ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.05.2002 № 16/170

Об областной целевой программе
«Предупреждение распространения заболевания,
вызванного вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции, СПИД)» на 2002-2007 годы

Во исполнение Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.95 № 38-ФЗ, в целях противодействия неконтролируемому распространению ВИЧ-инфекции, снижения общей заболеваемости и смертности в области и но согласованию с органами местного самоуправления Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу «Предупреждение распространения заболевания, вызнанного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции, СПИД)» на 2002-2007 годы (далее-Программа). Прилагается.

2. Определить основным заказчиком по реализации Программы департамент здравоохранения Кировской области (Шулятьев Г.Ф.).

3. Рекомендовать главам администраций районов и городов области принять долевое участие в финансировании Программы.

4. Финансовому управлению Кировской области (Помаскип A.M.) осуществить финансирование мероприятий Программы в 2002 году за счет ассигнований, предусмотренных в областном бюджете но отрасли "Здравоохранение", и предусмотреть необходимые целевые объемы финансирования на выполнение Программы в проектах областного бюджета на 2003-2007 годы.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Покручину А.А.

Губернатор -
Председатель Правительства
 Кировской области В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
 Кировской области
от 14.05.2002 № 16/170


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом
 иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции, спид)» на 2002-2007 годы

ПАСПОРТ
областной целевой программы

Наименование Программы

«Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции, СПИД)» на 2002-2007 годы (далее-Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30. 03.95 № 38-ФЗ

Государственный заказчик Программы

департамент здравоохранения Кировской области

Основной разработчик Программы

департамент здравоохранения Кировской области

Цель Программы

замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции на территории Кировской области, снижение ее социально-экономических последствий путём координированного осуществления комплексных мероприятий организационного и практического характера

Задачи Программы, важнейшие целевые показатели

развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; совершенствование системы инфекционной безопасности донорской крови и её препаратов; повышение качества диагностики ВИЧ-инфекции; применение современных подходов к лечению ВИЧ-инфекции, СПИД и СПИД-ассоциированных заболеваний; повышение квалификации медицинских работников по вопросам ВИЧ-инфекции

Сроки реализации Программы

2002-2007 годы

Перечень основных мероприятий Программы

информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции путем использования наиболее эффективных форм работы; дооснащение современным оборудованием лечебно-профилактических учреждений; осуществление мер по безопасности медицинских манипуляций и донорской крови; обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными средствами диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения ВИЧ-инфекции

Исполнители основных мероприятий Программы

департамент здравоохранения Кировской области, Кировский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее -областной СПИД-центр), департамент образования Кировской области, комитет по делам молодежи Кировской области

Объемы и источники финансирования Программы

на весь период-всего: 130080,1 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 49843,1 тыс. рублей; областной бюджет - 51738,9 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований области - 28498,1 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

сдерживание областных показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией на уровне, не превышающем среднероссийские показатели; увеличение продолжительности жизни больных с ВИЧ-инфекцией, СПИД на 5-7 лет и повышение ее качества, снижение социально-экономических последствий ВИЧ-инфекции

Система организации контроля за исполнением Программы

департамент здравоохранения Кировской области и другие органы исполнительной власти области осуществляют контроль за реализацией Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 «О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области»

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами

Основные направления государственной политики, по предупреждению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации определены Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.95 № 38-ФЗ.

В целях реализации его основных положений, а также в связи со складывающейся эпидемиологической ситуацией по ВИЧ-инфекции в области разработана настоящая Программа.

Анализ эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в области показывает, что начиная с 2000 года темпы распространения ВИЧ-инфекции значительно ускорились. За два года (2000 - 2001) выявлен 141 ВИЧ-инфицированный, что в 3,7 раза больше, чем за предыдущие 11 лет. Общее число ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных областным СПИД-центром, составило на 01.01.2002 179 случаев. Заболевание отмечено в 25 районах области и г. Кирове, умерло с диагнозом «ВИЧ/ СПИД» 7 человек.

Около 86 % всех выявленных ВИЧ-инфицированных заразились при введении наркотиков внутривенно. 7,3 % составляют лица, заразившиеся ВИЧ при гетеросексуальных, 2,3 % - при гомосексуальных контактах. От ВИЧ-инфицированных матерей родилось 3 ребенка.

Преобладающее большинство (85 %) больных - это молодые люди в возрасте до 30 лет (среди них шестеро подростков 15-17 лет), каждый шестой на момент выявления был безработным.

Сформировались местные очаги распространения ВИЧ в районах области и г. Кирове. Особенно неблагополучная ситуация складывается в областном центре, Вятскополянском, Кирово-Чепецком, Омутнинском и Верхнекамском районах. Растет число ВИЧ-инфицированных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где на 01.01.2002 содержалось или находилось под следствием 116 ВИЧ-инфицированных. 40 % из них прибыли в область по этапу уже с известным диагнозом, у 60% диагноз «ВИЧ/СПИД» был установлен на месте.

В целях противодействия неконтролируемому распространению ВИЧ-инфекции в области была принята целевая программа «Анти-ВИЧ/СПИД» на 1997-1998 годы и на период до 2000 года, предусматривающая проведение лечебно-диагностических и профилактических мероприятий среди населения области. В 2001 году целевое финансирование мероприятий программы было продолжено.

За 4 года ее реализации (1997-2000) из федерального бюджета выделено 7,7 млн. рублей на закупку диагностических систем, что позволило решить проблему бесплатного обследования населения области на ВИЧ. Из областного бюджета при планируемых цифрах в 4,76 млн. рублей было выделено лишь 1,75 млн. рублей (менее 37 % от минимальной потребности) на приобретение медицинского оборудования и медикаментов.

Значительное ухудшение эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в области в 2000-2001 годах практически не изменило уровень финансирования мероприятий программы «Анти-ВИЧ/СПИД». Так, на 2001 год при минимальной расчетной потребности в 6,6 млн. рублей сумма, выделенная из областного бюджета на реализацию программы, составила всего 857 тыс. рублей, что составляет 13 % от потребности.

Уровень оказания медицинской помощи населению области по ВИЧ-инфекции отстает от необходимого в связи с недостаточным оснащением медицинских учреждений диагностической аппаратурой, медикаментами и расходными материалами.

Лаборатория областного СПИД-центра до настоящего времени не имеет оборудования для проведения исследований на ВИЧ, вирусные гепатиты, СПИД-ассоциированные заболевания методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), гематологических исследований у ВИЧ-инфицированных и больных СПИД. Требуют укрепления материально-технической оснащенности межрайонные СПИД- лаборатории.

Отсутствие средств не позволяет приобрести тест-системы IV поколения, необходимые для подтверждения диагнозов ВИЧ-инфекции, осуществлять контроль эффективности терапии путём определения концентрации РНК ВИЧ в плазме крови.

Не хватает средств для обеспечения больных ВИЧ-инфекцией необходимыми лекарственными средствами.

В области еще не создана система постоянной информационной пропаганды, направленной на профилактику этого заболевания среди различных слоев населения, и прежде всего групп риска, наиболее подверженных инфицированию. Недостаточно осуществляется информирование учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений о доступных методах индивидуальной защиты от ВИЧ-инфекции.

Не развита сеть кабинетов профилактики ВИЧ-инфекции и анонимного обследования, где каждый желающий может не только пройти обследование на ВИЧ-инфекцию, но и получить от врача всю необходимую информацию об этом заболевании. До сих пор не создана система медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

При сохранении негативных тенденций в сфере распространения наркотиков как в стране, так и в области можно прогнозировать, что к 2003 году количество ВИЧ-инфицированных в области составит не менее 500 человек, а к 2007 году их число может достичь 3-5 тысяч. Преобладающим путем передачи будет оставаться парентеральный путь при внутривенном введении наркотических средств. Одновременно все большее количество молодых людей, не соблюдающих правил безопасного секса, будут инфицироваться половым путем. С ростом

числа ВИЧ-инфицированных женщин детородного периода будет нарастать число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, среди которых до 10-25 % будут заражены.

Начиная с 2002 года будут нарастать проблемы по оказанию специализированной медицинской помощи инфицированным ВИЧ, стоящим на диспансерном учете, обеспечению их специфическими лечебными препаратами, психосоциальному консультированию и социальной реабилитации, так как более чем у 70 % из них возникнет иммунодефицит, у 20-30 % - комплекс заболеваний, сопутствующих ВИЧ-инфекции, у 5 % - стадия СПИД.

Проблема борьбы с ВИЧ-инфекцией и ее социально-экономическими последствиями требует комплексного подхода к ее решению, привлечению целевых средств из бюджетов всех уровней.

2. Основная цель, задачи и сроки реализации Программы

2.1. Основной целью Программы является замедление темпов распространения ВИЧ - инфекции на территории области, снижение ее социально-экономических последствий путём координированного осуществления комплексных мероприятий организационного и практического характера.

2.2. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

2.2.1. Развития системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ- инфекции.

2.2.2. Совершенствования эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, создания информационной системы эпидемиологического контроля.

2.2.3. Обеспечения безопасности медицинских манипуляций и донорской крови.

2.2.4. Использования современных средств диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний.

2.2.5. Подготовки медицинских кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции.

2.3. Сроки реализации Программы -2002-2007 годы.

3. Система программных мероприятий

При реализации Программы предусматривается:

дооснащение современным оборудованием областного СПИД-центра, межрайонных СПИД-лабораторий;

совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией;

создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе:

разработка, издание и распространение санитарно-просветительных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, адаптированных к различным группам населения;

создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических передач по проблеме ВИЧ-инфекции, СПИД;

широкое внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений консультаций на индивидуальной анонимной основе, развитие добровольного тестирования, организация и проведение кампаний по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи;

разработка и внедрение единой компьютерно-аналитической системы учета и отчетности, распространение оперативной эпидемиологической информации, подготовка предложений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий;

обеспечение безопасности донорской крови, органов и тканей путем проведения диагностических исследований на высокочувствительных тест-системах;

внедрение в лечебно-профилактических учреждениях современных методов дезинфекции;

приобретение для персонала лечебно-профилактических учреждений, работающих в условиях высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, защитной одежды и профилактических препаратов;

обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний на основе закупок наиболее эффективных тест-систем, в том числе для экспресс-диагностики этой инфекции, а также препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;

подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции, издание и распространение информационно-методических материалов, организация и проведение конференций, семинаров, совещаний;

социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей путем создания кабинетов анонимного обследования и оказания психологической помощи и социальной поддержки.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области.

На весь период - всего : 130080,1 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 49843,1 тыс. рублей; областной бюджет - 51738,9 тыс. рублей;

бюджет муниципальных образований области - 28498,1 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.

5. Механизм реализации Программы

Государственный заказчик Программы - департамент здравоохранения Кировской области размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.99 № 97-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Государственный заказчик может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, определенных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и области.

В ходе реализации Программы департамент здравоохранения Кировской области обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.

Государственный заказчик ежегодно в установленном порядке формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета.


6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - департамент здравоохранения Кировской области.

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке.

Ежеквартально и по итогам за отчетный год государственный заказчик Программы представляет в департамент экономики при Правительстве области информацию о финансировании и выполнении

мероприятий Программы для ее обобщения и представления в Правительство области и другие заинтересованные структуры.


7. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

7.1. Предупредить массовое распространение ВИЧ-инфекции среди молодежи.

7.2. Стабилизировать эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции, снизить темпы распространения эпидемии этой инфекции в области.

7.3. Уменьшить число больных с выраженными клиническими проявлениями, снизить прогнозируемые показатели инвалидности и смертности.

7.4. Увеличить продолжительность трудоспособного периода жизни больных с ВИЧ-инфекцией.

7.5. Повысить уровень социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

7.6. Оптимизировать расходы на профилактику, повысить эффективность оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и качество диагностики.

7.7. Снизить расходы на дорогостоящее лечение (в том числе стационарное), выплату единовременных пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности.

8. Мероприятия по реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»