ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15.04.2003 № 40/89


Об областной целевой программе
«Студенчество Вятки» на 2004-2008 годы

(с изменениями на 16 июня 2008 года)

_______________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231
_______________________________________________________________________________

В целях социальной защиты вятского студенчества, совершенствования системы подготовки кадров для региона, активного привлечения молодежи в науку, развития партнерских отношений между студенчеством и государством, в соответствии с распоряжением Правительства области от 09.07.2002 № 247 «О создании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы» Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу «Студенчество Вятки» на 2004-2008 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Государственным заказчиком но реализации Программы определить управление по делам молодежи Кировской области (Шумайлова С.В.).

(п. 2. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)

3. Департаменту экономического развития при Правительстве области (Коршунов А.Д.), осуществляющему функции координатора хода реализации областных целевых программ, ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.

(п. 3. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)

4. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусматривать объемы финансирования мероприятий по реализации Программы в проектах областного бюджета на 2004 - 2008 годы и осуществлять контроль за их целевым использованием.

(п. 4. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)

5. Рекомендовать органам местного самоуправления области, учреждениям высшего и среднего профессионального образования, предприятиям и иным заинтересованным организациям принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов, собственных средств и внебюджетных источников.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.

(п. 6. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)



Первый заместитель
Председателя Правительства
Кировской области А.А. Пинаев


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
 Кировской области
 от 15.04.2003 № 40/89
  (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области
от 16.06.2008 № 135/231
)


Областная целевая программа
«СТУДЕНЧЕСТВО ВЯТКИ»
на 2004 - 2008 годы

ПАСПОРТ
областной целевой программы «Студенчество Вятки» на 2004-2008 годы

Наименование Программы

«Студенчество Вятки»

Основание для принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 09.07.2002 № 247 «О создании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы»

Государственный заказчик Программы

управление по делам молодежи Кировской области

Основные разработчики Программы

управление по делам молодежи Кировской области, отдел по делам молодежи администрации г. Кирова*, департамент образования Кировской области, Совет ректоров вузов г. Кирова*, областная территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки*, управление государственной службы занятости населения Кировской области, Совет руководителей негосударственных образовательных учреждений*, Ассоциация негосударственных образовательных учреждений Кировской области*, Совет директоров средних специальных учебных заведений*

Цель Программы

создание системы мер социального развития и поддержки студенческой молодежи Кировской области, развитие партнерских отношений между студенчеством и государством

Задачи Программы

обеспечение равных прав и обязанностей студентов всех учебных заведений среднего и высшего профессионального образования (ссузов и вузов) области, соответствующих статусу российского студента;

создание условий для активного и эффективного овладения научно-культурными и профессиональными знаниями, развитие интеллектуального и культурного потенциала студентов;

обеспечение социальных гарантий, создание системы льгот для жизни и учебы студентов;

развитие системы по обеспечению занятости студентов и выпускников учебных заведений, содействию им в трудоустройстве, по реализации специальных мер для возвращения молодых специалистов в сельскую местность, организация участия и формирование ответственности работодателя за подготовку высококвалифицированного и здорового специалиста;

совершенствование информационного пространства для студентов;

создание условий для самоопределения и самореализации личности обучающегося

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2008 годы:

I этап - 2004 - 2005 годы;

II этап - 2006-2008 годы

Перечень основных мероприятий Программы

организационно-методическое обеспечение Программы. Аналитические исследования;

обеспечение социальных гарантий студентам, создание условий для реализации их прав и обязанностей;

развитие научно-образовательного пространства. Поддержка перспективных и талантливых студентов, аспирантов;

создание условий для формирования здорового образа жизни. Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде;

развитие системы занятости студентов и трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений;

развитие системы культурно-нравственных ценностей современного студента. Организация досуга;

формирование единого информационного пространства;

поддержка органов студенческого самоуправления

Исполнители основных мероприятий Программы

управление по делам молодежи Кировской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент культуры и искусства Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент социального развития Кировской области, департамент экономического развития при Правительстве области, департамент промышленного развития Кировской области, управление торговли и потребительских услуг при Правительстве области, областная территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки*, управление государственной службы занятости населения Кировской области, Государственное учреждение - Кировское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации*, государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования*, некоммерческая организация - Объединение работодателей Кировской области "Совет хозяйственных руководителей"*, учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области*, Совет ректоров вузов г. Кирова*, Совет руководителей негосударственных образовательных учреждений*, Федерация оздоровительно-спортивного туризма Кировской области*, Студенческий координационный совет*, Вятская торгово-промышленная палата Кировской области*, общественные объединения*, Молодежный парламент Кировской области*, Областной студенческий совет*

Объемы и источники финансирования Программы

средства областного бюджета -3119,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов -1493,0 тыс. рублей**;

внебюджетные источники финансирования -5100,0 тыс. рублей**

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение духовно-нравственного, интеллектуального потенциала студенческой молодежи; обеспечение вторичной и сезонной занятости студентов, формирование высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда; повышение правовой и политической культуры; систематизация механизмов оказания социальной помощи учащейся молодежи, улучшение социально-бытовых и жилищных условий; активизация деятельности органов студенческого самоуправления, студенческих научных обществ и иных студенческих объединений; профилактика и улучшение здоровья студентов, снижение уровня асоциальных явлений в студенческой среде; рост числа молодежи, осуществляющей свою профессиональную деятельность в соответствии с полученной специальностью; создание единого межвузовского информационного пространства

Система организации контроля за исполнением Программы

осуществляется управлением по делам молодежи Кировской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлением Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области"


* Далее указанные исполнители участвуют в реализации мероприятий Программы по согласованию.

Введение

Студенчество - особая социальная группа молодежи, занятая деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду. От качества этой подготовки зависит накопление интеллектуального потенциала государства, настоящее и будущее российского общества. Между студенчеством и государством складываются партнерские отношения на основе учета взаимных интересов сторон. Интересы государства состоят в развитии интеллектуального, духовного, экономического потенциала общества через развитие системы поддержки высшей и средней профессиональной школы. Интересы студенческой молодежи состоят в получении высшего и среднего профессионального, культурного образования, соответствующего интеллектуальным потребностям личности, позволяющего достойно конкурировать на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности. Насколько интересы государства и студенчества взаимосвязаны на региональном уровне, настолько и определяются партнерские отношения между студенчеством и региональными органами власти.

Студенчество Вятки занимает особое положение в обществе в силу того, что оно обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, проявляет активный интерес к практическому участию в процессе преобразования региона. У него имеется необходимый потенциал для того, чтобы выступать реальным партнером государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления области в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

Вместе с тем государство не обеспечивает в достаточной мере гарантии реализации молодыми гражданами своего интеллектуального и творческого потенциала, своих конституционных прав и законных интересов.

Большинство проблем студенческой молодежи требует скорейшего решения, часть из них предполагает разработку долгосрочных, рассчитанных на перспективу проектов, совершенствование механизмов взаимодействия различных структур, развитие новых направлений деятельности. Решение поставленных задач возможно только при условии системного подхода, который является основополагающим элементом данной Программы.

Создание системы мер социального развития и поддержки студенческой молодежи Кировской области - основная цель Программы, и от этого зависит, станет ли студенческая молодежь нашим партнером и в области государственного сектора, и в развитии бизнеса, и в продвижении новых перспективных проектов общественного движения.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения её программными методами

Сегодня на молодом поколении лежит ответственность за устойчивое развитие нашей страны. Особую актуальность приобретает не только поиск новых форм участия молодежи в социально-политической жизни страны и региона, но и создание условий и возможностей для решения молодыми гражданами их собственных проблем и общества в целом.

В Кировской области работает 74 учреждения высшего и среднего профессионального образования, в том числе 22 вуза, из них 11 государственных высших учебных заведений и 11 негосударственных вузов. 60 тысяч студентов кировских образовательных учреждений получают знания по 150 специальностям.

Проблемы студенческой молодежи специфичны, их решение зависит от последовательной политики как федеральных, региональных, так и местных органов власти.

Социальное положение вятского студенчества в настоящее время остается неудовлетворительным. Об этом свидетельствуют ухудшающаяся демографическая ситуация, неблагоприятные характеристики состояния здоровья студентов, отсутствие у значительной части студенческих семей нормальных условий для жизни и осуществления репродуктив-

ной функции, увеличение числа молодых граждан, не имеющих доступа к качественному образованию. В вузах области на контрактной основе обучается 3,4 тыс. студентов.

Результаты социологического исследования «Социальный портрет вятского студента» показали, что среди наиболее волнующих проблем студенты обозначили следующие: материальные - 56%, вредные привычки - 45,5%, проблему трудоустройства - 45,5% - и среди наиболее значимых для них ценностей здоровье - 64%, семью, любовь - 50%, карьеру, творческие успехи - 25%.

1.1. По данным анкет студентов педагогического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет", доход семьи на одного человека ниже прожиточного уровня у 67% опрошенных. Сегодня именно среди студентов очень велико расслоение на бедных и богатых. Отмечено тяжелое социально-экономическое положение малообеспеченных студентов, студенческих семей.

Ухудшение положения большей части студентов связано с увеличением стоимости питания, ростом тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. В то же время минимальный размер стипендии студентов государственных вузов остается низким - 900 рублей.

(п. 1.1. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)

1.2. Ежегодно население области сокращается на 14000 человек, смертность в два раза превышает рождаемость. 100% студентов пробовали алкоголь, в том числе 40% употребляют алкогольные напитки активно и регулярно. 10% среди молодежи уже пробовали наркотики, в том числе 7% - внутривенно. Треть студентов Кировской области страдает различными хроническими заболеваниями, выявлено 198 ВИЧ-инфицированных, среди них 5 студентов вузов г.Кирова. Отмечается рост асоциальных явлений в студенческой среде.

Большинство студентов к составляющим здоровый образ жизни относят: двигательную активность (72,2%), правильное питание (45,6%) и отсутствие вредных привычек (41,1%). Важными показателями отношения к здоровому образу жизни являются личностные качества студентов, определяющие культуру личности, в том числе и культуру здоровья. Однако система педагогического образования ещё не гарантирует высокого уровня развития личностных качеств. Требуется целенаправленная работа со студентами по формированию высокогуманных качеств личности и здорового образа жизни.

1.3. Одними из основных проблем студенческой молодежи являются занятость, гарантия первого рабочего места, соответствующего полученному образованию, закрепление молодых специалистов в сельской местности.

В структуре безработных в нашей области 37% - молодежь. Это больше, чем по России в целом. Выпускники вузов среди безработных составляют лишь 0,2%. По данным социологических исследований статистиков только 34% выпускников учебных заведений трудоустраиваются по полученной специальности:

выпускники медицинских учебных заведений - 82%;

специалисты технических и инженерных специальностей - 62%;

специалисты гуманитарно-социального, экономического и управленческого блока -32%;

педагоги - 33%;

из выпускников сельскохозяйственных учебных заведений всего 18% выбирают работу по специальности.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

отсутствие должного мониторинга трудоустройства выпускников учреждений системы профессионального образования, изучения изменений требований к квалификации работников на рынке труда и развития самого рынка труда по конкретным профессиям и специальностям работников;

кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

завышенная самооценка своего профессионально - квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

1.4. В проблеме молодежной науки обозначены следующие актуальные аспекты:

научные (включают в себя создание мотивации к научной деятельности в молодежной среде и возможность практического использования результатов научной работы, их полезности для исполнителя научной работы, вуза, общества);

организационные (обусловлены необходимостью создания условий для научной деятельности в вузах и расширения возможностей межвузовского общения с целью обмена опытом, информацией и решения комплексных проблем);

информационные (существующий дефицит информации о проводимых мероприятиях, возможностях получения грантов, наличии потенциальных организаций - заказчиков научных исследований приводит к снижению эффективности работы молодежных научных объединений и сужению сферы деятельности научной молодежи);

финансовые (для реализации молодежного научного потенциала необходимо привлечение финансовых средств на всех уровнях: вузовском, региональном, федеральном).

1.5. Деятельность общественных объединений студентов кировских вузов в настоящий период характеризуется отсутствием сплоченности в достижении поставленных целей, незначительным охватом студенческой молодежи, отсутствием единого информационного пространства и нормативно-правовой базы их деятельности.

Наиболее масштабными и массовыми по численному составу являются студенческие профсоюзные организации, в области также работают студенческий координационный совет, Кировская областная организация Российского Союза Молодежи, Союз студентов Кировской области.

Поддержка органов студенческого самоуправления - одно из основных мероприятий настоящей Программы.

Осознавая тяжелую ситуацию, сложившуюся в студенческой среде, связанную прежде всего с низким стипендиальным обеспечением, недостаточным финансированием медицинского обслуживания, отдыха и досуга студентов, практическое отсутствие возможности цивилизованного заработка и трудоустройства, соответствующего профессиональной подготовке, понимая значимость решения студенческих проблем, продолжая и развивая начатую работу по оказанию помощи студенчеству, Правительство области совместно со студентами вузов г.Кирова разработало настоящую Программу.

   Правовой основой Программы являются законы Кировской области от 28.01.97 № 36-ЗО "О государственной молодежной политике в Кировской области"  (в редакции Закона Кировской области от 02.03.2005 № 312-ЗО), от 11.02.2003 № 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в редакции Закона Кировской области от 17.04.2008 №235-ЗО), от 02.03.2005 № 312-ЗО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области", от 04.12.2007 № 201-ЗО "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", постановление Правительства области от 11.09.2007 № 105/373 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2008 год" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 11.02.2008 № 121/33).

(п. 1.5. с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/231)

2. Цель и задачи Программы

2.1. Целью реализации Программы является создание системы мер социального развития и поддержки студенческой молодежи Кировской области, развитие партнерских отношений между студенчеством и государством.

2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:

2.2.1. Обеспечение равных прав и обязанностей студентов всех учебных заведений среднего и высшего профессионального образования области, соответствующих статусу российского студента.

2.2.2. Создание условий для активного и эффективного овладения научно-культурными и профессиональными знаниями, развитие интеллектуального и культурного потенциала студентов.

2.2.3. Обеспечение социальных гарантий, создание системы льгот для жизни и учебы студентов.

2.2.4. Развитие системы по обеспечению занятости студентов и выпускников учебных заведений, содействию им в трудоустройстве, по реализации специальных мер для возвращения молодых специалистов в сельскую местность, организация участия и формирование ответственности работодателя за подготовку высококвалифицированного и здорового специалиста.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»