АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 1997 г. N 257

О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА УЧАСТИЕ
В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ, В ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

       

 В соответствии со статьей 13 Закона Кировской области "Об экологической экспертизе" ПОСТАНОВЛЯЮ:

        1. Утвердить "Примерное положение по обеспечению прав общественности на участие в подготовке материалов, в проведении государственной экологической экспертизы и принятии решений". Прилагается.

        2. Утвердить "Материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями)", представляемых в государственную экологическую экспертизу Кировской области. Прилагается.

        3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по вопросам природопользования и охраны окружающей среды Протопопова А.М.

Губернатор
 Кировской области
 В.Н.СЕРГЕЕНКОВ






Утверждено
 постановлением Губернатора области
 от 27 августа 1997 г. N 257

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
НА УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ, В ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


   1.1. Настоящее Положение разработано с целью реализации Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федерального Закона "Об экологической экспертизе" и устанавливает:

        1.1.1. Основные формы и этапы деятельности государственных органов в области экологической экспертизы, органов местного самоуправления и заказчиков (разработчиков) документации, подлежащей экологической экспертизе, по обеспечению прав общественности на участие в государственной экологической экспертизе.

        1.1.2. Состав документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, подтверждающей обеспечение заказчиком документации прав общественности на участие в подготовке материалов для представления на государственную экологическую экспертизу.

        1.2. Положение предназначено для:

        1.2.1. Органов местного самоуправления.

        1.2.2. Граждан и общественных объединений, участвующих или желающих участвовать в подготовке материалов и проведении государственной экологической экспертизы.

        1.2.3. Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области.

        1.2.4. Заказчиков и разработчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.

        1.3. Содействие участию общественности в подготовке материалов и в проведении государственной экологической экспертизы осуществляется для:

        1.3.1. Реализации конституционных прав граждан и общественных объединений на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

        1.3.2. Реализации одного из основных законодательно определенных принципов экологической экспертизы, заключающегося в гласности, участии общественных организаций (объединений) и учете общественного мнения.

        1.3.3. Более полного определения альтернативных вариантов достижения цели намеченной деятельности, различных аспектов их возможного влияния на окружающую среду и общество.

        1.3.4. Определение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий намечаемой деятельности, разработки и принятия мер по их предотвращению и повышения качества документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

        1.3.5. Своевременного выявления потенциальных экологических конфликтов и их разрешения на ранней стадии, что способствует достижению общественного согласия и экономии времени и средств инициаторов хозяйственной деятельности.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКАЗЧИКА (ИНИЦИАТОРА
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ДОКУМЕНТАЦИИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ (ПРЕДПРОЕКТНЫХ)
МАТЕРИАЛОВ


   Заказчик документации (инициатор хозяйственной деятельности):

        2.1. Обеспечивает составление "Декларации о намерениях", утвержденной начальником Главного управления государственной экологической экспертизы 10.12.93 с указанием основной цели деятельности и возможных воздействий объекта на окружающую среду и здоровье населения.

        Экологическая часть Декларации должна содержать в своем составе материалы согласно приложению к настоящему Положению.

        2.2. Представляет администрации муниципального образования и в средства массовой информации информацию о намечаемой хозяйственной деятельности в объеме "Декларации о намерениях", а также наименование и адрес организации-разработчика документации.

        2.3. Обеспечивает учет общественного мнения по поступившим после опубликования "Декларации о намерениях" замечаниях, в ходе разработки предпроектной и проектно-сметной документации.

        2.4. Обеспечивает информирование организаций и граждан, давших замечания по планируемой деятельности, об учете их при проектировании, а при отклонении замечаний дает мотивированное обоснование.

        2.5. Представляет в администрацию муниципального образования один экземпляр документации по намечаемому виду деятельности.

        2.6. Обеспечивает возможность свободного ознакомления с документацией -объектом государственной экологической экспертизы -общественных организаций и граждан после ее подписания руководством проектной организации.

        2.7. Обеспечивает разъяснение общественности технических, экономических и иных решений, вызывающих вопросы и возражения за весь период от передачи документации проектной организацией до заключения государственной экологической экспертизы.

        2.8. Обеспечивает участие специалистов заказчика и проектной организации в общественном обсуждении проекта, организуемом органами местного самоуправления.

        2.9. Обеспечивает учет поступивших по документации вопросов и ответов на них с представлением соответствующей информации на общественное обсуждение.

        2.10. Обеспечивает доработку документации с учетом принятых замечаний общественности и граждан, поступивших как до, так и в ходе общественных слушаний.

        2.11. Представляет на государственную экологическую экспертизу документацию по объекту экспертизы, в полном объеме, включая протоколы общественных слушаний и иную документацию, подтверждающую обеспечение заказчиком прав общественности на участие в подготовке материалов проекта.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ
ПО ОБЪЕКТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ

  

3.1. Определение объектов государственной экологической экспертизы, подлежащих обсуждению гражданами и общественными организациями, осуществляется Государственным комитетом по охране окружающей среды Кировской области или органами местного самоуправления.

        3.2. По мере готовности документации объекта государственной экологической экспертизы заказчик (инициатор хозяйственной деятельности) обращается в органы местного самоуправления с просьбой организовать ее общественное обсуждение и представляет полный комплект документации.

        3.3. Органы местного самоуправления в течение 10 дней со времени получения заявки заказчика принимают решение о форме, месте и времени проведения общественного обсуждения объекта государственной экологической экспертизы.

        3.4. Учет общественного мнения может быть проведен в форме:

        3.4.1. Организации референдума. Порядок проведения референдума регулируется законодательством РФ и области.

        3.4.2. Опроса населения, проживающего в зоне влияния объекта и населения, интересы которого затрагиваются планируемым видом хозяйственной и иной деятельности.

        3.4.3. Общественного обсуждения по объекту экспертизы в населенном пункте (пунктах), интересы населения которых затрагиваются реализацией объекта экспертизы.

        О принятом решении по форме общественного обсуждения объекта экспертизы, месте и времени органы местного самоуправления информируют население и юридические лица через средства массовой информации не позднее чем за 2 недели до проведения слушаний. При этом указывается, где и когда заинтересованные лица могут ознакомиться с документацией и получить консультации и ответы на вопросы специалистов -представителей заказчика и проектной организации.

        3.5. Опрос общественного мнения.

        3.5.1. Опрос общественного мнения, как форма общественного обсуждения объекта экспертизы, рекомендуется проводить для объектов, экологические и иные последствия реализации которых хорошо известны и население достаточно осведомлено о мероприятиях, гарантирующих соблюдение их прав и интересов.

        3.5.2. Опрос может проводиться как очно, так и заочно.

        3.5.3. Очный опрос общественного мнения проводится лицами, уполномоченными на то администрацией муниципального образования.

        Опрос может быть поручен также организации, специализирующейся на проведении социальных исследований.

        3.5.4. Количество опрашиваемых определяется органами местного самоуправления с учетом следующих факторов:

        опросом должны быть охвачены представители работающего и неработающего совершеннолетнего населения, различных возрастных групп, различного социального положения, наиболее значимых предприятий и организаций;

        опрос проводится как в населенных пунктах, находящихся в зоне влияния объекта, так и среди лиц, интересы которых затрагиваются планируемым видом хозяйственной деятельности.

        3.5.5. В ходе опроса опрашиваемые лица заполняют опросный лист по установленной настоящим Положением форме 1. Прилагается.

        3.5.6. Уполномоченные лица или организации сдают заполненные опросные листы администрации муниципального образования, которая после их обработки составляет протокол по установленной форме 2. Прилагается.

        Протокол подписывается главой муниципального образования, заверяется гербовой печатью и направляется специально уполномоченному органу в области государственной экологической экспертизы.

        3.5.7. Заочный опрос общественного мнения проводится в форме письменного запроса респондентов с заполнением ими опросных листов. В случае, если в качестве респондентов выступает коллектив или группа граждан, в приложении к опросному листу даются сведения о них, предусмотренные формой опросного листа. Обработка опросных листов проводится администрацией муниципального образования согласно п. 3.5.6 настоящего Положения.

        В случае установления нарушений при заполнении опросных листов и составлении итогового протокола результаты опроса считаются недействительными.

        3.5.8. Опрос общественного мнения проводится в течение 1 месяца с момента опубликования Декларации о намерениях.

        В порядке исключения продление срока опроса решается главой муниципального образования, но не более чем на 3 месяца.

        3.5.9. По результатам опроса общественного мнения администрация муниципального образования вправе организовать дополнительно общественные слушания по объекту экспертизы.

        3.6. Общественные слушания.

        3.6.1. Общественные слушания как форма общественного обсуждения объекта государственной экологической экспертизы может применяться как самостоятельно, так и в качестве второго этапа обсуждения после опроса общественного мнения в соответствии с п. 3.5 настоящего Положения.

        3.6.2. Общественные слушания проводятся на собраниях (сходах) граждан, в трудовых коллективах. Орган местного самоуправления, помимо оповещения граждан через средства массовой информации, обеспечивает официальное приглашение на собрание заказчика (инициатора хозяйственной деятельности), исполнителя документации, заинтересованных общественных организаций и граждан, специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы, а при необходимости специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды и отдельных видов природных ресурсов.

        3.6.3. Государственные органы управления области направляют своего компетентного представителя в соответствии с приглашением органов местного самоуправления, организующего проведение общественных слушаний.

        3.6.4. Орган местного самоуправления в ходе общественных слушаний:

        организовывает регистрацию участвующих;

        обеспечивает ведение собрания;

        обеспечивает ведение протокола;

        подсчитывает голоса в случае голосования.

        3.6.5. Общественные слушания, как правило, включают следующие основные процедуры:

        открытие совещания с указанием его цели;

        доклад заказчика (инициатора хозяйственной деятельности);

        доклад исполнителя документации; вопросы присутствующих и ответы на них;

        выступления присутствующих;

        принятие решения.

        3.6.6. Протокол общественных слушаний должен содержать следующие сведения:

        председатель и секретарь собрания;

        присутствующие представители от заказчика, исполнителя документации, общественных организаций, органов местного самоуправления, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и других органов государственного управления;

        количество присутствующих;

        тезисы сообщений представителя заказчика и исполнителя документации (могут прилагаться к протоколу);

        решение, если оно принималось;

        результаты голосования.

        Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

        3.6.7. Решение собрания (схода) граждан, трудовых коллективов может быть выражено в одном из следующих вариантов:

        одобрить планируемую деятельность;

        одобрить планируемую деятельность при условии обязательного учета прилагаемых замечаний;

        отклонить планируемую деятельность как не соответствующую интересам населения.       

 Решение может содержать и другие положения.

        Решения, принятые на референдуме,  собрании (сходах) граждан,   вступают   в   силу    в    соответствии   с   законами    области   "Об областном референдуме",   "О местном  референдуме  в Кировской   области", "О сходах граждан и старостах в Кировской области".

        3.6.8. В случае, если на общественные слушания, объявленные в   установленном порядке,  представители общественных  организаций  и   граждане не явились,  собрание не проводится,   о  чем  специально   уполномоченный  орган  в  области  государственной   экологической   экспертизы    уведомляется    официально    органом       местного   самоуправления.

        3.7. Результаты    общественного    обсуждения        объекта   государственной  экологической  экспертизы  оформляются  в   дело,   содержащее следующие документы:

        заявка заказчика на проведение общественного обсуждения;

        письма, предложения, обращения граждан;

        опросные листы;

        объявление об общественных слушаниях, в том числе вырезки из печатных средств массовой информации;

        распоряжение органа местного самоуправления об опросе общественного мнения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»