Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 года N 448


Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы»

(с изменениями на 29 ноября 2010 года)
______________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
Постановления Правительства Калужской области от 27 января 2011 года N 32
______________________________

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 29 ноября 2010 года N 473.
___________________________________________  


В целях стимулирования развития внутреннего и въездного туризма, формирования конкурентоспособного туристского продукта, увеличения форм занятости и самозанятости, роста доходов и повышения уровня жизни сельского населения, создания условий для устойчивого развития сельских территорий в Калужской области. Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы» (прилагается).


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
2 ноября 2009 года N 448

Долгосрочная целевая программа
«Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-1012 годы»


ПАСПОРТ
 долгосрочной целевой программы
 «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы»

1.Наименование

Долгосрочная целевая программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы» (далее - Программа)

2. Заказчик  

министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области

3. Разработчик

министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области

4. Дата принятия решения о разработке (наименование, дата и номер соответствующего
нормативного акта)

распоряжение Губернатора Калужской области от 12.08.2009 № 91-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы»

5. Цели и задачи  

Цели:
- увеличение объема туристского потока в Калужской области на 35% к 2012 году;

- повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости - создания новых рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурсионного обслуживания в количестве 578 единиц.

      Задачи:
- внедрение финансово-кредитных механизмов государственной поддержки развития аграрного туризма;

- развитие материальной базы и инфраструктуры аграрного туризма;

- формирование информационно-аналитической базы данных о проектах развития аграрного туризма, привлечение инвестиций для их реализации и сопровождение инвестиционных проектов;

- создание и обеспечение условий для продвижения туристских продуктов и проектов в сфере аграрного туризма на российский и зарубежный рынки;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере аграрного туризма.

6. Целевые индикаторы и показатели  

Целевой индикатор

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем туристского потока в Калужской области, тыс. чел.

401,9

446,2

499,7

Количество объектов аграрного туризма (средств размещения), ед.

185

243

289

Количество вновь созданных рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурсионного обслуживания, ед.

370

486

578

Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) на курсах повышения квалификации и семинарах по организации аграрного туризма, чел.

80

50

50

Количество обслуженных граждан в коллективных средствах размещения, посетивших Калужскую область с целью досуга, рекреации и отдыха, тыс. чел.

70,6

89,3

117,4

7. Сроки и этапы реализации  

Программа реализуется одним этапом в течение 2010-2012 гг.

8. Перечень программ и основаных мероприятий  

 Программа включает следующие основные мероприятия:

1. Нормативное правовое обеспечение мероприятий по организации аграрного туризма.

2. Создание, развитие и поддержка инфраструктуры аграрного туризма.

3. Рекламно-информационное обеспечение аграрного туризма.

4. Развитие кадрового потенциала в сфере аграрного туризма.

9. Объемы финансирования

Общий объем ресурсного обеспечения Программы за 2010-2012 гг.  по всем источникам финансирования составляет 253416 тыс. рублей

(тыс. рублей)

Источник финансирования

2010 г.

2011 г.

2012 г.

ИТОГО

Областной бюджет

7323

7052

7312

21687

Внебюджетные средства

132943

49643

49143

231729

Всего

140266

56695

56455

253416

  10. Ожидаемые результаты

  - увеличение объема туристского потока в Калужской области с 356,6 тыс. чел. в 2008 году до 499,7 тыс. чел. в 2012 году;
- увеличение доли туристского потока в Калужской области во внутреннем туристском потоке Российской Федерации с 0,1% в 2008 году до 1,5% в 2012 году;
- повышение уровня занятости сельского населения: создание новых рабочих мест на селе в сфере туристско-экскурсионного обслуживания к 2012 году не менее 578 единиц;
- увеличение объема платных услуг в туристско-экскурсионной сфере к 2012 году в 1,2 раза по сравнению с 2008 годом, в объеме свыше 1 млрд. руб. в действующих ценах, в том числе объема гостиничных услуг и аналогичных мест размещения - 490 млн. руб.;
- повышение уровня жизни сельского населения;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от функционирования объектов аграрного туризма.

11. Система организации контроля за исполнением

Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области № 111 от 31.03.2009).


I. Общие положения


Долгосрочная целевая программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы» (далее - Программа) разработана в целях создания в Калужской области благоприятных условий для развития аграрного туризма, ориентированного на широкое использование природных, исторических и других ресурсов сельской местности, а также повышения уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости и увеличения доходов на основе содействия развитию материальной базы туризма, способного повлиять на аграрный сектор экономики Калужской области в целом.

В Программе используются следующие определения.

Аграрный туризм - сельский туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с обязательным условием: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.

Субъекты аграрного туризма - это следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:

- крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве»;

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации»;

- иные хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере аграрного туризма.

В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация механизмов государственной поддержки субъектов аграрного туризма с целью создания эффективно функционирующих хозяйств, личных подворий, гостевых домов, объектов питания и других объектов инфраструктуры аграрного туризма, использования их потенциала. Реализация Программы позволит обеспечить экономические условия для развития аграрного туризма и решение социальных проблем в муниципальных районах, а также повысить возможности расширения въездного туризма.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Калужская область - один из важнейших промышленно-сельскохозяйственных субъектов Российской Федерации - обладает выгодным географическим положением, благоприятными природно-климатическими условиями. Разнообразие природных ландшафтов, исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал, политическая стабильность определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса Калужской области.

В преамбуле Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250, отмечается:

«Одним их потенциалов развития Калужской области как «региона нового развития» является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, Калужская область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до аграрного и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в Калужской области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие».

Туризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров промышленного потребления.

По данным Ростуризма, внутренний туристский поток в Российской Федерации в 2008 году достиг 30,3 млн. человек (на 6 % больше, чем в 2007 году). Несмотря на финансовый кризис, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4-5 %, в том числе за счет сокращения выездного туризма. Однако на долю Российской Федерации, несмотря на ее высокий туристский потенциал, приходится всего около 1 % мирового туристского потока.

Туристский поток Калужской области за 2008 год сегодня, по статистически подтвержденным данным, оценивается на уровне 356,6 тыс. чел. или 0,1 % от общего объема внутреннего туристского потока Российской Федерации. Основной показатель развития туризма также дополняет статистика крупнейших операторов сотовой связи: по их данным, в целом за год в Калужской области регистрируется свыше 500 тыс. уникальных номеров - роумеров.

Ежегодный объем потребления туристско-экскурсионных услуг туристами и экскурсантами, посещающими Калужскую область (в основном это гостиничный сервис), оценивается в 15,5 млн. рублей.

Новым направлением развития туризма в Российской Федерации и перспективным направлением для Калужской области является аграрный туризм. При этом в структуре внутреннего и въездного туризма Калужской области аграрный туризм практически не развит.

Основные прорывные, инновационные зоны в развитии туризма и рекреации в Калужской области связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой5/ средовой подход может стать отличительным признаком индустрии аграрного туризма и рекреации на территории Калужской области.

В настоящее время в отдельных районах области аграрный туризм поступательно развивается в той или иной степени (Боровский, Малоярославецкий, Жуковский, Ферзиковский, Мещовский, Юхновский, Спас-Деменский и другие районы), но в целом его развитие является хаотичным и характеризуется следующими проблемами:

- отсутствие единой нормативной правовой базы для развития аграрного туризма, позволяющей улучшить систему стимулирования развития данного направления в туризме;

- недостаточное информационное обеспечение аграрного туризма с применением информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации, телевидения, радио;

- дефицит квалифицированных специалистов для организации и развития аграрного туризма при относительно большом потенциале специализирующихся и имеющих отдельные учебные программы в сфере туризма высших учебных заведений (филиал Российской международной академии туризма «Калужский институт туристского бизнеса», Калужский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт социальных отношений Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Калужский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Калужский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»);

- несоответствие потребностям современного туризма существующей инфраструктурной базы, включая транспортную составляющую;

- отсутствие системы продвижения туристского продукта Калужской области в целом, что, в свою очередь, могло бы способствовать росту устойчивого туристского потока в Калужской области.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо использование программно-целевого метода, реализующего системный подход, без которого в сфере туризма и развития сельских территорий в целом прогнозируются следующие негативные последствия:

- ухудшение демографической ситуации в сельской местности в связи с продолжающимся оттоком сельского населения в промышленные зоны и города Калужской области;

- сохранение сложившегося уровня безработицы на селе и низкого относительно среднеобластного уровня жизни сельского населения;

- приостановление ряда инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма при отсутствии государственной поддержки и в связи со сложившейся сложной финансовой ситуацией в стране;

- сохранение недопустимо низкой доли туристского потока в Калужской области во внутреннем туристском потоке Российской Федерации.

Развитие аграрного туризма в Калужской области предусматривает развитие системы объектов размещения туристов на основе традиционного деревенского дома, в небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома или приусадебного участка.

Кроме того, развитие данного вида туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма частично решает проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.

Федеральная статистическая отчетность позволяет провести сопоставление по итогам 2007 года по показателю, в наибольшей степени отражающему туристическую привлекательность Калужской области, в том числе по направлению развития аграрного туризма: количество граждан, обслуженных в коллективных средствах размещения, посетивших область с целью досуга, рекреации, отдыха.

В 2007 году данный показатель по Калужской области составил 58,4 тыс. чел., по Российской Федерации - 10748 тыс. чел. При этом в Калужской области наблюдается тенденция к снижению данного показателя (относительно 2007 года этот показатель в 2008 году составляет 74,1 %). По Российской Федерации за последние три года наблюдается рост значений показателя (в 2005 году - 9512 тыс. чел., в 2006 году - 9924 тыс. чел., в 2007 году - 10748 тыс. чел.).

Направление развития аграрного туризма формируется на стыке двух приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Калужской области как субъекта Российской Федерации - развития сельского хозяйства и поддержки малого предпринимательства.

Так, реализация областной целевой программы «Социальное развитие села Калужской области до 2010 года» имеет социальный, экономический и экологический эффекты и обеспечивает создание минимально необходимых условий жизнедеятельности в сельских поселениях, сближение сельских граждан с городскими жителями по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, приобщение к культурным ценностям, жилищной сферы, повышение в целом престижности проживания в сельской местности, улучшение демографической ситуации на селе, расширение рынка занятости для сельского населения.

Поддержка сельского населения в аспекте развития аграрного туризма позволит повысить эффективность проводимых мероприятий:

- в вопросах занятости населения это выражается в более полном использовании трудового потенциала села, снижении напряженности на сельском рынке труда;

- в части увеличения уровня доходов сельского населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в сельской местности;

- в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы села;

- в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»