В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» и во исполнение распоряжения Губернатора области от 5 декабря 2007 года № 151-р «О разработке Концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года» Правительство Калужской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию демографической политики Калужской области на период до 2025 года (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
А.Д.Артамонов
Приложение к постановлению
Правительства Калужской области
от 27 февраля 2008 года N 69
КОНЦЕПЦИЯ
демографической политики Калужской области
на период до 2025 года
Демографическая политика Калужской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение на этой основе демографической ситуации в Калужской области.
Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, приоритеты и основные направления демографической политики Калужской области на период до 2025 года.
Современная демографическая ситуация в Калужской области в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в России в XX веке. Во второй половине прошлого века в Калужской области почти втрое снизилось ежегодное число родившихся (21,3 тыс. детей - в 1950 г., 7,6 тыс. детей - в 1999г.) и более чем вдвое увеличилось число умерших (8,2 тыс. человек - в 1950 г., 18,8 тыс. человек - в 1999 г.). С 1990 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составила 69 лет. Начиная с 1994 года число умерших превышало число родившихся более чем в два раза. Лишь в 2006 году благодаря росту уровня рождаемости и снижению уровня смертности превышение числа умерших (17,9 тыс. человек) над числом родившихся (9,3 тыс. человек) составило 1,9 раза. Положительный миграционный прирост являлся сдерживающим фактором сокращения численности, но с 1996 года миграционный прирост уже не компенсировал естественную убыль, и началось стабильное сокращение численности населения области.
Ожидаемая продолжительность жизни населения области в 2006 году была ниже, чем в целом по Российской Федерации (66,6 года) и Центральному федеральному округу (67,3 года), и составила 66 лет, в том числе у мужчин - 59,5 года, женщин - 72,9 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Калужской области является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть (28,9% - в 2006 г.) представлена гражданами трудоспособного возраста, более 80 процентов (80,2% - в 2006 г.) из них - мужчины. Более 60 процентов (60,4% - в 2006 г.) лиц, умерших в трудоспособном возрасте, умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (29,5% - в 2006 г.) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровень смертности населения обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Младенческая смертность в Калужской области, несмотря на ее снижение, характеризующаяся уменьшением коэффициента смертности с 16,3 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,8 в 2006 году, остается высокой. Данный показатель в России и Центральном федеральном округе в 2006 году составил соответственно 10,2 и 8,8.
Начиная с 2000 года в Калужской области отмечен рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения и характеризовался в 2006 году суммарным коэффициентом 1,23 рождения на женщину в возрасте 15-49 лет.
Темпы роста рождаемости сдерживают низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте 55 лет и более и мужчин в возрасте 60 лет и более составляла 22,5 процента всего населения, то в 2006 году - 23,7 процента. За последние 15 лет численность населения Калужской области сократилась более чем на 6 процентов. В ряде муниципальных образований Калужской области демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. Наиболее значительно сократилась численность населения в следующих муниципальных образованиях: «Ульяновский район» (на 32,9 %), «Барятинский район» (на 31,7%), «Спас-Деменский район» (на 29,0%), «Куйбышевский район» (на 25,3 %), «Хвастовичский район» (на 22,1 %), «Мосальский район» (на 21,8%), «Перемышльский район» (на 18,6%), «Мещовский район» (на 18,4%), «Сухиничский район» (на 17,1%). По среднему варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе расчета оценки численности населения по полу и возрасту на 1 января 2006 года, население Калужской области сократится и составит к 2015 году 993,0 тыс. человек, а к 2025 году - 991,7 тыс. человек. Прогноз предполагает рост уровня рождаемости к 2013 году (общий коэффициент рождаемости - 10,9 в расчете на 1000 населения), затем его снижение к 2025 году (общий коэффициент рождаемости - 8,0 в расчете на 1000 населения), рост уровня смертности к 2025 году (общий коэффициент смертности - 19,4 на 1000 населения). Как результат этого - снижение коэффициента естественной убыли населения к 2013 году до 7,7 на 1000 населения и вновь его повышение до 11,4 к 2025 году. Ожидаемая продолжительность жизни к 2025 году увеличится до 68 лет, численность женщин репродуктивного возраста уменьшится более чем на 16 процентов, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится до 30 процентов. Сценарий прогноза предполагает ежегодное увеличение миграционного прироста до 2015 года и его стабилизацию на уровне 9-10 тыс. человек ежегодно в период с 2015 до 2025 года.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития области, и прежде всего на обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Целями демографической политики Калужской области являются:
- стабилизация численности населения к 2015 году на уровне не менее 1,1 млн. человек;
- создание условий для увеличения численности населения к 2025 году на уровне не менее 1.15 млн. человек;
- повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году до 75 лет.
Целью демографической политики в сфере рождаемости является повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2015 году до уровня 1,75, к 2025 году до 1,8. Это позволит существенно уменьшить негативное влияние предстоящих изменений возрастного состава населения на динамику числа родившихся, сократить естественную убыль населения, создать предпосылки для увеличения в дальнейшем рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения.
Целью демографической политики в сфере миграции является миграционный прирост населения за счет привлечения мигрантов на постоянное место жительства и пополнение трудовых ресурсов области.
Достижение целей во многом зависит от решения задач социально-экономического развития, в том числе экономического роста, роста благосостояния населения, снижения уровня бедности и дифференциации в доходах населения, создания эффективной социальной инфраструктуры.
Государство на федеральном уровне определило сферы, где формируются на среднесрочную перспективу условия для повышения уровня и качества жизни населения, устранения социальной напряженности в целях улучшения демографической ситуации в стране, в том числе через реализацию приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».
В основу демографической политики Калужской области положены следующие принципы:
- комплексность решения демографических задач по всем направлениям демографического развития (смертность, рождаемость и миграция) в их взаимосвязи;
- концентрация на приоритетах с выбором наиболее проблемных вопросов на каждом этапе и применение эффективных механизмов их решения;
- своевременное реагирование на изменение ситуации:
- взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографической политики Калужской области на период до 2025 года являются:
- повышение продолжительности жизни, в том числе активной жизни, сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин, сокращение уровня материнской смертности не менее чем в 3 раза и младенческой - в 1,5 раза;
- повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения области, в том числе укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
- укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, значимости зарегистрированного брака;
- социально-экономическое развитие области путем создания благоприятного инвестиционного климата области, снижение инвестиционных рисков и развитие инвестиционной инфраструктуры;
- закрепление молодежи в области;
- повышение качества жизни сельского населения;
- стимулирование миграционного прироста населения.
Решение задач в области повышения продолжительности жизни и сокращения уровня смертности предполагает:
- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет предупреждения факторов риска, ранней диагностики, проведения образовательных профилактических программ для широких масс населения;
- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, укрепление кадрового потенциала и повышения уровня знаний, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, как экстренной и интенсивной, так и реабилитационно-восстановительной;
- сокращение уровня смертности от дорожно-транспортного травматизма за счет повышения культуры вождения, качества дорожной инфраструктуры, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах ее оказания;
- сокращение смертности от социально значимых заболеваний за счет совершенствования программ профилактики, ранней диагностики, применения инновационных форм лечения и своевременного проведения, в ряде случаев санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- сокращение уровня смертности, травматизма на производстве от несчастных случаев путем обеспечения условий и охраны труда работающих;
- сокращение уровня смертности в молодых трудоспособных возрастах (20-39 лет) от социально обусловленных причин (алкоголизма, наркомании, самоубийств, употребления психоактивных веществ) путем усиления профилактической работы с гражданами групп риска;
- снижение младенческой, детской и материнской смертности от предотвратимых причин (травмы, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, неудовлетворительный уход за детьми в семьях социального риска) путем обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи на всех ее этапах, укрепления соматического и репродуктивного здоровья населения, применения передовых медицинских технологий;
- увеличение продолжительности жизни пожилого населения (старше 60 лет), и прежде всего путем снижения сверхсмертности в первом постпенсионном десятилетии за счет улучшения качества и повышения доступности своевременной диагностики болезней и проведения их лечения.
В рамках решения задач по повышению уровня рождаемости мероприятия включают в себя разработку, принятие нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калужской области и их реализацию в части:
- обеспечения мер социальной поддержки, а именно:
- совершенствования системы мер социальной поддержки женщин в период беременности и граждан, имеющих детей;
- развития форм материальной поддержки многодетных родителей, родивших (усыновивших) и воспитавших 5 и более детей, студенческих семей, имеющих детей, семей, усыновляющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработки и реализации комплекса мер, направленных на оказание содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских прав с профессиональной деятельностью, в том числе: создание для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности; организация системы повышения квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости, в том числе надомного труда, позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии, в том числе в случае их высвобождения и закрепления на новых рабочих местах;
- улучшения жилищных условий, а именно:
- расширения жилищного кредитования в направлении повышения его доступности для семей с детьми;
- развития механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим жилье;
- создания условий для индивидуального жилищного строительства семей с детьми и молодых семей;
- организации молодежных жилищных комплексов и кооперативов с предоставлением субсидий молодым семьям на приобретение жилья;
- изыскания возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;
- реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей;
- разработки мер, направленных на обеспечение жильем граждан с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма без учета совокупного дохода для семей, родивших (усыновивших) 5 и более детей, выделения служебных жилых помещений для приемных семей на период действия договора о передаче детей на воспитание;
- разработки мер по внеочередному обеспечению жильем на условиях социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- совершенствования организации образовательного процесса, а именно:
- открытия в детских садах групп круглосуточного пребывания детей для семей, в которых родители имеют особый график работы;
- создания системы психологического и социального сопровождения одиноких молодых матерей (в возрасте до 20 лет), имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
- введения в школьную программу факультативного курса по подготовке к семейной жизни «Основы материнства и отцовства»;