КИРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26.02.2003 г. №13/3


Об утверждении целевой комплексной
программы "Поддержка развития малого
предпринимательства в городе Кирове
на 2003-2005 годы"

В соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования "город Киров" Кировская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить целевую комплексную программу "Поддержка развития малого предпринимательства в городе Кирове на 2003-2005 годы".

2. Контроль за выполнением Программы возложить на зам. главы администрации города Кирова - начальника экономического управления Чистякова В.В.


Председатель Кировской
городской Думы Л.Г. Никулин

УТВЕРЖДЕНО
Решением Кировской
городской Думы
от 26. 02.2003 г. № 13/3


ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

"Поддержка развития малого предпринимательства
в городе Кирове на 2003-2005 годы"


Паспорт
целевой комплексной программы
"Поддержка развития малого предпринимательства
 в городе Кирове на 2003-2005 годы"

Наименование программы:

 "Поддержка развития малого предпринимательства в городе Кирове

на 2003-2005 годы".

  

  

Основание для разработки программы:

Закон Кировской области "О развитии малого предпринимательства в Кировской области" от 26.09.97 №17-ЗО.

  

  

Заказчик программы:

администрация города Кирова.

  

  

Основные разработчики программы:

экономическое управление администрации города Кирова, координационный совет предпринимателей города Кирова.

  

  

Цель программы:

инициация процессов изменений в структуре, потенциале и результативности малого бизнеса города Кирова за счет улучшения параметров внешней среды.

  

  

Задачи программы:

устранение правовых коллизий новых законодательных актов с ранее принятыми, в части регулирующей предпринимательскую деятельность;

выявление и запуск финансово-кредитных механизмов, стимулирующих предпринимательскую деятельность, расширение деятельности муниципального залогового фонда;

формирование рынков муниципального заказа, подрядных работ для малых предприятий и механизмов их распределения;

облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к муниципальному имуществу и землям, а также оказание помощи в организации и развитии высокотехнологичных наукоемких производств и социально - значимых предприятий на основе системы бизнес-инкубирования;

содействие профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, подготовка муниципальных служащих по вопросам управления развитием предпринимательства;

формирование цивилизованных условий для малого предпринимательства путем освещения деятельности финансовых структур, обеспечивающих льготное кредитование субъектов малого бизнеса; страховых компаний; организаций, предоставляющих оборудование в лизинг; организаций, занимающихся юридическим оформлением предприятий; консалтинговых и маркетинговых центров; компаний, обеспечивающих экономическую безопасность бизнеса;

содействие в создании комплексной информационной среды для целей малого бизнеса.

  

  

Сроки реализации программы:

2003-2005 годы.

  

  

Основные мероприятия программы:

нормативно - правовая поддержка;

финансово - кредитная поддержка;

поддержка развития микро- рынков товаров, услуг и подрядных работ;

поддержка создания и развития материально - технической базы;

поддержка создания и развития кадрового потенциала малых предприятий;

содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

информационная поддержка.

  

  

Исполнители программы:

координационный совет предпринимателей города Кирова;

экономическое управление администрации города Кирова;

управление (комитет) по делам муниципальной собственности;

управление муниципальными землями;

управление образования; правовое управление;

управление муниципальной службы и кадров администрации города Кирова;

муниципальный бизнес- инкубатор;

муниципальный гарантийно - залоговый фонд.

  

  


Объемы и источники финансирования программы:


средства бюджетов вышестоящих уровней -

 1,5 млн. руб.;

средства городского бюджета - 5,2 млн. руб.;

средства заинтересованных хозяйствующих субъектов - 30,75 млн. руб.

  

  

Ожидаемые конечные результаты программы:

увеличение вклада сферы малого предпринимательства в валовой объем выпуска и валовой региональный продукт с 10 до 15%;

увеличение доли налоговых поступлений в бюджетную систему на 4 -5%;

создание малыми предприятиями не менее 2000 новых рабочих мест с уровнем оплаты труда (с учетом квалификации) не ниже средней заработной платы, установившейся в соответствующей отрасли.

  

  

Система организации контроля за исполнением программы:

Общий контроль за выполнением "Программы поддержки развития малого предпринимательства в городе Кирове на 2003-2005годы" осуществляет координационный совет предпринимателей города Кирова;

оперативный контроль и координацию всех вопросов, связанных с выполнением Программы, осуществляет актив координационного совета предпринимателей города Кирова и экономическое управление администрации города Кирова.


Состояние и перспективы
социально-экономической ситуации
в городе Кирове

Оценка текущей ситуации и тенденций социально-экономического развития города Кирова основана на выводах, содержащихся в главе 1 "Стратегического плана города" - программе социально-экономического развития г. Кирова до 2010 года, анализе динамики показателей из сводов по формам П1, П3, П4 статистического наблюдения по кругу крупных и средних предприятий за 2000-2002 гг., данных прогноза социально-экономического развития города Кирова на 2003 год, ориентировочного расчета валового выпуска товаров и услуг и доли города Кирова в валовом региональном продукте (ВРП).

Доминирующая роль в формировании валового выпуска и доли ВРП г. Кирова принадлежит отраслям промышленности. Её вклад в объемы выпуска товаров и услуг по городу Кирову колеблется в диапазоне от 72 до 76 процентов. В связи с тем, что органами статистики не производится расчет объемов валового выпуска и валового продукта для города Кирова, оценка и прогноз этих показателей выполнены, исходя из имеющихся статистических данных валового выпуска и ВРП по Кировской области пропорционально данным о выпуске товаров и услуг по кругу крупных и средних предприятий города и области. Исходя из оценок, валовой выпуск товаров и услуг по г. Кирову составил в 2000 году 40347,9 млн. руб., в т.ч. доля ВРП (сумма добавленных стоимостей, созданных в отраслях экономики) составила 20290,5 млн. руб., что в действующих ценах выше уровня 1999 года, соответственно на 146,7 и 145,1 процента. Столь значительный рост в денежном выражении объяснялся "отголосками" финансовых потрясений 1998 года и их последствиями, а также большим объемом сравнительно краткосрочного экспортного заказа в отраслях оборонной промышленности города.



Завершение работы по заказу в 2001 году привело к существенному снижению темпов роста объемов выпуска и валового продукта, составив в действующих ценах соответственно 113,8 и 112,3 процента, и породило экономический спад, длившийся в течение первых семи месяцев 2001 года. Перелом в негативном характере тенденции произошел в сентябре 2001 года (и опять, в связи с некоторым ростом промышленного производства). С этого времени отмечается небольшой, но непрерывный рост объемов выпуска, что позволяет оценить валовой выпуск и валовой продукт по г. Кирову в 2002 году в размере 56429,1 млн. руб. и 27642,2 млн. руб. соответственно. Темпы роста валового выпуска и валового продукта в действующих ценах 122,9 и 121,3 процента к уровню предыдущего года, что в сопоставимых ценах означает экономический рост около 7 процентов к уровню 2001 года. На 2003 год прогнозируется экономический рост около 3 процентов в сопоставимых ценах. В целом, рассматривая динамику объемов выпуска и валового продукта по городу Кирову, можно утверждать, что рост этих показателей в основном обусловлен инфляционными процессами. С позиций же динамики физических объемов выпуска, начиная с 1995 года, можно отметить, что периоды экономического спада, уравновешиваясь периодами подъема, практически не дают тенденций устойчивого экономического роста (см. рис. 1). Это может говорить о низком уровне хозяйственной активности в промышленности, которая, в лучшем случае, обслуживает всего лишь процесс самовыживания, пытаясь сохранить достигнутые прежде рубежи. Судя по всему, отрасли удается удовлетворять всего лишь сформировавшиеся потребности потребителей, обусловленные уровнем текущего спроса на продукцию и услуги кировских предприятий, емкостью соответствующих рынков, конкурентной средой и имеющимися у потребителя возможностями для реализации своих потребностей, либо находить короткие (пусть и значительные по объемам) разовые заказы, т.е. во многом зависеть от воли случая. Все это слабо влияет на динамику экономического роста. В отрасли не сформирован вектор усилий в направлении создания новых потребностей и рынков с устойчивым потребительским спросом. Учитывая слабую базу природных ресурсов Кировской области, мы не имеем возможности динамично развиваться, эксплуатируя природный потенциал, как это происходит в богатых природными ресурсами регионах. Следовательно, одно из возможных решений - развитие и поддержка высокотехнологичных направлений в индустрии, формирующих новые потребности и эффективно использующих имеющиеся в городе производственные и научные заделы.

Вклады других отраслей городской экономики в формирование валового объема выпуска и валового продукта выглядят по состоянию на сентябрь 2002 года следующим образом: транспорт - 10 % (в основном за счет деятельности Кировского отделения ГЖД), связь - 1%, строительство - 4%, сельское хозяйство - 2%, материально-техническое снабжение - 2%, торговля и общепит - 1%, жилищно-коммунальное хозяйство - 2%, прочие отрасли - 2%. Так как это деление составлено на основе данных по кругу крупных и средних предприятий, то возможно некоторое перераспределение долей в пользу МТС и торговли, поскольку в этих отраслях действует преобладающее количество малых предприятий и ЧП с существенными объемами.

Несколько слов о состоянии социально-трудовой сферы г. Кирова. Рынок труда выглядит на сегодня следующим образом: всего трудовых ресурсов 344,6 тыс. чел.; численность экономически активного населения 273,5 тыс. чел.; всего занято в экономике 239,5 тыс. чел., в т.ч. в сфере материального производства 170,4 тыс. чел., в непроизводственной сфере 69,1 тыс. чел; общая численность неработающих по разным причинам 34 тыс. чел. (12,4% от экономически активного населения), в т.ч. имеющих официальный статус безработного (зарегистрированных) 3тыс.чел. (1,1% от экономически активного населения); среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий 188,6 тыс. чел. (снизилась с начала 2000 года на 4%), в т.ч. в промышленности 65,7 тыс. чел (снизилась с начала 2000 года на 5%). Средняя начисленная заработная плата в отраслях экономики г. Кирова по кругу крупных и средних предприятий в октябре 2002 года 4177 рублей, за период с января по октябрь 3811 рублей. В промышленности, в октябре 2002 года - 4076 рублей, за период январь - октябрь 2002 года - 3734 рубля. Рост, начиная с начала 2000 года, - на 47%. При этом отмечается и некоторый рост реальных денежных доходов населения и, соответственно, рост оборотов розничной торговли и платных услуг населению (последнее в большей степени за счет увеличения стоимости услуг).

Представляет интерес динамика доли фонда оплаты труда (ФОП) в валовом продукте города Кирова, которая выглядит следующим образом: 2000 г. - 23,4%, 2001 г. - 27,8%, 2002 г. - 30% (здесь приведено соотношение с ФОП по кругу крупных и средних предприятий, реально может быть несколько выше). Для сравнения, в развитых странах основным "двигателем" экономики является внутренний рынок и спрос на нем. Но, поскольку, для такого рынка нужен массовый покупатель, доля фонда оплаты наемного труда в валовом внутреннем продукте стран с эффективной современной экономикой составляет 60-70%. Следовательно, без решения задачи резкого повышения уровня оплаты наемного труда динамичное развитие экономики оказывается невозможным, так как при слабом внутреннем конечном спросе оно будет слишком зависимо от конъюнктуры внешних рынков.

Рассматривая изменение доли валового продукта в расчете на одного представителя экономически активного населения города Кирова, можно отметить тенденцию её сокращения к 2002 году до 97,9% от уровня 1999 года, что может косвенно свидетельствовать о снижении производительности труда в экономике.

Налоги. Динамика собираемости налогов в бюджетную систему РФ по городу Кирову выглядит следующим образом: 1999 г. - 2383,6 млн. руб., 2000 г. - 3453,9 млн. руб., 2001 г. - 4481,7 млн. руб., оценка 2002 г. - 4908,2 млн. руб. Доля налогов в валовом продукте города Кирова: 1999 г. - 17%, 2000 г. - 17%, 2001 г. - 19,7%, 2002 г. - 17,8%.

В целом текущий отрезок времени (2001-2003 гг.) дает позитивную картину развития экономической ситуации.


     1. Состояние и проблемы малого предпринимательства в г. Кирове

     1.1. Результативность малого предпринимательства.

Прежде всего следует сказать о том, что до настоящего времени не созданы эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности. Сегодня у органов власти и управления практически отсутствует оперативная, достоверная информация о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования. Госкомстат России, начиная с 1996 года, осуществляет мониторинг малых предприятий только на выборочной основе. Такой метод обеспечивает оперативность, минимизирует нагрузку на предприятия, но, вместе с тем, не обеспечивает в полной мере отслеживание динамики и структурных изменений в развитии малого предпринимательства. Недостатки выборочного обследования отчасти компенсирует проведение периодических переписей. Последнее сплошное обследование малых предприятий проводилось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 476-р в конце 2000, начале 2001 года. Его результаты легли в основу оценки результативности сферы малого предпринимательства города Кирова. Помимо этого использовались прогнозные материалы, формируемые экономическим управлением администрации города Кирова, данные налоговой инспекции и казначейства. Итоги деятельности в сфере малого предпринимательства по городу Кирову и их краткосрочный прогноз приведены в Приложении 1. Результативность малого бизнеса приведена в Приложении 2.

Наибольшая часть предприятий малого бизнеса Кировской области (65,1%) сосредоточена в городе Кирове, где находятся основные источники трудовых, финансовых и других ресурсов, шире потребительский рынок, лучше развита производственная и социальная инфраструктура.

Оценивая данные результативности деятельности действующих малых предприятий города Кирова в сравнении с общероссийскими, полученными в результате сплошного обследования в 2000 году, можно отметить, что они близки и соответствуют реалиям, сложившимся в сфере малого предпринимательства страны на текущий период. Однако по отдельным показателям имеются чувствительные расхождения. Например, в городе Кирове более чем в два раза ниже общероссийского показателя инвестиционная активность. Об этом свидетельствует и большая степень износа основных фондов (42% против 36%). Одно из объяснений данного явления кроется в диспропорциях развития федеральных округов и их территорий. К примеру, в Центральном федеральном округе, в который входит город Москва, сосредоточено 43 процента малых предприятий. В этом регионе сконцентрированы основные финансовые и инвестиционные потоки страны, и поэтому он самым существенным образом влияет на средний показатель инвестиционной активности. И хотя, по данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в 2001 году лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Приволжский федеральный округ - рост на 53,3 %, разница в уровнях развития его территорий не дает оснований в полной мере отнести это и на малый бизнес города Кирова.

По показателю вклада малых предприятий в объем выпуска промышленной продукции можно сказать, что он несколько выше среднероссийского. Это характерно для территорий с высокой концентрацией индустриального производства и является следствием сложившейся отраслевой структуры.

По расчетам, основанным на данных Управления федерального казначейства МФ РФ по городу Кирову, удельный вес налоговых поступлений от результатов хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства составляет в бюджете города Кирова более 16 процентов. Для сравнения, по данным МНС доля налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированный бюджет России сейчас не превышает 10 процентов, тогда как в Европе этот показатель составляет более 50 процентов.

Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого бизнеса в бюджетную систему - не простая задача.

     1.2. Структура и потенциал малого предпринимательства.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики показано в Приложении 3. Оно практически соответствует общероссийской отраслевой структуре малого бизнеса. Число малых предприятий на момент проведения сплошного обследования составляло 2814 единиц. Из них 666 предприятий (или почти 24%) не осуществляли хозяйственной деятельности. На одну тысячу жителей города приходилось 5,5 предприятий малого бизнеса, что ниже общероссийского показателя - 5,8 предприятий. Для справки, в государствах Европейского Союза - не менее 30. Для того, чтобы соответствовать общероссийскому уровню, нам необходимо иметь около 2970 малых предприятий. Предполагаемые тенденции роста числа малых предприятий представлены в Приложении 1.

В сфере малого бизнеса с учетом реально осуществляющих хозяйственную деятельность частных предпринимателей задействовано 17,6% экономически активного населения. Из них на малых предприятиях - 11% (или 9% списочного состава полного круга предприятий). Эти показатели близки к общероссийским.

В 2003 году ожидается увеличение числа малых предприятий на 1,4 процента и увеличение числа работников малых предприятий на 2 процента. Вместе с тем, с начала 2002 года прослеживается тенденция снижения числа зарегистрированных частных предпринимателей. По данным регистрационно - лицензионной палаты в настоящее время ежемесячно регистрируется в качестве ЧП около 400 человек, в то же время прекращает деятельность 500 - 700 человек. Это, во-первых, связано с достижением определенного предельного уровня численности ЧП, обусловленного общей демографической ситуацией и состоянием рынка труда города Кирова. Во-вторых, необходимость ежеквартальной отчетности в налоговой инспекции и санкции за не предоставление сведений в установленные сроки побуждают ЧП, не осуществляющих хозяйственной деятельности, сниматься с регистрации. Значительная часть вновь регистрируемых ЧП - это мигранты. Численность занятых в сфере малого предпринимательства составит в 2003 году 17,2 процента от экономически активного населения.

Остаточная стоимость основных фондов малых предприятий составляла на конец 2000 года 433,9 млн. рублей. Оборотные средства - 2556 млн. рублей.

Характеризуя технологический потенциал малых предприятий, можно сказать, что 57% инвестиций направлялось в 2000 году на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря. Это свидетельствует о большей склонности малых предприятий к технико-технологической модернизации своей производственной деятельности и соответственно, росту и обновлению технологического потенциала.


     1.3. Условия малого предпринимательства


Состояние среды функционирования малого предпринимательства в городе Кирове во многом характерно и для других территорий РФ и не имеет ярко выраженного территориального оттенка. Её обобщенные характеристики раскрыты в анализе, представленном в федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы. В современном состоянии среды малого бизнеса можно выделить ряд главных проблем, с которыми сталкиваются представители этого вида экономической деятельности. Это - несовершенство нормативно - правовой базы регулирования и поддержки; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения; несовершенство системы налогообложения; проявления недобросовестной конкуренции; несовершенство государственной системы поддержки; неразвитость системы информационной поддержки; несовершенство системы кадрового обеспечения. В этом отношении показательно, как ранжируются мнения представителей малого бизнеса города Кирова. Среди факторов, ограничивающих производство, названы в порядке убывания значимости: налоговый пресс; неплатежеспособность клиентов; недостаток финансовых средств; накопленные долги; недостаток рынков сбыта; сильная конкуренция; высокая стоимость сырья и материалов. Основными явлениями, негативно влияющими на хозяйственную деятельность, названы в том же порядке: мошенничество деловых партнеров; заказные проверки уполномоченных органов; вымогательство чиновников; рэкет криминальных элементов. Как видим, негативные проявления среды на местном уровне тесно переплетаются с ее недостатками, отмеченными в федеральном масштабе. К сожалению, с учетом распределения полномочий по вертикали власти муниципальные органы управления не в состоянии воздействовать на местном уровне на многие из этих проблем иными путями, как только используя право законодательной инициативы. Другие рычаги регулирования отношений часто оказываются недостаточно эффективными. Например, очень ограничена в настоящее время регулирующая и стимулирующая функция местных налогов в связи с их специфичностью и относительно низкой долей в общей сумме налоговых сборов. Кроме того, подавляющее число предпринимателей не являются их плательщиками.

Из других проблем среды функционирования малого предпринимательства можно выделить проблему аренды производственных площадей. Муниципальные помещения используют 796 арендаторов. При этом задолженность по арендной плате арендаторов из числа предпринимателей составляла на 1.07.2002 г с учетом пени около 653 тыс. руб. В то же время на учете в Управлении по делам муниципальной собственности г. Кирова числится около 800 заявок от потенциальных арендаторов. В разрешении проблемы дефицита площадей смогла бы сыграть система учета пустующих или временно не использующихся площадей акционерных обществ, которая в настоящее время отсутствует.

К недостаткам среды можно отнести и отсутствие единой системы информационного обеспечения малого бизнеса по комплексу вопросов, актуальных для данной сферы. Элементом этой системы могла бы стать и система учета свободных помещений.

К положительным свойствам среды малого бизнеса города Кирова можно отнести созданный при участии администрации города Кирова и осуществляющий деятельность с 2001 года гарантийный залоговый фонд поддержки малого предпринимательства, активную работу НОУ "Учебно-деловой молодежный центр" (Бизнес-инкубатор), большую концентрацию организаций, способных на коммерческой основе оказывать предпринимателям различные виды поддержки.


     2. Стратегия и основные направления поддержки малого предпринимательства

     2.1. Целевая ориентация программы

Стратегия данной программы ориентирована на то, чтобы улучшить внешнюю среду малого бизнеса в городе Кирове в той части, в которой ее состояние зависит от позиции и действий органов местного самоуправления. За счет этого будут инициированы процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном итоге, результативности. В том числе, вследствие изменений условий среды малого бизнеса, ожидается увеличение вклада сферы малого предпринимательства в валовой объем выпуска и валовой продукт; адекватное увеличение налоговых поступлений от деятельности малых предприятий в бюджетную систему; создание малыми предприятиями новых рабочих мест с уровнем оплаты труда не ниже средней заработной платы, установившейся в соответствующей отрасли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»