

39

Яранский

30

15

1

10

40

г.Киров

83

67

18

260

41

п.Юрья-2

2

2

1

11

42

г. Вятские Поляны

7

4

4

45

43

г.Кирово-Чепецк

14

12

7

33

44

г.Котельнич

10

6

1

1

45

г.Слободской

9

7

4

78


Итого по области

1002

496

116

705

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»