ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА КАЛУГИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2008 года N 158


Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы"

(с изменениями на 30 сентября 2011 года)
(с изменениями, внесенными: Постановлением Городской Управы г.Калуги от 30 сентября 2011 года N 220-П.)

     


На основании ст. 26, 43 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума городского округа "Город Калуга"


  постановила:


1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы".

2. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Шорохов А.М.).

Городской Голова городского округа "Город Калуга"
Н.В.Любимов



Приложение
к Постановлению Городской Думы
городского округа "Город Калуга"
от 19 ноября 2008 года N 158

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы"

ПАСПОРТ
 МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

1. Наименование

Муниципальная целевая Программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы" (далее - Программа)                                                 

2. Заказчик    
целевой        
Программы      

Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга"                             

3. Разработчик

Управление экономики города Калуги
(в редакции Постановления Городской Управы г.Калуги от 30 сентября 2011 года N 220-П)

4. Цели и      
задачи         
Программы      

Цель 1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения муниципального образования "Город Калуга" качественными отечественными продовольственными товарами.

Задачи:                                                      

- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации;

- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства.

Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

 Задачи:                                          

- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;

- развитие малых форм хозяйствования на селе;                

- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.  

Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.

Задачи:                                                      

- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых, неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий

5. Сроки       
реализации     

2009-2012 годы                                               

6. Перечень    
основных       
мероприятий    

Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям:  

- государственная поддержка, стимулирующая рост экономической эффективности сельскохозяйственного производства;

- государственная поддержка маркетинга сельскохозяйственной продукции;

- государственная поддержка развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

- государственная поддержка инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;

- поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе  

7. Объемы      
финансирования

Тыс. рублей

Источник   
финансирования

Объем     
финансирования
на 2009-2012
годы     

В том числе по годам      

2009  

2010  

2011  

2012  

Областной     
бюджет        

43078,0

16666,0

9124,0

9604,0

7684,0

Федеральный   
бюджет <*>    

61010,0

16300,0

16215,0

16240,0

12255,0

Бюджет        
муниципального
образования   
"Город Калуга"

3775,0

350,0

385,0

1480,0

1560,0

Итого         

107863,0

33316,0

25724,0

27324,0

21499,0

<*> Объемы финансовых средств из федерального и областного бюджетов, выделяемые сельскохозяйственным предприятиям муниципального образования "Город Калуга" до 2012 года на мероприятия Программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете, закона Калужской области об областном бюджете, постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период

8. Ожидаемые   
результаты     

За период реализации Программы ожидается:                    

- увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства на 21,3% по отношению к 2007 году (в сопоставимых ценах):

- увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций до 86% от общего количества;

- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 10,5%;

- суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации Программы составит 280 млн. рублей;

- улучшение жилищных условий в сельской местности (за период реализации Программы в сельской местности будет введено и приобретено 1480 кв. м жилья);

- повышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, до 13180 рублей, или в 1,54 раза к уровню 2007 года     


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике муниципального образования "Город Калуга", развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения муниципального образования.

На селе проживает 14,1 тыс. человек, 4,1% населения муниципального образования "Город Калуга".

Сельское хозяйство муниципального образования "Город Калуга" специализируется на производстве продукции птицеводства, продукции животноводства, главным образом молока и мяса, овощеводстве открытого и защищенного грунта.

Агропромышленный комплекс муниципального образования включает 8 сельскохозяйственных предприятий, 249 садоводческих товариществ, 10959 личных подсобных хозяйств, 6399 владельцев земельных участков (огородников).

Площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий составляет 9,0 тыс. га, личных подсобных хозяйств - 1,8 тыс. га, садоводческих товариществ - 2,0 тыс. га.

В 2007 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 1408,1 млн. рублей, в том числе:

- сельскохозяйственными предприятиями - на сумму 738,9 млн. рублей;

- личными подсобными хозяйствами населения - на сумму 669,0 млн. рублей;

- фермерскими хозяйствами - на сумму 147 тыс. рублей.

Личными подсобными хозяйствами населения производится 95% объема картофеля в муниципальном образовании, 64% объема овощей, 55% объема мяса всех видов, 31% объема молока.

По состоянию на 1 января 2008 года в хозяйствах населения насчитывалось 705 голов крупного рогатого скота, в том числе 453 головы коров; 479 голов свиней; 882 головы овец и коз.

В 2007 году в сельскохозяйственных организациях муниципального образования "Город Калуга" выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 1669,7 млн. рублей, прибыль до налогообложения составила 13799 тыс. рублей, уровень рентабельности - 0,8%.

Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства муниципального образования "Город Калуга", требует целевого подхода и применения программно-целевого метода.

Основными проблемами являются:

- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;

- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;

- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;

- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности;

- близость областного центра, возможность трудоустройства на промышленные предприятия, в сферу обслуживания, в коммерческие структуры вызывает отток сельского населения.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.     

Таблица 1

Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций муниципального образования "Город Калуга" в динамике

Показатели/годы

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2007 г.,
+; -, %
к 2004  

Производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях в действующих ценах, млн. рублей

463,8

593,8

596,7

738,9

159,3%   

Себестоимость реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях - всего, млн. рублей

315,1

531,7

1037,9

1612,6

в 5,11   
раза     
больше   

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей

322,0

588,7

1060,6

1669,7

в 5,18   
раза     
больше   

Финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль), тыс. рублей

-9716  

38447  

2852   

13799  

+23515   
тыс. руб.

Рентабельность, %             

-3,1

7,2

0,27

0,8



Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.

В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций муниципального образования "Город Калуга" кадрами массовых профессий в 2007 году составляла: операторы машинного доения коров - 85%, механизаторы - 84%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций специалистами составила: агрономы - 88%, зооинженеры - 100%, ветврачи - 80%, инженеры - 57%, экономисты - 63%, бухгалтеры - 97%. За период с 2003 года по 2007 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 2,5 раза.

Сельскохозяйственная техника, имеющаяся в распоряжении предприятий, в основном является физически и морально изношенной, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.

По состоянию на 1 января 2008 года сельхозорганизации муниципального образования "Город Калуга" имели в наличии 122 ед. тракторов (156 ед. на 01.01.2003), 12 ед. зерноуборочных комбайнов (13 ед. в 2003 г.), 8 ед. кормоуборочных комбайнов (10 ед.), 1 ед. картофелеуборочных комбайнов (5 ед.). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2007 году составили: по тракторам - 5,4%, по комбайнам - 9,1%.

Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.

Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.

В муниципальном образовании продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2007 году внесено 27 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2003 году - 220 кг). В 2007 году минеральные удобрения внесены на 46% посевных площадей, на 30% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование почв проводятся в минимальном объеме.

Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.

Площади посевов в муниципальном образовании "Город Калуга" за период с 2003 по 2007 год сократились на 823 га, или на 10,3%, в том числе:

- площади под картофелем - на 57 га, или на 43,6%;

- площади под посадками овощей открытого грунта - на 187 га, или на 47,8%;

- площади под кормовыми культурами на 646 га, или на 11,3%.

Посевные площади под зерновыми культурами увеличились на 67 га.

Валовой сбор зерна за этот период в муниципальном образовании "Город Калуга" увеличился на 226 т, или на 7,1%, в том числе за счет увеличения площади посева - на 127 т, за счет роста урожайности зерновых культур на 0,6 ц/га валовой сбор увеличился на 99 т.

За счет сокращения посевных площадей валовой сбор картофеля уменьшился на 915 т, или на 44,2%. Производство овощей открытого грунта сократилось на 6919 т, или на 60,8%, в том числе за счет сокращения площадей - на 4073 т. За счет снижения урожайности на 72,6 ц/га валовой сбор уменьшился на 2846 т.

Поголовье крупного рогатого скота за период с 2003 по 2007 год в муниципальном образовании сократилось на 1413 голов, или на 30,8%, в том числе коров на 545 голов, или на 31,6%.

Производство скота и птицы на убой (в живом весе) снизилось за указанный период на 182 т, или на 24,4%, молока - на 935 т, или на 16%.

Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»