(с изменениями на 10 июня 2003 года)
________________________________________
Утратил силу на основании Закона Калужской области от 4 февраля 2005 года N 28-ОЗ
________________________________________
______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Калужской области №26-ОЗ от 21.06.99
Законом Калужской области №89-ОЗ от 24.12.01
Законом Калужской области от 10 июня 2003 года N 213-ОЗ
______________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
19 ноября 1998 года
Под недропользованием на территории Калужской области понимается использование для геологического изучения и освоения в хозяйственных, коммерческих и стратегических целях части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с недропользованием на территории Калужской области, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, а также при разработке месторождений техногенного характера.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр Калужской области, обеспечивает защиту интересов государства, граждан Российской Федерации и населения Калужской области, а также прав пользователей недр.
1. Настоящий Закон Калужской области основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", Уставе Калужской области, Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах, и является составной частью законодательства Российской Федерации и Калужской области о недрах.
2. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, поверхностных вод, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Калужской области.
3. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются Законом Российской Федерации "О недрах" и другими федеральными законами.
4. Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются федеральным законодательством о недрах, о соглашениях о разделе продукции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.
1. Недра в границах территории Калужской области, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в том числе и подземные воды, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Калужской области.
3. Недра не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
4. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, геологическая информация о недрах, а также подземные сооружения на территории Калужской области могут находиться в федеральной государственной собственности, государственной собственности Калужской области, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом Калужской области, договорами (соглашениями) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области.
2. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных им действующим федеральным и областным законодательством.
1. Фонд недр Калужской области является составной частью единого Государственного фонда недр Российской Федерации, состоит из используемых и неиспользуемых участков недр в пределах территории Калужской области.
2. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Калужской области в интересах населения, проживающего на территории Калужской области, всех народов Российской Федерации, осуществляется совместно Российской Федерацией и Калужской областью на основании договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области и соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Калужской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения минерально-сырьевыми и водными ресурсами.
1. Участки недр государственного фонда недр Калужской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
2. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и иными видами минерально-сырьевых ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, на развитие ее экономики и промышленно-хозяйственного комплекса, обеспечивает основу ее суверенитета, месторождения некоторых видов полезных ископаемых и участки недр, их содержащие, могут получать статус объектов федерального значения.
3. Отнесение участков недр к объектам федерального значения или исключительного ведения Российской Федерации , в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, устанавливаются на основании федерального закона специальным соглашением Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области.
4. Разграничение минерально-сырьевых и водных ресурсов, находящихся на территории Калужской области, на ресурсы федерального и регионального значения, устанавливается на основании соответствующих федеральных законов специальным соглашением между Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр и Правительством Калужской области.
5. Органы государственной власти Калужской области в соответствии с федеральным законодательством участвуют в управлении участками недр федерального значения.
6. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального значения и служащие для обеспечения потребностей Калужской области и других субъектов Российской Федерации в минеральном сырье, размещения подземных сооружений различного назначения, а также обеспечения потребностей отдельных городов и районов Калужской области подземными водами имеют статус объектов регионального значения.
7. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального и регионального значений, служащие для обеспечения потребностей отдельных предприятий, районов и городов Калужской области местным минеральным сырьем, строительства подземных сооружений местного значения, в том числе участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых имеют статус объектов местного значения.
8. Критерии отнесения и отнесение участков недр к объектам регионального и местного значения определяются и устанавливаются территориальным органом управления государственным фондом недр и Правительством Калужской области на основании совместного решения, согласованного с Законодательным Собранием Калужской области.
9. Владение, пользование и распоряжение участками недр федерального, регионального и местного значения осуществляется путем принятия совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области.
10. Порядок пользования участками недр федерального значения устанавливается федеральным законодательством.
11. Порядок пользования участками недр регионального значения устанавливается федеральным законодательством и настоящим законом.
12. Порядок пользования участками недр местного значения устанавливается настоящим законом.
Регулирование отношений недропользования на территории Калужской области осуществляют:
а) Законодательное Собрание Калужской области;
б) Правительство Калужской области;
в) органы местного самоуправления Калужской области;
г) территориальный орган управления государственным фондом недр;
д) специально уполномоченные Правительством Калужской области органы исполнительной власти. (Дополнительно введен Законом Калужской области от 10 июня 2003 года N 213-ОЗ)
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с недропользованием, органы государственной власти Калужской области, местного самоуправления, другие государственные органы, а также предприятия, организации, учреждения независимо от их формы собственности, граждане обязаны руководствоваться следующими принципами:
1. Государственной собственностью на недра.
2. Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха.
3. Комплексным и экономически рациональным использованием недр с учетом их возможностей и необходимости воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.
4. Соблюдением требований природоохранного законодательства, ответственности за их нарушения.
5. Платностью и лицензированием недропользования за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
6. Недопустимостью совмещения деятельности по осуществлению государственного горного надзора, геологического контроля, контроля за охраной окружающей среды с деятельностью по хозяйственному использованию недр, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
7. Разделением права пользования недрами от права пользования землей и другими природными ресурсами.
К объектам действия настоящего Закона относятся:
- недра Калужской области и заключенные в них твердые полезные ископаемые регионального и местного значения, в том числе и общераспространенные;
- иные минерально-сырьевые ресурсы недр, в том числе подземные воды пресные и минеральные;
- участки недр Калужской области, используемые в хозяйственной деятельности для целей, не связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых.
1. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр в интересах граждан России, проживающих на территории Калужской области.
2. Государственное регулирование отношений недропользования в Калужской области осуществляется посредством разработки и совершенствования нормативной правовой базы управления недрами.
3. В задачи государственного регулирования недропользования входят:
1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых по Калужской области;
2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения территории Калужской области;
4) установление квот на добычу минерального сырья и на его поставку за пределы территории Калужской области;
5) определение форм и установление размеров платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
6) установление норм и правил в области геологического изучения, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
1. Государственное управление отношениями недропользования на территории Калужской области осуществляется Правительством Российской Федерации, Губернатором Калужской области, федеральным и (или) территориальным органами управления государственным фондом недр, а также органами горного надзора.
2. Территориальный орган управления фондом недр создается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с Правительством Калужской области. Он не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих геологическое изучение, разведку и разработку участков недр и месторождений полезных ископаемых, либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и заниматься коммерческой деятельностью. Территориальный орган управления государственным фондом недр осуществляет управление участками недр федерального, регионального, и местного значения. Его деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, а в отношении участков недр регионального значения - за счет средств областного бюджета.
Полномочия территориального органа управления государственным фондом недр, его права, обязанности и порядок работы определяются положением, утверждаемым федеральным органом управления государственным фондом недр.
1. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства о недрах, установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
2. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контролирующими органами.
1. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
2. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Правительством Калужской области, органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контролирующими органами, профессиональными союзами.
1. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставляемые для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.
2. Территориальный орган управления государственным фондом недр осуществляет государственный учет и ведение государственного реестра по единой системе, в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
3. Оформление, регистрация и выдача лицензий на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр.
В компетенцию Законодательного Собрания Калужской области в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Калужской области о недрах и недропользовании;
2) утверждение перечня объектов регионального и местного значения, предлагаемых для предоставление в пользование;
3) утверждение положения об условиях и порядке пользования месторождениями регионального и местного значения;