ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 мая 1997 г. N 47

О проекте Закона Калужской области "О защите населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций прородного и техногенного характера"

===============================================================================
Снято с контроля на основании
Постановления Правительства Калужской области №138 от 12.11.97
===============================================================================


В целях реализации Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в Калужской области Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить проект Закона Калужской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Внести данный проект Закона на рассмотрение в Законодательное Собрание Калужской области.

Губернатор области В.В.Сударенков

Проект

ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

"О защите населения и территорий Калужской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"


Настоящий закон развивает положения Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации 1994 года, N 35 статья 3648), определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории Калужской области (далее - население) земельного, водного, воздушного пространства в пределах Калужской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты от локальных, местных и территориальных чрезвычайных ситуаций.

Глава 1. Общие положения.


Статья 1. Основные понятия.


1. Локальная чрезвычайная ситуация - это чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало до десяти человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до ста человек, либо материальный ущерб не превышает тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы объекта производственного или социального назначения.

2. Местная чрезвычайная ситуация - это чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от десяти до пятидесяти человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от ста до трехсот человек, либо материальный ущерб составляет от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы муниципального образования.

3. Территориальная чрезвычайная ситуация - это чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало от пятидесяти до пятисот человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от трехсот до пятисот человек, либо материальный ущерб составляет от пяти до пятисот тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории Калужской области.

4. Региональная чрезвычайная ситуация - это чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало от пятидесяти до пятисот человек. Либо нарушены условия жизнедеятельности от пятисот до одной тысячи человек, либо материальный ущерб составляет от пятисот тысяч до пяти миллионов минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

5. Федеральная чрезвычайная ситуация - это чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало более пятисот человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более одной тысячи человек, либо материальный ущерб составил более пяти миллионов минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

6. К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся:

транспортные аварии на железнодорожном транспорте, на автодорогах, на водном транспорте, на магистральных трубопроводах, авиакатастрофы;

пожары, взрывы, взрывы с последующим горением, внезапные выбросы огня и газа, обрушения на промышленных объектах и на транспорте;

аварии с выбросом аварийно химически опасных и других веществ на химически опасных объектах, на транспорте;

аварии с выбросом радиоактивных веществ;

аварии с выбросом биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях, на транспорте;

гидродинамические аварии с прорывом плотин, дамб;

аварии на системах жизнеобеспечения, на электроэнергетических системах, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях;

внезапное обрушение сооружений;

аварии на объектах, связанные с залповыми выбросами экологически вредных веществ.

7. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:

геологически опасные явления - землетрясения, оползни, обвалы, осыпи, осадки земной поверхности;

гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления - сильный ветер (в том числе смерчи и шквалы), сильный дождь (ливень), крупный град, сильный снегопад, сильная метель, сильный гололед, сильный мороз, заморозки, сильная жара, засуха, высокие уровни воды (наводнения) при половодьях, низкие уровни воды;

природные пожары - лесные пожары, торфяные пожары;

особо опасные инфекционные болезни и поражения токсичными химическими веществами;

эпидемии;

эпизоотии;

эпифитотии.

Статья 2. Законодательство Калужской области в области защиты населения и
 территории от чрезвычайных ситуаций.


Законодательство Калужской области в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области, нормативных правовых актов муниципальных образований Калужской области.

Статья 3. Цели настоящего закона.

Целями настоящего Закона являются - предупреждение возникновения и развития территориальных, местных и локальных чрезвычайных ситуаций, а также их ликвидация, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению объектов и территорий, пострадавших в результате территориальных, местных и локальных чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

Статья 4. Территориальная подсистема Калужской области
 единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Для реализации целей настоящего Закона, указанных в части первой статьи третьей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах Калужской области предназначена территориальная подсистема Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она состоит из звеньев соответствующих муниципальных образований и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Калужской области, органов местного самоуправления, организаций в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Положением о территориальной подсистеме, утверждаемым Правительством Калужской области.

Статья 5. Руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
 Определение границ зон чрезвычайных ситуаций.


1. Руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций назначаются:

для ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций - руководитель организации на объекте производственного или социального назначения которой возникла чрезвычайная ситуация;

для ликвидации местных чрезвычайных ситуаций - глава соответствующего муниципального образования, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация;

для ликвидации территориальных чрезвычайных ситуаций - Вице-губернатор области.

2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми принимают на себя полномочия руководителей ликвидацией чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидацией чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Калужской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенными решениями органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

3. Решения руководителей работ ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Калужской области.

4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об организации доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно - спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

6. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

7. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Калужской области, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калужской области.

8. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций и по согласованию с органами исполнительной власти Калужской области и органами местного самоуправления, на территориях которых сложилось чрезвычайная ситуация.

Статья 6. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


1. Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории Калужской области. Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Население области информируется через средства массовой информации и по другим каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению его безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.

3. Обеспечение информацией органов государственной власти Калужской области, организаций и органов местного самоуправления предусматривает передачу следующих сведений:

о прогнозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций;

о масштабах чрезвычайных ситуаций, ходе и итогах их ликвидации;

о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

о сейсмических, гелиогеофизических, стихийных гидрометеорологических и других природных явлениях;

по управлению силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

справочной информации и результаты решения информационно-расчетных задач.

4. Обеспечение информацией органов государственной власти Калужской области, организаций и органов местного самоуправления осуществляется как по вертикальным (сверху вниз, снизу вверх), так и по горизонтальным связям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»