Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2012 года N 851

О долгосрочной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области в 2013-2020 годах"

Утратило силу:

постановление Губернатора Владимирской области от 14.02.2014 N 114, НГР:ru 33000201400035)

Изменения:

(постановление Губернатора Владимирской области от 26.12.2012 N 1496, НГР: ru33000201200627;

постановление Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1545, НГР: ru33000201300551)

В соответствии с Пунктом 22 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области в 2013 - 2020 годах" согласно приложению N 1 (далее - Программа).

2. Утвердить порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию мероприятий по строительству (реконструкции) очистных сооружений, сброс с которых осуществляется в малые водотоки, согласно приложению N 2.

3. Утвердить порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений согласно приложению N 3.

4. Определить департамент природопользования и охраны окружающей среды уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с Минприроды России и Федеральным агентством водных ресурсов в рамках реализации Программы.

5. Признать утратившими силу:

- постановление Губернатора области от 16.04.2008 N 272 "О мерах по предупреждению негативного воздействия вод, обеспечению устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений на период 2008-2015 годов";

- постановление Губернатора области от 02.09.2008 N 613 "Об утверждении порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на организацию мероприятий по охране окружающей среды";

- пункт 3 постановления Губернатора области от 02.09.2008 N 616 "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Владимирской области в сфере водных отношений";

- постановление Губернатора области от 17.11.2010 N 1227 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 02.09.2008 N 613 "Об утверждении порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на организацию мероприятий по охране окружающей среды в 2009-2011 годах".

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Губернатора области по промышленности и экономической политике.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5, который вступает в силу с 01.01.2013 года.

И.о. Губернатора области

А.В. Конышев

Приложение N 1

к постановлению Губернатора области

от 31.07.2012 N 851

Долгосрочная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области в 2013 - 2020 годах"

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
"Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
Пункт 22 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р ;
Закон Владимирской области от 30.11.2004 N 202-О З "Об основных направлениях деятельности органов государственной власти Владимирской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды";
Указ Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года".

Государственный заказчик

Администрация Владимирской области.

Руководитель Программы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области.

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
 Сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
 Задачи Программы:
 1. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

 2. Сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

 3. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

 4. Развитие системы государственного мониторинга водных объектов.

Целевые индикаторы и показатели

1. Увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории Владимирской области до 30,8%;

 2. Общее количество разработанной проектно-сметной документации на меропр иятия Программы - 11 ед.;

 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1545 )
 3. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (протяженность расчистки рек) - 14,26 км;

 4. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях c 5,82% до 13,40%;

 5. Количество реконструированных и построенных очистных сооружений, сброс с которых осуществляется в малые реки - 4 ед.;

 6. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние - 12 ед.;

 7. Количество створов мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон - 9 ед.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2013 - 2020 годах в 1 этап.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется из федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов.
 Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2020 годы составляет 248476,31 тыс. руб., в том числе:
 средства федерального бюджета - 160747,14 тыс. руб.;

 средства областного бюджета - 47083,50 тыс. руб.;

 средства местных бюджетов - 40645,67 тыс. руб.
 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2012 N 1496 )
 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1545 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущерба от опасных гидрологических явлений посредством проведения мероприятий по расчистке русел и дноуглублению рек в ряде населенных пунктов.
 2. Снижение негативного антропогенного воздействия на водные объекты в ряде населенных пунктов путем строительства и реконструкции очистных сооружений.
 3. Приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности.
 4. Повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет организации створов мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.

Контроль за исполнением Программы

Губернатор Владимирской области.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Владимирская область занимает площадь 29,0 тыс. кв. км, располагается в центре Европейской части России и граничит с Московской, Ярославской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областями. Территория области входит в состав Центрального федерального округа и характеризуется высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду. Промышленный комплекс региона имеет многоотраслевую направленность и представляет собой совокупность около 2 тыс. предприятий видов экономической деятельности - "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". При этом около 90% выпуска продукции приходится на долю "Обрабатывающих производств".

В структуре отгруженной продукции "Обрабатывающих производств" наибольший удельный вес по итогам 2011 года имели следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки (29,9%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (14,2%), производство машин и оборудования (9,9%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (7,6%), химическое производство (7,6%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (7,2%).

Владимирская область обеспечена водными ресурсами неравномерно и недостаточно. К наиболее обеспеченным относятся территории, прилегающие к главным водным артериям области - рекам: Оке, протекающей по юго-восточной границе, и нижнему течению ее левого притока – Клязьме, пересекающей область с запада на восток.

Общая гладь поверхностных вод Владимирской области составляет 32,9 тыс. га. Основные реки - Клязьма и Ока. Протяженность Клязьмы по территории области составляет 459 км, Оки – 157 км. По территории области протекают сотни больших и малых рек общей протяженностью более 8,6 тыс. км (их количество вместе с ручьями доходит до 746). Клязьма впадает в Оку на юго-восточной окраине по границе с Нижегородской областью. Крупнейшие притоки Клязьмы: Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Нерль, Судогда, Уводь, Лух, Суворощь; притоки Оки: Гусь, Унжа и Ушна. На реках области построено 137 водохранилищ и прудов с общим объемом 89,664 млн. куб. м. Насчитывается 357 озер общей площадью около 5 тыс. га. Происхождение озер различно. Многочисленные озера-старицы разбросаны по долинам рек. Самые крупные из них – Урвановское (длиной 12 км) и Виша (длиной около 10 км). Основные массивы болот региона (общая их площадь составляет 37,4 тыс. га) встречаются в Мещерской и Балахнинской низменностях.

Водохозяйственный комплекс - это совокупность различных отраслей хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна.

Из этого определения вытекают требования к водохозяйственному комплексу, которые в общем виде сводятся к следующему:

- обеспечение водой всех потребителей в достаточном количестве, соответствующего качества, в необходимом месте и в необходимое время;

- сохранение природных условий и гарантии охраны воды от загрязнения, засорения и истощения;

- обеспечение наибольшего экономического эффекта в сфере водного хозяйства;

- гарантия простой и надежной работы всех технологических систем водохозяйственного комплекса.

Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.

Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие водохозяйственного комплекса, является отсутствие системного подхода по модернизации и восстановлению данной отрасли, подкрепленного финансированием.

Текущее состояние водохозяйственного комплекса Владимирской области имеет серьезные социально-экономические проблемы.

За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Владимирской области располагаются 24 ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и 1 в собственности Владимирской области. Половина из них в настоящее время находится в предаварийном состоянии и требует капитального ремонта. Бесхозяйные ГТС на территории области отсутствуют.

Проведенная инвентаризация ГТС и анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС Владимирской области, прошедших инвентаризацию, позволяют сделать вывод об их неудовлетворительном состоянии, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в населенных пунктах, расположенных в нижнем бьефе.

Очевидно, что общий уровень безопасности ГТС области можно оценить как недостаточный.

Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.

К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается. А большинство из них было построено еще в 60-70-е года XX века.

ГТС, представляющие, по предварительным оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность и расположенные на территории Владимирской области, предложены к финансированию в рамках долгосрочной целевой программы.

Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов песка, торфа, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Повышение отметок дна способствует развитию соответствующей растительности. В результате эта растительность, уменьшая скорости течения и транспортирующую способность потока, способствует ускорению аккумуляции наносов. Повышение отметок дна рек вследствие заиления, а также повышение гидравлического сопротивления русла вследствие его зарастания ведут к уменьшению пропускной способности русла. Соответственно паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная очистка русел рек в черте населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий.

В результате проводимых мероприятий будут сокращены площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Кроме того, увеличится пропускная способность рек, улучшится

ландшафт и экологическое состояние как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов области.

Кроме того, реализация Программы направлена на оздоровление экологической обстановки основной реки Владимирской области, реки Клязьмы, и ее притоков, а также снижение антропогенного воздействия на водные объекты.

На территории области насчитывается 206 очистных сооружений биологической и механической очистки, из них 43% подлежат капитальному ремонту, 20% - реконструкции, требуется строительство новых очистных сооружений в нескольких десятках населенных пунктов.

Половина очистных сооружений биологической очистки либо практически не работают (разрушены), либо эксплуатируются в режиме механической очистки по причине аварийного состояния блоков биологической очистки.

Особенно сложная ситуация складывается с работой очистных сооружений в сельской местности, ухудшающих качество воды малых рек.

Строительство новых и реконструкция старых очистных сооружений в рамках Программы позволит на порядки снизить массу сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты от населенных пунктов, где очистные сооружения стали абсолютно неработоспособными.

В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов необходимо расширение сети мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.

Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, ориентированной на принципы устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов, требует применения эффективной системы управления процессом принятия решений, в которой следует опираться на достоверную и своевременную информацию мониторинга поверхностных вод, источниках антропогенного воздействия на них, существующих и возможных последствиях этих воздействий.

Нарастание масштаба проблем в водохозяйственном комплексе Владимирской области может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации экономики региона.

Дальнейшее функционирование водохозяйственного комплекса без использования программно-целевого метода будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня безопасности ГТС, увеличением негативного антропогенного воздействия на водные объекты и ухудшением их экологического состояния.

Одним из основных долгосрочных приоритетов Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, является субсидирование или содействие финансированию программ водохозяйственного комплекса городов и районов субъектов Российской Федерации.

Учитывая масштабность поставленных Водной стратегией Российской Федерации целей и задач, решение которых требует реализации долгосрочной комплексной системы мер, мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса целесообразно осуществлять в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, поскольку мероприятия по эффективному использованию водохозяйственного комплекса:

- входят в число приоритетов для формирования долгосрочных целевых программ;

- относятся к вопросам регионального и федерального уровня по причине нахождения большинства водных объектов и всех крупнейших ГТС в федеральной и собственности Владимирской области;

- носят межотраслевой и межведомственный характер;

- не могут быть решены за один год и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;

- носят комплексный характер, касаются повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов Владимирской области в отраслях, использующих водные ресурсы.

Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охрану водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности ГТС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»