Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 декабря 2006 года N 199-ОЗ

Об областной целевой программе развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы

Принят Законодательным Собранием области 20 декабря 2006 года

Признан утратившим силу Законом Владимирской области от 11.11.2009 N 159-ОЗ, НГР: ru33000200900474

(Изменения:
Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 42-ОЗ, НГР: ru33000200700165;
Закон Владимирской области от 14.11.2007 N 145-ОЗ, НГР: ru33000200700469;
Закон Владимирской области от 08.07.2008 N 113-ОЗ, НГР:ru33000200800293;
Закон Владимирской области от 07.11.2008 N 166-ОЗ, НГР: ru33000200800439)

Действие Закона приостановлено до 1 января 2010 года в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 07.05.2009 N 15-ОЗ, НГР: ru33000200900147

Статья 1


Утвердить областную целевую программу развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

28 декабря 2006 г.

N 199-ОЗ

Приложение

к Закону Владимирской области

от 28.12.2006 N 199-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ

I. Паспорт областной целевой программы развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы


(см. Паспорт областной целевой программы на бумажном носителе)

Наименование Программы

Областная целевая программа развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы (наименование номер и дата нормативного документа)

Указ Губернатора области от 01.02.2006 N 2 "О законодательной инициативе и нормотворческой деятельности в 2006 году"

Заказчик Программы

Администрация Владимирской области

Основные разработчики Программы

Департамент образования администрации Владимирской области

Цели и задачи

Цели Программы
 - обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования;

 - обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

 - обеспечение успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в обществе и на рынке труда, создание условий для их социальной мобильности.
 Задачи Программы
 - совершенствование содержания и технологий образования;

 - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

 - обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - повышение эффективности управления в системе образования;

 - совершенствование экономических механизмов в сфере образования и ресурсного обеспечения в сфере образования.
 Целевые индикаторы и
 - удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки,индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения;

 -
 -
 -
 -
 -
 - узы
 -

Сроки и этапы реализации
 Программы

2007-2010 годы
 На 1 этапе (2007-2008 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных_ преобразований и экспериментов.
 На 2 этапе (2009-2010 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на модернизацию материальной инфраструктуры, на осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы, а также на реализацию мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на 1 этапе.

Исполнители основных
 мероприятий Программы

Департамент образования администрации Владимирской области, органы местного самоуправления (по согласованию), Ассоциация работодателей и товаропроизводителей (по согласованию), Центр экспертизы образовательной деятельности (по согласованию), Владимирский институт повышения квалификации работников образования (по согласованию).

Объемы и источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета Владимирской области и местных бюджетов, внебюджетных средств.
 Общий объем финансирования Программы - 6875271,3 тыс. руб., из них средств федерального бюджета - 1309293,5 тыс. руб., средств областного бюджета - 5505947,8 тыс. руб., местных - 57350,0 тыс. руб., в том числе 2007 г. - 1329345,0 тыс. руб., 2008 г. - 1622507,1 тыс. руб., 2009 г. - 1804385,2 тыс. руб., 2010 г. - 2119034 тыс. руб., внебюджетные средства - 2680,0 тыс. руб.";

Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200800439.doc

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- наличие в каждом муниципальном образовании образовательных карт как основы для анализа и планирования сети образовательных учреждений;

 - функционирование в системе общего дошкольного образования 20 %, а общего школьного образования 30 % вариативных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих образовательные потребности населения;

 - введение в действие с 2007-2008 учебного года областного (регионального) базисного учебного плана в соответствии с действующими образовательными государственными стандартами, обеспечивающими предпрофильную подготовку и профильное обучение на III ступени образования;

 - повышение до 50 % удельного веса предметов общего образования, обеспеченных учебно-методическими комплектами нового поколения;

 - увеличение удельного веса образовательных учреждений, реализующих нов ые государственные образовательные стандарты общего образования на основе компетентностного подхода;

 - реализация во всех общеобразовательных учреждениях области на 1 ступени обучения регионального курса "Наш край" (2-4 кл.);

 - охват до 50 % детей и подростков занятиями
 в системе дополнительного образования и до
 90 % - участием в работе детских общественных объединений по интересам;

 - доступность во всех образовательных учреждениях области образовательных ресурсов сети Интернет, электронных каталогов библиотек, учебных книгоизданий;

 - рост на 50 % по отношению к 2006 году количества обращений к образовательным информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах;

 - повышение процента охвата профессиональным образованием выпускников учреждений общего образования, количества обучающихся в учреждениях профессионального образования на 10 тыс. населения области;

 - увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, получивших повышенные разряды, дипломы с отличием;

 - удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, при первичном выявлении составит 70 %;

 - положительная динамика удельного веса численности детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование;

 - удельный вес областных учреждений для детей-сирот, предоставляющих патронатное воспитание, составит 55 %;

 - удельный вес выпускников учреждений для детей-сирот, получающих профессиональную подготовку, достигнет 25 %;

 - положительная динамика количества образовательных учреждений, не допускающих нарушений лицензионных нормативов и требований;

 - отсутствие образовательных учреждений, не прошедших аттестацию в установленные сроки;

 - увеличение удельного веса учреждений образования, аттестованных с участием общественных институтов, организаций, привлекаемых для независимой оценки качества образовательной деятельности;

 - увеличение доли руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, осуществивших повышение квалификации в области контроля качества образования;

 - удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, увеличится с 40 % до 90 %;

 - повышение удельного веса общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием;

 - наличие единой информационной сети между департаментом образования и подведомственными образовательными учреждениями, увеличение доли областных государственных образовательных учреждений, включенных в единую сеть документооборота;

 - повышение удельного веса численности образовательных учреждений, использующих информационные системы в управлении;

 - увеличение процента роста числа автоматизированных рабочих мест работников управления в сфере образования по отношению к 2006 году;

 - увеличение доли средств, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций на финансирование образования, в общей сумме расходов на образование по сравнению с 2006 годом;

 - обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет: распространения различных моделей образования для детей дошкольного и школьного возраста;
создания региональной системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования;

 - рост заработной платы учителей, увеличение объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда, повышение стимулирующей функции оплаты труда;

 - увеличение доли муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых полу чат бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования от общего числа муниципальных образований Владимирской области.

Контроль за исполнением
 Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Владимирской области и Законодательное Собрание Владимирской области.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации программными методами


Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность, становление в нашей стране институтов гражданского общества. Во Владимирской области образование, включающее дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона, средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

На конец 2005-2006 учебного года региональная система образования представлена 595 учреждениями дошкольного образования, 525 общеобразовательными школами, 77 учреждениями дополнительного образования детей, 33 учреждениями начального профессионального образования, 20 детскими домами, 26 специальными (коррекционными) школами-интернатами, 19 вечерними школами.

Все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельство государственной аккредитации. Таким образом, в области созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного образования.

В региональной системе образования занято более 31,4 тыс. педагогических работников, 89 % из них имеют высшее профессиональное образование, 82 % аттестованы на квалификационные категории, 98 % руководителей образовательных учреждений имеют высшее образование.

Вопросы образования занимают особое место в деятельности администрации области. Подтверждением этого является рост расходов областного бюджета на нужды образования: в 2005 году увеличились объемы бюджетного финансирования в 1,5 раза по сравнению с 2004 г.

На одного учащегося дневных школ в среднем по области направлено в 2004-2006 годах 10,5 тыс. руб. в год, на одного воспитанника детского дома из областного бюджета расходовалось около 110 тыс. руб.

Средняя заработная плата в образовании возросла по сравнению с 2005 годом на 26 %. Удельный вес доплат и надбавок стимулирующего характера в среднем по области в общеобразовательных учреждениях составил 16,7 %. Льготами по коммунальным услугам в 2005 г. пользовались 7,5 тыс. специалистов образования.

Увеличены расходы на образование, в том числе инвестиционного порядка. Средства областной адресной инвестиционной программы в объеме более 15 млн. руб. направлены на ввод учебного корпуса школы Иванищи Гусь-Хрустального района, котельной Омофоровской школы-интерната для детей-сирот.

При долевом участии муниципалитетов в финансировании программы "Дети Владимирской области" для организации подвоза учащихся в 2005 г. приобретено 15 автобусов, в 2006 г. - 13 единиц автотранспорта.

На реализацию программы "Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 гг." направлено более 100 млн. руб., что в 8 раз превышает уровень 2004 года.

Каждая пятая школа области получила в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" существенную материальную поддержку: 25 школ - 1 млн. руб. на модернизацию материально-технической базы учреждения, 71 школа - учебные кабинеты, 12 школ - автобусы для подвоза детей, 16 школ - 900 тыс. руб. на реконструкцию и развитие учебной базы.

В период с 2001 по 2005 год в рамках реализации Основных направлений модернизации образования на 2004-2006 годы:

- созданы: новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый метод финансирования. Из регионального бюджета финансируются заработная плата работников системы образования, приобретение книгоиздательской продукции, учебные расходы; из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий, сооружений общеобразовательных учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с заработной платой педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результат работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации образовательных услуг;

- апробированы варианты и модели государственно-общественного управления образованием. Администрацией Владимирской области создан Совет по образованию, воспитанию и защите прав детей при заместителе Губернатора области, действуют советы ректоров вузов, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования. На уровне большинства муниципальных органов управления образованием также сформированы координационные советы по развитию образования. Ведется работа по созданию механизмов социального партнерства, прежде всего с работодателями;

- начата работа по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризация образовательных учреждений. С 2001 по 2005 год вследствие неблагоприятной демографической обстановки и реализации муниципальных программ реструктуризации закрыто 36 образовательных учреждений, в том числе общеобразовательные школы;

- в муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа с опорной школой;

- доступности образования способствует реализация областной целевой программы "Дети Владимирской области". К настоящему времени для перевозки обучающихся к месту учебы и обратно задействовано 108 автобусов, приобретенных, в том числе, по указанной Программе;

- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят государственное образовательное учреждение Владимирской области "Институт повышения квалификации" и ведущие учреждения высшего профессионального образования;

- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса, на эти цели из бюджетов всех уровней в 2004-2005 гг. направлено 12 млн. руб. Если в 2000-2001 гг. на 1 компьютер приходилось 36 обучающихся, то в 2005-2006 гг. - 22 человека. Компьютерный парк образовательных учреждений в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;

- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;

- по сравнению с 2000 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2001-2005 гг. количество обучающихся в профессиональных лицеях, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 5 % до 24 %, увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.

В целом региональная система образования Владимирской области отличается стабильностью, наличием конструктивных связей с другими смежными отраслями. Во многих муниципальных округах и образовательных учреждениях развивается инновационная деятельность, направленная на решение актуальных задач образования. Регион принимает активное участие в реализации федеральных и международных образовательных программ (единый государственный экзамен, изменение структуры и содержания общего и профессионально образования, разработка индексов доступности и эффективности образования и т.п.).

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации "Основных направлений модернизации образования области на 2004-2006 гг.", в региональной системе образования сохраняются многочисленные проблемы, свидетельствующие о том, что темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют государство, общество и самих обучающихся. Основными из них являются:

- недостаточный для современной жизни уровень образовательной и социальной мобильности школ, учреждений начального и среднего профессионального образования;

- несоответствие требованиям работодателей уровня ответственности, коммуникабельности и профессиональной компетентности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- существенное ухудшение здоровья обучающихся в процессе получения образования;

- несформированность системы государственно-общественного контроля организации образовательного процесса и качества образования;

- несовершенство системы информирования администраторов образования и местного сообщества о состоянии, результатах и изменениях в региональной системе образования;

- отсутствие реальной поддержки проводимых в региональной системе образования изменений профессионального сообщества и социума в целом;

- низкая эффективность взаимодействия с социальными партнерами образования;

- недостаточная эффективность и рациональность использования ресурсного обеспечения региональной системы образования для решения современных задач образования;

- низкий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических работников;

- недостаточная эффективность региональной системы повышения квалификации;

- доминирование репродуктивных образовательных технологий в учебном процессе и перегрузка обучающихся;

- низкая эффективность аттестационных процедур (они не нацеливают педагогических и руководящих работников на существенное изменение образовательной деятельности);

- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональном образовании;

- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования.

Многие из перечисленных проблем имеют общие корни и требуют комплексного подхода к их разрешению. Можно выделить следующие общие причины, сдерживающие развитие региональной системы образования, не позволяющие получить образовательные результаты, адекватные ожиданиям государства, общества, обучающихся:

- отсутствие эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием;

- недостаточный для решения современных задач образования уровень квалификации и профессионализма педагогических и руководящих кадров системы образования;

- недостаточность взаимодействия всех уровней образования для удовлетворения образовательных потребностей населения и реализации индивидуальных образовательных программ;

- неразвитость аналитической деятельности на всех уровнях управления региональной системы образования и, как следствие, недостаточная обоснованность управленческих решений административной системы образования;

- недостаточное использование воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования для решения современных задач образования;

- невысокий уровень заработной платы педагогов.

Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.

Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в системе образования и формирования системы образования Владимирской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2007-2010 годы и является логическим дополнением "Основных направлений модернизации образования Владимирской области на 2004-2010 годы", а также "Комплекса мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2006-2007 годы".

III. Цели и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»