ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об экологической экспертизе
______________________________________________
Документ утратил силу с 1 января 2005 года в соответствии с
Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 271-ЗО
______________________________________________
Принят областной Думой
25 февраля 1997 года
Настоящий Закон регулирует отношения, возникшие в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Кировской области на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права Кировской области, как субъекта Российской Федерации, на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 2. Законодательство Кировской области об экологической экспертизе.
Законодательство Кировской области об экологической экспертизе основывается на Федеральном Законе "Об экологической экспертизе" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Статья 3. Принципы Государственной экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Статья 4. Виды экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза проводится на Федеральном уровне и уровне области.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Статья 5. Вопросы ведения Кировской области в области экологической экспертизы.
К ведению Кировской области в области экологической экспертизы относится:
правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы;
получение от субъектов хозяйственной и иной деятельности, органов управления, специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории области;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Кировской области и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Кировской области об экологической экспертизе;
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах;
решение других вопросов в этой области в случаях, если они не отнесены к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.
Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы по Кировской области являются Федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды (Государственный комитет РФ по охране окружающей среды -Госкомэкологии) и его территориальный орган (Государственный комитет по охране окружающей среды Кировской области - облкомэкологии), которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои специализированные подразделения в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Статья 7. Полномочия, права и обязанности Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области в области экологической экспертизы.
1. К полномочиям Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области в области экологической экспертизы относятся:
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
установление срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего и Федерального законов в части проведения государственной экологической экспертизы в пределах территории области;
нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы, координация научных исследований по формированию базы нормативно-технических документов, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации и Кировской области об экологической экспертизе;
организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в пределах территории области;
проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-экспертной деятельности;
взаимодействие с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Кировской области по вопросам экологической экспертизы.
2. Государственный комитет по охране окружающей среды Кировской области в области экологической экспертизы имеет право:
принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на территории Кировской области, проводимой на федеральном уровне;
иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия на человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;
получать бесплатно от органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы;
принимать участие совместно с федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и органами экологической экспертизы иностранных государств в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
устанавливать непосредственные контакты и организовывать взаимодействие с органами экологической экспертизы иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, научно-методическими разработками, а также обмена специалистами в области экологической экспертизы;
направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не противоречащие законодательству и необходимые для реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.
3. Государственный комитет по охране окружающей среды Кировской области в области экологической экспертизы обязан:
обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального и настоящего законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области;
предварительно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления области о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы по наиболее значимым объектам или по просьбе указанных органов;
своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства об экологической экспертизе;
предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;
направлять органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы;
готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства об экологической экспертизе;
предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы относятся:
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
информирование Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
информирование органов прокуратуры, Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области и органов государственной власти области о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством в данной области.
2. Органы местного самоуправления имеют право:
получать от государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
направлять в письменной форме Государственному комитету по охране окружающей среды Кировской области аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Статья 9. Государственная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза в Кировской области организуется и проводится Государственным комитетом по охране окружающей среды Кировской области в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
Статья 10. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;
материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и Федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;
технико-экономическое обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";
материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
проекты международных договоров;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции Федеральных органов исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;