КИРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 11.11.2005 г. № 46/1

Об утверждении программы
реформирования муниципальных
финансов на 2005-2007 годы

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации для включения в состав заявки муниципального образования "Город Киров" на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов Кировская городская Дума решила:

1. Утвердить Программу реформирования муниципальных финансов муниципального образования "Город Киров" на 2005 - 2007 годы (прилагается).

2. Рекомендовать администрации города Кирова выполнение данной Программы осуществлять с учетом Программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования "Город Киров", утвержденной решением Кировской городской Думы от 26.01.2005 № 35/5.

3. Опубликовать Программу реформирования муниципальных финансов на 2005-2007 годы в кратком изложении в газете "Кировская правда" и полностью в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".



Председатель Кировской
 городской Думы Л.Г. Никулин

УТВЕРЖДЕНА
Решением Кировской
 городской Думы
от 11.11.2005 г. № 46/1

ОДОБРЕНА
постановлением
главы администрации г. Кирова
от 07.11.2005 г. № 19-п

ПРОГРАММА
РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КИРОВ" В 2005 - 2007 ГОДАХ

    Введение


Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Этим же постановлением органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов муниципальных бюджетов согласно основным положениям федеральной Концепции. Такой комплекс мер разработан администрацией города Кирова и образует основу предлагаемой Вашему вниманию Программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования "Город Киров" в 2005 - 2007 годах.

Принятием настоящей Программы Кировская городская Дума и администрация города Кирова подтверждают намерение проводить бюджетную политику в соответствии со следующими принципами:

- повышение прозрачности системы муниципальных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;

- обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;

- проведение реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизация состава муниципального имущества;

- сокращение нерациональных бюджетных расходов, в частности средств, предоставляемых предприятиям;

- реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов местного самоуправления;

- внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, в частности переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы среднесрочного финансового планирования, создание системы управления муниципальным долгом, конкурентных механизмов и процедур муниципальных закупок;

- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития муниципалитета.

Программа реформирования муниципальных финансов муниципального образования "Город Киров" в 2005 - 2007 годах разработана в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и включена в состав заявки муниципального образования "Город Киров" на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

1. Концепция Программы

1.1. Обоснование необходимости реформы

1.1.1. Социально-экономические предпосылки реформирования

Муниципальное образование "Город Киров" - административный центр одной из крупнейших по территории областей, расположенной в восточно-европейской части Российской Федерации. Он раскинулся на левом высоком берегу реки Вятки в 896 км от Москвы в направлении на северо-восток.

Обращаясь к историческому наследию города Кирова, пережившего за свою историю несколько переименований (Хлынов, Вятка), следует отметить, что он возник и развивался как типичный русский город.

В начале 1934 года трудящиеся Вятки обратились с просьбой в ЦИК о переименовании города Вятки в город Киров в память С.М. Кирова и создании Кировского края. Такое решение было принято 5 декабря 1934 года. В 1936 году, в связи с принятием новой Конституции СССР, Кировский край был преобразован в Кировскую область.

Постановлением Госстроя и Министерства культуры РСФСР от 31 июня 1970 года город Киров включен в состав исторических городов Российской Федерации. По ценности архитектурно-градостроительного и культурного наследия город отнесен к классу "В" как город, обладающий наследием в виде элементов планировки, памятников истории, культуры и архитектуры и сохранившихся пространственных связей. Расположенный на семи холмах, на крутом берегу реки Вятки город сохранил историческую планировку и связь с окружающим природным ландшафтом.

В 2004 году город отпраздновал свое 630-летие.

В настоящее время муниципальное образование "Город Киров" - крупный промышленный, транспортный и культурный центр. Через него проходят основные железнодорожные магистрали, соединяющие Северо-запад и Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, а также северными районами страны. Территория муниципального образования "Город Киров" составляет 70,5 тыс. га.

Предприятия, расположенные на территории муниципального образования "Город Киров", известны в России и за ее пределами продукцией авиастроения, деревообрабатывающей промышленности, тяжелого машиностроения, станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Развито производство товаров народных промыслов: знаменитая дымковская игрушка, сувениры из капокорня, бересты. Всего в городе насчитывается 16608 предприятий и организаций различных форм собственности.

Муниципальное образование "Город Киров" - крупный транспортный центр. На его территории находится Кировское отделение филиала ОАО "Российские железные дороги". Протяженность железнодорожной сети составляет 116 км. Протяженность автомобильных дорог - 403 км. Протяженность эксплуатационного троллейбусного пассажирского пути в 2004 году составила 125 км. Протяженность эксплуатационного автобусного пассажирского пути в 2004 году составила 541,5 км. В муниципальном образовании имеется 1 аэропорт и 1 вертолетная площадка. Обеспеченность населения индивидуальными легковыми автомобилями составляет 143,6 единицы на 1000 чел.

Муниципальное образование "Город Киров" - развитый культурный центр, имеющий широкую сеть высших учебных заведений, три театра, множество музеев, библиотек. Широкая сеть гостиниц с высоким уровнем обслуживания.

Численность населения муниципального образования "Город Киров" по статистическим данным на начало 2005 года составила 494,1 тыс. чел., из них городское население составляет 471,6 тыс. чел. (95,4% от общей численности), сельское - 22,5 тыс. чел. (4,6%).

На начало 2005 года численность трудовых ресурсов в муниципальном образовании составила 333 тыс. человек.

Среди них:

- население в трудоспособном возрасте - 314,5 тыс. человек;

- работающие лица старших возрастов - 18,5 тыс. человек.

В общей сложности в экономике муниципального образования занято 235,5 тыс. человек (70,7% всех трудовых ресурсов).

Общая площадь жилищного фонда - 9649,1 тыс. кв. м, в том числе муниципального фонда - 7304,3 тыс. кв. м. В среднем обеспеченность одного жителя жилой площадью составляет 19,4 кв. м.

На территории муниципального образования "Город Киров" действуют 16 рынков.

За 2004 год населению было оказано платных услуг на сумму 7068,3 млн. руб., из них:

- 20,5% - услуги предприятий ЖКХ;

- 13,8% - промышленных предприятий;

- 19,5% - пассажирского автотранспорта;

- 26,1% - предприятий связи;

- 20,1% - другие.

Доля государственного сектора в общем объеме платных услуг, оказанных населению, в 2004 году составила 20,8%, доля муниципального сектора составила 15,9%.

Объем бытовых услуг в 2004 году составил 1091,4 млн. руб., объем услуг гостиниц составил 101,4 млн. руб., объем услуг рынка недвижимости составил 21,1 млн. руб.

Социальная сфера в муниципальном образовании представлена учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

В муниципальном образовании "Город Киров" действует 129 детских учреждений дошкольного образования, 84 учреждения общего образования, 16 учреждений начального профессионального образования, 26 средних специальных учреждений, 22 высших учебных заведения. В сфере здравоохранения насчитывается 30 лечебно-профилактических учреждений. Сеть учреждений культуры и спорта составляют 24 учреждения культуры и 447 спортивных сооружений и площадок.

На момент принятия Программы для муниципального образования "Город Киров" существуют проблемы социально-экономического развития, характерные и для других муниципальных образований области, решение которых даст возможность для более эффективного использования его социально-экономического потенциала.

Слабая деловая активность населения муниципального образования "Город Киров", низкий уровень жизни и производственной культуры, недостаточное качество предоставляемых населению социальных услуг приводят к возникновению целого ряда проблем социально-экономического характера. Для разрешения проблемной ситуации необходима полная мобилизация ресурсов муниципальной финансовой системы.

1.1.2. Состояние финансовой системы муниципального образования "Город Киров" и финансовые предпосылки к реформированию

Состояние финансовой системы муниципального образования "Город Киров" характеризуется множественными проблемными моментами, которые также следует рассматривать в качестве финансовых предпосылок к реализации настоящей Программы реформирования.

На протяжении ряда лет снижается обеспеченность налоговыми доходами бюджета муниципального образования "Город Киров" как в связи с проводящейся на федеральном уровне налоговой реформой, так и вследствие определенного негативного влияния макроэкономических показателей экономики муниципального образования. В частности, в ниже приведенной таблице проиллюстрированы изменения нормативов налоговых отчислений по федеральным и региональным налогам.

Виды налогов

Нормативы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

проект 2006

Налог на прибыль организаций

По ставке 2%

По ставке 2%

-

-

Налог на доходы физических лиц

70%

50%

50%

40%

Акцизы

30 - 100%

5 - 100%

-

-

Водный налог

10%

10%

-

-

Налог на имущество организаций

50%

50%

-

-

Налог на игорный бизнес

25%

50%

-

-

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

100%

100%

-

-

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы

45%

45%

-

-

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

45%

45%

90%

100%


Как видно из приведенных данных, количество налогов, формирующих бюджет муниципального образования "Город Киров", значительно сократилось: в 4,5 раза (в 2003 году их было 9, а в 2005 - 2006 гг. - 2).

Также сократилось количество местных налогов вдвое: в 2003 году их было 5, в 2005 и 2006 гг. - 2.

Таким образом, собственные налоговые доходы бюджета муниципального образования "Город Киров" имеют ежегодную тенденцию снижения. В 2004 году собственные доходы по сравнению с 2003 годом снизились на 62,9 млн. руб., в том числе налоговые доходы снизились на 197 млн. руб.

На 2005 год собственные доходы бюджета муниципального образования составляют с учетом внесенных изменений 2100,7 млн. рублей, что меньше фактического поступления собственных доходов за 2004 год на 49 млн. руб., в том числе налоговые доходы утверждены в сумме 1428,7 млн. руб., или меньше фактического поступления за 2004 год на 73,1 млн. руб. Дефицит бюджета муниципального образования "Город Киров" на 2005 год с учетом внесенных изменений составляет 70,2 млн. рублей.

Несмотря на то, что основным источником формирования бюджета муниципального образования "Город Киров" являются налоговые доходы, доля их в общем объеме доходов снижается: с 76,7% в 2003 году до 66,9% согласно прогнозу на 2006 год.

Отмена двух местных налогов (целевого сбора на содержание милиции и налога на рекламу), изменение нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам (налог на прибыль, акцизы, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес), изменение состава местных налогов (налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования и дарения, перешел в перечень федеральных налогов) негативно отразились на доходной базе бюджета муниципального образования "Город Киров". Общий объем собственных доходов бюджета в 2005 году снизился на 5% к уровню 2003 года и на 2,3% к уровню 2004 года.

Неналоговые доходы в 2005 году составляют 22,9% от общей суммы собственных доходов, в сравнении с 2003 г. наблюдается рост доли на 6,5%, в сравнении с 2004 г. - на 1,9%. В составе неналоговых доходов наибольшие суммы составляют доходы от сдачи муниципального имущества в аренду. Возможности дальнейшего значительного увеличения этой категории доходов ограничены составом объектов имущественного комплекса муниципального образования "Город Киров" и перспективами развития арендных отношений.

Существуют определенные недостатки системы финансирования по значимым для муниципального образования "Город Киров" направлениям.

Расходы на содержание городских дорог, протяженность которых составляет 403 км, не обеспечивают поддержание дорожного покрытия в удовлетворительном состоянии. Как следствие плохого состояния дорог - сокращение сроков эксплуатации пассажирского транспорта, что вызывает необходимость дополнительного выделения средств на приобретение пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов.

Неудовлетворительное состояние дел с внедрением ресурсосберегающих технологий в ЖКХ (таких, как оснащение объектов муниципального жилого фонда приборами учета тепла, водосчетчиками) приводит к высокой себестоимости услуг ЖКХ и дополнительной нагрузке на бюджет муниципального образования в виде жилищных субсидий. Кроме того, дополнительную нагрузку на бюджет муниципального образования вызывает высокая изношенность инженерной инфраструктуры, муниципального жилого фонда в целом, что требует увеличения расходов на капитальный ремонт, а также расходов на снос ветхого жилья, доля которого увеличивается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»