Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 23.12.2013)


 II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В условиях модернизации экономики одним из важнейших государственных приоритетов является развитие цивилизованных трудовых отношений и современного гибкого рынка труда, обеспечивающих эффективную занятость населения, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы.

В 2009 - 2010 годах наблюдалась сложная ситуация в экономике области и на региональном рынке труда, обусловленная негативным влиянием финансово-экономического кризиса. В этот период численность зарегистрированных безработных достигала более 30 тыс. человек (апрель 2009 года), или 3,9% от экономически активного населения.

С целью стабилизации социально-экономического положения был разработан и реализован План мероприятий по смягчению последствий финансового кризиса. Также осуществлялась реализация долгосрочной целевой программы содействия занятости населения Владимирской области на 2009 - 2011 годы и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

Особое внимание уделялось вопросам недопущения неконтролируемого роста безработицы, уменьшения объемов неполной занятости и предотвращения массового высвобождения работников.

Для этого был повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов. Всего в 2009 - 2010 годах оказано более 275 тыс. информационно-профориентационных услуг, способствующих социальной адаптации граждан на рынке труда.

Благодаря предоставлению государственных услуг, ориентированных на создание дополнительных условий для трудоустройства, за два года более 100 тыс. граждан (61%) из числа обратившихся в органы службы занятости нашли работу. Обеспечена временная занятость на общественных работах около 89 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, и свыше 11 тыс. безработных и ищущих работу граждан. Оказана финансовая помощь на организацию самозанятости и создание дополнительных рабочих мест 2,3 тыс. безработным гражданам.

По сравнению с двумя годами, предшествующими кризису, в 2,6 раза увеличены объемы профессионального обучения безработных граждан. Возможность получить профессию, повысить квалификацию или пройти переподготовку получили 12,2 тыс. безработных граждан.

Осуществлялась регулярная выплата пособий по безработице и стипендий в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости. Расходы на социальные выплаты безработным гражданам и меры активной политики занятости в 2009 - 2010 годах составили более 2,5 млрд. руб.

Всего в указанный период в рамках областных программ, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, обеспечена помощь более 270 тыс. жителям нашей области.

Целенаправленные меры по поддержке незанятого населения и работников, находящихся под угрозой увольнения, позволили сдержать массовое увольнение и сохранить кадровый потенциал работников организаций, сохранить стабильность в трудовых коллективах и снизить напряженность в обществе.

Предпринятые усилия способствовали улучшению ситуации на рынке труда и снижению безработицы. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 25,8 тыс. человек (при прогнозируемой численности - 27 тыс. человек), в 2010 году - 20,8 тыс. человек (прогнозная оценка - 25 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2011 составил 2,3% экономически активного населения, что близко к среднероссийскому значению этого показателя (2,1%).

В результате позитивных процессов в экономике области в 2011 году основные показатели рынка труда приблизились к значениям докризисного 2008 года. Существенно повысился спрос на рабочую силу: число заявленных в органы службы занятости вакансий возросло на 18,8%, снизился коэффициент напряженности на рынке труда (с 3,2 в сентябре 2009 г. до 1,2 на начало октября 2011 г.). Отмечался рост уровня занятости и снижение как общей, так и регистрируемой безработицы. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на 1 октября текущего года 14,6 тыс. человек, что в 1,7 раза меньше аналогичного периода 2009 года.

Уровень безработицы составил 1,9% против 3,3% на 01.10.2009 (РФ - 1,7% и 2,7% соответственно).

При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 27,3 тыс. человек (в апреле 2009 года) до 3,9 тыс. человек к концу сентября 2011 года.

Вместе с тем, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Вследствие этого за девять месяцев текущего года в области в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности персонала уволены в массовом порядке 2 тыс. человек. По сведениям работодателей до конца года 15 организаций планируют провести высвобождение 1,5 тыс. работников.

Наблюдается территориальная дифференциация рынка труда. Уровень зарегистрированной безработицы по муниципальным районам области на начало октября 2011 года различался в 8 раз (от 0,8 до 4,8% от численности населения в трудоспособном возрасте), коэффициент напряженности на рынке труда варьировал более чем в 9 раз (от 0,7 до 6,3 незанятого гражданина, состоящего на учете в центрах занятости, на одну вакансию).

В предстоящие годы ситуация в сфере занятости будет определяться стратегией региональной экономической политики. Начиная с 2013 года предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую технологическую базу. Объемы спроса на рабочую силу и ее предложение на рынке труда во многом будут зависеть от адаптации предприятий к новым условиям, конкурентоспособности выпускаемой продукции, количества создаваемых новых рабочих мест, а также состояния демографических и миграционных процессов.

Согласно умеренно-оптимистичному варианту прогноза социально-экономического развития области на 2012 - 2014 годы, который отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета в условиях увеличения спроса на рабочую силу, годовые темпы роста региональной экономики могут составить 104,1 - 105,2%.

Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ликвидацией неэффективных рабочих мест, перераспределением рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности. Ожидается приток на рынок труда граждан, стремящихся сменить место работы, уволенных в результате ликвидации организаций или сокращения численности персонала и других категорий.

Продолжится тенденция сокращения численности трудоспособного населения и нарастания дефицита трудовых ресурсов по определенным профессиональным группам и, в первую очередь, рабочих кадров высокой квалификации.

Наряду с этим сохранится проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда: длительно не работавших выпускников профессиональных образовательных организаций, не имеющих опыта работы и др.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 18.09.2013 N 1057)

Вследствие данных процессов ежегодно от 55 до 60 тыс. граждан будут обращаться в поисках работы в учреждения службы занятости.

Прогнозируется, что в 2012 - 2014 гг. уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднегодовом исчислении соответственно может составить 5,3%, 4,9%, 4,2% от численности экономически активного населения.

При этом численность регистрируемых безработных в среднегодовом исчислении может быть соответственно 18 тыс. человек, 16,7 тыс. человек и 15,3 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 2,4%, 2,2%, 2,0%.

В результате дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по территориальному и профессионально-квалификационному признакам в отдельных муниципальных образованиях сохраняется вероятность структурной и длительной безработицы, значительно превышающей среднеобластные показатели.

В этих условиях для поддержания стабильной ситуации на рынке труда необходима реализация традиционных активных мер в рамках Программы, способствующих снижению общей и регистрируемой безработицы, содействию трудоустройству и повышению конкурентоспособности рабочей силы.

Также целесообразно продолжить реализацию наиболее востребованных отдельных дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.