ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА КАЛУГИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 года N 245


Об утверждении Программы "Безопасность образовательных учреждений города Калуги на 2006-2010 годы"



На основании ст. ст. 10, 3 Устава муниципального образования "Город Калуга", в целях обеспечения безопасности образовательных учреждений, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников в процессе обучения, воспитания, организованного отдыха, трудовой деятельности Городская Дума г. Калуги


  постановила:


1. Утвердить Программу "Безопасность образовательных учреждений города Калуги на 2006-2010 годы" (приложение).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы г. Калуги по вопросам социальной политики (М.В.Ставиская) и на комитет Городской Думы г. Калуги по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (А.М.Шорохов).

Городской Голова
М.А.Акимов

Приложение
к Постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 14 декабря 2005 года N 245

ПРОГРАММА
"Безопасность образовательных учреждений г. Калуги
на 2006-2010 годы"



ПАСПОРТ
Программы "Безопасность образовательных учреждений
г. Калуги на 2006-2010 годы"


Наименование Программы: Программа "Безопасность образовательных учреждений г. Калуги на 2006-2010 годы".

Заказчик Программы: Городская Управа г. Калуги.

Разработчик Программы: Управление образования г. Калуги.

Основание для разработки Программы:

- решение координационного совещания руководителей органов государственной власти области и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Калужской области от 05.05.2004 "О мерах по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях Калужской области";

- решение заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области от 25.08.2004 "О состоянии пожарной безопасности общеобразовательных учреждений Калужской области";

- приказ начальника управления образования г. Калуги от 06.09.2004 N 786/01-02 "О разработке программы по безопасности образовательных учреждений г. Калуги на 2006-2009 годы".

Цели и задачи Программы: целью Программы является обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников в процессе обучения, воспитания, организованного отдыха, трудовой деятельности в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", другими нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней.

В рамках настоящей Программы должны быть решены следующие задачи:

- дальнейшее совершенствование и развитие нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений города;

- оценка технического и противопожарного состояния зданий, сооружений и оборудования образовательных учреждений и разработка рекомендаций по повышению уровня их безопасности;

- создание безопасных условий для осуществления образовательного процесса в учреждениях системы образования города Калуги;

- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации преподавателей и руководителей учреждений системы образования города в области создания безопасных условий образовательного процесса.

Объем и источники финансирования Программы: областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Объем финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей муниципального бюджета на соответствующий год.

Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на период 2006-2010 гг., и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.

Объем и источники финансирования Программы: областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Объем финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей муниципального бюджета на соответствующий год.

Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на период 2006-2010 гг., и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.


I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения


Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных чрезвычайных ситуаций. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и в том числе:

- пожарную безопасность;

- безопасность в процессе обучения и воспитания;

- дорожно-транспортную безопасность;

- антитеррористическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- техническую безопасность;

- психологическую безопасность;

- безопасность на водоемах и т.д.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность. Все они взаимозависимы, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи. Наиболее проблемными, требующими вмешательства органов местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, для осуществления которых необходимо вложение значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях являются:

- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре;

- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;

- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, требующих замены;

- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;

- недостаточные знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случае пожаров.

В связи с пожарами в образовательных учреждениях Якутии, Дагестана, других городах России, приведшими к гибели детей, вопрос обеспечения пожарной безопасности в учреждениях системы образования очень важен и актуален. Профилактическая работа, проводимая в учреждениях, не решает проблему обеспечения пожарной безопасности в целом. Противопожарные мероприятия, требующие больших материальных затрат, выполняются не в полном объеме из-за отсутствия необходимого финансирования. Это оборудование автоматической пожарной сигнализации, ее ремонт, огнезащитная обработка деревянных конструкций и другие мероприятия. Материально-техническое оснащение многих образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение всех видов безопасности учреждений системы образования города, нарушением правил эксплуатации основных фондов, ослаблением контроля со стороны ряда руководителей за поддержанием их в исправном состоянии. Учитывая это, в образовательных учреждениях проводится систематическая работа с обучающимися, воспитанниками по профилактике детского травматизма во время образовательного процесса.

Ежегодный анализ травматизма школьников во время образовательного процесса свидетельствует о том, что случаи детского травматизма продолжают иметь место, но большинство их связано не с нарушениями требований техники безопасности в помещениях зданий образовательных учреждений, а с нарушениями требований техники безопасности на занятиях, то есть имеет место недостаточный контроль со стороны педагогов за поведением детей на уроках и переменах. Учитывая это, в образовательных учреждениях города активизирована деятельность педагогических коллективов по вопросу охраны жизни и здоровья учащихся, воспитанников. В связи с трагическими событиями, связанными с захватом заложников в школе г. Беслан республики Северная Осетия, одной из серьезных проблем является проблема обеспечения антитеррористической безопасности.

Во всех городских общеобразовательных учреждениях охрану осуществляют частные охранные предприятия. В других образовательных учреждениях пропускной режим осуществляют вахтеры. В учреждениях системы образования не установлены кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульты централизованной охраны органов внутренних дел, в состав которых входят подразделения вневедомственной охраны, способные решать вопросы безопасности детей и сохранения материальных ценностей. Не все образовательные учреждения имеют ограждения школьной территории.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является также одним из приоритетных вопросов. Несмотря на деятельность образовательных учреждений по данному направлению, контроль со стороны управления образования и органов ГИБДД, обеспечивающий целенаправленность деятельности администраций учреждений, дорожно-транспортные происшествия с участием детей продолжают иметь место.

Однако анализ динамики дорожного травматизма с участием детей за последние 5 лет в г. Калуге показывает, что наблюдается тенденция к уменьшению:

- количества ДТП с участием детей;

- количества погибших детей;

- количества раненых детей.

+----+---------------+--------------+--------------+
¦Год ¦Количество ДТП,¦  Количество  ¦  Количество  ¦
¦    ¦   в которых   ¦погибших в ДТП¦раненных в ДТП¦
¦    ¦пострадали дети¦     детей    ¦     детей    ¦
+----+---------------+--------------+--------------+
¦2000¦             43¦             1¦            45¦
+----+---------------+--------------+--------------+
¦2001¦             53¦             4¦            54¦
+----+---------------+--------------+--------------+
¦2002¦             58¦             4¦            54¦
+----+---------------+--------------+--------------+
¦2003¦             48¦             2¦            48¦
+----+---------------+--------------+--------------+
¦2004¦             38¦             1¦            38¦
+----+---------------+--------------+--------------+



При анализе обстоятельств, приведших к случаям травматизма, прослеживается факт, что практически все несчастные случаи произошли во внеурочное время на пути следования детей в школу или из школы, а также вблизи прилегающих к образовательным учреждениям территорий. Это объясняется следующими факторами:

- школьные здания располагаются на оживленных улицах и перекрестках;

- увеличено количество транспортных средств на улицах города;

- отсутствие культуры вождения автомобиля со стороны ряда водителей;

- недооценка детьми ситуации на проезжей части в силу возрастных особенностей, их неадекватная реакция, что ведет к нарушению ПДД;

- отсутствие необходимых технических средств, предотвращающих дорожно-транспортные происшествия: (искусственная неровность "лежачий полицейский", дополнительный кнопочный светофор, предупредительные знаки о том, что вблизи находится детское учреждение).

В городе не оборудован автогородок для обучения учащихся практическим навыкам безопасного поведения на дорогах, недостаточно необходимых технических средств, предотвращающих дорожно-транспортные происшествия. Не используется опыт зарубежных стран по дополнительному предупреждению водителей о массовом скоплении детей большими буквами на асфальте "ШКОЛА". Необходима координация действия всех заинтересованных структур и органов для привлечения внимания общественности к вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В последнее время большое значение уделяется обучению и тренингу персонала образовательных учреждений по вопросам охраны труда и обеспечению требований техники безопасности. Организованы подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров. Этот процесс оснащен необходимыми научно-методическими разработками и материалами.

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно, с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением материальных ресурсов всего города. Одним из важнейших мероприятий по реализации государственной политики, направленным на предупреждение пожаров и аварийных ситуаций в образовательных учреждениях города, является подготовка и утверждение Программы на 2006-2010 годы "Безопасность образовательных учреждений".


II. Основные цели и задачи программы

Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической, технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области, а также других видов безопасности: дорожно-транспортной, на водоемах, при организации трудовой деятельности и т.д.

В рамках действия настоящей Программы должна быть решена основная задача: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных чрезвычайных ситуаций.

Для этого необходимо решение следующих вопросов:

- оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

- обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической, конструктивной и других видов безопасности, разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;

- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;

- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений;

- создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;

- организация обучения кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»