Недействующий

ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областном референдуме

____________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 04.11.1999 № 141-ЗО
____________________________________________________________

Принят областной Думой
30 января 1996 года


РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Понятие референдума.

       

 Областной референдум (далее по тексту - референдум) голосование населения, проживающего на территории Кировской области, по наиболее важным вопросам государственной жизни области. Решения, принятые референдумом, в пределах полномочий, отнесенных Конституцией к компетенции области, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на территории области.

        Решение, принятое на референдуме по предметам совместного ведения Российской Федерации и области имеет рекомендательное значение при принятии Закона Российской Федерации.

Статья 2. Вопросы областного референдума.

        Вопросы, выносимые на референдум, должны исключать возможность принятия референдумом решений, противоречащих законодательству Российской Федерации и области, а также ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и конституционные гарантии их реализации.

        На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:

        1) о продлении срока полномочий губернатора и депутатов областной Думы;

        2) о введении, изменении и отмене областных налогов и других обязательных платежей, а также освобождении от их уплаты;

        3) о принятии и изменении бюджета области;

        4) о чрезвычайных мерах по обеспечению общественного порядка, общественной безопасности и здоровья граждан на территории области.

Статья 3. Право граждан на участие в референдуме.


  В референдуме имеют право участвовать граждане России, постоянно проживающие на территории Кировской области, достигшие на день проведения референдума 18-летнего возраста. В референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

        Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещается.

Статья 4. Общие принципы проведения референдума.


Граждане области участвуют в референдуме лично. Участие в референдуме является добровольным.

        Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

        Каждый гражданин имеет только один голос.

Статья 5. Законодательство о референдуме и контроль за его
соблюдением.


  Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Кировской области.

        Контроль за соблюдением Закона осуществляют государственные органы и организации Кировской области, на которые он возложен настоящим Законом и действующим законодательством Российской Федерации.

        В осуществлении контроля за соблюдением Закона о референдуме в Кировской области имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, общественных объединений, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Кировской областной Думы, органов местного самоуправления.

Статья 6. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум.

        Граждане и общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, вправе в любых допускаемых законом формах и методах беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" участия в референдуме, "за" или "против" законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум области.

        Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

        Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

        1) органам государственной власти области, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

        2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

        3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

        4) членам комиссии по проведению референдума.

        Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

        Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:

        1) через средства массовой информации;

        2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

        3) путем выпуска и (или) распространения печатных аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

        4) в иных не запрещающих законом формах.

        Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

        Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

        Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов, либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

        Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях участковых, территориальных комиссий по проведению референдума и в помещениях участков референдума запрещается.

        Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.


Статья 7. Гласность при подготовке и проведении референдума.

       

 Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума в области, рассматриваются комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти и местного самоуправления открыто и гласно.

        Все решения, касающиеся референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат доведению до сведения населения.

        Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

        Комиссия по проведению референдума своевременно информирует население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

        В день голосования, с момента начала работы участковых комиссий по проведению референдума и до подписания членами комиссий протоколов об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, а также представители средств массовой информации. Наблюдатель (представитель средств массовой информации) удаляется из помещения для голосования, если он нарушает тайну голосования.

        Лица, присутствующие на заседаниях участковых, территориальных (районных, городских) комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия.

        Предварительное уведомление комиссий по проведению референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 8. Материальное обеспечение референдума.


   Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет областного бюджета.

        Предприятия, учреждения и организации, орган местного самоуправления и общественные объединения предоставляют в распоряжение комиссий по проведению референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума, безвозмездно или на условиях аренды. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями по проведению референдума.

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.

Статья 9. Право назначения референдума.

       

 1. Решение о проведении референдума принимает областная Дума, по требованию не менее двух третей депутатов областной Думы.

        2. Решение о проведении референдума принимает Губернатор:

        по требованию не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на территории области и имеющих право участвовать в референдуме;

        инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Статья 10. Порядок  реализации  права  требования референдума
гражданами.

       

 Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме, а равно общественным объединениям, в уставах которых предусматривается участие в выборах, и зарегистрированным в управлении юстиции. Граждане используют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

        Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые в соответствии с требованием настоящего Закона.

Статья 11. Образование инициативной группы референдума.


  В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан, постоянно проживающих на территории области.

        Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее, чем за 5 дней письменно уведомить избирательную комиссию области о месте и времени проведения собрания.

        Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание обсуждает необходимость проведения референдума, а также вопросы, предлагаемые на референдум.

        В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения вопросов, предлагаемых на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в количестве, устанавливаемом собранием, и поручает ей организацию сбора подписей. Решения принимаются простым большинством голосов граждан, присутствующих на собрании.

Статья 12. Регистрация инициативной группы

        Надлежаще оформленный протокол собрания с ходатайством о регистрации инициативной группы передается избирательной комиссии области (областной комиссии по проведению референдума). В ходатайстве о регистрации инициативной группы указывается:

        1. Четкая формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на областной референдум.

        2. Районы, где предполагается сбор подписей.

        3. Фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы. Избирательная комиссия области после получения документов и проверки правильности проведения собрания не позднее 5 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и извещает об этом губернатора области. Регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы выдаются избирательной комиссией в течение трех дней с момента вынесения решения о регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство действительно в течение 3 месяцев со дня выдачи. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии области.

        Отказ от регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона и вопросы, предлагаемые на референдум, отнесены Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством к компетенции области.

        Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

        При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

        Общее количество инициативных групп не ограничивается.

  Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума.

        С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи граждан в поддержку инициативы о проведении референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.

        Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

        Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму

   инициативных групп.

        В случае, если в течение указанного срока не было собрано необходимое количество подписей, дальнейший сбор подписей прекращается.

        С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года с момента выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы.


Статья 14. Подписной лист референдума.

        Подписной лист для сбора подписей под требованием о проведении референдума (приложение 1) должен содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, номер регистрационного свидетельства, дату регистрации инициативной группы.

        Гражданин, поддерживающий предложение о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания. Гражданин имеет право подписаться только в одном подписном листе.

        Каждый подписной лист должен быть заверен лицом, собирающим подписи, и одним из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

Статья 15. Оформление права требования референдума.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»