ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 мая 2011 года N 390

О долгосрочной целевой программе Владимирской области "Старшее поколение" на 2011-2013 годы

(Изменения:
постановление Губернатора Владимирской области от 24.10.2011 N 1150, НГР: ru33000201100486;
постановление Губернатора Владимирской области от 12.09.2012 N 1029, НГР: ru33000201200436;
постановление Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1544, НГР: ru33000201300623)

Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3646ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 и поручения Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307, с целью формирования организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Владимирской области "Старшее поколение" на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Назначить координатором Программы департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области Н.В.Виноградов


Приложение
к постановлению Губернатора области
от 03.05.2011 N 390

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ



1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Владимирской области "Старшее поколение" на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного акта)

Поручение Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 и поручение Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307

Государственный заказчик

Администрация Владимирской области

Руководитель Программы

Департамент социальной защиты населения
 администрации Владимирской области

Цель и задачи Программы

Цель Программы.
 Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, поддержка активного социального долголетия пожилых людей
 Задачи Программы:
 - нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей;

 - социальная поддержка пожилых людей;

 - деятельность по укреплению социальной защищенности пожилых людей;

 - укрепление здоровья пожилых людей;

 - оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;

 - совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста;

 - совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;

 - организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;

 - к адровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;

 - методическое и информационное сопровождение Программы

Целевые индикаторы и показатели

Реализация Программы позволит:
 - в результате совершенствования нормативной правовой базы расширить перечень предоставляемых услуг, довести удельный вес граждан пожилого возраста, получивших различные виды социальных услуг, к общему числу пенсионеров до 50 %;

 - улучшить качество жизни граждан пожилого возраста, относящихся к региональным  категориям льготников, путем предоставления гарантированных мер социальной поддержки (размер ежемесячных совокупных выплат и иные формы социальной поддержки на 1 чел. в среднем 898 руб.);".
 (абзац в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 24.10.2011 N 1150 ;

 абзац в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1544 )
 - осуществлять разработку стратегических направлений, координацию деятельности различны х структур по проблемам граждан пожилого возраста.
 - охватить социальными услугами не менее 98 % пожилых людей из числа выявленных, нуждающихся в социальной поддержке;

 - провести капитальный и текущий ремонты 28 стационарных учреждений социального обслуживания;

 -создать рекреационные зоны для граждан пожилого возраста в 7 стационарных учреждениях социального обслуживания;

 - обеспечить автотранспортом 11 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;

 - обеспечить охват пожилых людей проживающих в сельской местности:
 мобильными бригадами - не менее 350 чел.;

 социальными рейсами - не менее 7 тыс.чел.;

 - организовать на базе 15 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста курсы обучения компьютерной грамотности;

 - охватить различными культурно-досуговыми мероприятиями более 5 тыс.чел.;

 - организовать на базе 15 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста пункты проката современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами, лежачими больными;

 - организовать курсы повыше ния квалификации - не менее 5 % работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2013 годы

Объемы и источники
 финансирования Программы

Объем финансирования - 4995240,35 тыс.руб., в том числе, за счет средств:
 областного бюджета 4963105,35 тыс.руб.,
 внебюджетных источников 32135,0 тыс.руб.
 В 2011 г.
 всего 1696498,55 тыс.руб., в том числе
 за счет средств:
 областного бюджета 1679160,55 тыс.руб.,
 внебюджетных источников 17338,0 тыс.руб.
 В 2012 г.
 всего 1670453,0 тыс.руб., в том числе
 за счет средств:
 областного бюджета 1661841,0 тыс.руб.,
 внебюджетных источников 8612,0 тыс.руб.
 В 2013 г.
 всего  1628288,8 тыс.руб., в том числе
 за счет средств:
 областного бюджета 1622103,8 тыс.руб.,
 внебюджетных источников 6185,0 тыс.руб.

(строка в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 24.10.2011 N 1150 )
 (строка в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 12.09.2012 N 1029 )
 (строка в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1544 )

Ожидаемые конечные
 результаты от реализации Программы

Реализация Программы позволит поэтапно повышать качество жизни пожилых граждан путем:
 - повышения их доходов;

 - увеличения числа обслуживаемых учреждениями социального обслуживания;

 - расширения перечня предоставляемых услуг;

 - внедрения новых прогрессивных технологий социального обслуживания;

 - повышения уровня и качества социальных услуг;

 - оснащения учреждений социал ьного обслуживания современным оборудованием, автотранспортом, компьютерной техникой;

 - укрепления здоровья пожилых граждан;

 - повышения социальной активности пожилых людей

Контроль за исполнением
 Программы

Губернатор Владимирской области

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Стратегией социально-экономического развития Владимирской области определены цели и задачи в сфере социальной защиты населения, которые взаимосвязаны между собой и в целом направлены на улучшение качества жизни граждан.

На территории Владимирской области проживают более 450 тыс. чел. старше трудоспособного возраста. Доля пожилых граждан составляет более 30% от населения области. Прогнозируется, что и до 2013 года эта цифра останется достаточно высокой.

Решение проблем, обусловленных возрастными изменениями людей, представляет собой сложный долговременный процесс, участниками которого являются сами граждане, общество и государство.

Положительная оценка вклада пожилых людей в социальное развитие области связана, прежде всего, с их пониманием и принятием происходящих изменений в современном обществе, а также с проявлением интереса к социальной, культурной и экономической жизни, сохранением способности к посильной трудовой деятельности, готовностью передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные государством на обеспечение их жизнедеятельности.

Нуждаемость граждан пожилого возраста в различных видах социальной помощи возрастает вследствие многих причин. Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса.

В области сохранены все принятые публичные обязательства по соцподдержке граждан, входящие в сферу полномочий департамента социальной защиты населения администрации области. Своевременно выплачиваются пособия, компенсации и другие социальные выплаты.

Оказание социальных услуг, наряду с другими мерами социальной поддержки, должно гарантировать каждому пожилому человеку поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в области реализуется многоуровневой схемой оказания социальных услуг в зависимости от характера их жизненной ситуации.

Первый уровень - это превентивные мероприятия на уровне социальной поддержки в отношении пожилых людей, находящихся на ранних стадиях социального неблагополучия.

Специалистами учреждений социального обслуживания осуществляется необходимая профессиональная помощь, в том числе с привлечением других служб и ведомств, по принципу допустимого вмешательства в жизнедеятельность нуждающегося в социальной помощи гражданина.

Второй уровень предусматривает предоставление социальных услуг комплексного характера при непосредственном участии специалистов учреждений социального обслуживания в надомных условиях, в отделениях дневного пребывания.

Третий уровень - предоставление пожилым людям социальных услуг длительной реабилитационной направленности в условиях их временного пребывания в учреждениях.

Социальные услуги четвертого уровня оказываются в регионе гражданам пожилого возраста, утратившим способность к самообслуживанию, в условиях их постоянного проживания в домах-интернатах.

Социальные услуги гражданам пожилого возраста в области предоставляют 44 областных государственных учреждения. Работа осуществляется в соответствии c Национальными стандартами Российской Федерации и государственными стандартами социального обслуживания населения во Владимирской области.

На финансирование деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания в 2010 году из бюджета области было направлено около 830 млн.руб. Кроме того 194,9 млн.руб. из внебюджетных источников. На 2011 год запланировано 922,9 млн. руб. бюджетных средств.

Ежегодно в стационарных учреждениях обслуживаются около 4,0 тыс.чел., около 200 тыс.- получают услуги в нестационарных условиях.

Начиная с 2007 года ежегодно осуществляется мониторинг качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания с участием пользователей услуг - клиентов учреждений социального обслуживания, а также независимых экспертов (волонтеров, представителей общественных организаций).

Анализ результатов мониторинга позволяет оценить ситуацию и создать предпосылки для внесения корректив в стратегические ориентиры, изыскивать новые ресурсы и возможности, принять правильные управленческие решения.

Продолжают развиваться различные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которые направлены на увеличение численности граждан, получающих социальные услуги, приближение услуги непосредственно к ее получателю:

- мобильные бригады (обслуживают более 300 чел. в 95 отдаленных малонаселенных пунктах):

- социальные рейсы, в ходе которых услуги предоставлены около 7 тыс.чел.;

- университеты третьего возраста (более 2-х тыс. слушателей).

Активно внедряются новые технологии в работу учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста (компьютерные клубы, ВЕБ-камеры, телемосты).

Эффективными формами социально-реабилитационной работы с гражданами пожилого возраста являются организация отдыха и оздоровления в социально-оздоровительных центрах. Ежегодно более 800 чел. становятся их клиентами. Учреждения работают в режиме автономных, что дает возможность повысить эффективность бюджетных расходов с одновременным улучшением спектра и качества государственных услуг, оказываемых гражданам.

Развитию системы информирования населения о праве на предоставление социальных услуг и обязанностях граждан способствуют установление информационных терминалов, активный диалог с жителями области на "Форуме" администрации и сайтах в сети Интернет департамента, территориальных органов, учреждений социального обслуживания.

В рамках работы службы "Единый социальный телефон" консультации по различным вопросам в течение года получили более 3 тыс.чел.

Следует отметить, что важное место в формирующейся социальной инфраструктуре занимают общественные организации, объединяющие граждан старшего поколения.

В целях поддержания заинтересованности пожилых людей в социально-экономическом и культурном развитии области требуется дальнейшее решение проблем их социальной адаптации и творческой реализации.

С 1997 года при Губернаторе области функционирует Координационный комитет по делам пожилых людей и инвалидов, осуществляющий регулирование деятельности органов, организаций и учреждений по созданию условий для оказания помощи пожилым жителям. Участие в его работе принимают представители ветеранских организаций.

Граждане пожилого возраста ведут активный образ жизни. Пишут книги, картины, занимаются народным прикладным творчеством, участвуют в художественной самодеятельности, повышают свой образовательный уровень, активно участвуют в политической жизни области.

Учреждены и ежегодно вручаются гражданам пожилого возраста и инвалидам персональные призы администрации области "За социальную и творческую активность", "За социальную активность". 75 пожилых людей и инвалидов стали их обладателями.

В целях дальнейшего повышения качества жизни пожилых людей, развития системы социального обслуживания пожилых граждан Поручением Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 и поручением Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано указание разработать региональные программы, направленные на решение проблем пожилых граждан.

Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер социальной поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи со стратегическими целями Владимирской области, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов, формирование правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизации их социального участия в общественной жизни, разработана долгосрочная целевая программа Владимирской области "Старшее поколение" на 2011- 2013 годы.

Это программный документ, в котором определяется план мероприятий, направленных на достижение целей региональной политики в области социальной защиты граждан пожилого возраста, с указанием объемов и источников финансирования.

Программа дает дополнительную возможность для расширения перечня предоставляемых услуг, повышения качества обслуживания, укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста.

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель Программы - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, поддержка активного социального долголетия пожилых людей.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей;

- социальная поддержка пожилых людей;

- деятельность по укреплению социальной защищенности пожилых людей;

- укрепление здоровья пожилых людей;

- оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;

- совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста;

- совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;

- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;

- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;

- методическое и информационное сопровождение Программы.

Реализация Программы позволит:

- путем совершенствования нормативной правовой базы расширить перечень предоставляемых услуг, повысить качество обслуживания, довести удельный вес граждан пожилого возраста, получивших различные виды социальных услуг, к общему числу пенсионеров до 50 %;

- повысить качество жизни граждан пожилого возраста, относящихся к региональным категориям льготников, путем предоставления гарантированных мер социальной поддержки (размер ежемесячных совокупных выплат и иные формы социальной поддержки на 1 чел. в среднем 898 руб.);.

(абзац в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 24.10.2011 N 1150)

(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 31.12.2013 N 1544)

- обеспечить охват мониторингом не менее 10 % клиентов стационарных учреждений и граждан, находящихся на надомном обслуживании;

- охватить социальными услугами не менее 98 % пожилых людей из числа выявленных, нуждающихся в социальной поддержке;

- осуществить оптимизацию среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем совершенствования деятельности стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (проведение капитального и текущего ремонта 28 стационарных учреждений социального обслуживания; создание рекреационных зон для граждан пожилого возраста в 7 стационарных учреждениях социального обслуживания);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»