КИРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26.01.2005 № 35/5


Об утверждении Программы реформирования
муниципальных финансов муниципального
образования "город Киров"


 На основании постановления Правительства Кировской области от 19.10.2004 №18/227 "О реформировании муниципальных финансов Кировской области", постановления коллегии департамента финансов Кировской области от 12.11.2004 № 11/5 "Об утверждении методики по отбору муниципальных образований для получения субсидии из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в Кировской области" Кировская городская Дума РЕШИЛА:

 1. Утвердить Программу реформирования муниципальных финансов муниципального образования "город Киров". Прилагается.

 2. Направить Программу реформирования муниципальных финансов муниципального образования "город Киров" в Департамент финансов Кировской области для участия в отборе на получение субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в Кировской области.



Председатель Кировской
городской Думы Л.Г.Никулин

УТВЕРЖДЕНА
 решением Кировской
 городской Думы
 от 26.01.2005 № 35/5

Программа реформирования
муниципальных финансов муниципального
образования "город Киров"


ПАСПОРТ
Программы реформирования муниципальных финансов
муниципального образования "город Киров" (2005-2006 годы)

Наименование Программы

Программа реформирования муниципальных финансов муниципального образования "город Киров" (далее - Программа).

Основание для принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Кировской области № 18/227 от 19.10.2004 "О реформировании муниципальных финансов Кировской области", постановление коллегии Департамента финансов Кировской области № 11/5 от 12.11.2004 "Об утверждении методики по отбору муниципальных образований для получения субсидии из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в Кировской области".

Основные разработчики Программы

Администрация города Кирова

Финансовое управление города Кирова

Цели Программы

Повышение эффективности функционирования системы управления финансами для обеспечения социального развития города Кирова, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни жителей города Кирова.

Получение положительных оценок проводимой органами местного самоуправления бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения города.

Создание благоприятных условий для экономического развития города Кирова и привлечения инвестиций.

Задачи Программы

Наращивание налоговой базы города.

Оптимизация состава и повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Повышение эффективности использования и экономия бюджетных средств.

Полная мобилизация финансовых ресурсов на улучшение социально-экономического положения в районе.

Повышение прозрачности бюджетных процессов.

Создание рынка бюджетных услуг, выработка процедур его функционирования и правил поведения его участников.

Обеспечение управляемости долговой нагрузкой и бюджетными инвестициями.

Стимулирование инициативы и повышение ответственности бюджетополучателей города.

Повышение эффективности работы аппарата управления муниципального образования.

Срок реализации Программы

Первый этап: с 01.01.2005 г. по 30.09.2005 г.

Второй этап: с 01.10.2005 г. по 30.09.2006 г.

Перечень основных направлений Программы

Реформа бюджетного процесса и управления расходами.

Внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Реформирование муниципального сектора экономики.

Создание системы муниципальных инвестиций.

Создание условий для развития доходной базы.

Совершенствование долговой политики.

Исполнители основных мероприятий Программы

Администрация города Кирова.

Направления:

-в жилищно-коммунальной сфере - зам. главы администрации Кошкин П. В.;

- в управлении муниципальной собственностью - зам. главы администрации Сурнин И. А.;

- в управлении экономикой города - зам. главы администрации Чистяков В. В.;

 

Финансовое управление города Кирова.

Направления:

- бюджет и бюджетный процесс, управление бюджетными расходами, политика в отношении налоговой базы, долговая политика - начальник финансового управления города Слобожанинов А. А.

 Объемы и источники финансирования

- 16 миллионов рублей из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов Кировской области в два этапа:

 

1 этап - 8 миллионов рублей в 2005 году;

2 этап - 8 миллионов рублей в 2006 году.

630 миллионов рублей из средств бюджета города Кирова в два этапа:

1 этап - 317 миллионов рублей в 2005 году;

2 этап - 313 миллионов рублей в 2006 году.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение эффективности функционирования системы управления муниципальными финансами муниципального образования "город Киров".

Создание благоприятных условий для экономического развития города Кирова и привлечения инвестиций.

Создание рынка бюджетных услуг.

Снижение бюджетных издержек на приобретение бюджетных услуг, повышение качества оказываемых услуг путем создания конкурентной среды на рынке.

Внедрение планирования по оказанию бюджетных услуг, практики обязательного установления плановых заданий и системы отчетов по их исполнению.

Прекращение сбоев в финансировании.

Повышение ответственности инициаторов финансовых решений, а также максимальная страховка от возможных ошибок при принятии правовых актов с недостаточно просчитанными финансовыми последствиями.

Повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Внедрение прозрачной и наиболее экономически эффективной системы управления бюджетными расходами и муниципальным долгом;

Достижение нового качественного уровня мониторинговых и аналитических процедур, высвобождение трудовых ресурсов для обеспечения решения новых управленческих задач.

Повышение информированности населения о бюджете и бюджетном процессе.

Контроль за исполнением Программы

Отчет руководителя рабочей группы главе администрации города Кирова и на заседании Кировской городской Думы о ходе реализации Программы 1 раз в квартал.

Отчет исполнителей основных мероприятий Программы на заседании рабочей группы 1 раз в месяц.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КИРОВ


1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМЫ


1.1 Социально-экономическое состояние и проблемы города Кирова

 Город Киров является административным центром Кировской области. Он расположен на левом высоком берегу реки Вятки, в 900 км от Москвы на северо-восток. Город был основан в 1374 г. как город Вятка, с 15 века по 1780 год носил название Хлынов, затем был переименован в город Вятку, и свое современное название получил в 1934 году. Издревле город был известен как местный центр ремесел и торговли. Экономическую основу до революции на Вятской земле составляло производство продуктов сельского хозяйства и их переработка. Значительный вклад в экономический потенциал Вятки вносили мелкие предприятия кожевенного, свечного, шубно-овчинного, спичечного производства, производство бумаги.

 Киров - крупный промышленный, транспортный и культурный центр. Через него проходят основные железнодорожные магистрали, соединяющие Северо-Запад и Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, а также северными районами страны. Территория МО "город Киров" составляет 70,5 тыс. га. Численность населения по статистическим данным в 2003 году составила 497,4 тыс. чел., из них городское население составляет 474,9 тыс. чел., сельское - 22,5 тыс. чел.

 Предприятия, расположенные на территории муниципального образования "город Киров", известны в России и за ее пределами продукцией авиастроения, деревообрабатывающей промышленности, тяжелого машиностроения, станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Развито производство товаров народных промыслов: знаменитая дымковская игрушка, сувениры из капокорня, бересты. Всего в городе насчитывается 16608 предприятий и организаций различных форм собственности.

 Киров - развитый культурный центр, имеющий широкую сеть высших учебных заведений, три театра, множество музеев, библиотек. Широкая сеть гостиниц с высоким уровнем обслуживания.

 Численность населения города Кирова по состоянию 01.01.2004 г. составляет 497,4 тыс. чел., в том числе городское население - 474,9 тыс. чел. (95,5% от общей численности), сельское население - 22,5 тыс. чел. (4,5%).

 На начало 2004 года численность трудовых ресурсов в муниципальном образовании составила 333,2 тыс. человек.

 Среди них:

 - население в трудоспособном возрасте 315,7 тыс. человек,

 - работающие лица старших возрастов 17,4 тыс. человек.

 В общей сложности в экономике муниципального образования занято 237,8 тыс. человек (71,4% всех трудовых ресурсов).

 Общая площадь жилищного фонда 9570,8 тыс. кв. м, в том числе муниципального фонда 7306,6 тыс. кв. м. В среднем обеспеченность одного жителя жилой площадью составляет 19,2 кв. м.

 На территории муниципального образования "Город Киров" действуют 15 рынков.

 За 2003 год населению было оказано платных услуг на сумму 5 728 434 тыс. руб., из них:

 - 20,8 % услуги предприятий ЖКХ;

 - 0,2 % торговых предприятий;

 - 15,7 % промышленных предприятий;

 - 23,6 % пассажирского автотранспорта;

 - 13,4 % предприятий связи;

 - 26,3% другие.

 Доля государственного сектора в общем объеме платных услуг, оказанных населению, в 2003 году составила 21%, доля муниципального сектора составила 16,7%.

 Объем бытовых услуг в 2003 году составил 1 072 757 тыс. руб., объем услуг гостиниц составил 74 522 тыс. руб., объем услуг рынка недвижимости составил 12 988 тыс. руб.

 Муниципальное образование "Город Киров" - крупный транспортный центр. На территории муниципального образования находится Кировское отделение филиала ГЖД ОАО "Российские железные дороги". Протяженность железнодорожной сети составляет 116 км. Протяженность автомобильных дорог - 402,8 км. Протяженность эксплуатационного троллейбусного пассажирского пути в 2003 году составила 125 км. Протяженность эксплуатационного автобусного пассажирского пути в 2003 году составила 541,5 км.

 В муниципальном образовании имеется 1 аэропорт и 1 вертолетная площадка.

 Обеспеченность населения индивидуальными легковыми автомобилями составляет 72,3 ед./на 1000 чел.

 Социальная сфера в муниципальном образовании представлена учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

 В муниципальном образовании города Киров действует 131 детское дошкольное учреждение, 89 школ, 16 учреждений начального профессионального образования, 28 средних специальных учреждений, 22 высших учебных заведений.

 В сфере здравоохранения насчитывается 31 лечебно-профилактическое учреждение.

 Сеть учреждений культуры и спорта составляют: 24 учреждения культуры и 447 спортивных сооружений и площадок.

 На территории города Кирова зарегистрирован 21 приход, имеется 18 храмов, 17 из которых действующие, 1 - восстанавливается.

 На момент принятия Программы для города Кирова существуют проблемы социально-экономического развития, характерные и для других муниципальных образований области, решение которых даст возможность для более эффективного использования его социально-экономический потенциала.

 Слабая деловая активность населения города Кирова, низкий уровень жизни и производственной культуры, недостаточное качество предоставляемых населению социальных услуг приводят к возникновению целого ряда проблем социально-экономического характера. Для разрешения проблемной ситуации необходима полная мобилизация ресурсов системы муниципальных финансов города Кирова.

 Настоящая Программа (далее - Программа) реформирования системы управления финансами муниципального образования "Город Киров" (далее - Киров) разработана в соответствии с Положением о порядке и условиях реформирования муниципальных финансов в Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 19.10.2004 № 18/227 "О реформировании муниципальных финансов в Кировской области", постановлением коллегии Департамента финансов Кировской области от 12.11.2004 № 11/5 "Об утверждении методики по отбору муниципальных образований для получения субсидии из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в Кировской области", основными направлениями реформирования муниципальных финансов и методическими рекомендациями по составлению программ реформирования муниципальных финансов для получения субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов.

 Под муниципальными финансами города понимается совокупность денежных и имущественных активов, объединяющая:

 - бюджет муниципального образования "Город Киров" (далее - бюджет города Кирова);

 - имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями города Кирова;

 - активы муниципальных унитарных предприятий, доли и пакеты акций хозяйственных обществ, находящихся в собственности города Кирова.

1.2 Цели и задачи Программы реформирования

 Основными целями реформирования системы управления финансами города Кирова являются:

- повышение эффективности функционирования системы управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики для обеспечения дальнейшего социального развития Кирова, повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни жителей города Кирова;

- повышение ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках нормативных показателей плана социально-экономического развития города;

- создание благоприятных условий для экономического развития города Кирова и привлечения инвестиций;

- получение положительных оценок проводимой органами местного самоуправления города Кирова бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения города Кирова, повышения роли и результативности деятельности местной администрации.

 В условиях рыночной экономики основными рычагами управления экономическими процессами являются:

- бюджет и налоговая политика;

- эффективное управление собственностью;

- тарифное регулирование.

 Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

 1. Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета города Кирова:

 - совершенствование системы бюджетного планирования и внедрение системы среднесрочного финансового планирования, включающей планирование текущих расходов, инвестиционное планирование, планирование долговой политики;

 - формирование бюджетно-финансовой политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию бюджетных услуг;

 - проведение реструктуризации бюджетного сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет изменения форм бюджетных учреждений, планирования результатов их деятельности;

 - обеспечение реалистичности бюджета, выполнение обязательств перед бюджетополучателями и поставщиками продукции для муниципальных нужд, сокращение долговых обязательств и нерациональных бюджетных расходов.

 2. Совершенствование нормативно-правовой базы управления муниципальными финансами.

 3. Повышение эффективного механизма управления муниципальной собственностью, инвентаризация муниципального имущества и независимая оценка ее рыночной стоимости.

 4. Внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, комплексная автоматизация бюджетного процесса, совершенствование казначейского исполнения бюджета, внедрение современных информационных технологий для управления финансовыми ресурсами города Кирова и формирования единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.

 5. Создание эффективной системы управления долгами города Кирова.

 6. Обеспечение устойчивости финансовой системы Кирова при возникновении отклонений (управление рисками).

 7. Совершенствование механизма координации всех звеньев системы финансового управления между собой и другими системами.

 8. Определение критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств и повышения ответственности при формировании и исполнении бюджета.

 9. Совершенствование функции контроля и проверки финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализа финансовых результатов.

1.3 Состояние финансовой системы города Кирова

 Текущее состояние управления финансами города Кирова свидетельствует, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»