(с изменениями на 30 сентября 2011 года)
(с изменениями, внесенными: Постановлением Городской Управы г.Калуги от 30 сентября 2011 года N 220-П.)
На основании ст. 26, 43 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума городского округа "Город Калуга"
постановила:
1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы".
2. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Шорохов А.М.).
Городской Голова городского округа "Город Калуга"
Н.В.Любимов
Приложение
к Постановлению Городской Думы
городского округа "Город Калуга"
от 19 ноября 2008 года N 158
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы"
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование | Муниципальная целевая Программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы" (далее - Программа) | |||||
2. Заказчик | Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" | |||||
3. Разработчик | Управление экономики города Калуги | |||||
4. Цели и | Цель 1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения муниципального образования "Город Калуга" качественными отечественными продовольственными товарами. Задачи: - обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации; - создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства. Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Задачи: - повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; - развитие малых форм хозяйствования на селе; - повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; - улучшение социально-жилищных условий сельского населения. Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов. Задачи: - восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; - вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых, неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий | |||||
5. Сроки | 2009-2012 годы | |||||
6. Перечень | Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям: - государственная поддержка, стимулирующая рост экономической эффективности сельскохозяйственного производства; - государственная поддержка маркетинга сельскохозяйственной продукции; - государственная поддержка развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - государственная поддержка инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе | |||||
7. Объемы | Тыс. рублей | |||||
Источник | Объем | В том числе по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
Областной | 43078,0 | 16666,0 | 9124,0 | 9604,0 | 7684,0 | |
Федеральный | 61010,0 | 16300,0 | 16215,0 | 16240,0 | 12255,0 | |
Бюджет | 3775,0 | 350,0 | 385,0 | 1480,0 | 1560,0 | |
Итого | 107863,0 | 33316,0 | 25724,0 | 27324,0 | 21499,0 | |
<*> Объемы финансовых средств из федерального и областного бюджетов, выделяемые сельскохозяйственным предприятиям муниципального образования "Город Калуга" до 2012 года на мероприятия Программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете, закона Калужской области об областном бюджете, постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период | ||||||
8. Ожидаемые | За период реализации Программы ожидается: - увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства на 21,3% по отношению к 2007 году (в сопоставимых ценах): - увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций до 86% от общего количества; - повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 10,5%; - суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации Программы составит 280 млн. рублей; - улучшение жилищных условий в сельской местности (за период реализации Программы в сельской местности будет введено и приобретено 1480 кв. м жилья); - повышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, до 13180 рублей, или в 1,54 раза к уровню 2007 года |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике муниципального образования "Город Калуга", развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения муниципального образования.
На селе проживает 14,1 тыс. человек, 4,1% населения муниципального образования "Город Калуга".
Сельское хозяйство муниципального образования "Город Калуга" специализируется на производстве продукции птицеводства, продукции животноводства, главным образом молока и мяса, овощеводстве открытого и защищенного грунта.
Агропромышленный комплекс муниципального образования включает 8 сельскохозяйственных предприятий, 249 садоводческих товариществ, 10959 личных подсобных хозяйств, 6399 владельцев земельных участков (огородников).
Площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий составляет 9,0 тыс. га, личных подсобных хозяйств - 1,8 тыс. га, садоводческих товариществ - 2,0 тыс. га.
В 2007 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 1408,1 млн. рублей, в том числе:
- сельскохозяйственными предприятиями - на сумму 738,9 млн. рублей;
- личными подсобными хозяйствами населения - на сумму 669,0 млн. рублей;
- фермерскими хозяйствами - на сумму 147 тыс. рублей.
Личными подсобными хозяйствами населения производится 95% объема картофеля в муниципальном образовании, 64% объема овощей, 55% объема мяса всех видов, 31% объема молока.
По состоянию на 1 января 2008 года в хозяйствах населения насчитывалось 705 голов крупного рогатого скота, в том числе 453 головы коров; 479 голов свиней; 882 головы овец и коз.
В 2007 году в сельскохозяйственных организациях муниципального образования "Город Калуга" выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 1669,7 млн. рублей, прибыль до налогообложения составила 13799 тыс. рублей, уровень рентабельности - 0,8%.
Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства муниципального образования "Город Калуга", требует целевого подхода и применения программно-целевого метода.
Основными проблемами являются:
- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;
- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;
- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;
- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности;
- близость областного центра, возможность трудоустройства на промышленные предприятия, в сферу обслуживания, в коммерческие структуры вызывает отток сельского населения.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Таблица 1
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций муниципального образования "Город Калуга" в динамике
Показатели/годы | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г., |
Производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях в действующих ценах, млн. рублей | 463,8 | 593,8 | 596,7 | 738,9 | 159,3% |
Себестоимость реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях - всего, млн. рублей | 315,1 | 531,7 | 1037,9 | 1612,6 | в 5,11 |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей | 322,0 | 588,7 | 1060,6 | 1669,7 | в 5,18 |
Финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль), тыс. рублей | -9716 | 38447 | 2852 | 13799 | +23515 |
Рентабельность, % | -3,1 | 7,2 | 0,27 | 0,8 |
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.
В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций муниципального образования "Город Калуга" кадрами массовых профессий в 2007 году составляла: операторы машинного доения коров - 85%, механизаторы - 84%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций специалистами составила: агрономы - 88%, зооинженеры - 100%, ветврачи - 80%, инженеры - 57%, экономисты - 63%, бухгалтеры - 97%. За период с 2003 года по 2007 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 2,5 раза.
Сельскохозяйственная техника, имеющаяся в распоряжении предприятий, в основном является физически и морально изношенной, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.
По состоянию на 1 января 2008 года сельхозорганизации муниципального образования "Город Калуга" имели в наличии 122 ед. тракторов (156 ед. на 01.01.2003), 12 ед. зерноуборочных комбайнов (13 ед. в 2003 г.), 8 ед. кормоуборочных комбайнов (10 ед.), 1 ед. картофелеуборочных комбайнов (5 ед.). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2007 году составили: по тракторам - 5,4%, по комбайнам - 9,1%.
Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.
Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.
В муниципальном образовании продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2007 году внесено 27 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2003 году - 220 кг). В 2007 году минеральные удобрения внесены на 46% посевных площадей, на 30% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование почв проводятся в минимальном объеме.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.
Площади посевов в муниципальном образовании "Город Калуга" за период с 2003 по 2007 год сократились на 823 га, или на 10,3%, в том числе:
- площади под картофелем - на 57 га, или на 43,6%;
- площади под посадками овощей открытого грунта - на 187 га, или на 47,8%;
- площади под кормовыми культурами на 646 га, или на 11,3%.
Посевные площади под зерновыми культурами увеличились на 67 га.
Валовой сбор зерна за этот период в муниципальном образовании "Город Калуга" увеличился на 226 т, или на 7,1%, в том числе за счет увеличения площади посева - на 127 т, за счет роста урожайности зерновых культур на 0,6 ц/га валовой сбор увеличился на 99 т.
За счет сокращения посевных площадей валовой сбор картофеля уменьшился на 915 т, или на 44,2%. Производство овощей открытого грунта сократилось на 6919 т, или на 60,8%, в том числе за счет сокращения площадей - на 4073 т. За счет снижения урожайности на 72,6 ц/га валовой сбор уменьшился на 2846 т.
Поголовье крупного рогатого скота за период с 2003 по 2007 год в муниципальном образовании сократилось на 1413 голов, или на 30,8%, в том числе коров на 545 голов, или на 31,6%.
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) снизилось за указанный период на 182 т, или на 24,4%, молока - на 935 т, или на 16%.
Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.