ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2012 года N 1000
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Губернатора Владимирской области от 27.02.2013 N 212, от 20.08.2013 N 937, от 31.10.2013 N 1229, от 19.12.2013 N 1406, от 31.12.2013 N 1558)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора Владимирской области от 19.02.2014 N 143, вступившего в силу со дня его официального опубликования (опубликовано во "Владимирских ведомостях" - 01.03.2014).
____________________________________________________________________
В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения области постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов при разработке программ в области улучшения демографической ситуации учитывать положения Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Губернатора Владимирской области от 27.02.2013 N 212, от 20.08.2013 N 937, от 31.10.2013 N 1229, от 19.12.2013 N 1406, от 31.12.2013 N 1558)
Наименование Долгосрочная целевая программа "Дополнительные
Программы меры по улучшению демографической ситуации во
Владимирской области на 2013 - 2015 годы" (далее -
Программа)
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от 09
разработки октября 2007 N 1351 "О Концепции демографической
Программы политики Российской Федерации на период до 2025
года";
- Указ Губернатора Владимирской области от 19
февраля 2007 N 7 "О Концепции демографической
политики во Владимирской области до 2015 года"
Государственный Администрация Владимирской области
заказчик
Руководитель Комитет по социальной политике администрации
Программы Владимирской области
Цель и задачи Цель Программы:
Программы - улучшение демографической ситуации в области.
Задачи Программы:
- проведение анализа демографической ситуации в
области;
- повышение рождаемости и укрепление семьи;
- снижение смертности и увеличение
продолжительности жизни;
- реализация молодежной политики
Целевые индикаторы - уровень смертности населения на 1000 человек
и показатели населения;
- уровень младенческой смертности населения на
1000 родившихся живыми;
- уровень материнской смертности на 100 тыс.
родившихся живыми;
- уровень смертности населения в трудоспособном
возрасте на 1000 трудоспособного возраста;
- количество родившихся;
- удельный вес детей первой и второй групп
здоровья в общей численности учащихся
государственных (муниципальных)
общеобразовательных учреждений;
- убыль населения;
- естественная убыль населения;
- ожидаемая продолжительность жизни населения;
- число абортов на 100 родов;
- доля вторых, третьих и последующих рождений в
структуре рождаемости;
- число детей, родившихся у женщин, не состоящих в
зарегистрированном браке, к общему числу
родившихся;
- доля молодых людей, вовлеченных в деятельность
общественных объединений и реализацию
социально значимых проектов, от общего количества
молодежи;
- доля молодых людей, принявших участие в
мероприятиях, направленных на поддержку
талантливой молодежи, патриотическое воспитание и
интеллектуально-творческое развитие, от общего
количества молодежи;
- доля молодых людей, информированных о реализации
в области государственной молодежной политики, от
общего количества молодежи;
- удельный вес населения, систематически
занимающегося физической культурой и спортом
Сроки реализации 2013 - 2015 годы
Программы
Объемы и источники Объем финансирования Программы на 2013 - 2015 годы
финансирования составляет 2457081,5 тыс. руб., в том числе:
Программы - средства областного бюджета - 2451776,5 тыс.
рублей;
- средства местных бюджетов - 3955,0 тыс. рублей
(по согласованию);
- внебюджетные источники - 1350,0 тыс. рублей.
Из областного бюджета предусмотрено:
в 2013 году - 875042,5 тыс. рублей;
в 2014 году - 788367,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 788367,0 тыс. рублей.
Из местных бюджетов предусмотрено:
в 2013 году - 1345,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 1305,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 1305,0 тыс. рублей.
Внебюджетные источники:
в 2013 году - 450,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 450,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 450,0 тыс. рублей
(в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 27.02.2013 N 212,
от 19.12.2013 N 1406)
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит:
результаты реализации - переориентировать сознание граждан на
Программы традиционные семейные ценности и популяризировать
многодетность в качестве нормы преуспевающей
семьи;
- сократить коэффициент естественной убыли
населения до 6,1;
- снизить смертность до 16,9 на 1000 человек
населения;
- увеличить ожидаемую продолжительность жизни
населения до 68,1 лет за счет сохранения и
улучшения здоровья и качества жизни населения;
- увеличить удельный вес населения, систематически
занимающегося физической культурой и спортом, до
32,0 процентов
Контроль за Губернатор Владимирской области
исполнением Программы
Главной проблемой демографического развития Владимирской области с позиции обеспечения экономической безопасности является систематическое уменьшение абсолютной численности населения.
Численность населения Владимирской области на 01 января 2012 года составила 1431,9 тыс. человек. Два года назад в регионе проживало 1450,9 тыс. человек или на 19 тыс. человек больше. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), а с 2011 года также из-за миграционного оттока населения. В целом по области в 2011 году превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,6 раза (на конец 2008 года - 1,7 раза).
Учитывая, что начиная с 2000 года в активный репродуктивный возраст вступил относительно многочисленный контингент женщин, родившихся в конце 70-х - начале 90-х годов, с 2006 года в области наблюдается рост рождаемости. В течение последних трех лет число рождений сохранялось на уровне 15,5 тыс. человек. За 2011 год в области зарегистрировано 15617 рождений. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 10,9 промилле - это ниже, чем в среднем по России (в 2009 году - 12,4).
Наметившийся рост числа родившихся еще не означает коренного перелома сложившихся тенденций, так как суммарный коэффициент рождаемости в области заметно ниже черты простого воспроизводства населения и свидетельствует об ориентации большинства женщин на рождение только одного ребенка. Для равного численного замещения поколений родителей их детьми необходимо, чтобы показатель суммарной рождаемости (число рожденных детей на одну женщину за репродуктивный период) составлял не менее 2,14 - 2,15 ребенка. По области этот показатель в 2009 году не превышал 1,432, т.е. почти в полтора раза ниже необходимого уровня.
В настоящее время семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную.
Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение для региона приобретает сокращение смертности.
Начиная с 2008 года стабильно снижается младенческая смертность, здесь достигнут существенный прогресс. За данный период коэффициент младенческой смертности уменьшился на 36,2 процента. В 2011 году во Владимирской области умерло 94 ребенка до одного года, что составило 6 случаев на каждую 1000 новорожденных.
Начиная с 2003 года в области наблюдается устойчивая динамика снижения и общей смертности. За последние три года общая смертность сократилась на 9,4 процента: с 27,1 тыс. человек в 2008 году до 24,6 тыс. человек в 2011 году.
Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. С 2004 года началось постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, связанное с сокращением численности поколений, вступающих в трудовой возраст, и увеличением выходящих из него и ежегодными потерями трудоспособного населения из-за смертности. Ежегодные потери населения трудоспособного возраста из-за смертности составляют 9,6 - 6,4 тыс. человек.
В ближайшей перспективе процесс снижения численности трудоспособного населения будет нарастать. Улучшить данный показатель в ближайшее время возможно только за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте.
Высокий уровень смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Продолжительность жизни во Владимирской области ежегодно увеличивается (с 2008 года до 2011 года этот показатель увеличился на 1,3 года и составил в 2010 году (прогноз) 66,8 лет), но при этом данный показатель находится на довольно низком уровне.
На фоне негативных естественных процессов движения населения для Владимирской области возрастает значение миграции населения.
На протяжении последних трех лет миграционные потоки (сумма прибывших и выбывших) имеют отрицательный характер. Так, миграционный прирост области в 2008 году составлял 1836 человек, в 2009 году - 1179 человек, а в 2010 году - 783 человека. В 2011 году он сменился убылью (252 человека).
На решение вопросов демографического развития Владимирской области, наравне с реализуемой с 2009 года долгосрочной целевой программой "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2009 - 2012 годы", в той или иной мере направлены мероприятия ряда действующих областных программ, в частности: "Развитие здравоохранения Владимирской области на 2009 - 2014 годы", "Модернизация здравоохранения Владимирской области на 2011 - 2012 годы", "Программа содействия занятости населения Владимирской области на 2012 - 2014 годы", "Жилище" на 2011 - 2015 годы", "Социальное развитие села на период 2009 - 2012 годов", "Формирование в 2010, 2011 годах здорового образа жизни у населения Владимирской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака" и другие.
Демографические процессы крайне инерционны и не могут быть объяснены изменениями за короткий промежуток времени. Однако проводимая работа способствовала созданию условий для улучшения отдельных показателей, характеризующих улучшение демографических процессов в области.
По сравнению с 2008 годом естественная убыль сократилась на 22,6 процента, показатель рождаемости увеличился на 0,9 процента и составил 10,9 случаев на 1000 человек населения (2008 г. - 10,8), общий показатель смертности снизился на 9,1 процента и составил 17,1 случаев на 1000 человек населения (2008 г. - 18,8), количество вторых, третьих и последующих рождений в семье выросло с 42,7 процента до 47,4 процента. Доля внебрачных рождений в общем числе родившихся снизилась с 26,6 процента по итогам 2008 года до 23,7 процента по итогам 2011 года.
Учитывая сложившуюся ситуацию во Владимирской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий, для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.
Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного, и др.
Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.
На территории Владимирской области проживает более 320 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23% от численности всего населения. Это наиболее динамично развивающаяся категория населения, и от ее позитивного настроя, социального и духовного благополучия во многом зависит успех проводимых преобразований, общее развитие региона.
Современная молодежь как социально-демографическая группа характеризуется самостоятельностью, социальной активностью, стремлением к профессиональному росту, способностью к инновационной деятельности. В то же время ее отличает недостаток жизненного опыта и несформированность духовно-нравственных ориентиров, она подвержена влиянию деструктивных сил, что увеличивает социальную напряженность.
Сегодня необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для вовлечения молодых людей в позитивные общественные процессы.
В ходе реализации государственной молодежной политики в регионе за последние годы достигнуты определенные положительные результаты.
Увеличилось количество молодежных и детских общественных объединений и их численность как на местном, так и на областном уровнях. Возросла активность добровольческих инициатив молодежи. Ежегодно на конкурсной основе оказывается государственная поддержка деятельности более 50 молодежных и детских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, работающих с молодежью. В целях выявления лидеров в молодежной среде, изменения самосознания молодежи, ее вовлечения в социально значимую деятельность проводятся лидерские лагеря, школы молодежного и студенческого актива, семинары по развитию добровольческой работы. Вместе с тем доля охваченной активной общественной деятельностью молодежи от общего числа молодых граждан составляет немногим более 7%.
Реализация мероприятий Программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на муниципальном уровне, а также формирование системы соответствующих целевых индикаторов и показателей.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода, решаемого программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся в регионе демографических проблем позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение на протяжении ряда лет, обеспечив взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации Программы.
Использование программно-целевого метода принесет наибольший эффект от вложения бюджетных средств, позволит усилить отдельные направления для достижения поставленной цели и получить наибольшие социально-экономические результаты.