ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА КАЛУГИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2004 года N 317


Об утверждении городской целевой Программы социальной поддержки молодежи г. Калуги на рынке труда на 2005-2007 годы


В целях создания условий для реализации права на труд молодых людей, а также в целях сдерживания уровня молодежной безработицы, развития профориентационной работы среди молодежи и ориентации на рынке труда города, реализации комплекса мер по обеспечению эффективной социальной защиты молодежи в области занятости Городская Дума


  постановила:

1. Утвердить городскую целевую Программу социальной поддержки молодежи г. Калуги на рынке труда на 2005-2007 годы.

2. Городской Управе рассмотреть возможность выделения финансовых средств из бюджета муниципального образования "Город Калуга" на реализацию данной Программы в 2005-2007 году согласно объемам финансирования, предусмотренным в Программе.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы по образованию, культуре, спорту и молодежной политике (Барский В.Н.).


Председатель Городской Думы
 А.Г.Иванов

УТВЕРЖДЕНА
 Постановлением
 Городской Думы г. Калуги
 от 23 ноября 2004 года N 317


ПРОГРАММА
 социальной поддержки молодежи г. Калуги
 на рынке труда на 2005-2007 годы


ПАСПОРТ
городской целевой Программы


1. Наименование          Социальная поддержка молодежи г. Калуги
Программы                на рынке труда на 2005-2007 гг.

2. Заказчик Программы    Городская Управа муниципального
                         образования "Город Калуга"

3. Разработчик           Городская Управа муниципального
Программы                образования "Город Калуга"
                         Государственное учреждение "Калужский
                         городской центр занятости населения"

4. Цели и задачи         Создание условий для реализации права
Программы                на труд молодых людей. Сдерживание уровня
                         молодежной безработицы; развитие
                         профориентационной работы среди молодежи
                         с целью ее ориентации на приобретение
                         профессий, востребованных на рынке труда
                         города; реализация комплекса мер по
                         обеспечению эффективной социальной защиты
                         молодежи в области занятости. Укрепление
                         взаимодействия органов исполнительной
                         власти муниципального образования "Город
                         Калуга", центра занятости населения и
                         работодателей по содействию
                         трудоустройству молодежи в различных
                         отраслях экономики города

5. Сроки реализации      2005-2007 гг.
Программы

6. Перечень основных     1. Разработка нормативных документов,
мероприятий Программы    способствующих трудоустройству молодежи.
                         2. Профессиональная ориентация,
                         социально-психологическая адаптация и
                         профессиональное обучение молодежи.
                         3. Организация временной занятости
                         молодежи (общественные работы, вторичная
                         занятость, занятость несовершеннолетних).
                         4. Трудоустройство молодых специалистов.
                         5. Содействие предпринимательству и
                         самозанятости

7. Исполнители основных  Государственное учреждение "Калужский
мероприятий Программы    городской центр занятости населения",
                         Управление образования г. Калуги,
                         работодатели муниципального образования
                         "Город Калуга"

8. Источники             Реализация Программы будет производиться
финансирования           за счет средств:

                         -------------------T------T------T------¬
                         ¦     Источник     ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
                         ¦                  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦
                         +------------------+------+------+------+
                         ¦МО "Город Калуга" ¦2660,5¦3317,6¦4254,4¦
                         +------------------+------+------+------+
                         ¦Федеральный бюджет¦4495,9¦5740,0¦7432,8¦
                         L------------------+------+------+-------

9. Ожидаемые конечные    - Сдерживание уровня безработицы в
результаты                 пределах 1%;
                         - снижение социальной напряженности в
                           молодежной среде;
                         - оказание эффективной помощи в
                           трудоустройстве ежегодно не менее 7000
                           молодых людей;
                         - обучение новым профессиям с
                           гарантированным трудоустройством около
                           400 молодых специалистов

10. Система организации  Контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением  осуществляют Управление образования
Программы                г. Калуги, комитет по экономической
                         политике, промышленному и
                         сельскохозяйственному производству,
                         развитию предпринимательства, экологии,
                         комитет по образованию, культуре, спорту
                         и молодежной политике Городской Думы,
                         Государственное учреждение "Калужский
                         городской центр занятости населения"

Введение


Программа социальной поддержки молодежи г. Калуги на рынке труда на 2005-2007 гг. разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", другими законодательными и нормативно-правовыми документами Российской Федерации. Данная Программа увязывает цели, задачи, приоритеты и мероприятия в единый план действий, направленный на содействие государственных и местных органов власти эффективному трудоустройству молодежи города путем оказания всесторонней информационной, материальной и психологической помощи со стороны соответствующих организаций.

Программа рассчитана на молодых людей, ищущих работу, а также на учащуюся молодежь, несовершеннолетних граждан, прежде всего особо нуждающихся в социальной поддержке, и должна способствовать дальнейшей консолидации действий органов исполнительной власти муниципального образования "Город Калуга", государственного учреждения Федеральной службы по труду и занятости - центра занятости населения и работодателей с целью социальной адаптации молодых граждан на рынке труда.

Раздел 1. Обоснование проблемы и необходимости ее решения


Пятую часть населения г. Калуги и треть численности граждан в трудоспособном возрасте составляет молодежь в возрасте 16-29 лет (74,2 тыс. человек), большая часть которой работает или учится.

Клиенты службы занятости в возрасте до 29 лет составляют одну из самых многочисленных возрастных групп (более 60%), причем отмечается ее ежегодный рост. Так, если в 2003 году численность молодых людей, принятых на учет ищущих работу, по сравнению с 2002 годом возросла на 11%, то за I полугодие 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года увеличение составило 27,6%.

Молодые люди обращаются на Молодежную биржу труда в поисках постоянной или временной работы.

В последние годы отмечается тенденция устойчивого роста обращений учащихся, желающих работать в свободное от учебы время. В 2003 году с целью временного трудоустройства обратился 3701 несовершеннолетний, что составляет 112% к уровню 2002 года, за 6 месяцев 2004 года - 1997 подростков, что в 1,6 раза больше, чем за I полугодие 2003 года.

Из числа молодежи, обучающейся в профессиональных учебных заведениях, в 2003 году было трудоустроено в рамках вторичной занятости 4233 человека, что в 1,8 раза больше, чем в 2002 году, за 6 месяцев 2004 года - 1043 человека, что на 7,6% больше, чем за I полугодие 2003 года.

Значительную долю среди ищущих постоянную работу составляют выпускники учреждений общего и профессионального образования (в 2002 году - 7%, в 2003 году - 8,1%).

Численность безработной молодежи, зарегистрированной в центре занятости населения, составляет около 35% от общего числа безработных, причем каждый четвертый - выпускник школ, профучилищ и профлицеев, средних специальных и высших учебных заведений. Почти 15% безработной молодежи - в возрасте до 18 лет.

В то же время рынок вакантных мест рассчитан прежде всего на опытных и высококвалифицированных специалистов, что в условиях конкуренции значительно снижает возможности трудоустройства молодых людей.

В ряде случаев проблема трудоустройства молодежи обостряется из-за несоответствия ее запросов и потребностей рынка труда, утраты престижности рабочих профессий, а также отсутствия гарантий выполнения трудового законодательства со стороны работодателей (прием без оформления трудовых отношений, низкий уровень оплаты труда).

Раздел 2. Цели и задачи


Главной целью Программы социальной поддержки молодежи г. Калуги на рынке труда на 2005-2007 гг. является создание условий для реализации права на труд молодых людей, ищущих работу, в т.ч. в свободное от учебы время, а также для пополнения молодежного рынка труда кадрами, востребованными работодателями.

Решение этих проблем предполагает:

- усиление профориентационной работы с молодежью, в том числе учащейся, направленной на осознанный выбор профессии и профилактику безработицы;

- продолжение работы по формированию и расширению банка вакантных рабочих мест для молодежи;

- совершенствование информационной и просветительской работы в молодежной среде в области трудового законодательства и специфических молодежных проблем;

- оказание молодежи консультативной и практической помощи по организации предпринимательской деятельности;

- профобучение и переобучение безработной и незанятой молодежи профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

- продолжение работы по организации временной занятости несовершеннолетних и вторичной занятости учащейся молодежи.

Раздел 3. Система программных мероприятий


В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи на рынке труда.

В этой связи предлагаются следующие основные направления реализации Программы:

1. Профориентационная работа с молодыми людьми, состоящими на учете в службе занятости, а также превентивные профориентационные мероприятия для учащейся молодежи.

Целью этого направления является ориентирование молодежи на выбор профессий, востребованных на рынке труда, в первую очередь, рабочих. Мероприятия по социально-психологической адаптации молодежи способствуют оказанию помощи молодым людям в период перехода от учебной деятельности к трудовой и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Предполагается внедрение проекта для выпускников учебных заведений "Технология оценки профессиональной компетентности безработных граждан и лиц, ищущих работу", который включает в себя углубленное диагностическое обследование участников и предоставление им возможности участия в профессиональных пробах по своей специальности.

Для студентов выпускных курсов профессиональных учебных заведений планируется разработать и внедрить программу социальной адаптации "Секреты успешного трудоустройства".

2. Профессиональное обучение молодежи востребованным профессиям с целью сближения спроса и предложения на муниципальном рынке труда.

Молодым людям будет предоставлена возможность пройти обучение более чем по 150 видам подготовки и переподготовки на базе 30 образовательных учреждений.

Центр занятости населения предоставляет приоритетное право на профподготовку, переподготовку молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу. Для тех, кто не имеет профессии или профессионального опыта, будет организовано более длительное обучение с обязательным присвоением квалификации.

Будет продолжена работа по организации профессионального обучения молодежи на базе предприятий с последующим трудоустройством, обучение под конкретное рабочее место, а также обучение профессиям, дающим возможность заняться предпринимательской деятельностью.

Предполагается дальнейшее совершенствование профессионального обучения, внедрение инновационных технологий, что позволит ежегодно направлять на профподготовку, переподготовку или повышение квалификации около 400 молодых людей.

3. Организация временной занятости молодежи будет осуществляться по следующим направлениям:

Общественные работы. Организуются органами исполнительной власти совместно с центром занятости населения, их перечень утверждается постановлением Городского Головы и пересматривается в зависимости от потребностей муниципального образования "Город Калуга", работодателей и размеров финансирования.

Вторичная занятость студентов. Будет осуществляться в тесном контакте с муниципальными органами власти, общественными молодежными и студенческими организациями, а также с руководителями предприятий и организаций города.

Рабочие места будут организованы на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Продолжит свою работу городской сводный студенческий отряд по уборке и благоустройству города.

Предполагается ежегодно трудоустраивать в рамках вторичной занятости около 4000 студентов, в том числе 300 человек - с привлечением средств бюджета муниципального образования "Город Калуга".

Виды и объемы общественных работ утверждаются отдельным решением органов исполнительной власти и пересматриваются в зависимости от потребностей муниципального образования "Город Калуга", работодателей и размеров финансирования.

Предусматривается предоставить возможность участия в общественных работах около 2000 молодых людей, в том числе 150 человекам - с привлечением средств бюджета муниципального образования "Город Калуга".

Временная занятость несовершеннолетних. Реализация этого направления позволит вовлечь подростков в сферу производственной деятельности, приобрести определенные профессиональные навыки, частично решить их материальные проблемы, а также будет способствовать профилактике правонарушений.

Для более успешной работы по трудоустройству несовершеннолетних в связи с отсутствием свободного рынка труда для них, увеличением числа подростков в возрасте 14-15 лет, отчисленных из учебных заведений, планируется разработка механизма гарантированного трудоустройства в рамках трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений между Городской Управой муниципального образования "Город Калуга", городским Советом председателей профсоюзных комитетов и некоммерческим партнерством "Калужское объединение промышленников и предпринимателей "Регион" или путем принятия нормативных документов на уровне региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»