На основе анализа состояния начального профессионального образования в области, проблем и факторов, оказывающих существенное влияние на достижение целей и задач, предусмотренных в Программе реформирования начального профессионального образования, определены направления деятельности:
1. Качественное обновление профессионального образования за счет разработки программно-методических средств; введение государственных стандартов по всем ведущим профессиям новых педагогических технологий с целью более полного и высокого уровня освоения профессии и подготовки конкурентноспособных кадров рабочих и специалисток. Сохранение целостного учебно-воспитательного процесса.
Усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, создание системы вариантного образования.
2. Переориентация учебных заведений на подготовку кадров с повышенным уровнем квалификации, внедрение во всех профессиональных лицеях многоуровневой системы обучения, создание интегрированных программ сотрудничества с ВУЗами.
3. При сохранении общей структуры системы и основной базы специализации произвести перепрофилирование училищ и лицеев по ряду профессий с учетом прогнозов службы занятости населения и складывающегося спроса в экономике области, в сфере предпринимательства и в целом непроизводственной деятельности; ликвидация параллельности профессий с учетом уровня и оснащенности учебно-производственных баз училищ и лицеев; провести укрупнение учреждений начального профессионального образования области с реорганизацией в филиалы.
4. Создание в системе начального профессионального образования области учебно-производственных объединений, ассоциаций, комплексов совместно с заинтересованными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учреждениями, коммерческими структурами.
5. Создание широко развитой производственной деятельности училищ и лицеев на существующих учебно-производственных базах с целью частичного покрытия затрат на учебно-производственный процесс и обеспечение жизнедеятельности учебных заведений, создание системы социальной защиты работников и учащихся: введение профессий, связанных с производственной деятельностью, и переоснащение учебно-производственных баз.
6. Новое направление - организация научно-экспериментальной работы на экспериментальных площадках ПЛ N 34 (г.Таруса), ПЛ N 29 (г.Жуков), ПЛ N 26 (г Обнинск), ПЛ N 22 (г.Калуга), ПЛ N 4 (г.Киров), ПУ N 27 (г.Кондрово), ПЛ N 31 (г.Мосальск), ПЛ N 33 (п.Бабынино), ПЛ N 22 (г.Калуга) для отработки новых структур и новых форм образовательной деятельности, методик производственной деятельности, новых образовательных программ.
7. Продолжение многоуровневой системы профессиональной подготовки по схеме - допрофессиональная подготовка - начальное профессиональное образование
8. На основе изучения потребности региона в кадрах рабочих и специалистов совершенствовать работу по переподготовке, обучению вторым профессиям и повышению квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников по хоздоговорам и по линии Центра занятости населения.
9. Разграничение прав и полномочий в отношении системы начального профессионального образования между Федеральным центром и регионом - Калужской областью на официальном уровне.
10. Провести поэтапную с 1998 по 2000г. реформу структуры начального профессионального образования области с выделением 4-х групп образовательных учреждений:
- государственного федерального уровня
- государственных областного уровня
- муниципальных
- негосударственных.
Реформировать по этой схеме в 1998 г., не более 30% в учебных заведений при частичном их укрупнении.