МЭР ГОРОДА КИРОВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 августа 1992 г. N 1521
О СОЗДАНИИ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.92 N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", распоряжения Главы администрации Кировской области от 15.07.92 N 718 и в целях координации деятельности органов государственного управления города по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями:
1. Создать в городе Кирове звено территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. Утвердить Положение о городской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Приложение N 1.
3. Возложить на администрации городских районов, управления, ведомства, концерны, компании и организации города функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2.
4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием городской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на комиссию по чрезвычайным ситуациям города.
5. Непосредственное руководство функционированием городской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и ее звеньями возложить на штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Главах администраций города и городских районов.
6. Разрешить комиссии по чрезвычайным ситуациям города и штабу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Главе администрации города, как рабочему органу городской комиссии по чрезвычайным ситуациям, при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации, расположенные на территории города.
7. Кировскому отделению Горьковской железной дороги (Парфенов Ю.И.), ТПО "Кировавтотранс" (Савчук Ф.Л.) обеспечить в первоочередном порядке по заявкам комиссии по чрезвычайной ситуации города (штаба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Главе администрации города) доставку в районы бедствия и возвращения обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций городом, районом или организацией (предприятием), виновной в аварии или катастрофе.
Разрешить комиссии по чрезвычайным ситуациям города (штабу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Главе администрации города), в случае необходимости, привлекать для указанных целей транспортные средства других управлений и ведомств, предприятий расположенных на территории города независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
8. Штабу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Главе администрации города (Поляков В.Т.) совместно со штабом ГО области представить комиссии по чрезвычайным ситуациям предложения по созданию автоматизированной, информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности городской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, сопряженной с областной подсистемой.
Мэр города Кирова
А.М.МИХЕЕВ
Приложение N 1
к распоряжению мэра города Кирова
от 27 августа 1992 г. N 1521
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях города Кирова.
2. Система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения -для ликвидации их последствий, обеспечение безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Проведение единой государственной политики в области и городе, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время.
2. Формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности.
3. Осуществление государственных целевых и научно-технических программ в области и городе, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
4. Обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации.
5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
6. Обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
7. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
8. Создание и использование резервных фондов: финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях объединяет органы управления области и города Кирова всех уровней, различные организации в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях включает в себя подсистемы:
1. Территориальную
2. Функциональную
3. Ведомственную
и имеет три уровня решаемых задач:
1. Местный
2. Региональный
3. Федеральный
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях состоит из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.
Каждое территориальное звено предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя:
1. Руководящий орган -комиссию по чрезвычайным ситуациям области, города, района, объекта.
2. Органы повседневного управления -дежурную службу.
3. Силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические, связь, оповещение.
Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются исполнительной властью области, города и районов.
Задачи, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утвержденными Главой администрации города и района.
Основными задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
1. Руководство деятельностью подсистем и звеньев на подведомственных территориях.
2. Участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
5. Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.
6. Организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности.
7. Создание фондов: финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим.
8. Координация деятельности комиссии по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям области и районов, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости направления сил и средств для их ликвидации.
10. Руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам.
11. Руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, повышение квалификации работников, занимающихся вопросами гражданской обороны.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях состоит из сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на опасных объектах по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях.
При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств, решающие схожие задачи или задачи дополняющие друг друга.
Основные задачи, организация и порядок деятельности определяются положениями об этих подсистемах, утверждающими соответствующими органами государственного управления.
ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОДСИСТЕМА предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях создается в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях и предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций.
Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, порядок функционирования определяются министерствами и ведомствами, межотраслевыми государственными консорциумами, корпорациями, концернами и ассоциациями Российской Федерации и закрепляются в положениях об этих подсистемах.
При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуациям), органы подведомственного управления (дежурно-диспетчерская служба), силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
УРОВНИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ.
К местному уровню решаемых задач относятся:
1. Территориальные органы управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям).
2. Органы подведомственного руководства (дежурная служба штаба ГО по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурно-диспетчерская служба предприятий и учреждений).
3. Силы и средства по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды и в условиях чрезвычайных ситуаций на всех уровнях могут привлекаться:
общественные организации;
добровольные общества;
ассоциации спасательных формирований.
Пути решения этих задач:
1. Проведение разъяснительной работы среди населения.
2. Непосредственное участие в предупреждении различных бедствий, ослабление их последствий.
3. Осуществление аварийно-спасательных работ.
4. Оказание помощи пострадавшим в районах бедствия.
Комиссию по чрезвычайным ситуациям всех уровней возглавляют главы администраций, на объектах народного хозяйства руководители или главные инженеры этих хозяйств.
Органы повседневного управления осуществляют управление и контроль за функционированием всех звеньев системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Они размещаются в городских или загородных пунктах управления, которые оснащаются средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя:
1. Силы органов надзора.
2. Служб, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия их факторов на здоровье населения.
3. Силы ветеринарной службы.
4. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
5. Служб контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду.
6. Служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
1. Военизированных и невоенизированных противопожарных и аварийно-спасательных формирований.
2. Учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи.
3. Формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений и животных.
4. Воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны.
5. Воинских частей химических и инженерных войск Вооруженных сил, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
6. Сил и средств службы поисково- и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
7. Восстановительных и пожарных поездов отделения железной дороги.
8. Аварийно-спасательной службы речного флота.
9. Отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований, других добровольных общественных организаций.
Деятельность системы предупреждения включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:
Режим повседневной деятельности -функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановке.
Режим повышенной готовности -функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны.
Чрезвычайный режим -функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
Решения о введении того или иного режима функционирования системы, ее подсистем и звеньев принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки подсистемы и звенья предупреждения могут функционировать одновременно в различных режимах.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании системы предупреждения в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;