Недействующий


ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 ноября 1998 года N 26-ОЗ


О недропользовании на территории Калужской области  

(с изменениями на 10 июня 2003 года)
________________________________________
Утратил силу на основании Закона Калужской области от 4 февраля 2005 года N 28-ОЗ
________________________________________

______________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Калужской области №26-ОЗ от 21.06.99

Законом Калужской области №89-ОЗ от 24.12.01
Законом Калужской области от 10 июня 2003 года N 213-ОЗ

______________________________________________________________



Принят
Законодательным Собранием
19 ноября 1998 года

Под недропользованием на территории Калужской области понимается использование для геологического изучения и освоения в хозяйственных, коммерческих и стратегических целях части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с недропользованием на территории Калужской области, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, а также при разработке месторождений техногенного характера.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр Калужской области, обеспечивает защиту интересов государства, граждан Российской Федерации и населения Калужской области, а также прав пользователей недр.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Калужской области о недрах

1. Настоящий Закон Калужской области основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", Уставе Калужской области, Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах, и является составной частью законодательства Российской Федерации и Калужской области о недрах.

2. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, поверхностных вод, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Калужской области.

3. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются Законом Российской Федерации "О недрах" и другими федеральными законами.

4. Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются федеральным законодательством о недрах, о соглашениях о разделе продукции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.

Статья 2. Собственность на недра

1. Недра в границах территории Калужской области, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в том числе и подземные воды, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Калужской области.

3. Недра не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

4. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, геологическая информация о недрах, а также подземные сооружения на территории Калужской области могут находиться в федеральной государственной собственности, государственной собственности Калужской области, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статья 3. Правовое регулирование отношений недропользования

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом Калужской области, договорами (соглашениями) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области.

2. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных им действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 4. Государственный фонд недр Калужской области

1. Фонд недр Калужской области является составной частью единого Государственного фонда недр Российской Федерации, состоит из используемых и неиспользуемых участков недр в пределах территории Калужской области.

2. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Калужской области в интересах населения, проживающего на территории Калужской области, всех народов Российской Федерации, осуществляется совместно Российской Федерацией и Калужской областью на основании договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области и соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Калужской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения минерально-сырьевыми и водными ресурсами.

Статья 5. Месторождения и участки недр федерального, регионального и местного значений

1. Участки недр государственного фонда недр Калужской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

2. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и иными видами минерально-сырьевых ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, на развитие ее экономики и промышленно-хозяйственного комплекса, обеспечивает основу ее суверенитета, месторождения некоторых видов полезных ископаемых и участки недр, их содержащие, могут получать статус объектов федерального значения.

3. Отнесение участков недр к объектам федерального значения или исключительного ведения Российской Федерации , в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, устанавливаются на основании федерального закона специальным соглашением Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области.

4. Разграничение минерально-сырьевых и водных ресурсов, находящихся на территории Калужской области, на ресурсы федерального и регионального значения, устанавливается на основании соответствующих федеральных законов специальным соглашением между Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр и Правительством Калужской области.

5. Органы государственной власти Калужской области в соответствии с федеральным законодательством участвуют в управлении участками недр федерального значения.

6. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального значения и служащие для обеспечения потребностей Калужской области и других субъектов Российской Федерации в минеральном сырье, размещения подземных сооружений различного назначения, а также обеспечения потребностей отдельных городов и районов Калужской области подземными водами имеют статус объектов регионального значения.

7. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального и регионального значений, служащие для обеспечения потребностей отдельных предприятий, районов и городов Калужской области местным минеральным сырьем, строительства подземных сооружений местного значения, в том числе участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых имеют статус объектов местного значения.

8. Критерии отнесения и отнесение участков недр к объектам регионального и местного значения определяются и устанавливаются территориальным органом управления государственным фондом недр и Правительством Калужской области на основании совместного решения, согласованного с Законодательным Собранием Калужской области.

9. Владение, пользование и распоряжение участками недр федерального, регионального и местного значения осуществляется путем принятия совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калужской области.

10. Порядок пользования участками недр федерального значения устанавливается федеральным законодательством.

11. Порядок пользования участками недр регионального значения устанавливается федеральным законодательством и настоящим законом.

12. Порядок пользования участками недр местного значения устанавливается настоящим законом.

Статья 6. Органы, осуществляющие регулирование отношений недропользования на территории Калужской области

Регулирование отношений недропользования на территории Калужской области осуществляют:

а) Законодательное Собрание Калужской области;

б) Правительство Калужской области;

в) органы местного самоуправления Калужской области;

г) территориальный орган управления государственным фондом недр;

д) специально уполномоченные Правительством Калужской области органы исполнительной власти. (Дополнительно введен Законом Калужской области от 10 июня 2003 года N 213-ОЗ)

Статья 7. Основные принципы недропользования

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с недропользованием, органы государственной власти Калужской области, местного самоуправления, другие государственные органы, а также предприятия, организации, учреждения независимо от их формы собственности, граждане обязаны руководствоваться следующими принципами:

1. Государственной собственностью на недра.

2. Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха.

3. Комплексным и экономически рациональным использованием недр с учетом их возможностей и необходимости воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.

4. Соблюдением требований природоохранного законодательства, ответственности за их нарушения.

5. Платностью и лицензированием недропользования за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

6. Недопустимостью совмещения деятельности по осуществлению государственного горного надзора, геологического контроля, контроля за охраной окружающей среды с деятельностью по хозяйственному использованию недр, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

7. Разделением права пользования недрами от права пользования землей и другими природными ресурсами.

Статья 8. Объекты, на которые распространяется действие настоящего закона

К объектам действия настоящего Закона относятся:

- недра Калужской области и заключенные в них твердые полезные ископаемые регионального и местного значения, в том числе и общераспространенные;

- иные минерально-сырьевые ресурсы недр, в том числе подземные воды пресные и минеральные;

- участки недр Калужской области, используемые в хозяйственной деятельности для целей, не связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых.

Раздел II. Государственное регулирование отношений недропользования

Статья 9. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

1. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр в интересах граждан России, проживающих на территории Калужской области.

2. Государственное регулирование отношений недропользования в Калужской области осуществляется посредством разработки и совершенствования нормативной правовой базы управления недрами.

3. В задачи государственного регулирования недропользования входят:

1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых по Калужской области;

2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) обеспечение геологического изучения территории Калужской области;

4) установление квот на добычу минерального сырья и на его поставку за пределы территории Калужской области;

5) определение форм и установление размеров платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

6) установление норм и правил в области геологического изучения, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Статья 10. Государственное управление отношениями недропользования на территории Калужской области

1. Государственное управление отношениями недропользования на территории Калужской области осуществляется Правительством Российской Федерации, Губернатором Калужской области, федеральным и (или) территориальным органами управления государственным фондом недр, а также органами горного надзора.

2. Территориальный орган управления фондом недр создается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с Правительством Калужской области. Он не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих геологическое изучение, разведку и разработку участков недр и месторождений полезных ископаемых, либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и заниматься коммерческой деятельностью. Территориальный орган управления государственным фондом недр осуществляет управление участками недр федерального, регионального, и местного значения. Его деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, а в отношении участков недр регионального значения - за счет средств областного бюджета.

Полномочия территориального органа управления государственным фондом недр, его права, обязанности и порядок работы определяются положением, утверждаемым федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статья 11. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

1. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства о недрах, установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

2. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контролирующими органами.

Статья 12. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами

1. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

2. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Правительством Калужской области, органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контролирующими органами, профессиональными союзами.

Статья 13. Государственный учет и государственная регистрация

1. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставляемые для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.

2. Территориальный орган управления государственным фондом недр осуществляет государственный учет и ведение государственного реестра по единой системе, в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

3. Оформление, регистрация и выдача лицензий на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр.

Раздел III. Разграничение полномочий между органами государственной власти
Калужской области и органами местного самоуправления Калужской области
в сфере регулирования отношений недропользования

Статья 14. Компетенция Законодательного Собрания Калужской области в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию Законодательного Собрания Калужской области в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Калужской области о недрах и недропользовании;

2) утверждение перечня объектов регионального и местного значения, предлагаемых для предоставление в пользование;

3) утверждение положения об условиях и порядке пользования месторождениями регионального и местного значения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»