ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2003 года N 222


О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефтепродуктов на территории Калужской области

(с изменениями на 24 октября 2005 года)

__________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302.
__________________________________________________     


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительство Калужской области


  постановляет:


1. Утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территории Калужской области (прилагаются).

2. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (далее - Главное управление МЧС России по Калужской области) (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302):


2.1. Организовать контроль за разработкой планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием нефтепродуктов, на территории Калужской области.

2.2. Во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (по согласованию) обеспечить ведение реестра загрязненных нефтепродуктами территорий и водных объектов области с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:

3.1. При утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов применительно к территории соответствующего муниципального образования области предусматривать согласование указанных планов с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

3.2. Организовать контроль за разработкой планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием нефтепродуктов, на территории соответствующего муниципального образования области.

4. Рекомендовать руководителям организаций при проведении мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия аварийных разливов нефтепродуктов на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, обеспечить выполнение Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



                                           Вице-губернатор области
                                                      В.Ф.Сафронов


                                                        Приложение
                                     к постановлению
Правительства
                                                 Калужской области
                                       от 21 августа 2003 г. N 222



ТРЕБОВАНИЯ
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
 нефтепродуктов на территории Калужской области

1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240), с учетом особенностей Калужской области. Требованиями определяются принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (далее - планы), относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального и регионального значения, для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации), которые осуществляют на территории Калужской области деятельность, связанную с использованием нефтепродуктов в форме транспортировки, переработки и хранения (в одной из указанных форм либо в их совокупности), а также организация взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в пределах Калужской области (абзац в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области с учетом максимально возможного объема разлившихся нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

автоцистерна - 100 процентов объема;

железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

трубопровод (наливная станция) при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

трубопровод (наливная станция) при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

автозаправочная станция - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;

нефтебаза - 100 процентов объема резервуара.

3. К чрезвычайным ситуациям, правоотношения по предупреждению и ликвидации которых регулируются настоящими Требованиями, относятся - в зависимости от объема и площади разлива нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах - чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефтепродуктов (определяется Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Калужской области в соответствии с приказом МПР России от 03.03.2003 г. N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации")до 100 тонн нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования Калужской области либо разлив до 100 тонн нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефтепродуктов в пределах административной границы Калужской области либо разлив от 100 до 500 тонн нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования Калужской области.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

4. Планом должны предусматриваться:

а) прогнозирование возможных аварийных разливов нефтепродуктов;

б) мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, включая создание автоматизированных систем контроля за потенциально опасными объектами;

в) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефтепродуктов, при максимально неблагоприятном развитии обстановки; соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации указанных аварийных разливов, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

г) организация взаимодействия сил и средств;

д) состав и дислокация сил и средств;

е) организация управления, связи и оповещения;

ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

з) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов;

и) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

к) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района аварийного разлива нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении работ по его ликвидации;

л) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

м) график проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, методы и способы санации загрязненных природных объектов, а также способы утилизации загрязненных грунтов, вод и других видов отходов, образующихся при проведении мероприятий по ликвидации аварий;

н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлившихся нефтепродуктов;

б) площадь аварийного разлива, а также конфигурация и направление разлива с учетом рельефа местности или вертикальных отметок территории;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефтепродуктов на объекте;

д) физико-химические свойства нефтепродуктов;

е) влияние месторасположения объекта на скорость распространения нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории и во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в Калужской области (при условии заключенного договора или письменного согласия на участие в ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов);

и) наличие специально оборудованных мест по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

к) транспортная инфраструктура в районе (месте) возможного аварийного разлива нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации с учетом показателей летней и зимней эксплуатации автомобильной и специальной техники;

м) время локализации аварийного разлива: не более 4 часов - при разливе в водной акватории, не более 6 часов - при аварийном разливе на почве.

6. Планы разрабатываются организациями, осуществляющими транспортировку, переработку и хранение нефтепродуктов, по согласованию с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области и органами управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, утверждаются Главным управлением МЧС России по Калужской области (по согласованию) (пункт 6 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302) .

7. Отчеты о проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов должны содержать следующие сведения:

а) причина, обстоятельства и последствия разливов нефтепродуктов для населения, окружающей среды и объектов экономики (абзац в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302);

б) описание и оценка действий органов управления и сил при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302;

в) оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефтепродуктов;

г) затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

д) расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

е) уровень остаточного загрязнения территорий (водных объектов) после выполнения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов;

ж) состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

з) предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области не менее пяти лет (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

8. В целях отработки планов и взаимодействия привлекаемых сил и средств при чрезвычайных ситуациях локального, муниципального и регионального значения в Калужской области проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в два года (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов локального, муниципального и регионального значения в Калужской области, определяются комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 октября 2005 года N 302).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»